и направления исследований 18 глава




Первое впечатление от рассматриваемых данных таково: выявлена прямая и тесная связь между брачной и сексуальной удовлетворенностью. Точнее, среди максимально удовлетворенных браком превалируют супруги, достигающие психосоматического удовольствия (оргазма), тогда как брачной неудовлетворенности в своем большинстве сопутствует эмоциональное безразличие, а порой даже физическая неприязнь.*

Вместе с тем нельзя не отметить нарождение диссонирующих процессов. Согласно опросу 1981 г., из числа мужчин, максимально удовлетворенных браком, 61% получали удовольствие от физической близости с супругой, остальные—удовлетворение" среди неудовлетворенных браком почти каждый пятый оставался эмоционально индифферентным. Десять лет спустя в подвыборке мужчин максимально удовлетворенных браком появляются эротически безразличные индивиды (около 2%) и, напротив, среди не удовлетворенных браком отмечаются случаи достижения оргазма. Рельефнее эта закономерность прослеживается у женщин. Так, в 1981 г. из общего числа максимально удовлетворенных браком 53% жен достигали удовольствия от физической близости с мужем, остальные—удовлетворения; среди неудовлетворенных браком ни одна не отметила достижения оргазма, а каждая третья—подчеркнула эмоционально безразличное отношение к физическому контакту с супругом. Десятилетием позднее в числе женщин, максимально удовлетворенных браком, оказалось 4% сексуально неотзывчивых, тогда как среди неудовлетворенных состоянием брака появились супруги, указывающие на эротическое созвучие с мужем (2,5%). Парадокс? Бесспорно, нет. И согласованность, и рассогласованность суть следствие одного и того же феномена—возрастания роли личностных ценностей. Проще говоря: важной составляющей успешности протекания сексуального общения становится не столько его институциональность, сколько любовно-эротическая потребность партнеров друг в друге. Этот тезис подтверждается значимой корреляцией сексуальной удовлетворенности с эротической привязанностью* и более высокой с устремленностью супругов к взаимоудовлетворительному сексуальному контакту.** По данным 1981 г., по меньшей мере половина жен достигали оргазма благодаря активным действиям мужей, отсутствие эротико-телесной сопричастности исключало самою возможность получения супругой наслаждения, более того, подавляющая их доля вовсе не проявляла экспрессивной реакции на контакт. Близкая картина выявлена и в 1990 г.: при первых обстоятельствах достигают планки удовольствия около 60% жен, в ином случае таковых не обнаружено, число же безразличных достигло 80%.

У мужчин зависимость менее выражена. Несмотря на полное отсутствие устремленности жен к взаимной эротико-сексуаль-ной удовлетворенности, почти 7% мужей в выборке 1981 г. и около 20% в выборке 1990 г. достигали оргазма. И в этом нет ничего удивительного. Высокая удовлетворенность мужчин физической близостью с женщиной заложена в его природе. Понятно—инстинкт. Но каждая близость немедленно вознаграждается—порцией удовольствия за счет чувствительной дозы эндогенного наркотика. Очевидно, в силу иного природного предназначения женщин действие механизма сатисфакции у них не столь прямолинейно и требует для своей реализации «подключения» культурных навыков.

Не менее выразительно подтверждает автономизацию сексуальности рост внебрачных «телесно-материальных» (М.Бахтин) связей у всех наших респондентов независимо от их оценки состояния брака. Согласно данным 1969 г., из общего числа супругов, максимально удовлетворенных браком, 20% имели параллельные сексуальные контакты, в 1989 г. таких уже насчитывалось более 40%; по итогам опроса соответствующие показатели оценивающих свой брак как удовлетворительный и неудовлетворительный таковы: 35 к 65% и 64 к 88%. Цифры разные—тенденция единая. И самый последний штрих. Характер внебрачных связей, как и в институциональных границах, многообразен.

Описанный эмпирический материал, без сомнения, дает общее представление о динамике процессов, произошедших в сексуальном поведении молодых россиян в последней трети века; однако в силу ограниченности объема выборок он не может служить веским основанием для окончательных выводов. Скорее, это гарантированная база для построения гипотез следующего уровня, к примеру, о вероятном умножении разнообразия моральных установок и поведенческих стилей. Вместе с тем бросается в глаза черепашье (к сожалению, иначе не скажешь) продвижение по пути к междисциплинарному изучению человеческой сексуальности. Надо ли особо подчеркивать, что без междисциплинарных и кросскультурных исследований практически невозможно отделить преходящее от закономерного в эволюции эротико-сексуальных взаимоотношений мужчин и женщин?

Учитывая характер издания, мы здесь не оспаривали недостаточно обоснованные гипотезы и не ссылались на нерифицируемые эмпирические данные.

 

Примечания

 

1Cм.: Нойберт Р. Новая книга о супружестве. М., 1967; И ме л и н с-кий К. Психогигиена половой жизни. М., 1973; Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990; Уайт Д. Эрос оскверненный. М., 1993.

2 Свядощ А.М. Женская сексопатология. М., 1974; Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию // Соотношение биологического и социального в человеке / Отв. ред. В. М. Банщиков, Б.Ф.Ломов. М., 1975; О б щая сексопатолсгия: Руководство для врачей / Ред. Г.С.Васильченко. М., 1977; Либих С. С. К проблеме гармонизации сексуальных отношений в супружеской жизни: Лекции для врачей-курсантов. Л., 1972.

ЗCм., напр.: НемировскийД.Э. Об отношении молодежи к добрачной жизни //Социологические исследования. 1982. Х'1; Навайтис Г.А. Отношение молодежи к добрачным половым связям // Социологические исследования. 1988. №2.

4 Пас Октавио. Стол и постель // Человек. 1994. №1. C.ISO.

5 См., напр.: Проституция и преступность: Проблемы. Дискуссии. Предложения / Отв. ред. И.В.Шмаров. М., 1991.

6 Деревинская Е.М. Материалы к клинике, патогенезу, терапии женского гомосексуализма: Автореф. канд. дис. Караганда, 1965.

7A.Kинзи—известный американский сексолог. В течение девяти лет (1939-1948) опросил 12 тыс. мужчин и женщин относительно их сексуального поведения. Результаты этих опросов легли в основу двух фундаментальных трудов, которые до сих пор сохраняют научное значение.

8 Лосева O.K., Ч и стя ков а Т. В., Либин В. В., Либина Е.В. Сексуальное поведение подростков, больных сифилисом // Вести, дерматологии и венерологии. 1991. №2. С. 45-49.

 

 

§ 3. Состояние и перспективы развития семьи

 

Социология семьи—область социологии, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специйичные для определенного типа культуры или тех или иных социальных групп, характерные роли в семье, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.1

Основные направления социологических исследований семьи. В социологии семьи различают два основных направления: 1) исследование истории семьи и 2) анализ современной семьи.

Исследование внутрисемейных отношений охватывает возникновение и фазы развития (онтогенез), а также структуру и функции современной семьи в норме и патологии.

Внутренняя структура современной семьи —это не только ее количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей и отношений.

Функции семьи неразрывно связаны с ее структурой. Поэтому предметом исследования социологии семьи являются функции супружеского взаимодействия, родительские—в отношении детей, сотрудничества между родителями, взаимодействия детей, взаимодействия супругов и их родителей, взаимодействие прародителей и внуков. Большинство функций присущи одновременно нескольким отношениям. Поэтому они должны изучаться как сквозные. Ряд других функций характерен только для отношений одного вида. Поэтому их можно разделить на общие и частные. К первым относятся функции духовного общения, обеспечения семьи материальными средствами, совместного ведения хозяйства, воспитательная, опекунская, рекреативная, управленческая (организационная) и представительская, ко вторым—сексуальная, прокреативная, игровая.

В числе наиболее важных изучаются такие функции, как рождение детей, их воспитание, самоорганизация (самоуправление) семьи. Требует изучения такая важная проблема, как снижение рождаемости, возросшая ориентация населения на одно-детность.2

Брак можно определить как социально признанный и одобренный союз полов между двумя взрослыми индивидами.

В современном мире существует несколько типов семей. Современная семья имеет тенденцию к нуклеаризации. Нуклеар-ная семья—семья, в которой живут взрослые родители со своими или приемными детьми. Расширенные семьи—тип семьи, в которых брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать Друг с другом. В этих семьях иногда два-три поколения живут в одном месте или неподалеку.3

Почему люди женятся, разводятся, ненавидят, мстят друг Другу? Почему люди действуют так, а не иначе? — эти вопросы постоянно находятся в поле зрения социологов.4

Межличностные конфликты в семье. Семья является малой социально-психологической группой, которая проходит сложные этапы развития. Первичная стабилизация семьи является наиболее сложной стадией в процессе семейного развития, испытывающей воздействие всей совокупности объективных и субъективных факторов. Процесс адаптации включает следующие основные компоненты:

— согласованность личностных и характерологических качеств мужа и жены, представлений о важнейших семейных ценностях, ролевых установок молодых супругов;

—выработку единого стиля семейного общения и взаимодействия.

Создание семьи начинается с выбора молодыми людьми спутника жизни. Будущие супруги чаще всего знакомятся там, где проводят больше всего времени—на работе и учебе, или там, где живут, отдыхают, развлекаются. Таким образом, будущих супругов сводит совместное дело, общие интересы и соседство.

В первые годы совместной жизни супруги ориентируются в межличностных отношениях на стереотипы поведения, сформированные в добрачный период, стремятся сохранить стиль взаимоотношений, характерный для периода ухаживания—романтическое ожидание вечной взаимной любви, ореол человеческих достоинств и их исключительности, присущих любимому (любимой).

Однако реальные семейные отношения диктуют супругам необходимость соотносить, согласовывать, а зачастую корректировать собственные потребности и интересы, особенности личности и характера, модели ролевого взаимодействия в семье. Таким образом, муж и жена начинают в своем поведении процесс перехода от «Я»-концепции к концепции «Мы». Процесс этот сложный, зачастую сопровождающийся межличностными конфликтами. В основе конфликтов лежат:

несогласованность моделей ролевого поведения мужа и жены, так называемый ролевой конфликт, при котором супруги, притязающие на определенный ролевой статус в семье, сталкиваются с противоположными по сути ожиданиями брачного партнера;

—неадекватность восприятия и понимания личностных особенностей друг друга. Аффективная направленность межличностных отношений молодых супругов способствует формированию у них нереальных потребностей, идеализации личностных качеств друг друга;

—неумение использовать психологические механизмы приспособления, сотрудничества, оптимального распределения власти в семье. При ориентации супругов на соперничество в процессе решения проблемной ситуации взаимодействие принимает деструктивный характер, а при сотрудничестве проблема решается успешно.

В проблемных, конфликтных семьях супруги прежде всего отмечают в партнере недостатки, слабости характера, игнорируя положительные черты, специфику индивидуальности мужа (жены). В результате у партнера формируется неблагоприятная персонификация, усиливающаяся в соответствии с реальными поступками, высказываниями супругов. Возникает «непонимающий, отвергающий, резкий» стереотип поведения членов семьи. Дальнейшая дестабилизация супружеских отношений приводит к тому, что партнеры становятся фрустрирующими объектами друг для друга.

Вместе с тем, независимо от стажа семейной жизни, сплоченности семьи, степени удовлетворенности мужа и жены супружескими отношениями, разногласия, напряженность, конфликты— реальные формы межличностных отношений супругов, родителей и детей. Вопрос в другом: каковы причины разногласий, каковы формы проявлений и методы решения конфликта?

Для конструктивного решения спорных, проблемных ситуаций необходимо взаимное соблюдение супругами морально-этических норм поведения, знания индивидуальных особенностей партнера, умение позитивно решать возникающие разногласия. Супруги должны обладать коммуникативной компетентностью, т. е. определенным уровнем обученности взаимодействию с окружающими.5

Изучение мотивов расторжения брака супругов, имеющих стаж совместной жизни до 3 лет, показывает доминирующую роль психологических мотивов развода—несовместимость характеров; несходство взглядов, интересов; недоверие; утрату чувств; измену; разочарование; ревность; равнодушие.

Психологический и юридический развод—результат несложившихся семейных отношений. Причины же возникают в процессе создания супругами реальной модели взаимодействия в семье. Важными факторами, затрудняющими процесс формирования семейной общности и зачастую приводящими к разводу в первые годы совместной жизни, являются личностные особенности супругов.

Разводящиеся супруги не обладают достаточным уровнем психологической культуры, что приводит к восприятию только внешних проявлений индивидуальности партнера и непониманию, почему мужу (жене) свойственны именно такие реакции, т. е. непониманию особенностей темперамента, характера. Для разводящихся супругов, как показали исследования в контрольных группах, характерны различия жизненных интересов, эстетических вкусов, представлений о формах досуга, образе жизни, моральных нормах. Молодые люди предпочитают занимать пассивную роль в семье, ожидая от партнера заботы, внимания, материального и бытового обеспечения: «Почему я, а не ты?».

Супруги, подавшие заявление на развод, стремятся снять с себя личную ответственность за ошибки, жизненные неудачи и видеть причину всех бед во внешних обстоятельствах—людях, судьбе (экстернальная направленность личности).

Структуральные особенности семьи. Семья—колыбель личности. Именно в процессе внутрисемейных отношений формируется и впервые проявляется личностная неповторимость ребенка. Семья обладает своими специфическими особенностями, к ним относятся:

— положительная эмоциональная направленность межличносп отношений всех членов семьи;

—сплоченность семейной общности, единство ее целей и задач;

—разнообразие семейного сообщества по полу, возрасту, индивидуальным особенностям, профессиональным интересам, социальному статусу;

—постоянные во времени непосредственные внутрисемейные контакты «лицом к лицу» супругов, родителей и детей.

Семья как психологическая общность супругов, родителей и детей способствует развитию личностной индивидуальности ребенка, формируя у него:

— умение адекватно воспринимать и понимать себя и других;

—способность к самоутверждению себя как личности, проявлению своих индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей;

— умение взаимодействовать с другими в реальных ситуациях;

—способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим;

—потребность любить близких людей и доверять им;

—уверенность в собственной нужности, в том, что он любим другими.

Родительская позиция— это реальная психологическая и воспитательная направленность матери и отца, основанная на сознательной или бессознательной оценке ребенка, выражающаяся в определенных способах и нормах взаимодействия с ним. Родительская позиция, оказывающая оптимальное воздействие на развитие личностного потенциала ребенка, обладает следующими свойствами:

—адекватностью (наиболее близкая к объективной оценка психологических и характерологических особенностей ребенка и построение воспитательного воздействия на основе такой оценки);

—динамичностью (способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к его возрастным особенностям, конкретным ситуациям, условиям жизни семьи);

—прочностью (направленность воспитательных усилий в будущее, в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь).7

Наибольшее одобрение встречают у большинства детей установки родителей на демократическое воспитание, основывающееся на сочетании высокой требовательности и контроля с эмоциональным принятием и поддержкой ребенка, а невмешательство взрослых в жизнь ребенка однозначно расценивается детьми как отсутствие родительской любви.

Стиль семейного воспитания определяется характером эмоциональных отношений родителей к ребенку. Примером негативного и позитивного стилей воспитательного воздействия на ребенка являются неустойчивый и демократический стили. Под неустойчивым стилем понимают резкую смену методов и приемов воспитания, характеризующих стиль поведения родителей.

Таким образом, от характера внутрисемейных отношений, уровня психологической общности родителей и детей, направленности воспитательного воздействия (стиля семейного воспитания, функций отца и матери, конкретной воспитательной деятельности) будет зависеть вклад семьи в формирование и становление личности ребенка, раскрытие и реализацию его способностей и интересов.

Движения феминизма. В последние годы в России возникло немало феминистских организаций. Их цель — изменение статуса женщины в обществе. Напомним, что феминизм—навязчивая идея Америки. В 60-е годы возникло движение «новый феминизм». Его первым программным документом стала книга писательницы-феминистки Бетти Фридан «Женская мистика», появившаяся на прилавках в 1963 г. В ней автор утверждала, что, погружаясь в мир мужа, детей и дома, женщина теряет свою индивидуальность. По всей стране стали, как грибы, расти женские клубы, которые и взяли на себя роль основного борца за права женщин.

Плоды своей деятельности «новые феминистки» стали пожинать почти сразу. В 1963 г. в США был принят Закон о равной оплате труда мужчин и женщин. В 1964 г. раздел VII Закона о гражданских правах прямо запретил дискриминацию по признаку пола. Закон об образовании 1972 г. дал женщинам право поступать в любые учебные заведения страны.

В 1972 г. Конгрессом США была принята поправка к Конституции, в которой уравнивались в правах мужчины и женщины, однако она не была ратифицирована и не получила силы закона. Большинство штатов США до сих пор не присоединились к международной Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которую ООН одобрило еще в 1979 г.

Женщины составляют в США 54% всех избирателей, но в среднем занимают лишь б% выборных должностей.

«Феминизм», «эмансипация», «мужской шовинизм»—сегодня в Америке эти звучные термины вновь завладевают умами миллионов представительниц слабого пола. С трибун дамских обществ с новой силой звучит знакомая аргументация: слова «слабый пол» унизительны, женщина по природе своей сильнее мужчины, только женщина может залечить социальные раны общества. Есть и такие, кто мотивирует свое превосходство даже тем, что мужской оргазм с женским не сравним.

Если принять за аксиому, что проблемы моральные, в конечном счете, тяжелее материальных, можно смело утверждать: женщины по ту сторону «железного занавеса» всегда страдали больше наших. И особенно это относится к преуспевающей Америке. Причина тому, как считают многие социологи в самих США, изначально извращенные формы идей женского равноправия. То, что у нас расценивается как элементарные нормы хорошего тона, в глазах американок предстает подчас как демонстрация мужчиной своего превосходства. Попробуйте столичной американке предложить заплатить за ужин—она непременно воспримет это, по меньшей мере, как унижение. Кое-где в Америке мужчина рискует получить пощечину за попытку подать руку даме при выходе из машины, а естественное желание помочь поднести сумку может закончиться вызовом в полицейский участок.

Ведущая одной из Вашингтонских телепрограмм, ярая сторонница «нового феминизма» сказала российскому журналисту Станиславу Кучеру: «Женщины могут делать любую работу не хуже мужчин. И вообще все разговоры о том, что женщина—это мать, хранительница очага,—чушь».8 Терпимость, нежность, забота связаны с материнской функцией. Но до этого нет дела «яростным феминисткам», многие из которых не знают счастья семейной жизни и радости материнства.

Но почему женщина должна бороться за свои права, если он и она любят друг друга?—такой вопрос был задан 20 сентября 1994 г. одним из мужчин в ходе телевизионной передачи «Тема». Речь, в честности, шла о том, что многие мужчины связывают борьбу женщин за свои права с посягательством на их права.

«— Это чаще всего мужчины не очень высокого культурного уровня,—заявила одна из участниц дискуссии. Ей возразил представитель мужчин:

—Когда есть любовь и большие чувства, есть счастье. И в такой семье не возникает проблем, кому готовить обед. Каждый делает то, что ему нравится, что лучше умеет.

—А Вы бы хотели, чтобы Ваша жена была феминисткой?— спросили его.

—Упаси боже,—ответил он,—Мы привыкли с супругой самостоятельно решать свои проблемы, без идеологии и вмешательства посторонних. Мне кажется, что феминистками становятся женщины, обиженные мужчинами. А партнеры в браке должны жить, как им нравится обоим, уважать друг друга, считаться с интересами и запросами. Если муж не любит и не хочет варить борщ, а жена будет стоять около него с половником и заставлять, такая семья вскоре распадется.

—Но согласитесь, женщины в российских эшелонах власти представлены неадекватно?

— С этим я полностью согласен. И эту несправедливость по отношению к женщинам необходимо устранить».

Доля женщин, занятых в народном хозяйстве России, составляет свыше 50% работающих. Они вносят громадный вклад в реализацию задач, стоящих перед обществом. И невозможно представить, что произойдет, если все женщины станут домохозяйками. Большинство из них, кстати, сами на это никогда не согласятся. Без современной деловой женщины обществу никак не обойтись. Существенна роль женщин и в экономике семьи.

Английская писательница и феминистка Фэй Уэлдон, мать четверых сыновей, заявила, что в своих романах она кое в чем расходится «с основными положениями феминизма—особенно той его разновидности, что получила прозвище "Гриб-дождевик' и трактует о магии, о загадочном и непостижимом, о материнской любви и прелестях сельской жизни, а заодно и содержит долю сведений по гинекологии...

В термине "феминизм" слишком явственно слышатся отголоски сражений за равные права, равную оплату труда, равное образование, все то, что мы едва начинаем завоевывать и что для вас уже давным-давно, с 1917 г. стало реальностью. И если советской женщине сегодня можно чего-то пожелать,—чуточку меньше работать, чуточку больше отдыхать, развлекаться, чаще чувствовать себя женщиной, достойной поклонения,—как это не похоже на то, чего пожелает феминистка своим сестрам на Западе! В вашем краю, где чьи бы ни были руки, мужские или женские, им всегда найдется работа, такое понятие как "феминизм" поистине звучит странно».9

Увы, за прошедшие десять лет и в нашей стране многое изменилось. Массовая безработица стала явью, особенно среди женщин.

Еще совсем недавно в бывшем СССР пропаганда убеждала, что «советская женщина—самая защищенная в мире, самая образованная, самая читающая, самая, самая... » и т.д. Конечно, женщины в СССР, как и в любой другой стране, были очень и очень разные, но все же большинство жило с верой в будущее, было убеждено, что любовь и семья—основные жизенные ценности.

Смена исторических типов семьи. Социально-экономический кризис, охвативший в последние годы российское общество, резко отрицательно сказывается и на семье. Безработица стала серьезнейшей проблемой. В особенно трудных условиях оказываются женщины с высшим образованием. Не случайно в последние годы появилось выражение: «У безработицы—женское лицо». Неуверенность в настоящем и будущем, рост преступности, пьянства, наркомании, духовная и нравственная деградация огромных масс людей, безудержная пропаганда культа жестокости и насилия, распад социокультурной среды обитания приводят к распаду семей, росту числа разводов. В числе важных причин разводов социологи обоснованно называют и смену исторических типов семьи.

Наиболее архаичный тип—патриархальный. Здесь ведущие отношения—кровнородственные, при жесткой зависимости жены от мужа, а детей от родителей. Эти отношения закрепились в результате ниспровержения материнского права.

Начиная с 20-х годов в крупных городах европейской части страны формируется новый тип семьи—детоцент ристский, для которого характерно возвышение роли частной жизни, чувственной стороны брака и интимности. Детоцентристский тип семьи, несомненно, существенный шаг в трансформации моногамии. В последние несколько десятилетий наблюдается формирование еще одного типа моногамии, как правило в крупных городах, который назван «супружеским».

Супружество—это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое прежде всего ценностями (адаптационный синдром, интимность, автономия).

К внебрачным семьям социологи относят семьи, не зиждящи-еся на актуальном браке — неполны еиматеринские (single parent). Источниками формирования неполных семей являются овдовение и разводы. Но материнскую семью нельзя смешивать с неполной, так как здесь практически не было супруга.

К альтернативным семейным моделям относят единобрачные союзы, для которых характерно стилевое своеобразие. Это повторные и фактические браки.

Под альтернативным браком понимается длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закрепить этот брак. Это предполагает верность партнеров, совместную заботу о потомстве, возможность материального содержания одного члена союза другим.

Как видим, реальная картина не только мозаична, но и всеизвестна. Социологами вскрыто многообразие реальных моделей, существующих в границах того или иного типа семьи. Важно помнить: трансформация семьи сопровождается сменой паритетов.10

Россию некоторые иностранцы называют «страной побежденных мужчин», так как в большинстве семей царит матриархат. Когда-то безоговорочной главой семьи был муж. Сейчас же многие семейные заботы и проблемы решают жены: занимаются бюджетом, определяют обязанности всех членов семьи, оценивают их поведение, дают указания. И устают, очень устают. Страдают от этого все в семье. В результате жены часто раздражаются, муж в такой семье чувствует себя ненужным, лишним и ищет возможности для «самоутверждения» на стороне.

Но до секса ли издерганной, измотанной на работе и в очередях женщине, отбывшей «вторую смену» у кухонной плиты? Глубоко прав драматург Э. С. Радзинский, когда пишет, что современная женщина «разговор о позах в сексе может воспринимать лишь как издевательство, это сейчас злая насмешка над ее сегодняшней жизнью. У нашей женщины нынче может быть только одна "сексуальная поза" —с сумкой в руках. Или взять все эти советы уважаемых сексологов об интиме в спальне, о нежной музыке. Какая музыка! Какой интим, когда множество супружеских пар у нас в стране засыпают отнюдь не одни, потому что в комнате находятся маленькие дети или родственники! Так что это страшный секс, урывками, воровской... ».11

С. И. Голод в книге «Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты» критикует широко распространившуюся в последнее время точку зрения некоторых сексопатологов, которые считают сексуальную дисгармонию главной причиной конфликтов и разводов супругов С. И. Голод обратил внимание на то, что данные, полученные сексопатологами в результате клинических наблюдений, нельзя экстраполировать на всю совокупность семей. Исследования, проведенные автором, убедительно показали, что ведущей адаптационной осью брака является поиск супружеских ценностей и потребностей, т. е. духовное единение. Сексуальность, анализируемая изолированно от других адаптационных линий, не может служить критерием супружеской напряженности. Вот почему иллюзорной является уверенность иных педагогов и психиатров в том, что у них якобы появился богатый набор «инструментов», который (если научиться им пользоваться) может делать семейные отношения бесконфликтными. С. И. Голод замечает: «Непротиворечивость эмоционального настроя, совпадение темпераментов и характерологических свойств мужа и жены еще не гарантирует, например, культурную и информативную совместимость. Столь же односторонними выглядят попытки утвердить особое место сексуальной адаптации в брачном благополучии».12

Устойчивость брачно-семейных отношений в определенной степени зависит от степени готовности молодых людей к семейной жизни. Готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: