Структура деятельности имеет двуединую природу, поскольку субъект познает и преобразует не только самого себя в мире предметов, но и себя в мире людей. И эта вторая сторона достойна особого рассмотрения, поскольку взаимодействие людей в процессе предметной деятельности выдвигает на первый план чисто человеческие, так называемые «гуманистические» проблемы, вторгающиеся в мир предметной деятельности тем в большей степени, чем больше совершенствуются творческие потенции личности, и, следовательно, увеличивается обмен созданными предметами.
Образование обеспечивает основные направления деятельности, поскольку в каждом из них человек представлен как целостная личность. Понятие «целостности личности» (человек-деятель, человек-творец), в противовес понятию «человек-роль» («функционер»), принципиально важно для определения роли образования, которое при известных условиях может способствовать закреплению определенных социальных функций, препятствующих полноценному участию личности во всех сферах общественной жизни. Чеховский «человек в футляре», например,—это не просто и не только консервативный учитель, но и символ профессиональной и личностной ограниченности вообще.
Подобно тому, как в деятельности выделяются «опредмечи-вание» и «распредмечивание», характеризующие две диалектически связанные стороны бытия личности, в образовании представлена его детерминирующая роль, вооружение знаниями, необходимыми для общественного расширенного воспроизводства, и ориентация (культурно-историческая), направленная на формирование субъекта, соответствующего идеалу данного общества.4
Несмотря на всю условность такого деления, оно помогает выявить прогностические возможности образования, коль скоро сознательно усиливается именно его ориентирующая роль. Дистанция прогноза в том и другом случаях обеспечивается не формально заданным уровнем образования (числом оконченных классов, например), а «социальной моделью» личности. С одной стороны, общество формирует определенный эталон личности, с другой—система образования и воспитания формирует отношение и способы продвижения индивидов к этому эталону. Сегодня данный процесс приобрел особенно сложные черты, поскольку быстро и одновременно обе системы (образования и деятельности) вынуждены создавать новые образцы поведения и новые эталоны как в сферах деятельности, так и в социальном институте образования.
|
Перемена ситуации в России внесла много корректив в деятельность образовательных систем. Учеными, практиками, публицистами выделено сегодня несколько кризисных черт образования. Резкое сокращение финансирования повело к искажению системы воспроизводства прежде всего научных кадров, а также и преподавательских, особенно в вузах. Молодое поколение в массовом порядке утратило интерес, мотивацию на получение образования, поскольку оно не обеспечивает сегодня потребностей человека в нормальном образе жизни. Свертывание научной работы привело к сильному понижению уровня образования.
Этому способствует и необходимость для преподавательских кадров посвящать свою деятельность наряду с основной работой другим сферам труда с целью получения дополнительного заработка. Многие вузы, другие учебные заведения идут по пути коммерциализации, заметно снижая уровень подготовки кадров. Все эти и ряд других причин ставят проблему кризиса в системе образования.
|
Однако наряду с указанными тенденциями отмечаются и некоторые позитивные перемены. К ним можно отнести появление гибкости в системе государственного образования, которая прежде всего сказалась в изменении содержания дисциплин, появлении новой парадигмы в отношениях вуз—преподаватель— студент, возникновении новых педагогических технологий, спектра методов и приемов обучения.
Следует отметить и появление совершенно новых для нашей социальной жизни феноменов—альтернативных, негосударственных форм образования, уже сегодня охвативших все виды образования от самых низких (дошкольных) до вузовского и поствузовского обучения. Это явление уже реально создало рынок образовательных услуг, который включает, по сути, самые разнообразные формы образования, создавая между ними реальные конкурентные отношения, особенно по наиболее популярным специальностям (экономика, юриспруденция, менеджмент и т.п.). Эти явления, разумеется, носят не только позитивный характер. Их существование, очевидно, породило новые черты в системе образования, они побуждают его к саморазвитию, освобождению от тех окостеневших черт, которые сдерживали развитие образования ранее.
Все кратко описанные выше перемены, новые тенденции сказываются на образовательном потенциале. Суть и формы этих изменений сегодня еще не исследованы, их качественные характеристики неизвестны. Важность и актуальность этого научного разворота темы очевидна, ибо развитие, гибкость, мобильность образовательного потенциала—основа движения России в направлении реформ, социального преобразования сегодняшнего и завтрашнего общества. Только изучение этого процесса в сравнении, в динамике может показать, насколько изменилась система образования, насколько она способна соответствовать новым социально-экономическим реалиям. Одной из задач исследования может стать поиск ответа на вопрос, насколько сильна способность к восстановлению и развитию образовательных структур, насколько их потенциал изменился и количественно, и качественно.
|
Научный потенциал образования должен быть рассмотрен в двух аспектах: социальном и педагогическом. Оба аспекта прямо связаны между собой, отдельное рассмотрение каждой из сторон производится, скорее, с целью найти их оценку, но вместе с тем и определить те их теоретические и практические аспекты, воздействие на которые способно дать позитивный для общества аффект.
Социальный аспект отражает совокупность человеческих возможностей, имеющихся сегодня кадров с учетом тех условий, в которых эти кадры могут проявить свой потенциал, а также востребованность этого потенциала обществом на самых различных его уровнях.
Педагогический аспект проявляется в тех результатах, которые достигаются при использовании этого потенциала. Они могут быть проанализированы как с точки зрения воздействия на субъекты воспитания (студенты, учащиеся, слушатели как будущий потенциал граждан и профессиональных работников), так и с точки зрения интенсивности его воздействия.
Исследование социального аспекта научно-образовательного потенциала строится прежде всего на анализе наиболее сильных перемен, которые затронули систему образования. Имеющийся статистический и исследовательский материал уже сегодня позволяет выделить и довольно ясно представить ряд кризисных явлений: плохое материальное положение, нарушение процесса воспроизводства научных и педагогических кадров, изменение контингента слушателей, падение мотивации на учебу, устремленности молодежи в доходные области деятельности, наличие инноваций в системе образования, последствия которых сегодня трудно оценить, и т. д. Причем отметим, что каждый из факторов в отдельной подсистеме образования играет свою специфическую роль и потому необходимо изучать каждую подсистему отдельно, затем сводя данные воедино в целостной системе образования.
В число чисто человеческих факторов включается мотива-ционный фактор сохранения и развития потенциала, информационные возможности, доступность проведения научных исследований, возможность интеграции с зарубежными коллегами и т.д.
Сегодняшняя ситуация в России вынужденно создает новую систему функционирования кадрового корпуса учителей и преподавателей, его отношений к собственному потенциалу и его использованию. Например, особого внимания заслуживает эффект полифункциональной и многопрофильной деятельности достаточно большого числа преподавателей. Он заключается в том, что многие из них оказываются одновременно включенными в разные сферы деятельности: образование—наука, образование—бизнес; образование—производство, образование— воспитание и т. д. Такая многопрофильная и полифункциональная деятельность формирует, по сути, новый тип работника, ранее не существовавший в образовательном корпусе России. Одновременное совмещение различных функций сильно расширяет профессиональные горизонты человека, делает его более гибким. Еще важнее при этом, что меняется его мировоззренческая система. В результате потенциал приобретает не только иные количественные, но и качественные черты. Характеристики этого нового деятеля образовательной системы заслуживают особого изучения. Возможно, что именно этот тип работника в образовательных структурах России является прообразом наиболее перспективного участника образовательных систем будущего.
Особым объектом изучения образовательной системы и отдельных ее подсистем может стать анализ учебных программ, особенно—в области обществоведения (где они меняются более радикально). Учебная программа есть отражение (пусть и в «свернутом» виде) возможностей, которыми обладает и преподаватель, и данная система обучения. Имеющийся в нашем распоряжении материал по школам показывает значительный объем перемен в этой области. Поэтому целесообразным было бы изучение учебных программ с точки зрения появления в них нового содержания, глубины, инноваций мировоззренческого, педагогического и методического плана. Важно исследовать новые педагогические технологии, новые педагогические парадигмы, несущие преобразовательный потенциал.
Самостоятельным направлением работы становится педагогическое обеспечение образовательно-научной деятельности. Оно включает:
—подготовку и переподготовку кадров для обеспечения педагогической деятельности в различных образовательных системах;
—педагогическую разработку образовательных возможностей различных учреждений науки и культуры;
—исследование потенциала различных образовательных 149
сред;
—создание программ педагогической поддержки взаимодействия науки и образования, а также соответствующих технологий их реализации.
Западные эксперты в качестве достижений в области образования в бывшем СССР и современной России называют:
1. Доступность начального образования.
2. Формирование образованных трудовых ресурсов.
3. Выравнивание талантов.
4. Достижение равноправия женщин в сфере образования.
5. Победы выпускников советских (российских) школ на академических олимпиадах.
6. Более высокий уровень учебы в точных науках.
7. Равный или более высокий уровень достижений в космосе и ряде других сфер.
К числу наиболее серьезных недостатков, которые проявились в условиях перехода к рыночной экономике, относят:
1. Слабое стимулирование хорошей учебы, отсутствие потребности в академических достижениях (рабочих мест еще совсем недавно хватало всем).
2. Слабое стимулирование инновационных процессов в образовании.
3. Прежнюю ориентацию на профессиональную стабильность.
4. Распределение ресурсов между учебными заведениями независимо от спроса на выпускников.
5. Отсутствие оптимального соотношения преподавателей и учащихся.
6. Обилие мелких профессиональных учебных заведений с небольшим числом учащихся, что ухудшает способности адаптироваться к меняющимся социальным условиям.
7. Вертикальную систему подготовки, ориентацию на потребности отрасли, что ведет к узкой специализации.
8. Серьезные проблемы в методах отбора абитуриентов: собственные правила приема в каждом вузе дают преимущество семьям, где дети пользуются услугами репетиторов и являются слушателями подготовительных курсов, в особенно сложном положении находятся иногородние абитуриенты.
Растет неуверенность студентов в будущем. На вопрос «Какой представляется вам перспектива трудоустройства после окончания вуза?», заданный в марте 1992 г. студентам Петербургского университета, были получены следующие ответы:
1.«Считаю, что смогу найти для себя подходящую работу»— 36%.
2.«Не имею уверенности, что смогу найти для себя подходящую работу»—34%.
3.«Уже сейчас ощущаю невостребованность моих знаний и способностей»—10%.
4.«Пока не думаю об этом»—14%.
5. Другое—5%.
Резюмируя ситуацию, в которой находится сегодня высшая школа, можно выделить несколько наиболее серьезных проблем. Наиболее крупными, определяющими другие, выступают: снижение качества материальной базы, резкое сокращение исследовательских отделов вузов (вплоть до полного исчезновения), снижение оплаты труда преподавателей. Результатом или следствием этого являются: снижение уровня профессиональной и гуманитарной подготовки, снижение требований к образованию, падение престижа знаний, снижение профессионализма преподавателей, их нравственного и культурного уровня и интереса к образованию у студентов, ориентация вузов на «среднего» студента. В результате мы имеем явное снижение качества выпускаемых специалистов. Подобная ситуация характерна сегодня для большинства образовательных учреждений России. Ряд из них имеют проблемы, отличающиеся от проблем высшей школы, но в целом они очень близки. Естественно, что период коренной ломки социально-экономических отношений, который сейчас переживает наша страна, несет много тяжелых последствий. Но образование и в этом историческом контексте не может быть поставлено в условия самостоятельного выживания.
Человек оказывается способен занять достойное место в жизни только овладев достаточным запасом профессиональных, специальных знаний, а также получив основательную общеобразовательную подготовку, обеспечивающую мобильность будущего работника, необходимую в условиях рынка труда.
Существует серьезная опасность, что молодые люди (в особенности подростки), занимающиеся перепродажей различных товаров на улицах, видя в этом один из основных источников быстрого обогащения, при наступлении нормальных рыночных отношений могут оказаться без образования и без профессии, что приведет к серьезным социальным последствиям в будущем.
Юристы бьют тревогу: «Прогностически неблагоприятно влияет рыночная, вульгарно-гедонистическая реклама, которая назойливо бомбардирует мозговые центры плотских удовольствий детей и взрослых, разрыхляет ценностный смысл этических и эстетических понятий. Нынешнее поколение 15-16-летних еще может не поверить, что "истинное счастье" состоит в обладании той иной "сладкой" продукцией, а доблесть и мужество не определяются предпочитаемой маркой сигарет».
Многие из обследованных учащихся начальной школы считают сбор бутылок, «работу» вокруг торговых ларьков более перспективным делом, чем учеба. Образ «бизнесмена», с которым было принято связывать такие черты, как индивидуализм, накопительство, мещанство, бесчеловечность и другие, «чуждые социалистическому образу жизни»,5 становятся своеобразным фетишем. Причем и реализуется он в тех же искаженных формах, которые были надуманно созданы старой моралью.6
Исследования, проведенные петербургским социологом С. А. Ежовым в четырех городах России (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Братск и Нефтекамск) в 1993-1995 гг., позволили выявить ряд профессий, которыми учащиеся.7-11 классов сейчас отдают предпочтение. В первую очередь—это профессии экономического, рекламного и юридического профилей: менеджер, маркетинг-директор, юрист, адвокат—в этом едины как юноши, так и девушки. Не уступают им профессии, связанные с проектированием и вычислительной техникой, программного обеспечения. По-прежнему престижной считают респонденты и профессию архитектора. Девушки отдают предпочтение преимущественно следующим профессиям: модельер, парикмахер, секретарь-референт, переводчик и, традиционно, педагогические работники и врачи.
Значительно снизился интерес к техническим профессиям и увеличился к профессиям гуманитарного направления. Тестирование показало, что многие учащиеся судят о профессиях и делают свой профессиональный выбор поверхностно (по материалам в прессе, на телевидении и по уровню заработной платы) без учета своих индивидуальных особенностей и способностей. Так, например, в одной из школ, где ученые проводили исследование, около 80% учеников 10 класса, не принимая во внимание результаты профессионального тестирования, решили стать инспекторами ГАИ только потому, что инспектор, как они считают, получает в день месячную заработную плату инженера, работающего на государственном предприятии.7
Качество профессионального образования характеризует не только объем полученных знаний и состав навыков, а готовность к определенным видам деятельности и способность их хорошо выполнять.
Не случайно особенно жесткие требования рыночная экономика предъявляет системе профессионального образования. Обновление знаний во всех областях профессиональной деятельности характеризуется постоянно возрастающими темпами.
Узкоспециальная подготовка устаревает также быстро, как и исследовательское оборудование и научные методики. Сейчас требуется широкообразованный специалист, умеющий общаться и принимать участие в выработке решений совместно с другими людьми, обладающий способностью заглянуть в будущее, умеющий разрешать этические вопросы в конфликтной ситуации. Для выполнения всех этих функций нужны обширные познания в области культуры, социологии, психологии. Отсюда—закономерный интерес специалистов сферы профессионального образования к допрофессиональной общеобразовательной подготовке.
Что же касается средней школы, то, как считают американские эксперты, ее задача на современном этапе состоит не столько в формировании хорошо подготовленных выпускников для высшей школы, но прежде всего в подготовке и воспитании людей, способных быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям новых технологий.
По мнению футурологов, профессиональные требования к специалистам будут меняться каждые 5-10 лет.8 Поэтому специалист должен быть готов и способен к переподготовке, а нередко и к смене профессии.
Господствовавший в течение всей эпохи цивилизации традиционный способ образования, основанный на жестком разделении подготовки к жизни и самой жизни, учебы и труда, школы и производства, во многом исчерпал свои прогрессивные возможности и стал тормозом дальнейшего развития образования.
Примечания
Нормирование модели деятельности специалиста с высшим образованием. Сборник типовых методик / Под ред. Е.Э.Смирновой. Томск, 1984.
2 Kpoкинекая O.K., Куропятник А. И., Михеева Л. Д.,Смирнова Е.Э. Новые формы образования // Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования. Вып. 10. М., 1992.
3 Татищев С. Г. Деятельная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии / Научн. ред. С.Г.Батищев. М., 1969.
4 Э н г ель с Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс ф., Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 47.
5 Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
6 Ивaнoв В. И. Проблемы детской виктимности в современном обществе // Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Науч. ред. В.Т.Лисовский. СПб., 1995. С. 55.
7 Там же.
8Cм.: Ежов С. А. Социализация молодежи: Проблемы управления // Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Научн. ред. В.Т.Лисовский. СПб., 1995. С.119-120.
9Heчaeв Н.Н. Развитие системы образования в условиях становления рыночной экономики // Orientacje miodziezy w warunkach gospodarki rynkowej. Zielona Gora, 1995. С. 24.
§ 3. Ценностные ориентации будущих специалистов
На разных этапах своего развития образование может иметь различные значения, вес и привлекательность для молодежи— в том возрасте в котором выбор образования является жизненным выбором. Именно этот вопрос сегодня стоит достаточно уникально для России в связи с переменами, которые произошли в последние годы.
8 те долгие годы, когда жизнь в нашей стране отличалась относительной стабильностью для различных слоев молодежи образование было привлекательной целью, к которой она стремилась. Это подтверждали социологические исследования, объективные данные: высокие конкурсы в вузы, реальные возможности продвижения в жизни, которые обеспечивало, как правило, высшее образование, социальные престиж образования и науки в глазах общества. Все эта факторы формировали социальную установку на учебу как средство дальнейшего продвижения в жизни, утверждения личностного статуса, получения интересной работы. Причем последняя долго держала первенство в шкале ценностей многих людей.0 Сегодня можно констатировать, что жизненные позиции, идеалы и устремления и общества в целом, и молодежи сильно изменились. Наиболее сильно эти перемены затронули молодежь: ее ориентации меняются в пределах года, даже полугода. Это подтверждают достаточно массовые обследования, гарантирующие надежность информации. Ниже использованы данные международного опроса молодежи Санкт-Петербурга и Лейпцига, проведенного в 1992 г.
В выборку вошли школьники старших классов, учащиеся ПТУ и техникумов, студенты вузов.
Ориентации различных категорий молодежи. Ориентации различных категорий молодежи могут быть проанализированы на основе данных о жизненных целях, которые молодежь ставит перед собой. Эти данные сведены в табл. 1.
Таблица 1. Жизненные цели студентов и учащихся
№ п/п | Жизненные цели | Студенты | Учащиеся | Школьники | |||
% | ранг | % | ранг | % | ранг | ||
Овладеть обширными знаниями | |||||||
Иметь свою семью | |||||||
Быть политически активным | |||||||
Выполнять интересную работу | |||||||
Внести свой личный вклад в | |||||||
дело уменьшения нужды во | |||||||
всем мире | |||||||
Что-нибудь сделать для сох- | |||||||
ранения природы, защиты мира | |||||||
Заработать много денег |
Разные группы учащихся реагируют на жизнь с заметной долей отличий. Хотя опрошенная молодежь имеет небольшой разрыв в возрасте, ее социальная позиция заметно сказывается на выборе жизненных целей. Студенты сделали свой выбор в отношении профессии, школьники еще только принимают решение.
Важнее всего оказался тот факт, что молодежь выделила в виде главной ценности стремление выполнять интересную работу. Конечно, далеко не у всех будет возможность реализовать эту цель, однако столь единодушное выдвижение ее на первое место говорит о том, что значимость будущей работы очень велика. Сопоставим эту позицию с двумя следующими, также явно предпочитаемыми целями—иметь свою семью и заработать много денег.
Можно сделать вывод, что такие цели, как наличие денег и обширные знания, выступают для молодежи не столько как цели, сколько как средства реализации главных жизненных планов— получения интересной работы и создания семьи. Очевидно, что интересная работа возможна лишь в том случае, когда человек подготовлен, имеет образование. Именно это, в первую очередь, и связано с наличием обширных знаний, они являются обязательной предпосылкой, основой для получения работы.
Деньги в структуре ценностей молодежи играют большую роль. Потребность в деньгах, отношение к ним меняется на глазах по мере того, как Россия реально входит в рыночные отношения. В этой ситуации учащаяся молодежь оказывается одной из самых уязвимых категорий населения. По данным опроса 1991 г., 95% студентов вузов отметило, что им материально помогают родители, без их помощи на стипендию прожить невозможно. Учитывая, что за последние годы материальное положение большинства слоев населения заметно ухудшилось, можно понять отношение молодежи к деньгам как средству получить в первую очередь образование. Но есть и второй аспект этого выбора. Сегодня в обществе ощущается сильное воздействие процессов формирования нового члена общества— собственника. Деньги становятся для молодежи одновременно и целью, и средством.
Разумеется, различные по ориентации, жизненным планам и возможностям категории студентов по-разному относятся к деньгам. Одна часть студентов называет деньги в качестве необходимого условия обеспечения себе более или менее приемлемых жизненных условий: жилье, содержание семьи, досуг и т. д. Удовлетворение этих потребностей большинство молодых людей должны обеспечивать себе сами, ибо им трудно рассчитывать на помощь родителей. Именно для них деньги являются средством вести нормальный образ жизни. Для другой части студентов деньги важны сами по себе, ибо без них они не могут реализовать свои жизненные и профессиональные планы, например, открыть собственное дело (контору, предприятие и т.д.), развернуть некую финансовую или иную деятельность. Здесь деньги становятся первичной целью, без которой невозможно реализовать дальнейшие личные планы.
В этом отношении очень интересен анализ студенческой молодежи в связи с избранной ими профессией. Вся совокупность студентов довольно явно разделяется на три группы.
Первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней—самое главное. Лишь они отметили склонность продолжать свое образование в аспирантуре. Все остальные факторы для них менее значимы. В этой группе около трети студентов.
Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Она составляет около 26% от общего числа опрошенных. Отношение к образованию у них совсем иное: для них образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и т. п. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем первая группа.
Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», с другой—задавленными разными проблемами личного, бытового плана. Все их параметры «размыты» по отношению к двум первым группам, в их оценках, позициях нет ясности и направленности представителей двух первых групп. Во всех двумерных матрицах на первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы. Можно было бы сказать, что это группа тех, кто «плывет по течению»—они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, как у первых групп. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдет позже, но можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности не характерен. Такая психологизированная позиция, думается, имеет право на существование. Студенты данной группы составляют около 24%.
Интересно отметить следующий социальный эффект: среди тех, кто ориентирован на профессию, значительно меньше социальных «пессимистов».
На образование в целом наиболее ориентированы экономисты и юристы. Этот факт представляется очень симптоматичным, поскольку именно названные выше специальности сейчас пользуются наибольшим спросом. Кроме того, заметно, что их избирают студенты, уже ориентированные на престижные профессии. Они не планируют заниматься наукой, уверены, что завершат свое образование, среди них лишь 8% допускает мысль о том, что им придется подчинить свои планы обстоятельствам.
Наименее ориентированными на образование оказались математики, химики и педагоги. Одним из факторов, влияющих на их ценностные ориентации, явно выступает малый спрос на эти профессии на рынке труда. Что касается педагогов, то здесь следует отметить чисто социальный фактор—престиж учительской профессии в последние годы продолжает падать, хотя найти работу в этой сфере не очень сложно. Кроме того, как и раньше, студенты, ориентированные на профессию учителя, составляют чуть больше трети всех учащихся.
Из приведенных данных становится ясно, насколько процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов прагматическим, целенаправленным и соответстую-щим переменам. Ценность образования как самостоятельного социального феномена, имеющего социокультурнучо, личностную и статусную привлекательность, отступила на более дальний план. Возможно, что различие ценностей образования прошлых и текущих лет главным образом состоит именно в этом.