усвоения материала (оценка знаний 4–8 баллов) 11 глава




В эпоху античности начинает складываться психологическая противопоставленность человека и природы, меняется отношение к ней, хотя природа являлась для античного человека, как материальной, так и духовной ценностью. Но в целом, античность явилась еще одним шагом на пути отчуждения человека от природы и, в определенном смысле, подготовила их противопоставленность в последующие века.

Появление монотеистических религий, в частности, христианства явилось также своеобразным этапом отчуждения человека от природы. Природные объекты, лишенные «права на душу», лишаются и своей самоценности: они представляют интерес только в той мере, в какой могут служить человеку и быть полезными ему. Таким образом, христианство сформировало объектное восприятие мира природы. Оно освободило человека от обязанности боготворить природу, дало ему неограниченную свободу в обращении с природой, превращенной в «сырье», лишенное какого бы то ни было священного смысла. Другими словами, христианство завершило отчуждение человека от природы в религиозной форме.

Но впереди еще ждало отчуждение от природы, освященное наукой. Природа была признана лишенным всякой самостоятельной ценности объектом манипуляций во имя научного знания и прогресса. В новое время сформировалось экологическое сознание, которое характеризуется: полной психологической противоположностью человека и мира природы, объектным восприятием природы и доминированием прагматического взаимодействия с ней.

Таковы культурно-исторические истоки доминирующего сейчас антропоцентрического экологического сознания.

Социальные истоки возникновения так называемого «нового экологического сознания» можно проиллюстрировать на примере истории США. На начальном этапе – это история новых земель на Западе. Наличие открытой границы сформировало представление о возможности неограниченного экстенсивного роста. Но к середине XIX века запас свободных земель исчерпался – это был первый «экологический кризис», который вызвал переход к технологическому, урбанистическому направлению развития американской цивилизации. В XIX веке складывается новая общетеоретическая и мировоззренческая ориентация (инвайронментализм), в центре внимания которой оказывается взаимодействие общества со средой своего обитания. Принципиально изменяется вектор экологического сознания: прагматизм сменяется «дальним прагматизмом», утверждается необходимость консервации природных ресурсов для будущих поколений.

Существенный шаг был сделан в сформировавшемся в России во второй половине XIX в. философском течении, которое теперь называют русским космизмом. Оно было представлено именами Н.А. Бердяева, Н.В. Киреенского, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского и многими другими. Центральной идеей русского космизма являлось представление о том, что Человек – составная часть Природы, что их не следует противопоставлять, что Человек и все, что его окружает, – это частицы единого, Вселенной.

«Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца» – утверждал Н.Ф. Федоров.

Идеи единства, взаимосвязи человека и природы получили свое развитие в учении о ноосфере В.И. Вернадского. Он считал, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратиться в основную геологическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума – ноосферу. Развитие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволюция, в которой просто невозможно господство интересов одной из сторон).

По мнению представителей «универсальной этики» (Горо, Ганди, Швейцер и др.), представители природы такие же полноправные субъекты, как и человек, равны ему в своей самоценности.

Идеи «универсальной этики» стали идеологической базой такого направления американского инвайронментализма, как биоцентризм. Биоцентристы рассматривают Природу как наиболее совершенное и наделенное духовными качествами сущее, воплощающее в себе основополагающие принципы жизнедеятельности всего живого. Мир, по их мнению, – это единое целое, в котором нет разделения на человеческое и не-человеческое. Все живые существа имеют равное право жить и процветать. Человек может использовать природные ресурсы только в тех пределах, которые необходимы для самообеспечения существования человеческого вида. Материальные стандарты должны быть резко снижены, но вот качество жизни как удовлетворение духовных потребностей должно быть существенно улучшено.

Целью экологического образования является формирование экологической личности. Экологической личностью является личность, обладающая экоцентрическим типом экологического сознания, т.е. она должна знать, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности, она должна уметь это делать, осваивая соответствующие технологии и выбирая правильные стратегии поведения в рамках субъективного отношения к природе.

 

18.3. Методические основы экологического образования

 

Разработка общих стратегий экологического образования и охраны природы, координация усилий различных стран в этой сфере осуществляется на уровне Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В целом стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание «глобальной сети образования». Необходимо, чтобы все образовательные (школьные и др.) системы включали знакомство с глобальными проблемами, опасностями, которые угрожают человечеству, формировали понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой в планетарном масштабе. Подчеркивается, что важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать Глобальное Воспитание, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая вузами, подготовкой учителей и управленческого аппарата.

Что касается методической организации экологического образования, то в этом плане существуют две основные тенденции. Одни специалисты считают необходимым разрабатывать отдельный предмет «экология», другие считают, что более эффективной является «экологизация» всех других предметов, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер. Последний подход в настоящее время начинает получать все большую поддержку.

Но более существенны дискуссии об ориентации экологического образования. Принципиальным является вопрос о том, что должно стоять в центре внимания: «природная среда» («окружающая среда») или «мир природы».

В экологическом образовании в настоящее время существуют три основных подхода к проблеме содержания экологического образования.

Первая тенденция связана с акцентированием внимания на формировании системы экологических представлений. Как правило, при такой ориентации экологического образования в практическом опыте и методических разработках преобладает «излагающий», монологический способ, знания предъявляются в готовом виде.

Вторая тенденция в экологическом образовании связана с акцентированием внимания на формировании, в первую очередь, отношения к природе. В этом случае ориентируются на включение личности в такие виды деятельности, которые оказывают наибольшее влияние на субъективное отношение к природе.

Третья тенденция связана с акцентированием внимания на формировании стратегий и технологий взаимодействия с природой. Приемы обучения предполагают работу «в поле», а не просто разглядывание кабинетных таблиц (например, технология очистки какого-либо предприятия от мусора и т.п.).

Важную роль в развитии экологического образования сыграло появление в отечественной психологии в середине 90-х гг. исследований по экологической психологии. Ее данные позволили выяснить особенности развития экологического сознания личности, механизмы его формирования и т.д. Все это привело к возникновению нового методологического направления в педагогической науке – экологической психопедагогики. Она возникла на стыке трех научных дисциплин: экологии, экологической психологии, педагогики, что позволяет эффективно осуществлять экологическое образование.

С позиций экологической психопедагогики, целью экологического образования является формирование экологической личности. Экологической личностью, как уже говорилось выше, является личность, обладающая экоцентрическим типом экологического сознания. Общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности. В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания эта задача конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования: формирование адекватных экологических представлений о мире природы, формирование отношения к природе, формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.

Процесс формирования экологической личности проходит несколько этапов. На первом этапе происходит ее лабилизация, в результате которой человек начинает убеждаться в неадекватности своих объектно-прагматических стратегий экологического поведения, воспринимать их как значимый личный неуспех, желание преодолеть который вызывает готовность к усвоению новых стратегий и соответствующих технологий.

На втором этапе в процессе экологической деятельности осваиваются адекватные технологии взаимодействия с природными объектами. В результате происходит интериоризация общественно выработанных представлений об экологической целесообразности, причем личность приобретает соответствующие операциональные средства для реализации своего нового отношения.

На втором этапе складываются предпосылки для перехода от одностороннего воздействия на природу к взаимодействию с ней.

Наконец, на третьем этапе в результате субъектификации природные объекты начинают осмысляться и восприниматься как равноправные партнеры по взаимодействию. Человек перестает воспринимать себя обособленно стоящим над природой, а ощущает себя ее частью. Личность, обладающая подобным гармоничным образом мира, и есть экологическая личность.

Несмотря на определенные различия в подходах к реализации экологического образования, большинством специалистов признается необходимость включать рассмотрение экологических проблем практически во все учебные программы: от философии и социологии до географии и этики. Экологическое образование должно стать неотъемлемой составной частью содержания основного, среднего, специального и высшего образования.

Это связано с тем, что экологические проблемы становятся настолько серьезными, что на постоянное формирование нового экологического сознания в процессе стихийного развития просто не остается времени: необходимо задействовать все каналы воздействия на личность. Соответственно все лица, должны иметь представление о психологических и педагогических основах экологического образования.

 

Материалы к практическому занятию

 

Занятие 1. Воспитание экологического сознания личности

 

1. Экологическое образование в условиях экологического кризиса.

2. История и перспектива экологического образования.

3. Методические основы экологического образования.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Дайте определение понятию «экология».

2. В чем заключается суть технократической парадигмы мышления?

3. Какие особенности характерны для «западного» экологического (антропоцентрического) сознания?

4. Почему 70-е годы XX века принято считать рубежом в развитии западного общественного экологического сознания?

5. Назовите особенности экоцентрического экологического сознания?

6. В чем заключается психолого-педагогический потенциал взаимодействия с миром природы?

7. Каковы основные тенденции развития экологического образования в мире?

8. Какие задачи должно решать современное экологическое образование?

9. Назовите основные характеристики экологической личности.

10. Что считает ЮНЕСКО стратегической задачей в области экологического образования и охраны природы?

11. Назовите две основные тенденции в области методической организации экологического образования.

12. Как решается проблема содержания экологического образования?

13. Что является целью экологического образования с позиций экологической психопедагогики?

14. Выделите основные этапы в процессе формирования экологической личности.

 

Темы рефератов

 

1. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы.

2. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.

 

Б л о к 4. Самосовершенствование личности

 

Л е к ц и я 19. Самосовершенствование личности

 

19.1. Самосовершенствование человека

как сущность его жизнедеятельности, профессионального бытия

 

Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.

В понятие «компетентность» сегодня включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответственные решения и находить выход из нештатных ситуаций, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни.

Чтобы быть востребованным и компетентным в обществе, выпускнику школы предстоит освоить следующие жизненные роли.

Первая роль – реализовавшаяся личность, хорошо осознающая свои способности и потребности, ведущая здоровый образ жизни.

Вторая роль – это личность со стремлением к поддержке других людей.

Третья роль – это человек, находящийся в состоянии перманентного образования в течение всей жизни, способный постоянно приобретать новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира.

Четвертая роль – это роль субъекта культуры, относящегося к культуре как к ценности, понимающего ее значение для личности и общества.

Пятая роль – это высококвалифицированный работник, способный брать на себя ответственность за высокое качество производимого им продукта.

Шестая роль – это информированный гражданин, хорошо осведомленный в области права, истории, политики, экономики, социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью.

Седьмая роль – защитник окружающей среды.

Человек в системе образования – это перманентное состояние человека XXI века. Подготовка человека, способного к самосовершенствованию в течение всей жизни, – важная задача образования.

Новые ценности приоритетов образования отразились в новых требованиях к специалисту. Появилось понятие «конкурентоспособная личность», ведущими характеристиками которой являются: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному саморазвитию, профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта.

Системообразующими компонентами личности, способной быть субъектом культуры XXI века, являются педагогическая позиция по отношению к себе и творческая направленность в любой деятельности.

Педагогическая позиция по отношению к самому себе – это устойчивая система отношений человека к своим способностям, возможностям, своей индивидуальности, побуждающая его к адекватной самооценке, непрерывному самообразованию и самовоспитанию. Она проявляется в готовности и способности к личностному и профессиональному росту в течение всей жизни.

 

19.2. Акмеологические основы самосовершенствования личности

 

Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология.

Акмеология (от греческого акме – вершина) – наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.

В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология и акмеология личности.

Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.

Акмеология личности исследует закономерности достижения акме физического, интеллектуального и духовного развития человека.

Акмеологические характеристики специалиста – это внутренние побудители, обусловливающие потребность человека в активном саморазвитии, продуктивной самореализации творческого потенциала в труде и продвижении к собственным вершинам профессионального совершенства.

Условием развития акме в сфере профессионального труда является целенаправленное развитие такого интегративного качества, как интрогенная активность, когда человек за счет своей постоянной работы, своего внутреннего мира стремится к самостоятельно выношенным решениям, к их обязательному осуществлению.

Как отмечалось выше, «человек в системе образования» – это перманентное (постоянное, непрерывное) состояние человека XXI века.

Непрерывное образование включает в себя специально организованное обучение в учебных заведениях и самообразование.

Самообразование рассматривается обычно в двух значениях: как «самообучение», «практикование себя» (В.И. Слободчиков), «самосовершенствование».

Самообразование реализует потребность профессионала быть самостоятельной, независимой, конкурентоспособной личностью. Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста. Отличительными признаками развитой личности являются:

способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;

умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим;

достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения;

энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;

открытость профессиональным переменам и новому жизненному опыту.

Механизмами личностного роста являются: самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация.

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала – образца, на который хотелось бы равняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ. Наличие идеала – образца является первопричиной, толчком самовоспитания.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе, «достраивание» самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию «несовершенств» своей личности. Стартом самовоспитания, личностного роста является самопознание. Приемами самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка.

Для решения различных профессиональных задач человек постоянно оценивает себя, свои возможности, соотносит их с конкретными. Если при этом формируется неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, создается ситуация психологического напряжения и для самого профессионала, и даже его коллег и близких. Завышенная самооценка сопровождается недооценкой реальных обстоятельств деятельности, что приводит его в стрессовое состояние, когда человеку трудно справиться с собой.

Заниженная самооценка сопряжена с переоценкой внешних обстоятельств. Она порождает апатию, неуверенность человека в себе и также отрицательно влияет на него.

Объектом самовоспитания человека являются как профессионально необходимые качества, отсутствие которых препятствует профессиональной деятельности, так и желательные, хотя и не необходимые свойства. Выделяют еще свойства, мешающие профессиональной деятельности, а также недопустимые в ней.

Человек, избравший определенную сферу деятельности, рассчитывает на перспективную карьеру.

 

19.3. Карьера как условие и уровень его самореализации

 

Понятие «карьера» пришло из французского языка и обозначает продвижение в сфере профессиональной деятельности, достижение известности. Со словом «карьера» нередко связывают наличие негативных человеческих качеств, вызванных стремлением к личному благополучию и проявляющихся в погоне за успехом в любой сфере деятельности. В русском языке это качество запечатлено как «карьеризм».

Мы рассматриваем карьеру как естественную потребность человека в полной жизненной самореализации всех его способностей на пользу людям, обществу, приносящую ему удовлетворенность собой.

Выбирая сферу профессиональной деятельности, человек сознательно (или неосознанно) строит свою личностную концепцию благополучного будущего, упорядоченного, взаимосогласованного, предсказуемого и понятного. В этой личностной концепции своего будущего он видит себя удачливым и неуязвимым.

Естественно и нравственное стремление каждого человека к своему духовному бессмертию, к увековечиванию своего личностного вклада в культуру общества.

Полноценная жизненная самореализация в профессиональной сфере возможна, если человек:

признает свою профессиональную деятельность как наилучшую для самореализации собственной личности;

осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения, способен к дружескому взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных особенностей;

обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в профессиональной деятельности и разнообразных отношениях;

способен к целенаправленным волевым усилиям, необходимым для реализации его стремления быть эффективным, компетентным профессионалом, значимым для окружающих на всех этапах жизненного пути.

В широком смысле слова карьера понимается как общая последовательность развития и самореализации человека в основных сферах жизнедеятельности: в работе, семье, общественной жизни, досуге.

Сущностной характеристикой карьеры является продвижение вперед, активность человека в освоении и совершенствовании способов профессиональной деятельности с учетом развития общества.

Успешность карьеры человека зависит от целого ряда факторов. При каких условиях карьера человека складывается эффективно? Отвечая на данный вопрос, Г.С. Альтшуллер разработал своеобразный алгоритм построения карьеры. Во-первых, человек должен ответить на вопрос, какие цели он ставит перед собой. Во-вторых, определить, что мешает ему стать тем, кем он мечтает. В третьих, решить, как преодолеть противодействие жизненных обстоятельств.

Сопоставив факты биографий выдающихся людей, он пришел к важным выводам.

1. У каждого из них была достойная цель, основные критерии которой следующие: она должна быть общественно полезной, позитивной, направленной на развитие жизни; цель должна быть прекрасной, к решению ее можно приступить сейчас же; конкретная цель должна иметь выход к глобальным проблемам.

2. Разрабатывался план достижения достойной цели. Каждодневное планирование деятельности, строгое распределение сил, разумная смена занятий – норма жизни человека. Обязательный элемент плана – контроль за его выполнением, контроль темпов продвижения к цели. Без систематического отчета самому себе не может быть серьезной работы. Человек должен точно знать, сколько времени он тратит на достижение достойной цели. Контроль осуществления планов обеспечивает реальное выполнение объема и позволяет увеличивать этот объем за счет сокращения потерь времени.

3. Необходимым условием достижения поставленных целей и задач профессиональной деятельности является работоспособность. Ее рассматривают как способность личности к длительному интеллектуальному и физическому напряжению, обусловливающую результативность работы. Опыт показывает, что важнейшими условиями повышения работоспособности человека могут являться:

учет рабочего времени и выполненного объема работы;

чередование утомительных, сложных видов деятельности с приятными занятиями;

своевременный и полноценный отдых, соблюдение гигиены и безопасности труда;

разработка, освоение и внедрение эффективных технологий профессиональной деятельности.

4. Важна техника решения встающих перед человеком задач. Становление карьеры предполагает филигранное решение если не всех, то определенного класса профессиональных задач.

5. Умение «держать удар» – это следующая составляющая, помогающая человеку успешно реализовать траекторию своего профессионального развития, свою карьеру. Сопротивление инновационным решениям могут оказывать коллеги, администрация из-за боязни личной перестройки, члены семьи, требующие большего внимания к быту, заботы о ее материальном благополучии.

6. Результативность профессиональной деятельности в решении профессиональных задач – еще одна составляющая профессиональной карьеры. Рефлексия промежуточных результатов (как положительных, так и отрицательных) позволяет оценить промежуточные продукты труда и сопоставить их с прогнозируемым конечным результатом, скорректировать план достижения целей и технологию решения профессиональных задач.

Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения. Сила личности человека – это важная составляющая его карьеры.

 

19.4. Сила личности как фактор

личностного самосовершенствования

 

Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Ученые (П. Вайнцвайг) выделяют «четыре кита» на которых зиждется сила личности: потребность преодолевать трудности, самоконтроль, гармонизацию отношений личности с миром и самим собой, способность к идеализации окружающей среды и общества. Рассмотрим основные из них – первые две составляющие силы личности.

Трудности несет в себе сама жизнь. Преодолевать их приходится каждому. Чтобы продолжать намеченный путь, человек должен устранить препятствие, встретившееся на его пути. Но для устранения препятствия требуется приложить определенные психофизические усилия, вызывающие напряжение.

Как бороться с трудностями – препятствиями на жизненном пути?

П. Вайнцвайг утверждает, что каждое неисполненное желание, неудовлетворенная потребность – это неиспользованная энергия человека, которая никуда не девается, а может накапливаться. Разрядиться же эта накопленная энергия может в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте в виде грубости, непонятных слез, ненужного отчаяния. Такие эмоциональные состояния часто называют стрессами. П. Вайнцвайг считает их нормальными в жизнедеятельности человека и предлагает систему «работы со своим стрессом».

Различают физиологические стрессы, связанные с физическими перегрузками, болью, высокой температурой, и психологические стрессы. Психологические стрессы разделяют на информационные и эмоциональные. И те, и другие встречаются в жизни человека достаточно часто.

Информационный стресс – это состояние информационных перегрузок, когда человек не успевает принимать ответственных решения в требуемом темпе при высокой ответственности за их последствия.

Эмоциональные стрессы вызывают такие эмоциональные состояния как обида, страх, чувство вины, гнев.

П. Вайнцвайг предлагает рассматривать каждое препятствие как желание, удовлетворению которого что-то грозит. В жизнедеятельности человека это может быть ситуация, когда надо сесть за выполнение взятой на дом работы, но хочется посмотреть интересный фильм, почитать книгу и т.п.

Рецепт П. Вайнцвайга:

а) договориться с самим собой, сделать из возможных отрицательных эмоций положительные;

б) найти в возможном отрицательном явлении положительное переживание, а если его нет, то придумать.

Для того, чтобы избегать накопления отрицательных переживаний, важно их тут же проанализировать. При этом следует помнить: и положительные, и отрицательные переживания в жизни – это естественный ее ход.

Переживаний избежать нельзя. Важны не сами переживания, а отношение к ним. Эти отношения могут быть неадекватными, когда люди «делают их мухи слона», либо, как страус, прячутся от проблем, отодвигая их решения.

Откуда же берутся у человека негативные переживания по поводу, скажем, поведения коллег или замечаний администрации?

П. Вайнцвайг считает, что эти отрицательные эмоции имеют в своей основе единые психологические механизмы.

Страх возникает перед влиянием какого-то факта на ближайшее будущее человека. И чем ближе будущее, тем сильнее страх. Он вызывается предвидением лишения удовольствий или удовлетворения потребностей.

Основной способ справиться со своим страхом – «размыслить» (П. Вайнцвайг) его сущность. При невозможности осуществления ближайших планов или желаний, необходимо их менять. При изменении желаний изменяется и само ожидаемое будущее и исчезает страх.

Справиться с трудностями – значит найти безвредный способ их миновать или просто обойти.

Все трудности, неприятности можно воспринимать с конструктивной точки зрения и рассматривать их как стимул для увеличения силы своей личности. Преодолевая трудности, препятствия, человек становится сильнее. Значит, в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах.

Следующей сопоставляющей силы личности П. Вайнцвайг считает самоконтроль. Самоконтроль – это способность человека контролировать свои действия и поступки, быть хозяином времени своей жизни, своей судьбы, карьеры. Он определяет сущность самоконтроля как преобразование хаоса негативных мыслей и чувств, уменьшающих жизненную энергию, в гармоническую структуру. В качестве составляющих самоконтроля П. Вайнцвайг называет, во-первых, храбрость; во-вторых, сострадание; в третьих, терпение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: