усвоения материала (оценка знаний 4–8 баллов) 7 глава




Интерпретация

77—56 очков. У вас отличная интуиция, вы обладаете способно­стью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти каче­ства, слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыб­нулись, вы уж готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется для вас опасность, можно попасть пальцем в небо! Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях.

55—34 очка. Вам доставляет определенное удовольствие наблю­дать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще не совсем умеете использовать эту информацию в реальной жизни (например, для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с окружающими). Вы склонны скорее буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими. Например, кто-то скажет вам: «Мне с вами совсем не скучно», сделав при этом кислую мину. Но вы поверите словам, а не выражению лица, хотя оно весьма красноречиво. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения.

33—11 очков. Увы, язык мимики и жестов для вас – китайская грамота. Вам очень трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. И напрасно! Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность. Помните пословицу: «Тело – это перчатка для души». Немного понимать душу другого – верное средство самому не попасть в капкан одиночества.

Не огорчайтесь, если вами набрана наименьшая сумма баллов. Любой тест – это не приговор. Он дает информацию для размыш­ления. От размышлений никогда не следует отказываться, тем более тогда, когда информация имеет к вам непосредственное отношение. Главное, чтобы эта информация не была проигнорирована, а послужила бы основанием для работы над своим имиджем и способностью понимать других.

 

Тест № 9. Оценка способов реагирования в конфликте

(К.Н. Томас)

 

Методика определяет типические способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношении в сложных условиях.

Эта методика позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе сотрудников, в школьном классе или студенческой группе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. С помощью данной методики можно также оценить степень адаптации каждого члена того или иного коллектива к совместной деятельности.

Применительно к педагогической деятельности с помощью методики можно выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта с учениками, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.

По каждому пункту надо выбрать только один, предпочтительный для вас вариант ответа «а» или «б».

1. а) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. а) я стараюсь найти компромиссное решение;

б) я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) я стараюсь найти компромиссное решение.

б) я стараюсь не задевать чувства другого человека.

5. а) улаживая конфликтную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у других;

б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) я пытаюсь избежать неприятностей лично для себя, б) я стараюсь добиться своего.

7. а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;

б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться более важных целей.

8. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) я первым делом стараюсь определить суть спора.

9. а) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий;

б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) я твердо стремлюсь добиться своего;

б) я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть спора;

б) я стараюсь успокоить других и главным образом сохранить наши отношения.

12. а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) я даю окружающим возможность в чем-то остаться при своем, если они также идут навстречу.

13. а) я предлагаю промежуточную позицию.

б) я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) я сообщаю другим свою точку зрения и спрашиваю об их взглядах;
б) я пытаюсь доказать другим логику и преимущества моих взглядов.

15. а) я стараюсь успокоить других и сохранить наши отношения;

б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения;

16. а) я стараюсь не задеть чувств окружающих;

б) я обычно пытаюсь убедить окружающих в преимуществах моей позиции;

17. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;

18. а) если это сделает окружающих счастливыми, я дам им возможность настоять на своем;

б) я дам партнеру возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть спора;

б) я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к партнеру;

б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) я пытаюсь найти позицию, которая устраивает и меня, и партнера;

б) я отстаиваю свою позицию.

23. а) как правило, я стараюсь, чтобы все остались довольны;

б) иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;

б) я стараюсь уговорить другого на компромисс.

25. а) я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) зачастую стремлюсь избежать споров.

б) если я знаю, что это доставит большую радость другому человеку или в данной ситуации ему необходимо выглядеть лидером, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) я предлагаю среднюю позицию;

б) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий

30. а) я стараюсь не задеть чувств другого;

б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Обработка результатов. По каждому из пяти разделов опросника подсчитайте количество ваших ответов, совпадающих с ключом.

Ключ:

Соперничество: За, 66, 8а, 96, 10а, 136,146,166,17а, 226, 25а, 28а.

Сотрудничество: 26, 5а, 86,11а, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 266, 286, 306.

Компромисс: 2а, 4а, 76,106, 126, 13а, 186, 206, 22а, 246, 26а, 29а.

Избежание: 1а, 56, 7а, 9а, 12а, 156, 176, 196, 21а, 236, 27а, 296.

Приспособление: 16, 36, 46, 6а, 116, 15а, 16а, 18а, 24а, 256, 276, 30а.

Полученные количественные оценки по каждому разделу сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемых форм поведения в конфликтной ситуации.

 

Б л о к 6. Итоговый контроль по модулю 2

 

Тест по психологии межличностных отношений

 

Дайте или выберите правильные ответы из заданных альтернативных. Оцените уровень знаний по следующим критериям.

Процент правильных ответов Оценка (в баллах)

81–100 9–10

61–80 7–8

51–60 5–6

50 и менее 3–4

Тестовый опросник

1. Согласно вознаграждающей теории привлекательности, нам нравятся:

а) люди, которые не поступаются принципами;

б) люди, чье поведение нам выгодно.

2. Укажите факторы, не способствующие формированию аттракции (привязанности, симпатии):

а) частота взаимных социальных контактов;

б)феномен «равного»;

в) «эффект контраста»;

г) «эффект усиления».

3. Психологическое воздействие, проникновение одной личности в психику другой с целью изменения взглядов, установок предполагает:

а) коммуникативная сторона общения;

б) интерактивная сторона общения;

в) перцептивная сторона общения.

4. Общение выглядит тем притягательнее, чем оно:

а) реальнее;

б) невыполнимее;

в) логически более обосновано.

5. Руководящий работник с темпераментом флегматика порой испытывает значительные трудности при исполнении служебных обязанностей, поскольку:

а) после ссоры надолго погружается в пучину обиды;

б) у него бывают столкновения с людьми, протекающие по типу мгновенной эмоциональной разрядки;

в) он не может одновременно решать несколько задач.

6. Среди перечисленных укажите качества характера, отсутствие которых делает человека несовместимым с другими людьми:

а) трудолюбие; б) способность критически относиться к себе; в) решительность; г) терпимость к другим; д) инициативность; е) доверие к другим; ж) целеустремленность.

7. Установите правильную последовательность этапов развития конфликта:

а) возрастание напряженности в отношениях; б) возникновение разногласий; в) собственно конфликтное взаимодействие; г) осознание ситуации как конфликтной; д) исход конфликта.

8. К типичным искажениям восприятия в ситуации конфликта относятся:

а) перевод переживаний в сферу бессознательного;

б) иллюзии собственного благородства;

в) игнорирование травмирующих восприятий;

г) поиск соломинки в глазу другого;

д) сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий;

е) двойная этика;

ж) упрощение ситуации.

9. Определите, какие из стратегий поведения относятся к межличностным способам управления конфликтами:

а) установление общих целей;

б) стиль конкуренции;

в) система поощрений;

г) стиль уклонения;

д) использование координирующих механизмов;

е) стиль сотрудничества;

ж) стиль компромисса.

10. Среди перечисленных укажите факторы, влияющие на степень выраженности конформизма:

а) характер; б) пол; в) темперамент; г) социальный статус; д) восприятие; е) психическое состояние; ж) физическое состояние; з) возраст.

11. Определите, кто предложил социометрический способ выявления межличностных отношений в группе: а) К.Г. Юнг; б) Э. Берн; в) Дж. Морено; г) Л.С. Выготский.

12. Социально-психологический климат группы это:

а) сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней;

б) состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы.

13. Определите, какое из утверждений о сравнительной ценности групповых индивидуальных решений с большей вероятностью соответствует истине:

а) группа отбрасывает наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных решений;

б) групповое решение включает в себя в большей мере момент риска.

14. Психологическую теорию коллектива разработал:

а) К.К. Платонов; б) А.В. Петровский; в) С.Л. Рубинштейн.

15. Установите соответствие стадии развития трудового коллектива уровню социальной зрелости:

 

1) первая стадия 2) вторая стадия 3) третья стадия 4) четвертая стадия а) становление или выработка решений б) идентификация в) зрелость трудового коллектива (превращение внешнего контроля в самоконтроль) г) взаимное принятие работниками друг друга

 

16. Соотнесите термин, обозначающий тип лидера, и его описание.

 

1) лидер – организатор 2) лидер – творец 3) лидер – борец 4) лидер – дипломат 5) лидер – утешитель а) будучи в курсе всех событий в коллективе, хорошо знает как и на кого можно повлиять; б) действует активно, оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо; в) способен видеть новое, берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми. Умеет заинтересовать людей; г) волевой, уверенный в своих силах человек. Готов отстаивать то, во что верит, не склонен к уступкам; д) к нему тянуться люди, потому что он готов поддержать в любую минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно.

 

17. Определите, какой из стилей лидерства ориентируется на самостоятельность рядовых членов группы: а) авторитарный; б) демократический; в) либерально-анархический.

18. Контроль выступает как преобладающая управленческая функция при:

а) авторитарном стиле; б) демократическом стиле; в) либерально-анархическом стиле.

19. Определите стиль лидерства, при котором у руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности:

а) авторитарный; б) демократический; в) попустительский.

20. Качества, которые противопоказаны менеджеру – это:

1) повышенная чувствительность; 2) оригинальность мышления; 3) неуравновешенность; 4) коммуникативные качества; 5) тревожность; 6) сочетание раскованности и ответственности в характере.

21. Определите признаки слабого руководства:

а) обладает искусством самоанализа; б) участвует во всех делах; в) обладает интуицией; г) письменный стол всегда завален бумагами; д) работает по 10–14 часов; е) готов к любому компромиссу; ж) доверяет (делегирует) сотрудникам задачи особой важности; з) работает, руководствуясь практикой «открытых дверей» (в его кабинет могут заходить все и по любому поводу).

22. Эффект «технократического восприятия» означает, что:

а) руководитель переносит общее благоприятное впечатление о человеке и на оценку его неизвестных черт;

б) руководитель сильно переоценивает первую информацию о человеке по отношению к информации, поступающей позже;

в) руководитель строит образ подчиненного таким, каким он должен быть исходя из должностной и профессиональной принадлежности, а не на основе реальных особенностей той или иной личности.

23. Многофокусность как особенность долговременной памяти руководителя – это:

а) оперативная память на дезинформацию;

б) память на отношения;

в) необходимость помнить сразу о многих целях;

г) необходимость помнить о множестве заданий, поставленных на контроль;

д) память на обещания.

24. Специфика мышления в деятельности руководителя состоит в том, что оно представлено, главным образом:

а) в форме теоретического мышления;

б) в форме практического мышления.

25. Открытая познавательная позиция, присущая руководителю, как интеллектуальное качество – это:

а) восприимчивость к новому;

б) открытость для мнений других;

в) готовность изменить взгляды;

г) направленность на поиск новых сведений.

26. Определите, какие психологические характеристики членов коллектива, оказывают значительное влияние на эффективность общения:

а) свойства темперамента; б) духовные потребности; в) свойства характера; г) направленность личности; д) эмоциональная возбудимость; е) специальные способности; ж) общительность; з) конформность.

27. Трансакция (по Э. Берну) – это:

а) реактивное сопротивление личности в ответ на воздействие извне;

б) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия;

в) единица общения, действие, направленное на другого человека.

28. С точки зрения трансактного анализа (по Э. Берну) позиция «Взрослого» предусматривает:

а) критику либо советы в мягкой форме;

б) следование интуиции;

в) ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

29. Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников, придерживающихся следующих позиций:

а) «Ребенок» – «Ребенок»; б) «Родитель» – «Ребенок»; в) «Родитель» – «Взрослый»; г) «Взрослый» – «Взрослый».

30. Определите критерии, из которых следует исходить руководителю при выборе модели поведения:

а) соответствие закону;

б) нравственная безупречность;

в) значимость поставленной перед собой цели;

г) самокритичная оценка собственного выбора модели поведения;

д) учет половой отнесенности личности.

 

Ключ к тестовым заданиям

 

1 – б 16 – 1,б; 2, в; 3, г; 4, а; 5, д
2 – в 17 – в
3 – б 18 – а
4 – б 19 – б
5 – в 20 – 1, 3, 5
6 – б, г, е 21 – б, г, д, е, ж, з
7 – б, а, г, в, д 22 – в
8 – б, г, е, ж 23 – все высказывания верны
9 – б, г, е, ж 24 – б
10 – б, г, е, ж, з 25 – все высказывания верны
11 – в 26 – а, в, д, ж, з
12 – б 27 – в
13 – б 28 – в
14 – б 29 – г
15 – 1,г; 2 а; 3 б; 4, в 30 – все высказывания верны

 

Б л о к 7. Примерные вопросы для контроля знаний по модулю 2

Вопросы на репродуктивном и продуктивном уровне усвоения материала (оценка знаний 4–8 баллов)

 

1. Психология взаимодействия людей: факторы способствующие формированию аттракции.

2. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

3. Средства и методы психологического воздействия.

4. Барьеры общения.

5. Типы конфликтов и причины их возникновения.

6. Психологические особенности конфликтного поведения.

7. Структурные и межличностные способы управления конфликтами.

8. Общие проблемы малой группы в социальной психологии.

9. Динамические процессы в малой группе.

10. Развитие малой группы.

11. Лидер и проблема лидерства.

12. Психологические требования к менеджеру.

13. психологическая характеристика субъекта управления.

14. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.

15. Ролевые игры в деловом общении.

16. Этикет в деятельности современного делового человека.

 

Вопросы на творческом уровне усвоения материала

(оценка знаний 9–10 баллов)

 

1. Взаимодействие в общении: классификация собеседников (на конкретных примерах показать особенности поведения собеседников, принадлежащих к разным группам. Указать пути оптимального взаимодействия с ними).

2. Эффекты манипуляций – сравнительный анализ (на конкретных примерах показать возможности методов психологического воздействия).

3. Примеры преодоления барьеров общения (показать на примерах).

4. Зависимость особенностей поведения в конфликте от типа личности (по Н. Обозову), способы продуктивного взаимодействия с описанными типами (на конкретных примерах).

5. Представьте себя в роли руководителя, находящегося в состоянии конфликта с подчиненным. Опишите примерную модель своего поведения по разрешению конфликта в рамках кодекса поведения, существующего в конфликте.

6. Формальная и стихийная группы: сравнительный анализ (отличительные признаки и общее).

7. Динамические процессы, происходящие в группе (на примере своей (учебной) группы).

8. Трудовой коллектив и учебная группа (сравнительный анализ).

9. Стили лидерства: сравнительный анализ (на конкретных примерах).

10. Эффективное и слабое руководства: причины и признаки.

11. Специфика восприятия, памяти и мышления в деятельности руководителя (в данном конкретном случае декана факультета – с конкретными примерами).

12. Психологическая природа эффективного переговорного процесса (уровни, фазы, мотивы общения, особенности работы с собеседниками разных типов).

13. Эффективное взаимодействие руководителя с окружающими (в рамках трансактного анализа).

14. Профессиональный имидж: смысл понятия, принципы формирования.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. А н д р е е в а Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2003.

2. А н д р и е н к о Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Е.В. Андриенко. М.: Академия, 2000.

3. Б о р о з д и н а Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. Минск: БГЭУ, 2004.

4. Р а д у г и н А.А. Психология: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / А.А. Радугин. М.: Центр, 2001.

5. С а м ы г и н С.И., С т о л я р е н к о Л.Д. Психология управления: учеб. пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко.Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

6. С т о л я р е н к о Л.Д. Психология: учебник для вузов/ Л.Д. Столяренко.СПб.: Лидер, 2004.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

7. А л е х и н а И.В. Имидж и этикет делового человека / И.В. Алехина. М.: ЭНН: центр правовой защиты, 1996.

8. Б а т а р ш е в А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

9. Д м и т р и е в А.В. Конфликтология: учеб. пособие / А.В. Дмитриев. М.: Альфа-М, 2003.

10. Л у п ь я н Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… / Я.А. Лупьян. Минск: Выш. школа, 1988.

11. М а й е р с Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер Ком, 1988.

12. М о р о з о в А.В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних спец. учеб. заведений / А.В. Морозов. СПб.: Союз, 2000.

13. Психология: учебник для технических вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000.

14. Психология управления: курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.Н. Мокшанцев, В.М. Николаенко. Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА – М, 1997.

15. Р е а н А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2002.

16. С е р о в а Л.Г. Тесты для отбора персонала: серия «Психологический практикум» / Л.Г. Серова. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

17. Урбанович А.А. Психология управления: учеб. пособие / А.А. Урбанович. Минск: Харвест, 2003.

18. Ф о м и н Ю.А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. Минск: Амалфея, 2000.

19. Ч у ф а р о в с к и й Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности / Ю.В. Чуфаровский. М.: МЗ – Пресс, 2002.

20. Ш е й н о в В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: искусство менеджера / В.П. Шейнов. Минск: Амалфея, 1996.

 

Модуль 3. ОСНОВЫПЕДАГОГИКИ

 

Цель модуля – изучение основ педагогики, связанных с ее становлением, состоянием образования как социокультурного феномена, выяснение роли семьи и коллектива в воспитании личности, рассмотрение путей и возможностей самосовершенствования личности.

Для достижения цели модуля студент должен:

– на репродуктивном уровне знать понятия: педагогика, дидактика, обучение, образование, воспитание, социальное пространство воспитательного процесса, просоциальное и асоциальное поведение, акмеология, саморазвитие, самосовершенствование;

– на продуктивном уровне характеризовать место педагогики в системе наук о человеке, основные положения современных концепций образования, развития и воспитания личности, методы профессионального развития и самосовершенствования, знать основы семейной педагогики;

– на творческом уровне оценивать воздействующие возможности различных средств и методов воспитания и обучения, разрабатывать проекты самообразования и самосовершенствования.

В результате изучения материала модуля студент должен овладеть умениями:

– общеучебными: приобрести навыки самостоятельной работы с педагогической и психолого-педагогической литературой, написания реферата по теме модуля;

– специальными: применять теоретические положения к анализу педагогических ситуаций;

– социально-психологическими: организовывать продуктивное межличностное и профессиональное общение, реализовывать проекты самообразования, обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье.

Б л о к 1. Введение в курс «Основы педагогики»

 

Л е к ц и я 14. Введение в курс «Основы педагогики»

 

14.1. Педагогика в системе наук о человеке

 

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования, как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание.

Профессионально-педагогическую культуру специалиста определяют в немалой степени знание педагогических основ управления и повышения качества производства, умение использовать педагогический инструментарий для решения производственных задач, проведения учебных занятий и семинаров с персоналом по профессиональным проблемам. Психолого-педагогическая культура специалиста формируется посредством освоения студентами основ психологии и педагогики.

«Педагогика» – слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение», или искусство воспитания. В Древней Греции «педагогос» называли раба, который занимался обучением и воспитанием ребенка своего хозяина. В Древней Руси в период средневековья также существовали разные институты воспитания и обучения. Например, «кормильство» – своеобразная форма воспитания детей феодальной знати. В возрасте пяти – семи лет княжич передавался на воспитание и обучение кормильцу, подбираемому из числа воевод, знатных бояр. Другой институт воспитания – «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Позже появился институт «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте: как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах.

Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в работах великих древних философов – Сократа, Платона и Аристотеля. Мощный импульс развитию педагогики дала эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.). Огромный вклад в создание научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Я.А.Коменским (1592 – 1670), который заложил основы классического, или традиционного, образования.

Отечественная педагогическая мысль плодотворно развивалась в трудах С. Полоцкого (1629 – 1680), М.В. Ломоносова (1711 – 1765), К.Д. Ушинского (1824 – 1870), П.Ф. Каптерева (1849 – 1922) и др.

В период социалистического развития нашей страны школа стала бесплатной, общедоступной, светской, а общее среднее образование – обязательным. Страна вышла в число ведущих по проценту населения, имеющего общее среднее и высшее образование.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития. Сегодня активно развиваются следующие отрасли педагогической науки: педагогика высшей школы, педагогика взрослых (андрагогика), история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

Педагогика связана с рядом других наук: философией, психологией, социологией, этикой, эстетикой и др. Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование человека как субъекта.

Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования. Существует несколько классификаций педагогических методов. Например, по уровню исследования методы в педагогике делятся на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические и математические. В соответствии с этапами проведения научного исследования методы делятся на организационные, методы сбора данных, обработки данных, интерпретационные. Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка какой-либо технологии или методики, системы работы для выявления их педагогической эффективности. Выделяют четыре этапа эксперимента:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: