Крушение русской государственности во время «Смуты» превратило жизнь русских людей в сплошное бедствие. В-результате в русском, общественном сознании появляется православного Русского государства как величайшей святыни, как жизненно необходимого условия существования русского общества. Избрание в феврале 1631 г. нового царя воспринимается как восстановление государства. В «Утвержденной грамоте об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова» это событие предоставлено как спасение всех православных русских людей от гибели: «…не дай истинные наши православные хрестьянские веры в попрание...»
Активнейшим проводником антизападных настроений (закономерно усиливавшихся в нач. XVII в.) был отец царя Михаила патриарх Московский и Всея Руси Филарет, который после возвращения из польского плена в 1619 г. и вплоть до своей смерти в 1633 г. фактически правил Россией. После «Смуты» в русском политическом сознании сформировалось представление о Русском государстве как об осажденной крепости в окружении стран, пленных силами тьмы.
При большой обиде на иностранцев русские люди поняли, что главным врагом Отечества стали сами русские. Одно из ранних свидетельств такого понимания причин «Смуты» представлено в «Новой повести о преславном Российском царстве и великом государстве Московском» (1611 г.), написанный неизвестным автором.
Россию в начале XVII в. спасла от окончательного краха провинция. Для русских людей того времени подобный выход из «Смуты» закономерен, т.к. Москва рассматривалась скопищем предателей. Об этом повествует «Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича Шуйского, рекомаго Скопина», созданного за несколько месяцев до освобождения столицы. Также И.А. Хворстинин в своем произведении «Словеса дней, и царей, и святителей московских...», созданном вскоре после «Смуты», усматривает ее суть в том, что русские пали от меча своих собственных пороков. Широкое распространение получил тракт «Описание вин или причин, которыми к погибели и к разоренью всякие царства приходят, и которыми делами в целости и в покою содержатца и строятца ». Или же это был вольный перевод латинских книг Василия Садовулина (Садовского), или некое авторское творение.
|
В политической идеологии XVII в. подчеркивалась идея преемственности царской власти. В «Утвержденной грамоте об избрании...» подтверждается о М.Ф. Романове как о «благоцветущей отросли», племянника государя Федора Ивановича. В то же время перед идеологами царской власти встала проблема примирения принципа богоизбранности русского царя с фактом избрания его людьми. Решение было изящным. В «Утвержденной грамоте...» подчеркнули, что Бог, избрав царем Михаила Романова, внушил свою волю людям Московского государства.
В рамках отечественной политической концепции не могло найтись места учению об общественном договоре между властителем и подданными, по которому властитель принимает на себя в отношении своих подданных определенные обязанности. Царь несет свои обязанности в силу самого звания русского царя. Вот почему он не должен присягать своим подданным как это делали европейские короли.
... Главными идеологами двух течений в рамках русской православной церкви - никонианства и старообрядчества - стали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Церковный раскол во многом предопределил историческую судьбу России. Никон и Аввакум выступали за независимость церкви от государственной власти, но пути ее достижения представляли по-разному. Никон (Никита Минов 1605 - 1681) в 1652 г. был избран на патриаршеский престол. (См. исторический материал).
|
Идея навстречу греческой церкви, русская отдалась от церкви западной. Именно такой смысл имели попытки патриарха Филарета (деда царя Алексея) согласовать русские церковные обряды и богослужебные книги с греческими. Церковная реформа отвечала и стремлению Алексея быть царем всех православных. Без унификации церковных обрядов реализовать это было затруднительно. Никон же увидел в сближении русской церкви со Вселенской православной церковью возможность укрепиться церковной власти над царской. Разрыв с царем произошел в конце 50-х гг. (историч. справка). Простым монахом умер Никон в 1681 г. Написанное после приговора церковного сбора сочинение - «Возражения или разорения смиренного Никона, Божией милостью патриарха, против вопросов боярина С. Стершнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигаридиусу и на ответ Паисеовы» (Боярин Стрешнев в 1666 г. вел допрос Никона и задал ему 3О письменных вопросов). В своем сочинении Никон доказывает, что «священство» и «царство» - две самостоятельные власти в обществе. Он отвергает теорию «Москва - Третий Рим», ставя церковь над государством («небо лучше земли»). Никон считал, что священнослужители не должны подчинятся царским законам и суду. Уложение 1649 г. считал «бесовскими законами», утверждал, что после церковного сбора 1666 г. в России наступила время тьмы. Т.е. настоящим противником Никона именно царская власть, не старообрядцы. Никон даже допускал употребление в церковных службах неисправленных книг; не объявлял старообрядцев еретиками (эта оценка была почти навязана церковному собору прибывшими в Россию греческими священниками).
|
Многие взгляды Никона на деле сходились с воззрениями его главного противника - протопопа Аввакума. (См.; «Житие протопопа Аввакума им самим написанного». Аввакум (Петров; 1620- 1682). Как противника реформы его в 1653 г. заточили в монастырь, а позже сослали в Сибирь. В 1666 г. он был расстрижен, а в 1682 г. - сожжен. «Житие» и письма Аввакума оценивали реформу как ересь. В течении второй половины XV и вплоть до середины XVII в. в отечественной идеологии настойчиво проводилась мысль о том, что Византия пала от того, что греки отступили от истинного христианства. И вот оказалось, что православные христиане в России должны были принять обряды этой предавшей православие церкви, в частности, вместо двухперстного крестного знамения, испокон веков бытовавшего на Руси, принять трехперстное, введенное в византийской церкви в ХП в. Ранее было принято, что «Москва - Третий Рим», Россия - единственный оплот православия. И вот теперь оказывалось, что русская церковь должна подчиниться традициям церкви павшего Второго Рима. Т.е. старообрядчество стало попыткой сохранить национальное достоинство русской церкви и государства. Аввакум полагал церковь выше царской власти, закономерно разделяя идеи Никона. Сходство их взглядов было и в том, что не предполагалось жестких мер к противникам. Хотя в челобитной царю Федору Алексеевичу, сменившему на престоле Алексея, Аввакум писал: «А, что, государь - царь, как бы ты мне дал воля, я бы их, что Илия пророк, всех перепластал во един час. Не осквернил бы рук своих, но и освятил, чая... перво бы мне Никона, собаку, и рассекли начетверо, а потом бы никониян».
... Юрий Крижанич (≈ 1617 - 1683) - хорват, большую часть жизни прожил на Западе. В Россию прибыл в 1660 г. В 1663 г. на «общеславянском языке» (церковно-славянский, русско-народный и хорватский литературный) написал тракт, условно называемый «Беседы о правлении» (далее «Политика»). Произведение создано специально для царя Алексея. Он выступает против концепции «Мономахова дара», как противоречащей тезису о божественном происхождении государственной власти в России и унижает Русский народ. События даров Крижанич трактует как проявление «наивысшей мирской гордыни» римских императоров. «Басней» считал он и теорию происхождения русских царей из рода римских императоров (Октавиана Августа). Осуждал Иван IV, пренебрегшего титулом «король». «Басней» считал Крижанич и рассказ о призвании варягов. «Ибо не могли новгородцы быть столь глупыми». Выступал против концепции «Москва - Третий Рим», ибо римский герб стал приносить неудачу. Политическим идеалом считал неограниченное самодержание. Воплощением идеала называл царя Алексея. Критиковал «самовладство», «тиранство» испорченное боярское правление. «Улучшение дел связал с установлением «хороших» законов. Подобные тенденции усилились в последующий исторический период.
2. Одним из первых теоретиков абсолютизма в России был священнослужитель Феофан Прокопович (1681 - 1736). Он призывал сочетать «два земные пособия - природу и науку; и два свыше даруемые: катехизисное знание веры христианской и серьезное убеждение в божественности Священного писания». Он резко критиковал католическую церковь за преследование научных открытий; осуждал саму мысль о превосходстве духовной власти над светской; обосновывал неограниченную монархию; утверждал, что республики могут существовать лишь на небольшой территории. Главное политико-философское произведение Прокоповича «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей...» написано в обоснование принятого Петром I указа (1722 г.), определявшего право императора назначать наследника престола. Этот выбор Прокопович обосновывал доводами из Священного писания (право родителей называть детей, «отметающих наставления»), ссылками на Гроция, на Устав Юстиниана (применение к публичному праву институтов частного права, регулирующих семейные отношения наследования).
Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) был государственным, деятелем, организатором горного дела на Урале, географом, историком, ученым, внесшим вклад в развитие сфер науки. Татищев - сторонник теории естественного права; осуждал папскую власть за преследование ученых. Договор вообще рассматривался Татищевым, как основа всякого государства, в т.ч. монархического. Но формы правления зависят от объективных условий: местоположения, территории, населения. Демократия осуществима только в маленькой области; представленная система - признак аристократии, применима в, защищенных (островных) от врагов странах с просвещенным народом: Венеция а также Швеция и Англия (смесь монархии, демократии и аристократии). Татищев мечтал о внедрении в систему органов власти в России неких представительных дворянских учреждений, чтобы наладить должное законодательство. Различает он естественные и гражданские (положительные) законы.
Для Татищева сословное деление обусловлено исторически сложившимся разделением труда, предопределившим правовое положение каждого из сословий. Оправдание привилегий дворянства - в государственной службе. В то же время он считал введение крепостного права ошибкой Бориса Годунова, однако выступил против его отмены, чтобы «большего вреда не принести».
Практическое отношение Татищева как идеолога дворянства к крепостничеству выражено в его «Кратких экономических до деревни следующих записях» (1742 г.)
Татищев неоднократно выступил за обновление законодательства и тщательную подготовку знаков.
Одним из первых идеологов промышленников и купцов был Иван Тихонович Посошков (≈ 1652(55) - 1726). Он написал несколько произведений, в т. ч. «Книгу о скудности и богатстве» (1724), в которой излагается программа действия абсолютизма, какой ее хотело видеть купечество. Все надежды возлагаются на царя: «Мы же монарха своего почитаем яко Бога». Посошков — сторонник тотальной государственной регламентации многих сторон производства и быта. Не выражал сомнений в необходимости привилегий дворянства, но делал упор более на его обязанности. Выступал за сохранение крепостного права, но предлагал меры для защиты крестьян от разорения помещиками. «Царство воинством расширяется, а купечеством украшается».
3. Говоря об идеологии просвещенного абсолютизма, следует особо отметить первые годы правления Екатерины II, использовавшей для укрепления государственного строя ряд идей Просвещения. Для Уложенной комиссии (1767) был подготовлен «Наказ», в котором прослеживается влияние философов Просвещения, особенно Монтескье и Беккариа. В «Наказе» содержались ряд декларативных положений, неосуществимых в крепостнической стране: равенство граждан, общие законы, уверенность граждан в безопасности... Тем не менее Екатерина II подчеркивала: «Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит... Всякое другое правление не только было бы России вредно, но в конце разорительно». Беглое замечание Монтескье о беспорядках, связанных с освобождением сразу большого количества рабов в Др. Риме, в «Наказе» превращено в рассуждение о невозможности законодательной отмены крепостного права: «Не должно вдруг и через узаконение общее делать великого числа освобождение».
(Исторический материал: деятельность Уложенной комиссии и Вольного экономического общества).
... Особенностью феодально-аристократической идеологии были, попытки использовать идеологию Просвещения для критики абсолютизма с реакционных позиций. Видным представителем последних был князь Михаил Михайлович Щербатов (1733 - 1790). Он доказывал «химеричность равенства состояний»; прославлял наследственность дворянства; оспаривал возможность предоставления крепостным прав на имущество; отрицательно относился к просвещению народа; одновременно критиковал хаотическое состояние российского законодательства, неустроенность правосудия. В произведении «Путешествие в землю Офирскую господина С. шведского дворянина Щербатов изложил свой идеал - кастовое рабовладельческое общество и тоталитарное олигархическое государство.
Проявлением политико-правовых идей просветительства и либерализма можно считать издание с конца 60-х г. XVIII в. различных журналов. Девизом журнала «Всякая всячина» (1769 -1770) (негласно руководила императрица) было намерение, вселить человеколюбие в сердца и души помещиков и смягчить страдания крепостных». Особое место среди издателей того времени «занимал Н.Н. Новиков (1744 - 1818)— издатель журналов «Трутень», «Живопись» и др. Его сатира была весьма острой, а за связь с масонами он был заключен в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет, но через 4 года был освобожден Павлом I.
В 1768 г. отставной военный, секретарь одного из департаментов Сената Яков Павлович Козельский (1728 - после 1793) опубликовал свои «Философские предложения» - подобие хрестоматии с «полезными для человеческого рода истинами». Он воспроизвел идеи о договорном создании государства; признал наилучшим то общество, где «одни люди не могли призирать и утеснять других».
Многие крупные землевладельцы отличали невыгодность крепостничества. Один из первых дворянских либералов князь Д.А. Голицын (1734 - 1803) писал: «Пока существует крепостное право. Российская империя и наше дворянство, предназначенные тому, чтобы быть богатейшими в Европе, останутся бедными». Он предлагал освободить крестьян за выкуп и без земли. Враждебно отнесся к французской революции.
В числе первых представителей либерализма буржуазного типа в России был профессор Московского университета Семен Ефримович Десницкий (~ 1740 - 1789). Он связывал развитие общества, государства и права с хозяйственным бытом народов. Историю человечества делил на 4 этапа: охотничий, пастушеский, земледельческий, коммерческое состояние.
Десницкий написал «Представление о учреждении законодательной, судебной и наказательной власти в Российской империи» (30 февр. 1768 г.). Особенность изложений идей в том, что предлагается не «разделение властей», а реформа подчиненных неограниченному монарху учреждений, осуществляющих, законодательную, судебную и исполнительную функции. Поскольку развитие коммерции требует все большего количества законов для их подготовки при монархе безотлучно должно состоять специальное учреждение — Сенат. Учреждение «судебной власти» мыслилось как упорядочение- системных профессиональных судей и организация суда присяжных. «Наказательная власть» должна осуществляться воеводами, ведающими местами заключения, исполнением приговоров, сбором подушных и пошлин. Законодательная власть принадлежит монарху.
«Многие народы опытом дознали, что лучше не иметь иных знаков, нежели имея, не использовать».
«Нет возможности без нарушения спокойствия государства дать оным земледельцам права и преимущества».
... В плане изложения темы возможно упомянуть о политико-правовой идеологии крестьянских движений. Проявлением царистских иллюзий стало появление десятков самозванцев. Пугачев также выступал от имени Петра Ш, в манифестах провозглашал освобождение от крепостного гнета и жаловали «землями, возами, лесами, рыбными ловлями, покосами, хлебом, верою и законом вашим...»
... В 1790 г. управляющий Петербургской таможней Александр Николаевич Радищев (1749 — 1802) отпечатал в собственной типографии и выпустил в свет книгу «Путешествие из Петербурга в Москву; за что Палатой уголовного суда был приговорен к смертельной казни, замененной ссылкой в Илимский острог на 10 лет. Теоретической основой политико-правовых взглядов Радищева были идеи естественного права и общественного права и общественного договора, наиболее радикальные концепции Просвещения. Большая часть книги - картина беспросветного произвола и беззакония, издевательств помещиков и чиновников над крестьянами. Радищев доказывал несостоятельность крепостничества с позиций теории естественного права; резко выступал против самодержавия; мечтал о республиканском строе в России. (Анализ глав книги). В 1801 г. Радищеву было разрешено вернуться в Петербург, где он был привлечен к работе в законодательной комиссии, созданной Александром I. Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой.
Таким образом, в рассматриваемый период твердо определилась характерная и для последующею времени программная проблематика политико-правовых учений. Центральными стали проблемы крепостничества и самодержавия. На основе разного отношения к этим проблемам идеологов различных сословий сложилось несколько течений политико-правовой идеологии.
Тема 10
Политическая и правовая идеология в Западной Европе в первой половине XIX века.
План.
1. Буржуазная политико-правовая идеология (1-я половина XIX в.)
2. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология (1-я половина XIX в.)
Литература.
- Асмус В.Ф. Огюст // Историко-философские этюды. М.,1984 - Василькова Ю.В. Фурье М., 1978
- Подмарков В.Г. Робер Оуэн - гуманист и мыслитель М.,1976
- Согрин В.В. Британский либерализм: этапы развития и течения// Новая и новейшая история. 1996 № 4
- Фадеева Т.М. У истоков идеологии европейского консерватизма// Новая и новейшая история. 1992. № 6
1. К буржуазной политико-правовой идеологии относятся те концепции, которые оценивали гражданское общество периода первоначального капитализма как неизбежное и необходимое явление, требующее теоретического осмысления, идеологического оправдания и реформ преимущественно в интересах торговой и промышленной буржуазии. В условиях 1-ой половины XIX в основным направлением буржуазной политической мысли становится либерализм, который делал упор на защиту и обоснование гражданской свободы, понимаемой как свобода частной инициативы предпринимательства печати.... Государство же должно обеспечивать безопасность личности и частной собственности.
Духовным отцом европейского либерализма называют французского политического мыслителя Бенжамента Анри де Ребек Констана (1767-1830). Свою политическую философию он изложил в «Курсе конституционной политики» С 1819 по 1830г. Констан возглавлял либеральную оппозицию в палате депутатов французского парламента, а в 1830 был назначен председателем Гос. Совета.
Исходным понятием в политической теории Констана является индивидуальная свобода, понимаемая им как личная независимость и безопасность. Основываясь на этой ценности, создаются институты гос. власти. Суверенитет государства заканчивается там, где начинается «независимость частного лица». Лучшей формой правления он считал конституционную монархию, рассматривая её как находящуюся вне законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Контроль же за гос. властью общество должно осуществлять с помощью права, общественного мнения.
Констан различал политическую и личную свободу. Древние народы знали только политическую свободу, которая сводится к праву участвовать в осуществлении политической власти (принятие законов, выборы...) Новые народы по Констану понимают свободу иначе. Право участия в политической власти меньше ценится потому, что государства стали большими и голос одного гражданина уже не имеет решающего значения. Значит свобода новых народов - это личная, гражданская свобода, состоящая в известной независимости от власти. Констан защищал и другие свободы - мнений, совести, печати… Полное определение свободы, данное Констаном в его «Курсе конституционной политики» стало классическим понятием либерализма. «Современная свобода означает право каждого индивида подчиняться только законам, а также его право не быть арестованным либо задержанным, либо подвергнутым другому наказанию в результате произвола равного ему индивида. Свобода также означает право каждого выражать свое мнение, выбирать себе профессию и работать в соответствии с ней, обладать собственностью и даже уничтожать её, менять свое место жительства без получения на это какого-либо разрешения и без уведомления о мотивах таких передвижений. Свобода означает также право объединяться с другими индивидами либо для защиты общих интересов, либо для отправления, богослужения по тому обряду, которым они сами себе выберут, либо просто для того, чтобы вместе проводить время тем или иным образом. Наконец, свобода означает право каждого индивида влиять на управление государством - либо посредством выбора некоторых или всех должностных лиц, либо посредством внесения протестов, петиций и требований, более или менее обязывающих власти считаться с мнением общества».
Констан подверг критике теорию Руссо и других сторонников народного суверенитета, которые, следуя древним, отождествили свободу с властью. Констан писал, что неограниченная власть народа опасна для индивидуальной свободы. Предпочтительна власть монарха, т.к. является нейтральной (находится вне законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.) В тоже время он пишет о конституционной монархии: особой власти «наследственной палаты пэров»; политических правах для обеспеченных и образованных людях, расширении местного самоуправления (Хрестоматия с 173-184)
Оригинальную концепцию права и государства в Англии разработал Иеремия Бентам (1748-1832) Он отвергал теорию естественного права; считал, что все государства создавались насилием и утверждались привычкой; критиковал французскую Декларацию прав человека и гражданина: 1789 (утверждая, что идея прав личности ведет к обоснованию анархии) Бентам настаивал на необходимости совершенствовании существующего законодательства. «Законодательство должно, наконец, найти непоколебимую основу в чувствах и опыте» В поисках этой основы Бентам, разрабатывает теорию утилитаризма (выгоды) Одновременно он ее подчёркивает: «Каждый закон есть нарушение свободы» Тем не менее, закон - неизбежное зло, т.к. без него невозможно обеспечить безопасность. Бентам считал, что законодательство не должно вмешиваться в деятельность предпринимателей, в их отношения с рабочими. В то же время государство обязано помогать беднякам. Наряду с этим Бентам выдвинул идею о создании «Паноптиконов» - типовых проектов круглых зданий с внутренним двором и башней в центре. Там м.б. размещены тюрьмы, сумасшедшие дома, лазареты, больницы, школы, дома для бедных, исправительные и рабочие дома. «Конституционный кодекс» Бентама представлял собой проект демократической конституции Англии. Интересно, что миролюбивые внешнеполитические воззрения Бентама нашли отражение в «Плане всеобщего и вечного мира» (1789) Наброске Кодекса международного права (1827) Бентама назвали Ньютоном законодательства (в качестве средства достижения наивысшего счастья он называл законы, главным содержанием которых являются безопасность и равенство граждан; наилучшей формой правления считал деспократию, в которой соблюдаются законы и удовлетворяются интересы индивида). Хрестоматия с 162-172
Труды Бентама оказали воздействие на школу Джона Остина (1790-1859).... Постепенно основные принципы гражданского общества воплотились в действующем, позитивном праве. Этим обусловлены отказ большинства буржуазных теоретиков от идей естественного права и их критика. То и другое нашло выражение в юридическом позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного права, т.е. против представления о существовании рядом с позитивным правом более высокого по своему значению нрава естественного, требующего воплощений в законодательстве. «Я не знаю, что такое гражданское право, меня интересует только Гражданский кодекс».
Итак, юридический позитивизм отрицал любое право кроме позитивного и отождествлял право с законом. Его яркий представитель Дж. Остин - основатель аналитической школы - преподавал юриспруденцию в Университетском колледже (Лондон) В 1832г. он издал книгу «Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права». Остин различает этику, науку о законотворчестве, юриспруденцию. Последняя имеет дело с законами. Наилучшей формой права считал кодексы, однако в отличие от Бентама признавал частью права судебные прецеденты.
... В 40-е г. XIX в. в Париже бывал немецкий государствовед, историк, экономист Лоренц фон Штейн (1815-1890). В итоге он опубликовал книгу «Социализм и коммунизм в современной Франции» (1842) Он считал, что если общество делится на классы, то государство должно носить надклассовый характер - Единственная форма государства независимая от классов - конституционная монархия. Как Гегель он различал власти законодательную правительственную, монархическую. Ряд идей Штейна использовал Бисмарк и его последователи для обоснования Германии как «социальной монархии»
Основателем позитивизма (положительной философии) является Огюст Конт (1798-1857) Он преподавал математику, астрономию, физику, механику и др. С 1818 по 1824г. был секретарем Сен-Симона. В 1830-1846г. опубликовал «Курс позитивной философии» в 6-ти томах. В 1851-54 издал «Систему позитивной политики или социологический трактат об основах религии человечества (4 тома). «Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами — в замене слова почему словом как.» Социальная функция науки - предвидение будущего. В первую очередь это относится к социологии (социальной физике), которая призвана обеспечить переход от военного быта человечества к индустриальному.... Конт сформировал закон трех стадий, которые человечество проходит в своем умственном развитии. Теологическая стадия продолжалась до 1300г. (фетишизм, политеизм, монотеизм) Метафизическая стадия (1300-1800гт) - реформация, просвещение, революция. Постепенно наступает позитивная стадия, когда военный быт сменился промышленным. Основной задачей своей философии Кант считал, переустройство общества на основе позитивизма, замену «ретроградной аристократии» и «анархической республики» социократией. Его социология делится на две части: социальная статика (о строении общества), социальная динамика (о развитии общества). То и другое Конт обобщает в знаменитой формуле: «Порядок и прогресс». Конт предлагал не разрушать современное ему общество, ликвидируя собственность, а, всё координировать, ничего не нарушая. «Это - составляет основную проблему современной цивилизации»
«Слово «право» должно быть так же изгнано из правильного политического языка, как слово «причина» из настоящей философской речи» «В позитивном состоянии, не опирающемся на божественные начала, идея права исчезает безвозвратно. Каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет прав как таковых... Иначе говоря, никто не имеет другого права, кроме права всегда исполнять свой долг.» Конту принадлежит проект новой всемирной религии, где теология (богословие) заменяется социологией. Жрецами становятся учёные и артисты. К позитивистским святым относятся: Моисей, Конфуций, Магомет, Гомер, Аристотель........ до Галилея и Ньютона. Для завершения метафизической стадии и перехода к позитивной Конт предлагал создать в Париже предварительное духовное правительство «Западный позитивный комитет» из 30 ученых, представляющих разные страны и науки. Далее неимущие классы Парижа избирают диктаторов и облекают их высшей властью. Цель этой пролетарской диктатуры - перевоспитание всех классов в позитивном духе. Затем, перевоспитанное общество организуется в социократию. Всё человечество, создав около 500 социократий, объединяется во Всемирную федерацию со столицей в Париже. «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель».
Конт всемирно осуждал агрессивные войны.
Для воплощения целей Конт обращался к Николаю I, Рашид-паше, иезуитам. Позитивистские церкви - общины возникали в Англии, Франции, Чили,......В Бразилии позитивизм был признан официальной религией.
В 1889 году позитивисты совершили переворот, заменив империю республикой. На государственном флаге Бразилии обозначены слова Конта: «порядок и прогресс»
2. Начало развитию социалистической мысли, положили Шарль Фурье (1772-1837) и Клод Анри Сен-Симон де Ревуа (1760-1825) (См: Фурье, «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Новый промышленный и социетарный мир» (1829); Сен-Симон «Письма женевского обитателя к современникам» (1802) «Катехизис промышленников» (1823), «Новое Христианство» (1825) Наиболее фундаментальным теоретическим произведением социалистов (коллективистов) было «Изложение учения Сен-Симона», которое издали Базар, Родриг и Анфантен).