усвоения материала (оценка знаний 4–8 баллов) 5 глава




Вступая в контакт с людьми, современному руководителю, если он желает добиться успехов, необходимо понять мотивы общения его собеседников. Мотивы общения могут быть совпадающими и противодействующими. Совпадающие мотивы облегчают общение, противодействующие оказывают противоположное влияние.

Руководителю по роду своей профессиональной деятельности приходится вступать в процесс общения с различными возрастными аудиториями. Учет их особенностей при установлении контакта с ними является важным фактором достижения взаимопонимания при обсуждении вопросов. В общении с молодыми людьми нужно проявлять большой такт, терпение, внимание к их интересам и склонностям, чтобы избежать возникновения у молодежи пренебрежительного отношения к взрослым. Общение с людьми старшего поколения имеет свои особенности, которые надо учитывать и использовать в межличностном воздействии (обстоятельность обсуждения и т.п.).

Индивидуально-половые особенности людей также влияют на общение. Общеизвестно, что женщины более коммуникативны и чутки к состоянию собеседника и к отношениям с ним, более доверчивы к добрым и хорошим словам. Мужчины более грубоваты и прямолинейны.

На эффективность общения значительное влияние оказывают устойчивые психологические характеристики членов коллектива, например, свойства темперамента и характера, эмоциональная возбудимость, конформность.

Классификация типов собеседников на основе качественно выбранных критериев также облегчает ведение переговоров. В некоторых подходах (Морозов А.В. и др.) предлагается классификация типов деловых собеседников на основе таких критериев, как откровенность, искренность собеседника, владение приемами общения, заинтересованность в теме и успехе беседы. Авторами выделены следующие типы собеседников и особенности работы с ними.

1. Вздорный человек, «нигилист». Такой собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы, в ходе которой он нетерпелив, несдержан и возбужден. Настраивает против себя собеседников. По отношению к нему следует вести себя следующим образом: обсудить спорные моменты до начала беседы; всегда оставаться хладнокровным; привлечь его на свою сторону; за столом или в помещении поместить его в «мертвый угол».

2. Позитивный человек. Он позволяет спокойно и обоснованно провести дискуссию. По отношению к нему нужно занять следующую позицию: вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных случаев; в спорных вопросах искать помощь и поддержку у собеседника этого типа, посадить его там, где есть свободное место.

3. Всезнайка. Этот думает, что он все знает наилучшим образом. В общении с ним следует придерживаться таких правил: посадить его рядом с ведущим переговоры; дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения; иногда задавать ему сложные специальные вопросы.

4. Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Как к нему относиться? Как и «всезнайку», посадить его поближе к ведущему переговоры; останавливать, когда он начинает отклоняться от темы; ограничивать время отдельных выступлений.

5. «Важная птица». Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных собеседников. Существенными элементами вашей позиции по отношению к такому собеседнику являются следующее: нельзя позволять разыгрывать гостя в беседе; дать возможность занять равноправное с остальными участниками переговоров положение; не допускать критики в адрес руководителей и других лиц; очень полезно в диалоге с таким человеком отрабатывать метод «да…, но» и др. Также выделяют типы, малозаинтересованные в переговорах: «Трусишка», «Хладнокровный неприступный собеседник» и «Незаинтересованный собеседник».

Большинство руководителей называют непродуктивность в проведении совещаний одной из главных причин дефицита времени, срыва сроков работы, наконец, просто усталости, наваливающейся к концу рабочего дня. Между тем, если умело организовать и провести совещание, то оно может стать большим подспорьем в работе руководителя. К сожалению, почти нигде будущих руководителей не обучают даже азам искусства проведения совещаний.

 

13. 2. Ролевые игры в деловом общении

 

Эффективность взаимодействия в процессе управленческого общения связана с теми позициями, которые занимают общающиеся. Удачной попыткой оказания помощи в выборе рациональных позиций в общении является теория трансактного анализа, предложенного американским психиатром Э. Берном (трансакция – это единица общения, это действие (акция), направленное на другого человека).

Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении. Наблюдая поведение людей, он обратил внимание на тот факт, что один и тот же человек прямо на глазах может измениться. При этом меняются одновременно выражение лица, речевые обороты, жесты, поза и т.п. Этот человек то ведет себя как взрослый, то резвится как ребенок, то копирует поведение своих родителей. Берн пришел к идее сложного строения личности, наличия в ее структуре трех состояний «Я» («родитель», «взрослый», «ребенок»), обусловливающих характер общения между людьми. Каждое из этих состояний, в свою очередь, обнаруживается в той или иной позиции в общении и предлагает определенные алгоритмы, модели поведения.

В позиции «Ребенка» человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, и чувство неуверенности, беззащитности.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию «Взрослого», предусматривающую спокойный тон, выдержку, ответственность за свои поступки, равноправие в общении. Данная позиция предполагает зрелую, трезвую, не эмоциональную оценку при принятии решений. С позиции «Родителя» играются роли внимательного коллеги по работе, опекающего педагога, критикующего начальника. В данном случае они предполагают равное соотношение эмоций и логических размышлений.

В позиции «Родителя» могут быть две разновидности: «Родитель – критик» – указывает, приказывает, критикует, карает и «опекающий Родитель» – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции «Ребенка» выделяют следующие позиции: 1) «Ребенка–приспособленца», который адаптируется к ситуации, избегая конфликта внешнего, но приобретает внутренний; 2) «Ребенка–бунтаря» (ведет себя «не хочу, не буду, отстаньте!»), капризничая, он таким образом стремится приобрести себе дополнительные блага, соглашаясь, в случае успеха, выполнить предлагаемую работу; 3) «Свободное Дитя» – ведет себя сообразно создавшейся обстановке и поступает так, как подсказывает ему интуиция.

Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Для оптимального функционирования личности, для эффективного взаимодействия с окружающими, с точки зрения трансактного анализа, в личности должны быть гармонично представлены в зависимости от ситуации общения, все три состояния «Я». Таким образом, все состояния «Я» хороши, правильны, необходимы и выполняют определенные функции. Вопрос заключается в том, когда и какое состояние «Я» активно, когда и для каких целей его использовать.

Каждый из общающихся занимает какую-то одну из трех позиций в общении. Трансакции исходят из определенного состояния «Я» одного партнера по общению и направлены к определенному состоянию «Я» другого партнера. Они являются открыто проявляющимся аспектом социальных связей индивида. Одни трансакции приводят к оптимальному взаимодействию, другие – к конфликту.

Почему же это происходит? Во многом процесс взаимодействия в общении зависит от адекватности ситуации общения выбираемых состояний, позиций и трансакций.

Сделаем важный вывод для различных ситуаций управленческого общения: взаимодействие между людьми только тогда будет гармоничным и эффективным, когда между ними будут установлены параллельные трансакции. Пока между руководителем и подчиненными не установлены такие трансакции, ему очень сложно будет добиться взаимопонимания.

Руководитель, говоря первую фразу, задает тон разговора тем, что невольно выбирает себе и собеседнику определенное состояние «Я». Эти три «Я» сопровождают нас всю жизнь. Зрелый руководитель умело использует разные формы поведения. Главное, они должны быть уместны и адекватны конкретной ситуации общения. Самоконтроль и гибкость помогают руководителю вовремя вернуться во «взрослое» состояние.

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников, придерживающихся позиций «Взрослых», могут понять друг друга и два «Ребенка». Общение «Родителя» и «Взрослого» динамично: либо «Взрослый» переведет «Родителя» в равноправную взрослую позицию, либо «Родитель» сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию «Ребенка».

Общение «Взрослого» и «Ребенка» столь же динамично: либо «Взрослый» сумеет перевести «Ребенка» в свою позицию, либо сам перейдет в позицию опекающего «Родителя».

 

13.3. Этикет в деятельности современного делового человека

 

В последние годы активно разрабатываются проблемы служебной и административной этики, этики хозяйственного руководителя. Акцентируется внимание на недопустимость наличия у менеджеров качеств, имеющих повышенную социальную опасность. К таковым в первую очередь относятся: нескромность, несправедливость, взяточничество, необъективный подбор кадров, злоупотребление властью.

Управленческая этика – это система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций. Она включает в себя образцы лучшего опыта нравственного решения конкретных проблем бизнеса и управления.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Различают несколько видов этикета, основными из которых являются: придворный, дипломатический, воинский и общегражданский этикет как совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Часть культуры делового общения составляет создание привлекательного имиджа. Без этого наивно рассчитывать на достойную репутацию в обществе. Слово «имидж» (английское слово, обозначающее «образ», «ореол») прочно вошло в наш язык, оно употребляется в разговорной речи, мелькает в прессе. Но еще встречаются деловые люди и политические деятели, которые не придают значения своему имиджу или уделяют ему второстепенное значение. Это свидетельствует о низком уровне их культуры.

Обретение профессионального имиджа не самоцель для делового человека, лидера. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл. Смысл понятие «имидж» складывается из разных слагаемых. Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Профессионализм и компетентность. Менеджер должен быть талантливой личностью. Управление требует динамизма, быстрой реакции на изменившуюся ситуацию и много другого. Каждый менеджер должен профессионально знать, как выполнить свою работу наилучшим образом, хотя и в своей манере. Эти знания могут быть получены только при условии, что менеджер достаточно прилежен и усидчив, чтобы добыть необходимые знания.

2. Нравственная надежность менеджера. Нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом. Его внимание занимает все богатство человеческой культуры, т.е. он обязан иметь широкие гуманитарные знания.

3. Гуманитарная образованность менеджера. Какие же гуманитарные ценности должны составлять ядро мировоззренческого кредо менеджера? К ним относятся: социальная защищенность людей, их здоровье и духовное богатство, экологическая безопасность. Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя размытую информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке. Эта культура, к примеру, в Японии считается важнейшим компонентом внутреннего мира менеджера, составляющей его имиджа.

4. Менеджер обязан быть психотехнологом. Психотехнология – это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивов, установок и т.д. у личности, на которую оказывает воздействие менеджер.

В основу формирования имиджа могут быть положены следующие принципы: принцип повторения, принцип непрерывного усиления воздействия, принцип «двойного вызова».

Принцип повторения опирается на свойства человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется.

Принцип непрерывного усиления воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например, «Это только для вас или «Я – для вас» и т.д. Постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно.

Принцип «двойного вызова» означает, что сообщение воспринимается не только и не столько разумом. Важнейшую роль играют подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера психики человека. Чтобы побудить человека к действию, надо сделать ему «двойной вызов», т.е. обратиться к сознанию и подсознанию (например, достаточно несложно заставить человека принять вашу точку зрения с помощью фразы типа «Как человек умный, вы, я думаю, согласитесь с тем, что …»).

Чтобы сыграть свою роль, имидж должен привлечь к себе внимание людей, направить их активность в нужном направлении, а затем осуществить управление поведением человека.

Воздействие имиджа на людей происходит по этапам: привлечение внимания – пробуждение интереса к имиджу – возбуждение потребности осуществить действие – побуждение к совершению действий.

При создании имиджа берут за основу разные образцы. В наборе средств для привлечения внимания к «звезде», например, используют скандальные истории из ее светской личной жизни. Исследователи утверждают, что 92 % производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая искусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз.

Во многих случаях имидж менеджера – это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения. Каждый осваивает те модели поведения, которые приносят успех.

При выборе модели поведения следует исходить из следующих критериев:

– модель поведения должна соответствовать закону и не противоречить установленному в обществе правопорядку;

– нравственная безупречность. Правильное восприятие общепринятых норм морали и их неуклонное соблюдение – гаранты верности выбора модели поведения;

– значимость поставленной перед собой цели;

– самокритичная оценка собственного выбора модели поведения;

– учитывать половую отнесенность личности: рекомендуется проявлять те качества, которые ожидаются либо от женщин, либо от мужчин.

Важную роль в создании имиджа играют эффекты фасцинации и аттракции. Фасцинация (очарование, обаяние) – словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации. Посредством искусной речи можно обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное расположение. Аттракция (привлечение, притяжение) – визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии или готовности к общению. Это состояние больше характеризуется своей спонтанностью.

Чтобы судить насколько эффективен тот или иной руководитель, нужны, конечно, какие-то критерии, позволяющие такую оценку произвести. Подлинным критерием оценки деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. Но помимо данного критерия эффективность деятельности руководителя оценивается через психологические критерии: 1) удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем (отношениями с коллегами, с руководителем, заработной платой и т.д.); 2) мотивация членов коллектива (желание людей трудиться и сохранять членство в коллективе); 3) авторитет руководителя в коллективе; 4) самооценка коллектива своей сплоченности, своей успешности функционирования.

 

Материалы к практическому занятию

 

Занятие 1. Психология и этика деловых отношений

 

1. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.

2. Ролевые игры в деловом общении.

3. Этикет в деятельности современного делового человека.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. В чем суть феномена реактивного сопротивления личности в ответ на воздействие извне.

2. В чем состоит сущность арбитражной функции руководителя?

3. Охарактеризуйте этапы делового общения.

4. Как влияют на общение возрастные особенности аудитории и индивидуально-половые особенности людей?

5. Назовите основные типы собеседников (А.В. Морозов).

6. Как, согласно концепции Э. Берна, выбор рациональной позиции в общении влияет на эффективность взаимодействия?

7. Как вы понимаете следующее утверждение: «Взаимодействие между людьми только тогда будет гармоничным и эффективным, когда между ними будут установлены параллельные трансакции»?

8. Дайте определение понятиям «этикет» и «имидж».

9. Назовите основные слагаемые понятия «имидж».

10. Какие принципы кладутся в основу формирования имиджа?

11. Назовите и охарактеризуйте этапы воздействия имиджа на людей.

12. Из каких критериев следует исходить при выборе модели поведения?

13. Охарактеризуйте эффекты фасцинации и аттракции.

14. Назовите критерии, позволяющие оценить эффективность руководителя.

 

Темы рефератов

 

1. Общественное поведение в различных странах.

2. Здоровье руководителя. Предупреждение и преодоление стрессов и жизненных кризисов.

 

Б л о к 5. Мини-практикум

(приложение к модулю 2 «Психология межличностных отношений»)

 

Тест № 1. Коммуникабельны ли Вы?

 

Автор В.Ф. Ряховский. Тест оценивает степень общительности. Общительность в производственной деятельности имеет двоякий смысл в зависимости от степени ее выраженности: с одной стороны, помогает установить более близкие отношения между сотрудниками, но, с другой стороны, человек чрезмерно общительный на производстве способен, сам того не желая, подменить деловые отношения личными, что в принципе крайне нежелательно.

Инструкция

Предлагаем 16 вопросов, на которые следует ответить одним из трех вариантов: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, в котором вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 1000 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане или в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

 

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не принимаете. Это так?

14. Услыхав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Ключ

Да – 2 очка. Иногда – 1 очко. Нет – 0 очков.

Подсчитайте сумму набранных вами очков. 30–32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, страдаете от этого больше всех вы сами. Но и близким людям с вами нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25–29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но в вашей власти изменить эти особенности характера. При увлеченности вы ведь приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19–24 очка.Вы в известной степени общительны, в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14–18 очков. Нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости, без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, чьи-то выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9–13 очков. Вы весьма общительны, порой, быть может, даже сверх меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Иногда вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает – так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете себя заставить не отступать.

4–8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно высказываете мнение по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя «в своей тарелке». Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с неко­торой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с вами. Да, вам бы поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям, наконец, подумайте и о своем здоровье – такой «стиль» жизни не проходит бесследно.

 

Тест № 2. Приятно ли с вами общаться?

 

Каждому из нас хочется думать, что он хороший и приятный собеседник. Многие заявляют, что они очень общительны. Но как показывает практика, общительный чело­век не всегда приятен в общении. Чаще всего этим людям совершенно не интересно ваше мнение, им гораздо приятнее самим без умолку делиться своими познаниями и впечатлениями. У вас наверняка есть парочка таких знакомых. А вы приятный собеседник?

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику?

6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?

9. Вы любите быть центром внимания?

 

10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

11. Вы хороший оратор?

 

Ответы на тест.

Если вы положительно ответили на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по одному баллу за каждый совпавший ответ. А теперь посчитаем.

1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.

4-8 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.

9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль, или иногда вам приходится играть, как на сцене?

 

Тест № 3. Как Вы относитесь к критике?

 

Одни извлекают из критики пользу, другие морщатся, но терпят, третьи – активно борются с критикующими, «давят на корню» любые зародыши критики. Одни критику применять умеют, другие – нет.

Хотим мы этого или нет, но критика присуща всякому социальному организму, каким является любой коллектив, и современный коллектив не может признаваться грамотным, если он не знаком со всеми сложностями и тонкостями этого явления. Предлагаемый тест поможет вам определить уровень вашей персональной грамотности в этой области. И хотя, как и все подобные тесты, он не претендует на бесспорность, думаем, знакомство с ним поможет вам в вашей деловом развитии.

1. Считаете ли вы критику методом изживания недостатков в работе отдельных лиц и коллективов?

а) да, я считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива;

б) критика лишь осложняет отношения в коллективе, поэтому я ее не признаю;

в) критика допустима, но не следует преувеличивать ее роль и прибегать к ней часто.

2. Как вы относитесь к публичной критике?

а) считаю публичную критику действенной формой изживания недостатков;

б) полагаю, что лучше высказать имеющиеся замечания человеку наедине, в кабинете, чем публично, на людях;

в) предпочитаю «кулуарную критику», т.е. критику «за глаза», в неслужебной обстановке или высказываемую в полушутливой форме.

3. Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?

а) да, конечно;

б) не следует подрывать авторитет руководителя, поэтому публично критиковать начальство недопустимо;

в) можно, но крайне осторожно.

4. Как вы относитесь к самокритике?

а) стараюсь быть объективным к себе и «своей» службе и, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не дожидаясь, пока на них укажут другие;

б) обычно я знаю недостатки в работе «своей» службы и мои лично, но не спешу себя критиковать;

в) критиковать себя ни к чему, так как охотников тебя поругать всегда хватает.

5. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы выражаться мягко, корректно, тактично, так, чтобы не задеть личность критикуемого?

а) да, разумеется;

б) нет, считаю, что чем сильнее задета личность критикуемого, тем действеннее критика;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: