усвоения материала (оценка знаний 4–8 баллов) 8 глава




– теоретический – постановка проблемы, определение цели, – объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

– методический – разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

– собственно эксперимент – проведение опытов, создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, измерение «реакций испытуемых» и др.;

– аналитический – анализ, интерпретация полученных фактов, выводы.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным. По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

Вышеназванные методы наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов учебной деятельности и педагогической документации, которые используются для сбора научно-педагогических фактов, называются методами эмпирического познания педагогических явлений.

 

14.2. Образование как социокультурный феномен

 

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее время образование, особенно высшее рассматривается как главный фактор социального и экономического прогресса.

Выделим важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране.

Тенденция к смене типа культурно-исторического наследования: меняются способы передачи – получения подрастающим поколением культурно-исторического опыта. Резкое увеличение городского населения, разобщенность работающих взрослых и детей, которые большую часть времени проводят среди сверстников, – все это нарушило характерную для прежних времен передачу опыта от взрослых к детям. Появился разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей» несмотря на мощное влияние школы и средств массовой коммуникации. Тенденция к смене установки при изучении действительности от научного познания к культуре. В настоящее время наука рассматривается в качестве не единственного и не универсального способа познания и преобразования человеком окружающего мира и выступает как часть культуры. Обращение к культуре предполагает учет и целесообразное использование границ и возможностей научного знания.

Тенденция к изменению роли науки в обществе и смене научных парадигм. В современном мире происходит не только изменение роли науки, превращение ее в производительную силу общества, но и радикальная смена научных и образовательных парадигм, связанная с преобразованием соотношений между субъектом, средствами, объектом познавательной и научно-исследовательской деятельностями. При этом уровень развития науки определяется мерой «очеловечивания» ее содержания и методов исследования, т.е. мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям к запросам общества, личностным потребностям и интересам.

Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы. Их функционирование и развитие становятся решающим условием существования современных обществ, позволяет быстро менять, перестраивать производство и технологии с целью улучшения качества продукции.

Тенденция к национально-культурной и экономической регионализации как стремление человечества уйти от единой социальной программы развития. Любая самая совершенная программа в силу ее универсализации чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки. Отсюда повышается внимание к региональным программам экономического и социокультурного развития.

Таким образом, влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование как в мире, так и в нашей стране направлено на:

1) формирование образовательными средствами у современного человека позиции активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;

2) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей;

3) рост культурного плюрализма и самобытности человека;

4) расширение способов передачи – получения культурно-исторического опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.

Возникновение глобальных общественных проблем (разрушение природной среды, истощение материально-сырьевых ресурсов, возможное удвоение народонаселения Земли, гонка вооружений, кризис здравоохранения и т.п.) поставило человека перед выбором: продолжать жить, не задумываясь о жизни своих детей, последующих поколений, или изменить образ жизни, способ своей жизнедеятельности, характер взаимодействия с природой и социумом, стиль общения друг с другом. Поэтому важной образовательной задачей в обществе выступает развитие необходимых личностных качеств человека, его способностей понимать современные глобальные проблемы и ответственно, на научной основе их разрешать. Наиболее эффективным средством и механизмом развития личности, а значит, разрешения проблем человечества, должно стать образование, направленное на развитие современного человека как мирового субъекта («думать глобально – действовать локально») преобразовательной и созидательной деятельности.

Социокультурная ситуация в стране характеризуется переходным характером, что выражается в поэтапной модернизации всех сторон жизни общества, а именно: переходом от тоталитарного общества к демократическому; от традиционного к современному, динамическому обществу; от революционных способов социального развития к эволюционной идеологии; от мировоззренческого единства к плюрализму (разнообразию как общественных, так и личностных идеалов, многообразию жизненных укладов, образов мышления, мировоззрений, культур); от традиционно-индустриального общества к индустриально развитому, информационному.

В традиционном обществе ведущим выступает процесс воспроизводства культурно-исторического опыта человечества, в динамическом – процесс развития личности, общественного сознания и общества в целом. Однако существующая система образования в основном все еще выполняет функции воспроизводства культуры, трансляции знаний, культурных образцов, формировавших опыт предшествующих поколений. Можно сказать, что образование осуществляет подготовку человека к жизни в прошлом, или традиционном, обществе, а между тем, ему предстоит жить в будущем – новом, динамическом обществе, которое непрерывно развивается и принципиально отличается от своего предыдущего состояния. В этом заключается одно из главных противоречий образования как в нашей республике, так и в странах СНГ и дальнего зарубежья.

Образование в обществе реализует две основные функции:

1) воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей);

2) развития (общества, личности).

Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая – универсальной (способностной или деятельностной).

Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению; воспроизводство готовых, завершенных знаний, умений, навыков, необходимых личности для реализации существующих в обществе функций (культурных, социальных, экономических и т.д.). Посредством теоретической образовательной модели формируется и определяется сознание личности с конкретным типом мировоззрения, ценностями и идеалами, принципами и образом жизни, определенными знаниями, умениями и навыками. Такая теоретическая модель образования соответствует обществу традиционного типа и имеет другие названия: традиционная, или предметно-ориентировованная.

Механизм развития личности и общества в целом реализуется посредством универсальной образовательной модели через подготовку людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации, инновационной деятельности путем развития мышления, сознания личности. Универсальная модель образования направлена не столько на передачу обучающимся знаний, умений, навыков, сколько на развитие личностных способностей добывать эти знания и применять их в новых условиях. Другими словами, акцент в содержании образования должен быть смещен с освоения конкретных знаний на развитие универсальных личностных способностей. Отсюда следуют и другие названия этой модели образования – универсальная, или способностная, или инновационная, или личностно-ориентированная. Приоритет в универсальной модели образования отдается активным формам и мотодам обучения. Деятельностный подход к образованию предполагает групповые, индивидуальные, бригадные формы обучения, чередующийся состав учебных групп, использование форм творческой организации учебно-поисковой деятельности обучающихся, активное применение ТСО.

Новая универсальная модель должна формироваться и развиваться рядом со старой, целесообразно сочетая элементы обеих систем.

 

14.3. Современное состояние образования

 

Ситуация, сложившаяся в начале XXI века в системе образования Республики Беларусь, России, других стран СНГ, по-разному классифицируется аналитиками и исследователями. Некоторые из них оценивают состояние системы образования как стабильное, отвечающее современным требованиям. Однако большинство исследователей указывают на существование как позитивных, так и негативных тенденций в развитии образования за последнее десятилетие; некоторые из них называют современное состояние образования кризисным.

К числу негативных тенденций в образовании относят следующие:

1. Отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся. Врачи связывают ухудшение физического состояния детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, дидактическими неврозами. Возникновение у учащихся психических и физических расстройств связано с перегруженной учебной программой, чрезмерной учебной нагрузкой и т.п.

2. Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением. От авторитарных замечаний педагога у учащихся развиваются страх и напряжение, они живут и учатся с ощущением постоянного конфликта с педагогом.

3. Унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ.

4. Бюрократизм и формализм в системе образования. Эти характеристики образовательного кризиса проявляются в дидактоцентризме и предметоцентризме. Дидактоцентризм определяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы. Предметоцентризм выражается в том, что изучение предметов, доминируя в учебном процессе, оторвано от нужд и потребностей личности.

5. Недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы.

6. Продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса.

7. Кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими изменениями в стране.

Основными принципами обновления общего среднего образования в Республике Беларусь являются:

– гуманизация, означающая «очеловечивание» взаимоотношений учителя, учащихся, родителей;

– развивающий характер образования, предполагающий ориентацию на интеллектуальное развитие учащихся через овладение ими способами мышления и деятельности;

– дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивающие развитие ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

– демократизация образования, обеспечивающая образовательный выбор ученикам, педагогам, родителям участие их в управлении учебным заведением, утверждающая демократический стиль руководства;

– гуманитаризация, предполагающая в учебных планах увеличение объема социально-гуманитарных дисциплин;

– деидеологизация, означающая, что в общеобразовательном учреждении создание и деятельность политических партий и религиозных организаций не допускаются.

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:

1) быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы;

2) расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует увеличению разнообразия учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей;

3) создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации, что предполагает: признание дипломов, ученых степеней и квалификаций; реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру; использование единой системы зачетных (кредитных) единиц при освоении образовательных программ и др.;

4) качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. Вузовская наука и практика должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс;

5) повышение роли непрерывного самообразования: в условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. В этой связи важной задачей выступает формирование у специалистов потребности в постоянном самообразовании;

6) изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта в активную позицию субъекта обучения.

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь выступает:

– повышение качества высшего образования в условиях его массовости;

– формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

– воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности.

Основными направлениями развития высшей школы является разработка и внедрение в образовательный процесс вузов:

– структурно-организационных изменений;

– содержательно-технологических инноваций;

– создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов.

Структурно-организационные изменения направлены на поэтапный переход к двухступенчатой системе профессиональной подготовки специалистов; интеграцию среднего специального и высшего образования (создание университетских комплексов: ССУЗ – вуз) и др.

Содержательно-технологические инновации связаны с обоснованием и внедрением нового содержания и технологий обучения. Разработка нового содержания обучения, во-первых, предполагает создание новых образовательных стандартов, учебных планов, программ. Во-вторых, создание и использование учебно-методических комплексов в рамках блочно-модульной технологии обучения.

Создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов включает следующие виды: нормативно-правовое (Закон о высшем образовании, государственный Классификатор специальностей и квалификаций); кадровое (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вуза и др.); материально-техни­ческое (обновление материально-технической базы, ТСО и др.); финансовое (повышение эффективности научно-производственной деятельности вузов и их структур, расширение образовательных и коммерческих услуг и др.).

 

Материалы к практическому занятию

 

Занятие 1. Введение в курс «Основы педагогики»

 

1. Педагогика в системе наук о человеке.

2. Образование как социокультурный феномен.

3. Современное состояние образования.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Раскройте происхождение слова «педагогика».

2. Назовите и дайте краткую характеристику институтам воспитания и обучения, существовавшим в Древней Руси.

3. Каковы объект и предмет педагогической науки?

4. Охарактеризуйте формы и типы связей педагогики с другими науками.

5. На какие четыре основные группы делятся педагогические методы в соответствии с этапами проведения научного исследования?

6. Почему в современных условиях образование выступает в качестве общечеловеческой ценности?

7. Охарактеризуйте важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые оказывают влияние на развитие образования в Республике Беларусь.

8. Каковы основные глобальные проблемы человечества? Какова роль образования в их решении?

9. В чем заключается основной недостаток существующей системы образования, одно из его главных противоречий?

10. Охарактеризуйте образовательные модели, соответствующие каждой из основных функций образования.

11. Очертите круг негативных тенденций в образовании.

12. Назовите основные принципы обновления общего и среднего образования в Республике Беларусь.

13. Назовите важнейшие особенности развития системы высшего образования.

14. Охарактеризуйте стратегические цели реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь.

 

Темы рефератов

 

1. Роль высшего образования в современной цивилизации.

2. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе.

 

Б л о к 2. Воспитание и развитие личности

 

Л е к ц и я 15. Воспитание и развитие личности

 

15.1. Развитие личности как педагогическая проблема

 

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Под развитием понимают целенаправленный процесс детерминации количественных, качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня ее развитости.

В педагогических и психологических исследованиях по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное.

Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.

Представители социологизаторского направления считают, что, хотя человек рождается как существо биологическое, в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.д.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущения, восприятие, мышлене и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик к личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (раздражительность, вспыльчивость, замкнутость и т.п.).

В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без специально организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, можно разделить на две группы – внешние и внутренние. Влияние среды и воспитания относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания) есть внутренние факторы. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. При этом следует подчеркнуть, что только активность и собственное стремление человека к своему личному совершенствованию в конечном итоге и определяет ее развитие.

Таким образом, среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.

К группе объективных факторов относятся: генетическая наследственность и состояние здоровья человека; социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение; обстоятельства биографии; культурная традиция, профессиональный и социальный статус; особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют: психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы, как воспитателя, так и воспитуемого; система отношений с социумом; организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики, в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.

Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных целей и действий.

В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают: «добро» как поведение на благо другого человека, «истину» как руководство при оценке действий и поступков, «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.

О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы – гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных задач. Приведем примеры методов воспитания, уточняя их отличительные особенности.

Педагогическое требование помогает воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка. Формы предъявления требования к человеку подразделяются на прямые (приказ) и косвенные (совет, просьба).

Приучение предполагает демонстрацию воспитателем образца правильного выполнения действий. Метод приучения помогает усвоить важные умения и действия как устойчивые основы поведения человека.

Наказание ориентировано на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» влияние в подобных ситуациях.

В некоторых классификациях выделяют также методы как соревнование, общественное мнение, доверительная беседа, контроль за поведением, переключение на другие виды деятельности и др.

К средствам воспитания наряду со знаковыми символами, материальными средствами, способами общения, техническими средствами, относится коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания, о чем, исходя из их важности в процессе воспитания личности, будем говорить отдельно.

 

15.2. Типы, виды и стили воспитания

 

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Такой взгляд на проблему воспитания сформировался не сразу. Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному человеку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффективность и значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания. Воспитание в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. В данном типе воспитания мы встречаемся с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к знанию, а также к возникновению потребностей познания окружающего мира.

По мере становления цивилизации первый тип воспитания, основанный на естественном разделении труда, уступает место второму типу воспитания. Этот тип был детерминирован общественным разделение труда и сопровождался имущественным и социальным неравенством. В результате у разных социальных групп появились разные педагогические задачи. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.

Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека. Но для каждой цивилизации характерны свои особенности воспитания. Каковы же педагогические традиции великих древних цивилизаций?

Дальневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине первого тысячелетия до нашей эры и также утвердилась в Корее и Японии. В процессе истории дальневосточная педагогическая традиция сложилась как результат синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации ориентировали молодых людей на бесконечное самосовершенствование. Свою жизнь, по их, мнению, нужно было сделать добродетельной, не убегая от страданий в нирвану., не возлагая все надежды на мир иной. Поскольку престиж образованного человека был очень высок, постольку сложился культ образования. В свою очередь воспитание носило преимущественно семейно-сослов­ный характер.

Центром южноазиатской цивилизации была Индия. Данной цивилизации были свойственны общинный уклад жизни и кастовая организация общества, освещенная ритуальным символизмом. Педагогическая традиция опиралась на принцип единства трех обязательств человека: перед богом, мудрецами и предками. Через суровое воспитание и самовоспитание человек должен был преодолеть собственную природу и высвободить внутренний мир для слияния с над-личным и над-социальным божественным абсолютом. То есть достичь нирваны. В рамках данной педагогической традиции ни воспитание, ни обучение не считалось всесильными. Врожденные качества и наследственность полностью обусловливали возможности воспитания и образования в процессе развития человека. Педагогический идеал, различавшийся в зависимости от касты, имел в своей основе такие общие черты, как самообуздание, добронравие, верность обетам, разумность и скромность.

Ближневосточная цивилизация формировалась под мощным влиянием ислама, иудаизма и христианства. Ее педагогическая традиция была проникнута глубокой религиозностью, сочетавшейся с элементами рационализма. Человек в мусульманской культуре считался рабом всемогущего Аллаха. Смысл воспитания сводился к выработке у воспитанников навыков послушания, повиновения воле Аллаха и исполнения религиозных обязанностей. К фундаментальным основам исламского воспитания и обучения относили не только религию, знания и науку, мудрость, справедливость, практику и мораль, но и одаренность человека. Восточному типу воспитания свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов. Для человека Востока ограничение индивидуальной свободы, независимости мышления, самостоятельности в различных сферах общественной жизни было типично.

Западная цивилизация зародилась в античную эпоху. Становление западной педагогической традиции началось в Древней Греции. Именно тогда сложились спартанская и афинская модели обучения и воспитания, ставшие первоисточником развития западной педагогической теории и практики. Если Спарта продемонстрировала миру образец общественного и военно-физического воспитания, то Афины – систему всестороннего и гармоничного развития человека. Базовая педагогическая традиция западной цивилизации прошла долгий и противоречивый путь. Следует выделить основные черты педагогической традиции, определившей западный тип воспитания. К ним относятся: ценностно-рациональный характер обучения и воспитания; преимущественная ориентация на развитие воли и разума; утверждение в человеке индивидуального и творческого начал, сочетавшееся с гармонизацией отношений с социумом.

На протяжении длительного исторического периода воспитание у восточных славян подразделялось на народное (крестьянское), домостроевское (воспитание в семьях купцов и мещан) и дворянское. С 1917 года в России и ряде стран реализуются идеалы коммунистического воспитания. Последнее предполагает программу всеобщей грамотности и трехступенчатую систему непрерывного образования. С начала 1990-х Россия, Белоруссия и другие республики СНГ перешли к новому этапу решения воспитательных и образовательных задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: