учреждение высшего образования 3 глава




«Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править». Подобный политический идеал правления знающих критически расходился с принципами, как демократии, так и родовой аристократии, олигархии и тирании. Особо резко Сократ критиковал тиранию.

В 399г. до н.э. видные деятели вернувшейся к власти демократии выдвинули против 70-летнего Сократа обвинение в безбожии, нарушении отечественных законов и развращении малолетних умов. Осужденный на смерть (чаша с ядом) Сократ остался верен своим принципам: не нарушать законов, не отвечать несправедливостью на несправедливость - и отказался от подготовленного его друзьями побега из тюрьмы.

После смерти Сократа многие его ученики покинули Афины. Среди них был и представитель знатного афинского рода Платон (427-347гг. до н.э.). Он много путешествовал и вернулся в Афины в Э87г. до н.э., приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа. Платон основал свою знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Сама Академия просуществовала почти целое тысячелетие (до 529г. н.э.). На протяжении жизни воззрения Платона менялись, но, в целом, он рассматривается как родоначальник философии объективного идеализма.

«Пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом бог, гораздо более чем какой-либо человек, вопреки утверждению некоторых».

Диалоги и письма Платона, написанные после создания Академии, относятся к зрелым произведениям мыслителя. Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона: «Государство» и «Законы». В диалоге «Государство» идеальный государственный строй рассматривается по аналогии с космосом и человеческой душой. Разумному началу души соответствуют правители-философы, яростному началу - воины, вожделеющему - земледельцы и ремесленники. «Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость». «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать.., до тех пор государствам не избавиться от зол». По поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько.

Для сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает общность имущества и быта. «Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий». Денег у стражей нет; существует общность жен и детей. Прообразом идеального государственного строя послужила аристократическая Спарта. (Хрестоматия. С. 36, 43, 45-51. (комментарии)

Диалог «Законы» является последним сочинением Платона. Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реализовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего государства. В «Законах» Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.

ЕА. Воротилин выделяет четыре основных отличия диалога «Законы» от диалога «Государство»:

1.Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов, устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Каждый гражданин на правах владения получает земельный надел и дом. На другие виды имущества возможна частная собственность. Для удобства расчетов предусматривается точное число граждан - 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладают.

2. Деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права приобретаются в зависимости от размеров имущества. (4 класса).

З. В диалоге «Государство» рабы лишь упоминаются. Во «втором по достоинству» государстве «земледелие предоставлено рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве».

4. Платон подробно описывает организацию государственной власти и законы наилучшего строя. Здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся - демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. На сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государственных органов тайное «ночное собрание», в которое входят 10 самых мудрых и престарелых стражей и другие лица. Им вручается верховная власть в государстве. Все обязаны действовать в точном соответствии с законами, но 10-ть из «ночного собрания» причастны к божественной истине и в этом смысле стоят над законом. Платон не мог по своим идейным соображениям допустить верховенство закона над религиозной моралью.

Следует избегать модернизации взглядов Платона на мораль, закон. Например, в диалоге «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Но в данном случае под законом понимается совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенной цитате речь идет о подчинений правителей установлениям легендарного Кроноса.

В то же время в диалоге «Политик» Платон выделил формы государства, основанные на законе: монархия, аристократия, демократия. Вопреки существующим в них законам и обычаям управляются тирания, олигархия, извращенная демократия. Но все эти формы правления являются отступлениями от идеального государства, где политик единолично осуществляет власть, «руководствуясь знанием».

Политико-правовая доктрина Платона была нацелена на консервацию полиса как формы государственного устройства. \

Дальнейшее развитие античной политико-правовой мысли связано с именем Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда его второе имя - Стагирит). Юношей он отправился в Афины; учился, а затем преподавал в академии Платона. После смерти учителя Аристотель много путешествовал, а в 342 - 340 гг. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра. Вернувшись в Афины, он открыл собственную философскую школу - Ликей. Политико-правовые взгляды Аристотеля изложены в трактатах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития» и др. Ему принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг - истина». Философские воззрения Аристотеля формировались в полемике с учителем. Он считал, что Платон глубоко заблуждался, допустив существование особого мира идей или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, препятствовавшим развитию естественнонаучных знаний, Аристотель приступил к созданию системы идеалистической метафизики. Положение о предустановленных в природе целях составило методологическую основу политико-правовой теории Аристотеля. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие от природы. Уже самой методологией исследования государства и права эта концепция была направлена против демократических исследований Протагора и других софистов.

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению (семья, род, государство). «Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть на лицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни» По Аристотелю, государство - это - «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Под людьми подразумеваются только свободные граждане греческих полисов. «Варвар и раб по природе своей понятия тождественные». Рабство установлено природой.

Частная собственность у Аристотеля так же установлена природой (спор с Платоном). «Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе». «Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим».

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. К правильным государствам он относил монархию, аристократию, политию; к неправильным - тиранию, олигархию и демократию.

Симпатии Аристотеля - на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии. При политии предусматривалась собственность средних размеров. «Законодатель должен при создании того или иного государственного устройства постоянно привлекать к себе средних граждан». Экономику как умение правильно вести хозяйство Аристотель противопоставляет хрематистике, или искусству накопления ради наживы.

Помимо ограничения размеров собственности предусматриваются совместные мероприятия для обеспечения солидарности зажиточных граждан и свободной бедноты (совместные трапезы и др.). «Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею - общим».

В политии власть «сосредотачивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет». Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Политически этот строй характеризуется сочетанием демократических и олигархических методов осуществления власти. В связи с этим Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Принципом уравнивающей справедливости является «арифметическая пропорция », она затрагивает отношения обмена, возмещения ущерба, назначение наказаний за имущественные и некоторые другие преступления. Закон при этом «обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными во всем». Напротив, при распределяющей справедливости учитывается положение человека в обществе. Ее принципом служит «геометрическая пропорция » - воздаяние по достоинству и заслугам. Применяется распределяющая справедливость в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства. Скажем, если ударит начальник, то ответный удар наносить не следует, если же ударят начальника, то следует не только ударить, но и подвергнуть каре.

Право, по Аристотелю, отождествляется с политической справедливостью, подчеркивается его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. Поэтому право отсутствует в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти.

Политическое право Аристотель делит на естественное и условное (волеустановленное). «Что касается политического права, то оно частью естественное, частью условное. Естественное право — то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено (это безразличие прекращается)». Вспомним, что у софистов различие между естественным правом (по природе) и условным (полисными законами) означало даже их противопоставление. Своеобразие позиции Аристотеля обусловлено тем, что под «природой» он в вопросе права имеет в виду политическую природу человека. Под условным правом подразумевается все то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. Под условным правом понимаются как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право (предписания семьям, рабство, частная собственность, война с варварами...) стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. По Аристотелю постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова. «Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов».

Направленная против учений рабовладельческой демократии, концепция Аристотеля была призвана умалить значение писаных законов, подчинить их нормам обычного права и предустановленной в природе справедливости.

Политико-правовая теория Аристотеля суммировала развитие взглядов землевладельческой аристократии в Древней Греции.

З.Вторая половина IV - II в. до н.э.

Кризис древнегреческой государственности отчетливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV в. до н.э. греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы А. Македонского (336 - 270 гг. до н.э.) положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий. В середине II в. до н.э. сама Македония превращается в провинцию Рима.

Эпикур (341 - 270 гг. до н.э.) - по философским воззрениям был продолжателем атомистического учения Демокрита. Считал, что природа развивается по своим собственным законам, без вмешательства богов. Этика - связующее звено между его физическими и политико-правовыми представлениями. Основные ценности эпикуровской этики (удовольствие, свобода, «атараксия» - безмятежное спокойствие духа), как и она, вся в целом, носят индивидуалистический характер. «Надо высвободиться из уз обыденных дел и общественной деятельности».

Главная цель государственной власти и основание политического общения состоят в обеспечении взаимной безопасности людей. Закон трактуется как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности. Учение Эпикура отрицает всякую возможность существования естественного права, которое предшествовало бы договору. «Законы изданы ради мудрых - не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла». «Я никогда не стремился нравиться толпе, что им нравилось, тому я не научился, а что знал я, то было далеко от их чувств».

В политическом плане Эпикур приветствовал такую форму умеренной демократии, при которой господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов.

Против философии Эпикура выступили стоики. Термин происходит от слова «стоя» (колоннада, галерея - от названия портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон Китийский (≈ 336 - ≈ 264 гг. до н.э.). В истории стоицизма различают три периода: древнюю, среднюю и новую (римскую) Стою. Ведущими представителями древней Стои (III - II вв. до н.э.) были Зенон, Клеанф, Хрисипп. Средней Стои (II -I вв. до н.э.) были Панетий и Посидоний; новой (римской) Стои (I – II вв. н.э.) - Сенека, Эпиктéт, император Марк Аврелий.

Стоики продолжили в философии взгляды Платона и Аристотеля. Мироздание управляется судьбой, высшим божественным разумом. Человек должен подчиниться судьбе. Стоики отказались от узкополисной трактовки общественной жизни. Естественное право мыслилось ими как общемировой закон, государство - как мировое сообщество. В духе космополитический представлений того времени Зенон из Кития учил, что всех людей должно считать гражданами одного государства. В противоположность эпикурейцам последователи стоицизма не отрицали общественную деятельность; даже заявляли, что добродетельный человек не остановится перед тем, чтобы принести себя в жертву государству. Стоики выступали против семьи, индивидуального брака (за общность жен); критиковали суды, храмы, школу, торговлю, деньги... Не оправдывали рабство. «Лучший государственный строй - это сочетание демократии, царской власти и аристократии».

Имея в виду государственные законы, соответствующие общему естественному закону, стоики выступали за их неуклонное соблюдение.

Под влиянием стоицизма сформировалась концепция Полибия (≈ 200(210)- 120 (123) гг. до н.э.). Основной мотив написанной им «Истории» в 40 книгах - путь римлян к мировому господству. Истолкование исторического процесса у Полибия опирается на представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Круговорот политической жизни проявляется в последовательней смене шести форм государства. Первой возникает монархия - единоличное правление царя, основанное на разуме; второй - тирания, которую, свергают благородные мужи при помощи народа; третьей - аристократия — власть немногих, преследующих интересы общего блага; четвертой - олигархия, где правят немногие, используя власть для стяжательства... Далее народ, не веря ни царям, ни немногим, утверждает демократию (пятая форма). Ее извращением является охлократия (господство толпы, черни) - худшая форма государства (шестая форма). «Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца». Развитие государства возвращается к своему началу.

Преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. Необходима смешанная форма государства, сочетающая начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противопоставлением другой. Примеры Полибий видел в аристократической Спарте, Карфагене, на Крите и, особенно, в Риме, где представлены все три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат), демократический (народное собрание). В то же время Полибий пытался обосновать господство аристократии. Творивший в эпоху утраты греческими полисами независимости, Полибий выступал с аристократических позиций проримской ориентации и призывал греков к подчинению. Политическая концепция Полибия послужила одним из связующим звеньев между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима

Итак, в процессе развития древнегреческой политико-правовой мысли ранние, во многом мифологические представления (Гомер, Гесиод) постепенно уступали место формирующемуся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права. В условиях потери древнегреческими полисами своей независимости происходит переоценка прежних ценностей. Провозглашается принцип всеобщей свободы и равенства людей по законам природы и естественному праву.

 


Тема 4.

Политические и правовые учения в Древнем Риме.

План:

1. Учение Цицерона о государстве и праве.

2. Римские стоики.

3. Римские юристы.

4. Политико-правовые идеи первоначального христианства. Зарождение теократических доктрин.

Литература:

1. Бартошек М. Римское право: понятие, термины, определения. М., 1989.

2. Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты. М., 1984.

3. Кащеев В.Н. Эллинистический мир и Рим. М., 1993.

4. Сергеев С. Истоки христианства // Наука и жизнь. 1993. №3.

5. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

 

История древнеримской политико-правовой мысли охватывает целое тысячелетие. Собственно историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754-510гг. до н.э.), республиканский (509-28г-до н.э;), императорский (27г. до н.э. - 476г. н.э.). В 395г. н.э. единая Римская империя была окончательно разделена на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь) империи. Последняя (Византия) просуществовала до 1453г.

Главнейшим достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науки-юриспруденции. Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политико-правовой проблематики в области общей теории государства и права, а также отдельных юридических дисциплин: гражданского права, государственного и административного права, уголовного-права, международного права.

Для лучшего усвоения темы целесообразно повторить материал из других историко-ориентированных курсов (Реформы VI римского царя Сервия Тулия и включение плебеев в состав «римского народа»; 494г. до н.э. плебеи покидают Рим, и консул Менений Агриппа убеждает их вернуться с помощью сравнения римской гражданской общины с единым организмом - одна из первых формулировок органической концепции общества и государства; деятельность народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов (133 и 123гг. до н.э.); появление письменного законодательства – Законы ХII таблиц (первые 10-ть в 451г. до н.э., последние - в 450-449гг. до н.э.); развитие идей Демокрита и Эпикура в поэме Тита Лукреция Кара (99-55гт. до н.э.) «О природе вещей»; история становления христианства).

1. Виднейшим идеологом римской аристократии был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106-43гг. до н.э.). Подражая Платону, он изложил свое политико-правовое учение в диалогах «О государстве» и «О законах». Ряд сюжетов затрагиваются в сочинениях по этике («Об обязанностях» и др.) и в многочисленных речах.

Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства (Хрестоматия. С.74-75). Государственная власть должна быть вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума.

«Истинный и первый закон, способный, приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы». По Цицерону, возникновение права «следует выводить из понятия закона». (Хрестоматия. С.78-79).

Не противореча самому себе, Цицерон утверждает, что государство - не только естественный организм, но и искусственное образование, т.е. «народное установление». Цель государства - охрана имущественных интересов граждан. Государство «держится на кредите». Цицерон стоит у истоков юридизации понятия «государство».

Политический идеал Цицерона - аристократическая сенатская республика. В общетеоретическом плане он обосновывает свой идеал учением о смешанной форме правления. Как и ряд греческих мыслителей, Цицерон различает три основные формы государства: царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию, власть народа - демократию. Из них - лучшая монархия. Каждая из этих простых форм неизбежно вырождается в порочное состояние - тиранию, клику богатых и власть толпы (черни). Смешанное государство: начала монархии, аристократии, демократии - лучший вариант. (Хрестоматия. С.75-78).

Цицерон пропагандирует идеи космополитизма; выделяет разновидности права; проводит различие между естественным правом, правом народа и правом римских граждан.

С позиции сторонника «всеобщего согласия» и блага государства Цицерон критиковал своих политических противников. За решительное поведение при подавлении «заговора Катилины» Цицерон получил от народного собрания благодарность и почетный титул «отец отечества» (63г. до н.э.). А в 58г. до н.э. он вынужден на 17 месяцев скрываться из Рима (от Клодия). В конце 50-х гг. Цицерон выступал против всевластия триумвиров (Помпея, Цезаря, Красса). В 40-е гг. Цезарь устанавливает режим личной власти, что, по Цицерону, равно тирании («ночь республики», «утрата свободы в государстве»). Не участвуя в заговоре, Цицерон приветствовал убийство Цезаря в 44г. до н.э. Последний год его жизни - 43г. до н.э. прошел в борьбе против диктатуры стремящихся к власти триумвиров: Антония, Октавия, Лепида. Цицерон выступал от имени сторонников республики. После победы триумвиров имя Цицерона было включено в списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43г. до н.э. он был обезглавлен сторонниками триумвиров.

