В рабочем коллективе, не находящемся под неусыпным контролем и управлением, интеллект не складывается, зато глупость перемножается.




 

Другой мой товарищ, профессиональный спортсмен Сергей Кирсаненко, научил меня делить исполнителей поручений на два типа: «надутый мячик» и «сдутый мячик».

Человек «надутый мячик» – это тот, которого ты «пнул», он часть пути пролетел, ударился о землю, подпрыгнул и в итоге до «ворот» допрыгал.[214]

Человек «сдутый мячик» – это тот, которого ты «пнул», он часть пути пролетел, упал и лежит. Не отскакивает и не движется больше. Поэтому до него надо добежать и еще раз «пнуть», чтобы он «в ворота залетел».

Я к этим определениям в процессе приобретения жизненного опыта добавил еще две категории.

«Мячик для регби» – это человек, которого ты «пнул», но полетел он совсем не туда, куда тебе было надо. Поэтому надо быстро понять, куда же именно он полетел и успеть в полете его «пнуть» так, чтобы траекторию скорректировать в сторону «ворот».

«Чугунный мячик» – это человек, которого сколько ни пинай, он все равно никуда не покатится, только ногу отобьешь.

 

Конечно, хотелось бы работать в коллективе, где все сами катятся в сторону «ворот» и никого не надо пинать. Но, к сожалению, жизненный опыт показывает мудрость поговорки: «Хороший пинок помогает продвижению вперед гораздо больше, чем дружеское похлопывание по плечу».

 

Пинать людей в процессе бизнеса необходимо, но очень неприятно. Особенно это тяжело делать с сотрудниками, с которыми сложились хорошие человеческие отношения.

Но это приходится делать, и особенно в случаях, когда их явно выраженная глупость может «обнулить» огромный труд всего коллектива, превратить достижение в ничто, разорить предпринимателя.

 

«Ум человеческий имеет пределы, глупость человеческая беспредельна»[215]. Примеры «Ллойда», «Берингса», «Нокиа», «Свиссэйр» и многих других наглядно доказали, что «благими намерения дорога в ад вымощена» бывает очень быстро. Создать эти бизнесы потребовались десятилетия и века. Разорились они почти мгновенно.

 

Преодолеть такое падение было можно. Резкими и сильными пинками в «нижнюю часть» менеджеров, выбравших явно неверный путь. Но «пинателей» в нужный момент не нашлось. И миллиарды собственников развеялись, как дым.

Движение вперед, так же, как и сохранение ранее завоеванных позиций в бизнесе, требует незаурядной твердости и жесткости, проявление которой, в свою очередь, требует незаурядной силы духа.

 

Неблагодарность

 

Сделал доброе дело – отойди, чтобы брызгами благодарности не зацепило.

 

Глупость, соединенная с уязвленным самолюбием, приводит к неблагодарности. Эту простую мысль демонстрирует анекдот про двух школьных товарищей.

 

«Встречаются два школьных товарища. Один поднялся, все у него хорошо, а другой еле концы с концами сводит. Тот, что разбогател, и говорит:

– Приходи ко мне работать, помогу, чем смогу.

– Да я и делать-то ничего не умею, – отвечает неудачник.

– Не волнуйся, придумаем что-нибудь.

Приходит тот к нему в офис, друг показывает ему кабинет – там стол, кресло, телефон и две кнопки белая и красная.

– Вот, – говорит, – я буду тебе звонить и говорить, на какую кнопку нажать, ты будешь нажимать, вот и вся работа.

Проходит месяц, встречаются они, работодатель и говорит:

– Заработали мы десять штук, давай делить – тебе половина и мне половина.

Друг доволен, проходит так три месяца, он сам приоделся, жену одел, ремонт сделал, а потом вдруг захандрил, бриться перестал, пить начал. Жена у него и спрашивает, что случилось-то? Он помолчал, а потом и говорит:

– Понимаешь, в чем дело, кнопки нажимаю я один, а деньги-то пополам…»

Причиной такого поведения является тот же самый ресентимент, порождаемый эмоцией моральной неудовлетворенности глупого человека, не использующего логику для анализа своего положения. Еще Гете отмечал, что неблагодарность – это род слабости, а выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными.

Марк Твен, показывая ущербность голой эмоции, писал: «Если ты подберешь голодную собаку и сделаешь ее жизнь сытой, она никогда не укусит тебя. В этом принципиальная разница между собакой и человеком».

И несмотря на логическое понимание таких незыблемых истин, как «Делающий доброе дело не должен рассчитывать на лавровый венец»[216], предприниматель все же является человеком, и ничто человеческое ему обычно не чуждо. В том числе и сострадание. В процессе построения крупного бизнеса, в процессе движения к суперуспеху предпринимателю чисто по-человечески хочется разделить его с друзьями, сделать их тоже богатыми и довольными.

Поэтому обратная реакция в виде неблагодарности, обычно перерастающей в разные виды воровства и предательства, является тяжелым деморализующим фактором.

Быть готовым к нему можно лишь не забывая афоризм-правило: «Сделал доброе дело – отойди на безопасное расстояние, чтобы брызгами благодарности не зацепило».

Юлий Ким: «Ужасна подлость… Тяжела коварность… Но тяжелей всего – неблагодарность. Да! Наше бескорыстное нутро все ждет чего-то за свое добро»[217].

Уильям Шекспир: «Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарности человека?»

 

Сталкиваясь с неблагодарностью, необходимо проявить недюжинную твердость и силу духа, чтобы продолжать работать, не «опустить руки», двигаться дальше к новым высотам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: