Из многочисленных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиан (II - III вв.), Павел (II - III вв.), Ульпиан (II - III вв.), Модестин (II - III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426г.) о цитировании юристов, положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Упомянутый закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов. К таким цитируемым юристам прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Марцелл.
Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, которая включала: 1. — Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения (Работы Гая, Ульпиана, Флорентина, Марциана); 2. - Дигесты (Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (I в. до н.э. - IV в. н.э.); 3. - Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций). Руководил кодификационной работой выдающийся юрист VI в. Трибониан. Именно собрание текстов римских юристов обеспечило кодификации Юстиниана выдающееся место в истории права.
Понятие права юристы выводили, подобно Цицерону, из стоической идеи мирового, всеобщего закона природы. Согласно определению Цельса, принятому многими римскими юристами, право - это искусство добра и справедливости. По Ульпиану, правосудие есть «познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом». Т.е. юристы еще не отделяли право от нравственности; источником права считали мировой божественный разум.
В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части: естественное право, право народов, право граждан.
|
Естественное право, по их представлениям, распространялось как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными.
Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и ряд других установлений.
Право граждан (цивильное право) регулирует отношения между свободными римлянами. По словам Гая, цивильное право является «собственным правом государства». Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и «мнения мудрых».
Право в Древнем Риме также делилось на частное и публичное. По знаменитой формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное - к пользе отдельных лиц. Частное право включает в себя предписания права естественного, предписания права народов и предписания права цивильного.
Основное внимание юристы уделяли частному праву. В их трудах были заложены основы теории гражданского права - цивилистики. Разрешая споры по гражданским делам, юристы разграничили виды сделок, выработали формулы исков, определили правомочия собственника и других субъектов права.
К изучению публичного права римская юриспруденция обратилась в I - II вв., когда правоведы, получившие привилегию официального толкования закона, выступили в поддержку императорского режима. В публичном праве они проводили идеи неограниченных полномочий принцепса, передачи ему законодательной власти.
|
Принципы римского частного права были усвоены теоретической юриспруденцией во многих странах континентальной Европы. Под влиянием римской цивилистики сложились классические правовые доктрины XVIII - XIX вв., наделившие собственника абсолютным правом распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.
Одни юристы занимали высокие должности в государстве и жили в согласии с власть имущими. Другие становились их жертвами. Ульпиан в качестве префекта преторианцев пытался бороться с произволом гвардии. После ряда покушений, он был убит в 228г. в присутствии императора Александра Севера. Несколько раньше, в 212г., при Каракалле был казнен Папиниан, тоже бывший префектом преторианцев. Каракалла, убив своего брата Гету, потребовал от знаменитого юриста оправдания своих действий. Папиниан отказался от этого, сказав: «Оправдание убийства не легче, чем его совершение».
4. Политико-правовые идеи христианства начинают складываться в I в. н.э. В развитии организации христиан обычно различают два этапа: «апостольскую церковь» (I - II вв.) и пришедшая ей на смену (2-ая половина II в.) «епископальная церковь». Основные идеи христианства содержаться в книгах «Нового завета». Говоря о развитии взаимоотношений христианства и государства, развитии христианской концепции права и философии права. С позиций этой классификации, необходимо выделить этап ранней церкви, когда христиане при несомненном признании существовавших в обществе законов и властей относились к ним индифферентно, этап развития положительной концепции государственной власти (нач. II – 313 г.). Этап развитой христианской философии истории и права, когда христианство становится государственной религией Византийской и Римской империи.
|
В произведениях раннехристианской литературы (Откровение Иоанна Богослова - «Апокалипсис») осуждается рабовладельческий Рим и его императоры, особенно «зверь - антихрист Нерон». Христиане мечтали об уничтожении Римской империи как «царства дьявола». Они ждали пришествия мессии, Христа, который сокрушит царство зла и установит обещанное пророками тысячелетнее царство, обитатели которого «не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной». В ожидании мессии проповедовалось смирение: «Никому не воздавайте злом за зло».
Христианские общины были организованы на демократических началах. Имущество отдавалось общине. Связь между общинами поддерживали странствующие проповедники (апостолы), не имевшие привилегий. Община, кормила апостола несколько дней, после чего он должен был либо идти дальше, либо работать с другими.
В христианском учении в религиозной форме выражены многие общечеловеческие ценности. Заповеди: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй... Со II века христианские общины пополнились выходцами из имущих и образованных слоев общества (изменение социального состава).
К середине II в. в христианстве берет верх то направление, которое делало упор на мистические стороны учения. Одновременно складывается церковная иерархия. Руководство общинами переходит в руки епископов, пресвитеров, дьяконов, образовавших стоящий над верующими клир (духовенство). Епископы (как правило, состоятельные люди) установили между собой прочные связи. Таким образом, была создана вселенская церковь. Была разработана сложная система обрядов, служб, догм.
В христианской литературе II - III вв. большое место занимает апологетика (христианская литература этого периода почти полностью - апологетика). Христианские писатели уверяют, что новая религия - союзник государства и императора. При императоре Константине христианство было объявлено равноправной с другими религией (313гг.), а затем господствующей – при императоре Феодосие Великом (конец IV в.).
Эволюция христианства сопровождалась ожесточенной борьбой между церковью и различными ересями (вероучение, основанное на некоторых общих с официальной церковью догматах, но оппозиционное, отличное от церковного).
Так, во 2-й половине II в. В Малой Азии возникла секта монтанистов, продолжавших проповедать ненависть к Римской империи. Они сохранили демократические порядки первых общин.
Чуть ранее (I в. н.э.) возникли антицерковные секты гностиков (гносис - знание) соединявшие ряд положений христианства с учением о «логосе» (заимствованного у Филона Александрийского и др.). Некоторые гностики (Эпифан), опираясь на послания Апостола Павла, критиковали общественное неравенство (Ап. Павел писал: «Нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного – но все едины во Иисусе Христе».).
В Северной Африке развивалось и движение донатистов - христиан, стремившихся сохранить чистоту церкви; почитавших мучеников, пострадавших во время гонений. Это движение стремилось обособиться от государства. «Что императору до церкви?» - говорил епископ Донат, по имени которого названо движение. В середине IV в. донатисты объединились с агностиками. Церковь же просила у императора вооруженных репрессий к тем и другим.
Признание христианства государственной религией не исключало того, что между императорской властью и церковью возможны трения. Стремление церкви участвовать в государственной власти обосновывалось теократическими теориями. Одним из первых теоретиков был константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345-407). «... царь преклоняет голову под руку священника».
Заметной вехой в развитии политике - правовой идеологии христианства стало учение епископа г. Гиппона (Северная Африка) - Аврелия Августина (354-430гг.), прозванного православной церковью «Блаженный», а католической - признавшей его святым и учителем церкви («отцом церкви»).
В произведении «О граде божием» Августин писал, что в мире существуют два государства: «божий град» (церковь) и «град земной» (государство).
«Церковь и теперь есть царствие небесное». Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, т.к. лишь в церкви - право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божию принадлежит первый праведник - Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин. В то же время Августин говорил о наличии двух видов земных царств: одни - организации насилия и разбоя, начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом. Другие царства - это «христианские государства». В конечном счете, оправдание государства - в служении церкви. (Хрестоматия. С. 82-85).
Одним из первых Августин стал призывать насильственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси.
«Имя рабства заслужила вина, а не природа». Источник рабства - прегрешение библейского Хама. «Грех - первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду божию, у которого нет неправды».
Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. «Кто сотворил тех и других? - Господь! Богатого - чтобы помочь бедному, бедного - чтобы испытать богатого».
«Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть Бог». Практически образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. Оправдывая последние, Августин перетолковал заповедь «не убий». «Ее отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от Бога».
Теократические идеи Августина в определенной мере осуществились в определенной мере осуществились в Византии. Союз церкви и государства, переплетение их механизмов создали теократическую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.
Политико-правовые учения Древнего Рима привлекают внимание и современных исследователей, что закономерно, т.к. многие современные понятия, конструкции восходят к римскому праву. Исключительное влияние на весь исторический процесс оказало и христианство.
Тема 5
Политико-правовые учения в Киевской Руси и Московском государстве.
План.
1. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси.
2. Политико-правовые воззрения Иллариона, Владимира Мономаха и Даниила Заточника.
3. Политико-правовая мысль Московского государства.
Литература:
- Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. М 1960.
- Громов М.Н. Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 1990.
- Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985.
- Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1996.
1. В целом вопрос изучен в курсе «История государства и права России». Повторение касается ряда тезисов:
- Киевская Русь (Русская земля) просуществовала с IX до сер. ХП вв. Государственная власть (по сравнению с Западной Европой) играла более значимую роль. Православие существенно повлияло на политико-правовую мысль. Первым письменным источником права Киевской Руси считаются договоры Руси с Византией (912,945 гг. дошедшие до нас только в списках XIV века). Наиболее значительные источники: «Русская Правда» (Пространная, Сокращенная...) и церковные уставы великих князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; уставы и уставные грамоты князей; сборники византийских правовых установлений («Номоканон» и др.)
- Идея святости человеческой жизни (Борясь с волхвами митрополит Иоанн II (XI в.) рекомендует от увещаний при необходимости переходить - «яро казнити, но не до смерти убивати, ни обрезати сих телесе»). Византийскому законодательству были свойственны и жестокие наказания: отсечение руки, выкалывание глаз... Они не были восприняты русскими законодателями. В летописи рассказывается об ослеплении в 1097 г. Василька Ростиславича, заподозренного в заговоре против великого князя Святополка Изяславича. Узнав о произошедшем, Владимир Мономах заплакал и сказал: «Се не бывало есть в Русьскей земли ни при дедах наших ни при отцих наших, сякого зла». К нему присоединились князья Давид и Олег Святославичи. Их посланцы отправились к Святополку с вопросом: «Что се зло сотворил еси в Русской земли, и вверг еси нож в ножны?»
- Первые служители христианской церкви (в основном византийцы) склонялись к ужесточению наказаний. Добились (на короткое время) от Владимира введение смертной казни за разбой. По мнению проф. В.А. Томсинова, христианство оказалось не инструментом для выработки русского правосознания, а материалом, из которого последнее черпало соответствующее духу русского общества мировоззренческие постулаты, понятия, образы.
- Преступление — это «обида», в основном материальный вред. Наказание — в первую очередь, возмещение данного вреда. Позже добавляется мысль - о грехе. Идея духовной кары возникла на Руси еще в рамках язычества - в договоре 945 г. говорится, что нарушивший договор «будеть клять от Бога Тот Перуна, яко преступи свою клятву».
- Понятие «правда» со времен Ярослава Мудрого стало нередко заменять «закон». Впрочем и «закон» часто обозначал некие нравственно-религиозные заповеди. Целесообразно с осторожностью использовать словосочетания «варварские правды» («Салическая правда», «Бургундская правда»...)
- Анализ документов (Хрестоматия по истории отечественного государства и права)
2. Первый политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан в сер. XI в. киевским митрополитом Иларионом (Современные дискуссии о первом русском интеллигенте). В сказании Нестора «Что ради прозвася Печерский монастырь» говорится: «Ларион муж благ, книжен и постник». Возможно Иларион в 1048 г. ездил во главе русского посольства в Париж на переговоры по вопросам брака Анны Ярославны с королем Франции Генрихом I. Брак был заключен в 1051 г. Видимо Иларион написал не мало, но его труды не обнаружены. Известно «Слово...» и еще два сочинения: «Молитва» и «Исповедание веры». «Слово...» создано в период между 1037 и 1050 гг. Есть мнение, что это проповедь в церковном храме, произнесенная 25 марта 1038г. Термин «Слово...» дали исследователи, у Илариона - повесть «О Законе, Моисеем данным, и о Благодати и Истине Христосом бывшиим, повесть си есть».
По мысли Илариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства, он дан им только «на приуготование Благодати и Истины», благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать взаимного истребления, т.к. сначала, словно «скверный сосуд», омывается «водой-законом», а затем становится способным вместить уже «молоко Благодати». Закон и Истина не противопоставляются друг другу - напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной последовательностью. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала Христианина.
«Закон, Моисеем данный» - это совокупность заповедей Бога евреев, объявленных израильтянам Моисеем. Они изложены в Ветхом завете. «Благодать и Истина» - понятия, которыми Иларион обозначает христианское учение, изложенное в Новом завете. Воплощение - Христос, сын Божий. Согласно Илариону Христос является в наш мир именно Благодатью. Сравнение Закона и Благодати - это, в сущности, противопоставление иудаизма и христианства, но не по содержанию и обрядам, а по политическому смыслу.
Иудаизм не был для России голой абстракцией. В 50-е - 60-е гг. IX в. при Ярославе, Русь вела кровопролитные войны с Хазарским каганатом - тюркским государством, в котором власть принадлежала иудейской общине. Но разгром Хазарии в 965 г. не освободил Русь от торгово-финансовой и идеологической экспансии. Еврейское ростовщичество и торговля, включая работорговлю, продолжали развиваться на Руси по меньшей мере до 1113 г. Что касается иудейских миссионеров, то примечательный факт отмечен в «Повести временных лет». После того, как Владимир отверг предложение болгар и немецких миссионеров принять соответственно мусульманство и римско-католическое христианство, к нему пришли хазарские евреи. Узнав о сути из религии Владимир ответил:
«Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»
Иларион повторяет многие мотивы и образы из учения греческих христианских писателей IV – VI вв.... Он называет Закон Моисея предтечей Благодати и Истины. Важнейшая мысль - иудаизм - религия, которая служит только иудеям; христианство - религия, призванная служить всем народам. Все произведение ближе к общечеловеческой точке зрения, его вторая часть - похвала князю Владимиру, признания ценности православия для Руси; определение того каким должен быть государь. Причем православие даже ограничивает власть государя, божественное же происхождение имеет не власть правителя, а разум в его сердце. Наследственный характер власти в первую очередь подразумевает наследование процесса благих дел. Утверждается идея равноправия всех народов, мирной внешней политики.
Владимир Мономах (1053-1125) был приглашен на Киевский престол в 1113 г. (восстание в Киеве) в возрасте 60 лет. В 1079-94 гг. он управлял Черниговским Княжеством, в 1094-1113 - Переяславским. Был самым уважаемым в народе князем, талантливым полководцем. Он - сын великого князя Всеволода, внук Ярослава Мудрого. Считается, что через Владимира был получен царский венец византийских императоров. В сочинениях XVI в. («Сказании о Великих князьях Владимирских Великой Руси», в Никоновской летописи) называется дарителем Константин Мономах, умерший еще в 1054 г. Возможно, произошли следующие события. Русские войска разбили византийскую армию во Франции. И в 1114-1116 гг. византийский император Алексий I Комнин (1081-1118) для примирения посылает царский венец византийского императора Константина («шапку Мономаха») и др. предметы, знаменующие царскую власть. Все это доставил митрополит Эфесский Ниофит. Он и другие епископы возложили на князя венец и нарекли царем. Не будем забывать, что мать Владимира - дочь Константина Мономаха.
12 лет могущества Владимира время его авторитета. Свои взгляды князь изложил в «Поучении», текст которого сохранился в составе Лаврентьевской летописи. Собственно выделяются 3 част. «Поучение детям», «Островок» (автобиография), «Послание Олегу Черниговскому». Дата стоит - 1096 г., но 1-е, видимо, принадлежит 1099 г., а автобиография - не ранее 1117г.
Владимир подчеркивает, что нравственные качества властвующих играют важнейшее политическое значение; что князь - это великий труженик и милосердный судья. Отрицание кровной мести виделось у него в полном неприятие смертной казни: «Ни права, ни крива (ни правого, ни виноватого) не убивайте, не повелевайте убити его. Аще будет повинен смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны». Принцип «не мстить» рассматривается не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений. Великий князь должен решать дела совместно с Советом дружины и чтить «поповский чин». «Что умеете доброго, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».
Идеи единства земли, развиваемые Владимиром и его сыном Мстиславом, привлекали внимание многих мыслителей. Условно можно говорить о «Молении Даниила Заточника » (к. XII - н. XIII вв.). «Не дай же Господи в полон земли нашей языком (народом) не знающим Бога». Принадлежа к верхушке общества, Даниил по каким-то причинам потерял и состояние и социальный статус. Был «сидяше заточен на Беле озере».
Центральной идеей его произведения является образ идеального князя (и внешне, и по нравственным качествам). Сильный и справедливый князь опирается нa Совет (Думу). Возраст советчиков - самый разный. Необходимо сильное войско с назначенным мудрым военачальником. Необходима и «царская гроза», но лишь против внешних и внутренних врагов. Особо критикуется боярское самоуправство. Поддержка сильной власти князя предполагает ограничение полномочий местных феодалов.
3. Традиционно история Московского государства начинается со второй половины ХIII B ХIV-XV вв. Московия или Россия превращается в сильное централизованное государство с монархической властью. Возникновение нового государства предопределялось естественноисторической эволюцией Киевского государства (повторение. Курс «История России» Примечательно событие 1170 г, когда внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский, отвоевав себе с помощью войска своего сына Мстислава Киев, остался во Владимире-на-Клязьме, а разграбленный Киев отдал младшему брату. По оценке С.М. Соловьева: «Этот поступок Андрея был событием величайшей важности, событием поворотным, от которого история принимала новый ход, с которого начинался на Руси новый порядок вещей». Падение Константинополя в 1453 г. под ударами Османской империи привело к тому, что Москва осталась единственным оплотом православия.
В истории политико-правовых учений России значимое место занимает полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей). Первые выступили с предложением реорганизации деятельности церкви, отторжения от нее земельных владений, запрет церкви на участие в политической деятельности. Приверженцы сохранения существующих форм церковной организации получили название «стяжатели».
Основателем нестяжания считают старца Нила Сорского (1433—1508) (Вологодский край; основание Нило-Сорской пустыни). Концепция Нила во многом совпадает с положениями школы естественного права. Он рассматривает человека как неизменную величину с присущими ей «от века» страстями, самой пагубной из которых является сребролюбие, которое возникло под воздействием внешней среды. Задача православного христианина состоит в его преодолении. Идеалом Нила является общинное устройстве. Он полагает, что накопление богатства нельзя оправдать даже «благими целями» в виде частичного его использования на подаяния, ибо «нестяжание вышши подаяния».
Нил критиковал современные монастыри и отдавал предпочтение скитничеству («житие безмолвно, беспечально, от всех умерщвлено»). Не допускал владения частной собственностью ни отдельным монахом, ни монастырем. По Нилу и церковь и государство должны иметь свои отдельные сферы деятельности. Впервые был поставлен вопрос о недопустимости преследования людей за их убеждения (нельзя преследовать еретиков, возможна лишь дружеская беседа). Умер Нил 7 мая 1508г. и просил в завещании: «Повергните тело мое в пустыни, да изъедят е зверье и птица, понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения...»
Учение Нила было развито его учениками. Известен князь Василий Иванович Патрикеев (Вассиан Косой; 1470-1545).В 1499 г. по каким-то причинам он вместе с отцом и братом был обвинен в измене; был постригнут в монахи в Кирилло-Белозерский монастырь. Он поставил вопрос о ликвидации монашества как института, разграничении сфер деятельности церкви и государства, запрещении преследования за убеждения. Выступил в защиту интересов черносошных крестьян, страдавших от монастырей. На церковном Соборе 1531 г. Вассиан был осужден на заточение в Иосифов монастырь в Волоколамске.
Видным идеологом нестяжательства был Максим Грек (1470-1556). Представитель греческих аристократов Михаил Триволис слушал лекции в лучших итальянских университетах. Увлекся богословием Джироламо Савонаролы, настоятеля доминиканского монастыря св. Марка. Несмотря на казнь Савонаролы в 1498 г. Михаил стал монахом этого монастыря. В 1505 г. он покидает Италию, поселяется в Ватопедском монастыре на Св. Горе Афонской. Здесь обращается в православие и принимает имя Максима. В 1515 г. как книжный переводчик Богослужебных книг Максим был призван к московскому князю Василию Ш. Выучив русский язык, Максим усвоил и развил идеи нестяжательства. В 1525 г. он был осужден Соборным судом по обвинению в протурецкой ориентации. Был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь. В 1534 г. был осужден вторично вместе с Вассианом, сослан в Тверской Отрочь монастырь. Лишь в 1551 г. Иван IV вняв «умолению» игумена Троице-Сергиевой лавры Артемия, освобождает больного старца и разрешает дожить в знаменитой обители. Сохранилось около 150 его сочинений, в т.ч. «Исповедание православной веры». Если канонизация Нила Сорского происходила постепенно в XVIII — XIX вв., а Синод его санкционировал в 1903 г., то официальное причисление Максима Грека к лику святых произошло в 1988 г.
Большое внимание он уделил вопросам законности в действиях верховной власти, устройству правосудия в стране, определению курса внешней политики, проблемам войны и мира. К законным способам происхождения власти Максим Грек относит не только наследственное восприятие престола, но и занятие его выборным путем, считая его вполне законным получением царского достоинства и трона. Причем в выборах должны участвовать и бояре, и дворяне, и «простейшие». Московского князя Максим он называет «высшим царем». В характеристике царя он не совсем последователен. Допускает критику действий верховного правителя вплоть до признания его правления «мучительским», но не допускает предпринимать какие-либо антицарские действия. Предпочтительной формой власти является такая организация, в которой царь управляет своим народом «в синклитских советах царских», где находятся «благохитростные советники и крепкодушные воеводы». Также царская власть должна быть связана божественными и положительными (государственными) законами. М. Грек обвиняет суд в лихоимстве, взяточничестве, несправедливости. Особо подчеркивает, что войны допустимы только в случае «крепчайшия нужи». Однако для защиты необходимо сильное войско. Каждый воин должен быть «целомудренным и всякими добродетелями украшенным».
Крайние выводы из нестяжательской доктрины были сделаны Феодосием Косым. Практически он порывает с церковью, выступает с критикой ряда догматов вероучения, формулирует еретические положения. Социальное освобождение человека связывается с полным уничтожением форм подчинения и церкви и государству. Идеалом является община, основанная на общей собственности. Феодосии не ограничивался мирной проповедью, а призывал к действенному созданию таких общин, поэтому и был назван «мятежником» и «злым деятелем».
Каждый из нестяжателей своей жизнью подтверждал идеи учения. Разгром движения официальными властями, тем не менее способствовал тому, что нестяжательство стали называть истинно православной политической доктриной. По мнению проф. В.А. Томсинова: «Политическая доктрина «нестяжательства» - это в сущности своей учение о том, как остаться человеком тому, кто берет на себя высшую государственную власть». (Доп. фактич. материал по теме см. в учебнике под ред. О.Э. Лейста).
Иосифлянская (стяжательская) позиция представлена в первую очередь его основателем Иосифом Волоцким (1439—1515). Его политическая ориентация не была неизменной. На рубеже XV-XVI вв., он разделял позицию противников великого князя, причиной тому - секуляризационные планы великого князя Ивана Ш. Волоцкий игумен оправдал монастырское стяжание, с тем чтобы использовать его на «благие дела» (строить церкви и монастыри, кормить монахов, подавать бедным и т. д.). Победа «стяжателей» на Церковном Соборе 1503 г. не только усилила политико-экономические притязания иосифлян, но определила формы совместной деятельности церкви и государства.
Центральным в политической теории Иосифа является учение о власти, где разделялось представление о власти как о божественном установлении от факта ее реализации конкретным главой государства. «За государьское согрешение Бог всю землю казнит». Если же царь над собой «имат царствующие страсти и грехи, сребролюбие, гнев, лукавство и неправду, гордость и ярость, злейши же всех неверие и хулу, таковый царь не Божий слуга, но диавол» и ему можно «не токмо не покорится», но и оказать сопротивление. «Злочестивый царь» - мучитель.
Видимо, Иосиф впервые в русской политической литературе открыл возможность критиковать венценосную особу. В это же время Иосиф обосновал превосходство духовной власти над светской.
Однако после Соборов 1503-1504 гг., когда Иван Ш переориентировался на союз с церковью, т.е. с главенствующими в ней иосифлянами, изменилась и политическая позиция Иосифа. (Историю Иосифо-Волокаламского монастыря см. в учебнике под ред. Лейста). Теперь Иосиф возвеличивает царя, доказывает необходимость безоговорочного подчинения, но не отрекается от мысли, что «царь естеством подобен всем человекам». Одной из главных задач великокняжеской власти является помощь церкви в преследовании ее врагов — еретиков. Среди написанного самим Иосифом основную массу составляют послания, посвященные разоблачению «ереси жидовствующих». Позже совокупность ряда его трудов назвали «Просвятитель, или обличение ереси жидовствующих». В литературном наследии Иосифа большой объем занимают произведения, посвященные внутреннему устройству монастырей и его послания к влиятельным лицам.