2. Ведущими представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3-65гг.), Эпиктéт (≈50 - ≈140гг.), Марк Аврелий Антонин (121-180гг.). Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, превращения Римской империи в мировую державу. Соответственно, римские стоики более чем греческие склонялись к проповеди фатализма, политической пассивности, космополитизма, этики нравственного самоусовершенствования.

Сенека был сенатором, воспитателем императора Нерона. Жизнь он закончил самоубийством по приказу своего жестокого ученика. Сенека более других стоиков отстаивал идею духовной- свободы. «Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин».

«А покажите мне, кто не рабствует в той или другом смысле! Этот вот - раб похоти, тот - корыстной жадности, а тот - честолюбия... Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное».

Судьба (бог, природа, провидение...) - причина всех причин. «Закон судьбы совершает свое право». Исходя из стоической идеи единства божественного и человеческого мира, Сенека считал, что люди «родные друг другу», «члены единого тела».

В естественно - правовой концепции Сенеки «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе - государство и закон. Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на разуме: человеческий разум - часть божественного духа. «Мы должны представить в воображении своем два государства: одно - которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца; другое - это то, к которому нас приписала случайность. Это второе может быть афинским или карфагенским, оно связано еще с каким-либо народом; оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их. Есть люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые служат только большому, и такие, которые служат только малому». Этически более ценно «большое государство» (как для отдельных людей, так и государств).

Сходные идеи развивал раб, отпущенный на волю, Эпиктéт и император (в 161-180гг.) Марк Аврелий Антонин. Эпиктéт не только призывал к нравственному совершенствованию, но и резко критиковал богатство и рабство. «Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом - не обращай и других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб, - как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство».

Марк Аврелий Антонин развивал представление о государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных. В сочинении «К самому себе» он отмечал, что в силу общего всем людям духовного начала все мы - разумные существа. «Если так, то и разум, повелевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий; если так, то мы граждане. Следовательно, мы причастны какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Ибо кто мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройство, которому был бы причастен весь род человеческий? Отсюда-то, из этого града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон». Дух целого, - считал Марк Аврелий, требует общения, но не хаотического, а соответствующего стойкому порядку мира. Отсюда вытекает повсеместное в мире «подчинение и соподчинение», а среди людей - «единомыслие» (достижению чего и служат стоики).

Ряд идей греческих и римских стоиков (отстаиваемый индивидуум, естественно-правовые положения...) оказали влияние на взгляды римских юристов.

3. В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов (одной из коллегий жрецов). Около 300г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов. По преданию начало светской юриспруденции связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе. Публикация получила название «Цивильное право Флавия».

В 253г. до н.э. первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий начал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы, т.е. положил начало публичному обучению юриспруденции. Во П в. до н.э. глубокие комментарии к разным аспектам правовых вопросов дали Секст Элий Пет, Манилий, Муций Сцевола, Юний Брут; в I в. до н.э. - Сервий Сульпиций Руф (консул 51г. до н.э.), Офилий (ученик Сервия), Элий Туберон (ученик Офилия).

Римские юристы оформляли свое мнение по делу в виде письменного обращения к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях. При разборе дел юристы интерпретировали существовавшие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости. Правотребующая (нередко правообразующая) деятельность юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников римского права и содействовала дальнейшему развитию. Расцвет римской юриспруденции приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. - III в н.э.). В этот период императоры, стремясь ограничить законодательную власть сената, предоставляют видным юристам право давать разъяснения и толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и судей. Разъяснения правоведов приравниваются тем самым к закону. Со II-ой половины III в., когда законодательная власть была сосредоточена в руках императора, пожалование такой привилегии прекращается; юриспруденция приходит в упадок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: