учреждение высшего образования 10 глава




Причину несостоятельности государственного социализма и коммунизма Спенсер видел в таких недостатках человеческой природы, как любовь к власти, честолюбие, несправедливость, нечестность. «Такой политической алхимии, с помощью которой можно было бы превращать олово инстинктов в золото поступков, не существует». Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (т.е. военному) типу общества; «пятятся назад, желая идти вперёд».

«Никакой прогресс не может осуществляться без усовершенствований в характере, происходящих от мирного труда». Спенсер надеялся, что в будущем сложится более высокий тип общества, при котором продукты индустрии будут использоваться не для военных целей или увеличения материального благосостояния, а для выполнения высших деятельностей. Тогда же сложится «Союз всех высших представителей цивилизации» и завершит развитие природа человека, личные желания которого будут совпадать с интересами всего общества». Спенсер обосновал и программу пацифизма, подчеркнув, что «постоянный мир неизбежно поведет к социальным улучшениям всякого рода».

2. Политико-правовая теория Карла Маркса (1818 - 1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Французский социализм стал одним из источников марксизма. Считается, что коммунистом Маркс стал в Париже, где жил в 1843 - 1845 г. г. Значительная часть «Манифеста коммунистической партии» совпадает с составленным сен - симонистами «Изложением учения Сен - Симона», при замене Марксом и Энгельсом слова «эксплуатация» на термин «борьба». Основные положения политико-правовой теории марксизма были известны в литературе 20 - 40-х г. ХIХ в. Это положения о буржуазной сущности государства и права того времени, о неизбежности социальной революции, о необходимости диктатуры на переходный период; идея отмирания государства при коммунизме.

Большое значение Маркс и Энгельс предавали развитию классовой сущности государства и права. В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства»(1884 г.) Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Здесь же была изложена типизация государств по их классовой сущности: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

Существенные новшества в идею диктатуры пролетариата Маркс внес в работе «Критика Готской программы» (1875) Маркс рассматривал две фазы коммунистического общества, на первой из которых «в обществе, основанном на началах коллективизма, «сохранится» узкий горизонт буржуазного права в связи с распределением по труду. На второй, высшей, фазе коммунизма, когда осуществится принцип распределения «по потребностям», отпадёт надобность в праве и государстве.

Мысли о возможности «легальной» пролетарской революции подробно изложены в последней работе Ф. Энгельса - во «введении» к «Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г.» К. Маркса, переизданной по инициативе Энгельса в 1895 г.

Все же основа политико-правового учения марксизма - в идее отмирания политической власти (государства) в коммунистическом обществе. Энгельс считал, что пролетариат отправит государство «в музей древностей, радов с прялкой и бронзовым топором».

... Наиболее ярким теоретиком социальной демократии второй половины ХIХ в. был публицист и адвокат Фердинанд Лассаль (1825 - 1864). В 1863 г. он создаёт первую рабочую социалистическую партию «Всеобщий германский рабочий союз». В отличие от Маркса Лассаль был против насильственной коммунистической революции. В книге «Программа работников» он писал, что нравственная природа государства, его истинное и возвышенное предназначение состоит в развитии рода человеческого по направлению к свободе. История человечества — это борьба с природой, нищетой, невежеством, бедностью, бессилием, неволей всякого рода. «Постепенное преодоление этого бессилия - вот развитие свободы, которое составляет история». Для освобождения от господства буржуазии Лассаль считал необходимым отменить имущественный ценз и завоевать всеобщее избирательное право. Это - «единственное средство улучшить материальное положение рабочего сословия».

Государство из «ночного сторожа» должно превратиться в «социальное государство, посредством неограниченного кредита помогающее рабочим создавать производственные товарищества.

... В противоположность теориям гос. социализма и коммунизма анархизм выступал за социальную революцию не при помощи государства, а против государства. В целом, анархизмом называется отрицание гос. власти, замена его общественным самоуправлением. Первым крупным теоретиком этого направления социалистической идеологии XIX в. был Пьер Жозеф Прудон (1809 - 1865). См.: «Что такое собственность? Или исследование о принципе права и власти" (Париж, 1840).

Естественной формой жизни людей, по Прудону, является общество, основанное на разделении труда, равенстве людей, их взаимном обмене услугами и результатами труда, договорах, трудовой собственности, свободных объединениях трудящихся. «Управление людей людьми есть рабство... Власть фатально стремится к деспотизму». «Правительства есть бич божий для наведения порядка в мире». «Бог и король, церковь и государство - все они телом и душой вечные контрреволюционеры».

«Политика есть наука о свободе: власть человека над человеком, какую бы форму она ни принимала, есть угнетение. Высшая степень совершенства общества заключается в соединении порядка с анархией, т. е. В безвластии».

Прудон сторонник ненасильственной социальной революции; доказывает, что просвещение само собой разрушает авторитет власти. В ряде работ предполагает «научное управление» обществом: «Наука управления должна быть сосредоточена в одной из секций академии наук, постоянный секретарь её является само собой премьер - министром».

«Никаких партий больше, никаких авторитетов больше, неограниченная свобода людей и граждан: вот в трех словах все наше политическое и социальное мировоззрение!» (См.: «Исповедь революционера»).

Каспар Шмидт (1806 - 1856). Его книга «Единственный и его собственность» (опубликована под псевдонимом Макс Штирнер) оказала большое влияние на развитие анархизма. Будучи левогегельянцем он утверждал, что жизнь - борьба за самоутверждение личности. Государство - убийца и враг самобытности. Мы, государство и я - враги». Штирнер, как и Прудон, отвергал коммунизм, критиковал буржуазное общество. Общественный идеал Штернера («союз эгоистов») по существу не отличался от обоснованного Прудоном идеала федеративной ассоциации свободных и равных автономных («само - законных») людей...

Повторение: идеи М.А. Бакунина, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, П.Л. Лаврова, И. Ткачева.

3. Политико-правовые учения в Европе начала XX в. представляют собой многогранную и весьма пеструю картину. Вопрос, в целом, д.б. изучен самостоятельно по учебной литературе: Здесь рассмотрим лишь основные моменты изучения.

Итак, большое распространение имели социалистические политико-правовые учения. Одним из его направлений оставалось марксистская политико-правовая идеология (как социал-демократическая, так и большевистская).

Эдуард Бернштейн (1850 - 1932). См.: «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899). Он утверждал, что капитализм далек от своего конца. Его знаменитое суждение о социализме: «Эта цель для меня ничто, движение же - всё». Бернштейн верил в реформы, призывал к ревизии теории марксизма. Считал, что социал-демократическая партия должна принимать участие в деятельности современного ей государства, участвуя в преобразовании общества посредством реформ («Казус Мильерана»)

Карл Каутский (1854 - 1938). «Бернштейн и социал-демократическая программа. Антикритика». Выступал в своей книге за неизбежность социалистической революции, против социальных реформ (в тот период времени).

Основатели и вождигерманской социал-демократии Август Бебель (1840 - 1913) и Вильгельм Либкнехт (1826 - 1900) защищали чистоту марксизма, но признавали практическую сложность сочетания борьбы за социализм и борьбы за реформы. К. Каутского они считали центристом. К последним относился и Георгий Валентинович Плеханов (1856 - 1918). (повт. Историч. Мат- л)

Самостоятельным течением марксизма является большевизм, основателем которого был Владимир Ильич Ульянов (Ленин). «Большевизм существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 г. См. «Государство и революция»(1918) «Всё общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы». «Диктатура пролетариата невозможна иначе, как через коммунистическую партию». Позже Ленин говорил: «Коммунисты стали бюрократами. Если что нас погубит, то это».

Следующим направлением социалистического политико-правового учения был анархизм. Особо можно отметить книгу Яна - Вацлава Махайского (1867 - 1926) «Умственный рабочий», которая была опубликована в 1898 - 1899 г.г. под псевдонимом А. Вольский (переиздана в 1905г.). Он считал, что, стремясь к господству над всем обществом, интеллигенция выдвинула идеал государственного социализма, используя в своих целях движение пролетариата. Махайский и его последователи (анархистские группы в Иркутске, группа «Рабочий заговор» в Одессе и др.) составили задачи самоорганизации рабочего класса, освобождение от чуждых целей, навязанных пролетариату группами «Умственных рабочих» (т.е. буржуазной интеллигенцией) руководящих социал-демократическими партиями.

Видным теоретиком анархизма был Пётр Алексеевич Кропоткин (1842 - 1921). См.: «Хлеб и воля», «Записки революционера», «Государство, и его роль в истории», «Нравственные принципы анархизма», «Современная наука и анархия». Здесь обоснована теория анархо - коммунизма. Он отвергал марксизм, видя в нём «государственный социализм» с экономическим деспотизмом.

«Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы в тех же условиях другие поступали с тобой; это - «не что иное, как начало Равенства, т.е. основное начало анархизма». После 1917 г. П.А. Кропоткин писал: «Террористы комитета общественной безопасности оказались могильщиками революции». «Если же теперешнее положение продлится, то само слово «социализм» обратится в проклятие».

В начале XX в. возникло относительно новое направление политико-правовой идеологии - анархо-синдикализм. В 1895 г. во Франции профессиональные союзы создали «Всеобщую конфедерацию труда». Её основой были синдикаты (объединения рабочих по профессиям). Они нашли теоретическое обоснование в анархизме. Жорж Сорель (1847 -1922) - французский социальный философ в 1906 г. опубликовал книги: «Размышления о насилии», «Иллюзии прогресса». Его вывод - «Насилие спасёт мир». Он отвергал демократию, парламентскую деятельность; главным средством борьбы считал всеобщую забастовку. Будущее общество - децентрализованная конфедерация автономных синдикатов.

...Вряд ли можно отнести к социалистическим учениям доктрину солидаризма. Их теоретической основой была социологическая доктрина, взгляд Огюста Конта на общество как на единое целое. Солидаристы считали, что и буржуа, и пролетарии взаимосвязаны и равно необходимы для общественного производства. Понятие «солидарность» получило развитие в книгах Эмиля Дюркгейма «О разделении общественного труда»(1893) и Л. Буржуа «Солидарность» (1897).

Опровержение революционного синдикализма и попытку построить на основе идеи солидарности политико-правовую концепцию предпринял профессор юридического факультета в Бордо Леон Дюги (1895 - 1928). В книге «Государство, объективное право и положительный закон»(1901) и др. Дюги писал, что осознанный факт солидарности порождает социальную норму, которая формируется таким образом: «Ничего не делать, что уменьшается солидарность по сходству и солидарность через разделение труда; делать всё, что в материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах». Эта норма солидарности стоит выше государства и положительных законов, которые лишь служат её осуществлению. Свои идеи Дюги противопоставлял учению о классовой борьбе, которое называл «отвратительной доктриной», (см. уч. Лейста с.594 - 603,особенно - с. 602).

Поиск обновлённых теоретических основ правоведения привёл к возрождению идей Канта. Лозунг «Народ к Канту!» был особенно популярен в Германии:, где формировались две основные школы неокантианцев: фрейбургская и марбургская. Идеи марбургской школы нашли своё выражение в книге немецкого юриста Рудольфа Штаммлера (1856 -1938) «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории»(1896)

Критика Штаммлера была направлена против учения о базисе и надстройке. Об общественно - экономических формациях и закономерностях их смены. Целью своего груда Штаммлер считал защиту права. Его идеалом является общество, где преодолено извечное противоречие между волей и желаниями, между разумом и чувствами. Особенно пагубна для человечества классовая борьба. «Общество свободно хотящих людей... представляет собой только «регулятивную идею», к которой человечество вечно стремится.

... В целом на рубеже XIX - XX вв. возникает множество теорий и школ, выступающих с критикой юридического позитивизма. В Германии, Австро — Венгрии, Франции... получила распространение школа «свободного права». Противопоставляя «мертвой букве закона» практику, они призывали искать право в жизни, общественных отношениях, в правосознании... Особое значение придавалось деятельности судей... Главным признавалось решение «по закону», а при пробелах в законе — «кроме закона».

Видимым представителем этой теории был австралийский профессор Евгений Эрлих. (См.: «Основы социологии права» (1913 г.)). «Лишь то, что входит в жизнь, становится живой нормой, всё остальное - лишь голос учения, норма решения, догма или теория». «Право, прежде всего, есть организация». Закон - один из способов обеспечения права.

... Полемика различных направлений в юриспруденции обусловила развитие правовой науки, соответствующей потребностям гражданского общества.


ТЕМА 13

Либеральная политико-правовая идеология в России в конце XIX - начале XX вв.

 

План

1. Социологические концепции права.

2. Неокантианские теории права.

3. Религиозно - нравственная философия.

4. Политико-правовые учения:

А - Б.Н. Чичерина,

б - Г.Ф. Шершеневича,

в - Л.И. Петражицкого.

 

Литература:

Амелина Е.М., B.C. Соловьёв. Теократическая концепция // социально-политический журнал. 1993. № 7.

Блохин В. Забытый мыслитель // Свободная мысль. 1996. № 4.

Власть и реформы: от самодержавной к советской России, Спб., 1996

Русские философы (конец XIX - середина XX вв.). Антология. Вып.1., М., 1993.

 

1. В теории государства и права социологическое направление исходило из того, что существование и развитие государства и права определяются общественными факторами. Теория Р. Иеринга (юридически защищённый интерес) нашла в России немало сторонников. Наиболее известные - С.А. Муромцев и Н.М. Коркунов.

Сергей Андреевич Муромцев (1850 - 1910) - профессор гражданского права юридического факультета Московского университета, лидер кадетов, председатель 1 гос. Думы. (См.: «Очерки общей теории гражданского права» (1877), «Определение и основное разделение права» (1879), «Что такое догма права?». (1885).

По учению Муромцева в основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т.д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения. «Если отношение сопровождается юридической защитой, но существует и осуществляется без её влияния, то ошибочно почитать такое отношение правовым. К праву не принадлежит все то, что соблюдается из приличий, из нравственности, из привычки, из обычая, из чувства долга, без внимания к факту юридической защиты. Правовое и прочное не одно и то же». Муромцев считал, что правом в собственном смысле всегда является только правовой порядок.

Муромцев различал «правовое» отношение (отношение «защищаемое») и «юридическое» отношение (отношение «вынужденное или защищающее»). Вместе с тем он подчеркивал отсутствие между ним четкой границы, особенно в периоды «развитого государственного быта» (по сути, гражданского общества), когда в обществе действует и получает государственное закрепление особый, частный и групповой, не зависимый от государства интерес. «Законодательная реформа - единственное верное средство для осуществления справедливости: Именно судья должен осуществлять справедливость».

Право создаётся не только «велениями государства», «сверху», но и в процессе развития общественных отношений, т.е. «снизу». Эту точку зрения поддерживал М.М. Ковалевский, Ю.С. Гамбаров, НА. Гредескул и другие.

... Николай Михайлович Коркунов (1853 - 1904) - профессор Петербургского университета. (См.: Государственное право (теория)), 1877; «Лекции по общей теории права», 1904; «общественное значение права», 1892; «Сравнительный очерк государственного права иностранных государств», 1890; «Русское государственное право» (т. 1. 1892; т. 2. 1893); «Указ и закон», 1894; «История философии права», 1896.

Поддерживая многие идеи Иеринга, Коркунов не всецело разделяя его определение права как «защищенного интереса»; утверждал, что право предполагает не отдельный интерес, а связь, отношение не менее чем двух лиц с встречными интересами. Кроме того, охрана интереса неизбежно включает контроль за выбором наилучшего способа его реализма, следовательно концепция Иеринга ведёт к оправданию безграничной правительственной опеки над личностью. По определению Коркунова., право - не просто защита интересов, но их разграничение. Так, гражданское право разграничивает интересы честных лиц, уголовное право — интересы обвинителя и подсудимого, гражданский процесс - истца в ответчика, государственное право - интересы всех участников государственного общения от монарха до подданного, международное право разграничивает интересы людей как участников международных отношений и как граждан конкретных государств.

В целом учение Коркунова трактует право как средство достижения согласованности интересов личности и общества; одновременно он рассматривал право как «взаимное психическое воздействие людей».

«Власть есть сила, обусловленная не волей властвующего, а сознанием зависимости подвластного». «Государство есть общественный союз, представляющий собой самостоятельное признанное властвование над свободными людьми». Сущность разделения властей - «в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования». «Нет ни одного государства, где бы законодательство, исполнение и суд были строго обособлены друг от друга». (Хрестоматия. С. 340 - 369 - комментарий).

Коркунов был против цензовой избирательной системы. Отмечал: «... в России государственная служба является единственной формой участия подданных в общей политической жизни страны...» Ратовал за «правомерную, но самодержавную монархию».

Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916). Преподавал в Московском и Петербургском университетах; член 1 гос. Думы. (См.: «Социология» в 2 - х тт., 1910, «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приёмы изучения истории и права» (1880)), «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» (1886), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений» - в 3-х тт. (1906), «Общее учение о государстве». (1909 г.)

По Ковалевскому, право - это «нормы, ставящей себе целью поддержание и развитие солидарности», «приводимые в жизнь организованной силой общества - государством», обладающие принудительной силой. Источник власти и государства - «в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности к чужому примеру и руководительству». (Общество образует «замиренную среду», основанную на общественной солидарности. Каждая социальная группа, есть также «замиренная среда», в которой вместо борьбы водворяется «солидарность»), «Эволюцию надо предпочитать революции, или, выражаясь языком Конта, прогресс желателен только под условием сохранения порядка». Ковалевский надеялся на «демократическую монархию». «Русская империя нуждается в более широких основах: она может быть только империей всенародной. Сохраняя наследственное руководительство нации её историческим вождём, положил в основу русского обновления систему самоуправления общества».

В знаменитом сборнике «Интеллигенция в России (Спб., 1910) М.М. Ковалевский опубликовал статью «Взаимоотношение свободы и общественной солидарности», её эпиграф гласит: «Если бы люди понимали, что они не одной своей жизнью, а жизнью всех, то они знали бы, что, делая добро другим, они делают его себе» (Л. Толстой. О жизни и смерти. Друкарь М., 1910. С. 3). В конце своей статьи М.М. Ковалевский заключает (вспомним название работы): «Всё будущее человечества зависит от согласования этих двух, как мы показали, не противоречащих друг другу начал».

2. Павел Иванович Новгородцев (1866 - 1924) - известный правовед, глава идеалистической школы в русской философии права. Он был профессором Московского университета, основателем и первым деканам Русского юридического факультета в Праге, представителем Религиозно - философского общества им. В. Соловьева в Праге. (См.: «Введение в философию права. Кризис современного правосознания», 1909; «Об общественном идеале», 1917). Новгородцев автор статьи «О путях и задачах русской интеллигенции» в знаменитом сборнике «Из глубины» (1918-1921), где подчёркивал: «... и нет сейчас вопроса более жгучего, как вопрос о судьбах нашей интеллигенции». Одним из вариантов его решения могла быть: «... целительная сила, исходящая из святынь народной жизни и народной культуры», которая «может снова сплотить воедино рассыпавшиеся части русской земли.

Вот то общее дело, в котором интеллигенции и народу надлежит быть вместе, и в котором самое противопоставление интеллигенции и народа должно исчезнуть или, по крайней мере, утратить свою остроту».

...Новгородцев стремился соединить теоретические положения Канта и Гегеля с политико-правовыми идеями своего времени. Новгородцева считают одним из основателей концепции «возрожденного» естественного права и представителем нормативно - этической концепции права. Тема всей жизни и научной деятельности Новгородцева - поиск и обновление общественного идеала. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов. Абсолютный идеал создаётся каждым человеком самостоятельно и выступает в качестве бесконечного совершенствования личности.

Относительный идеал зависит не только от конкретного лица, но и от других субъектов общественной жизни (группы, класса, движения, партии...) и ориентирован всегда на создание какого - либо общественного порядка, отражающего в то же время сущность отдельного человека (личная безопасность, свобода, равенство, собственность, солидарность и т. п.).

Общественно - политический идеал (относительный) по Новгородцеву выражался в требовании правового государства (в к. XIX - н. XX в.).

Далее он обосновал понятие «право на достойное человеческое существование», которое должно иметь юридическое значение. В этом случае на наших глазах совершается один из обычных переходов нравственного сознания в правовое, которыми отмечено прогрессивное развитие права». Новгородцев призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия.

Богдан (Фёдор) Александрович Кистяковский (1868 - 1920), юрист, философ и теоретик права и государства, социолог. (См.: «Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права» (1916); ст. в сб. «Вехи» - «В защиту права (интеллигенция и правосознание)»).

По Кистяковскому понятие права сводится к четырём основным определениям: государственно-организационному, социологическому, психологическому, нормативному. Кроме этих 4-х «теоретических понятий он определил «технические понятия», к которым относил юридико-догматическое и юридико-политическое понятия. Государственно-организационное (государственно-повелительное) - «есть то, что государство приказывает считать правом». Социологическое понятие права - представляет собой социальное явление, заключающее в себе широкий круг национальных, бытовых, экономических и других отношений. Психологическое понятие рассматривает своим объектом «правовую психику». Нормативное понятие признает право как «совокупность норм заключающих в себе идеи о должном, которые определяют внешние отношения людей между собой». И, наконец, «...с точки зрения юридической догматики право представляет собой совокупность правил, указывающих, как находить в действующих правовых нормах решения для всех случаев столкновение интересов или столкновение представлений о праве и неправе». Что касается юридико-политического понятия права (политики права), то это - совокупность правил, помогающих находить и устанавливать какие - либо устойчивые нормы в общественной жизни, тем самым, закрепляя за ним правовой характер. В целом, концепция Кистяковского ориентирована на изучение права как части культурного творчества людей, т.е. на исследование права в сфере оценок и целей.

...Кистяковский отождествлял конституцию и правовое понятие государства. Государство и право ранее развивались независимо друг от друга, постепенно государство стало признавать своей важной обязанностью заботу об охране права, «...право перестраивает государство и превращает его в правовое явление или в создание права». Таким «созданием права» м. б. признано только «современное конституционное или правовое государство». Особо критически Кистяковский исследовал современное ему российское правосознание. Обратимся к статье «В защиту права», «...право - по преимуществу социальная система и притом единственная социально-дисциплинирующая система.... русская интеллигенция никогда не уважала права.... Притуплённость правосознания русской интеллигенции отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом нашего застарелого зла - отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа».

«... Правосознание нашей интеллигенции и находится на стадии развития, соответствующей формам полицейской государственности. Все типичные черты последней отражаются на склонностях нашей интеллигенции к формализму и бюрократизму».

«Мы нуждаемся в дисциплине внешней, именно потому, что у нас нет внутренней дисциплины».

«Путем ряда горьких испытаний русская интеллигенция должна прийти к признанию наряду с абсолютными ценностями - личного самоусовершенствования и нравственного миропорядка - также и ценностей относительных - самого обыденного, но прочного и ненарушимого правопорядка».

Заслугой Кистяковского является глубокое обоснование множественности методов в изучении права. «Для права недостаточно духовной активности со стороны только законодателя, судьи и администратора. Каждый гражданин должен быть духовно деятельным в области права и по-своему творить его». Т.е. объединяющим все понятия права фактором он считал философию культуры...

3. На рубеже XIX - XX вв. в России была популярна религиозно - нравственная философия права: B.C. Соловьёв, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин, С.Л. Франк и др.

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 - 1900) - доцент философского факультета Московского университета. (СМ.: «Кризис западной философии (против позитивистов)» (1874), «Критика отвлеченных начал» (1880), «Оправдание добра. Нравственная философия» (1897). «Право - это требование реализации минимальной нравственности, то есть осуществления определённого минимального добра». Задача права не в том, чтобы он до времени не превратился в ад.

В целом Соловьёв был приверженцем концепции «возрожденного» естественного права. Сущность права - «исторически - подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага», где право - область внешняя, а интерес личности - область частная. «Общее благо» должно общим пределом ограничить частные интересы, но оно не может их упразднять. Поэтому Соловьёв выступал против смертной казни и пожизненного заключения, которые, по его мнению, противоречат существу права.

Он различает сущность права (идею права) и позитивное право (закон). Закон - это «определенное в данных обстоятельствах места и времени ограничение личной свободы требованиями общего блага», к признакам которого относятся: 1 - публичность, 2 - конкретность, 3 - реальная применимость.

Соловьёв выступал против принципа разделения властей как «системы сдержек и противовесов». Государство - это воплощенное право».

Трем основным моментам лично - общественной жизни - религиозному, политическому, пророческому - в ходе исторического развития соответствуют, по Соловьёву, три последовательные ступени человеческого сознания и формы общественного строя: 1 - родовая, принадлежащая прошедшему, но сохраняемая в современных условиях в видоизмененной форме в семье; 2 - национально -государственный строй, господствующий в настоящем; 3 - всемирное общение жизни как идеал будущего.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: