усвоения материала (оценка знаний 4–8 баллов) 9 глава




В настоящее время виды воспитания классифицируются по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное), а также воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).

По стилю отношений между воспитанием и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание – тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование, упражнение в должном поведении и др.

Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр.

Либеральный стиль (невмешательства) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» со стороны педагога в отношении развития своих воспитанников. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога – не препятствовать любым действиям ребенка и удовлетворять его любые желания и потребности.

 

15.3. Кризис воспитания

 

Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. Примеры конкретных систем воспитания показывают, что все они развивались согласно логике эволюции конкретно-исторических ценностей. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания человека были и остаются семья, церковь, общество и государство. Главным для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

Воспитание – и в теории, и на практике – всегда сталкивалось со сложнейшими вопросами человековедения: что такое человек? Чем детерминируются помыслы, желания и поступки людей? Подлинная сущность человека во многом продолжает оставаться загадкой. Его антропологические и психологические свойства весьма противоречивы. Люди могут показывать образцы альтруизма и самоотверженности, порядочности и честности, но могут быть агрессивными, жестокими, завистливыми; даже самым лучшим из них порой трудно противостоять соблазнам богатства, славы, власти. Кровавые войны сопровождают всю многовековую историю человечества. Человек относится к тем немногим живым существам, которые убивают представителей своего рода. С течением времени ситуация не улучшается. Напротив, скорее выявляются признаки противоположного порядка. Учащаются симптомы снижения «этической планки» в сознании и поведении немалого числа людей. Снимаются элементарно необходимые «табу» в области морали. Развиваются антикультурные тенденции среди разных групп населения.

Заметим, впрочем, что жалобы на упадок нравов, на снижение морального уровня молодежи имеют многовековую историю. Известно, что они содержатся даже в сохранившихся манускриптах эпохи египетских фараонов. Но острота проблем в наше время действительно нарастает. Так, английский социолог З. Бауман видит главную причину в нестабильности и противоречиях глобализирующегося мира. Российский философ П.С. Гуревич полагает, что главная беда в том, что психологические ресурсы человека не безграничны. Человеческая психика может не выдержать природных, экологических, экономических катаклизмов.

Постиндустриальный мир – это не только автоматизация производства, новые информационные технологии и т.п. Это и становление нового типа человека, определение его места в современном социуме. Тут сталкиваются принципиально разные, даже противоположные тенденции. С одной стороны – расширяется демократизация общества, с другой – усиливается фактическое неравенство. Стремительно растут крупнейшие города, которые должны являться концентрацией высших достижений культуры. Но люди в них, особенно прибывающие из сельской местности, чувствуют себя изолированными одиночками. Угрожающие размеры принимает детская и юношеская преступность в Западной Европе, где обыденными стали кровавые драки между криминальными юношескими шайками. Идеологической «подпиткой» преступных молодежных групп нередко выступают лозунги националистического экстремизма и расизма. Способствует увеличению правонарушений и преступлений среди молодежи обширное «социальное дно»: бомжи, нищие, алкоголики, наркоманы, проститутки.

Одним из показателей общественного прогресса является удлинение периода детства, когда индивид еще не участвует в производительном труде и активной общественной жизни. Но это не обходится без противоречий. В современном мире обостряется проблема взаимоотношения «отцов» и «детей», что в значительной мере связано с проблемами акселерации.

Противоречива роль средств массовой информации. Их большое образовательное значение неоспоримо. Однако многие телепередачи и кинофильмы фактически пропагандируют в той или иной форме насилие, жестокость, необузданную сексуальность. Перед их воздействием на молодежь нередко оказываются бессильными и семья, и школа. Американские социологи и психологи на основе многочисленных исследований констатировали «драматическую связь» между показом насилия на телеэкранах и преступностью молодежи.

Необходима реализация продуманной государственной политики, способной оградить граждан от посягательств на нравственные основы цивилизованного общества. Свобода слова – великое завоевание, но она не должна ставиться выше морали, а тем более – в противовес ей. С целью противодействия тенденциям, связанным с половыми извращениями, в ряде стран Европы введены специальные курсы полового воспитания. Возраст сексуального дебюта заметно снижается; молодые люди раньше, чем прежде, начинают половую жизнь. Естественно, нужно чтобы они избегали связанных с ней опасностей и нежелательных последствий. Следовательно, важнейшей функцией учебных курсов полового воспитания должны быть не только рекомендации по половой гигиене, но, в первую очередь, воспитание чувств, утверждение высоконравственных отношений между мужчиной и женщиной.

В странах Севера глубокую трансформацию переживает семья. Жесткая структура авторитарной семьи с непререкаемым авторитетом мужа и подчиненным положением жены уступает место новым отношениям, где женщина чувствует себя все более равноправной и во многом именно она определяет нормы семейной жизни. Такая трансформация в целом безусловно прогрессивна; вместе с тем, она создает и ряд проблем, делает семью менее стабильной. В большинстве стран Европы и в Северной Америке уменьшается число заключаемых браков и одновременно растет число разводов.

Какие мировоззренческие и теоретические ориентиры должны лежать в основе осмысления и решения актуальных вопросов воспитания? Эта проблема сохраняет большую остроту во всем мире. В нашей стране до недавнего времени фактически отсутствовала проблема выбора какого-либо подхода. Марксизм являлся не только единственной легальной философией, но и единой государственной идеологией. С конца 1980-х гг. ситуация в корне изменилась: перед педагогами открылись широкие возможности разработки разнообразных концепций воспитания с учетом и отечественного исторического наследия, и зарубежного опыта, и достижений современной науки.

В современных условиях становится все более очевидным, что во всем мире для преодоления кризисных ситуаций в развитии человека необходимы прежде всего не трансформации общественных структур, а глубокие изменения в сознании и поведения современного человека, которые облагородили бы его внутренний мир, наполнили бы новым содержанием его стремления, социальные и эстетические идеалы, представления о добре и зле. Задача состоит в целенаправленном формировании гуманистического сознания индивида, группы, общества и, наконец, всего человечества.

Гуманизм как идеология внутренне противоречив. Как совместить провозглашение приоритета интересов каждой отдельной личности с объективными потребностями общества и государства? Каждый индивид должен заново усвоить какие-то элементарные гуманистические ценности. Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей, интересов. В процессе воспитательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития и способствовать их достижению, не снимая при этом меру ответственности за результаты.

 

Материалы к практическому занятию

 

Занятие 1. Воспитание и развитие личности

 

1. Развитие личности как педагогическая проблема.

2. Типы, виды и стили воспитания.

3. Кризис воспитания.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Охарактеризуйте сущность концепций, объясняющих, под влиянием каких факторов развивается человек.

2. Охарактеризуйте степень влияния наследственности, среды и воспитания на развитие человека.

3. По каким показателям можно судить о воспитанности человека?

4. Какие методы используются для решения воспитательных задач?

5. Можно ли отнести коллектив к средствам воспитания? Почему?

6. Выделите важнейшие особенности исторических типов воспитания человека.

7. Каковы педагогические традиции, сложившиеся в период великих древних цивилизаций.

8. Дайте характеристику восточному и западному типу воспитания человека.

9. В чем специфика педагогических традиций в Беларуси?

10. Как классифицируются виды воспитания в настоящее время?

11. Каковы достоинства и недостатки известных вам видов воспитания?

12. Какая из моделей воспитания вам больше всего понравилась, какую из них вы бы выбрали для воспитания своих детей?

13. В чем заключается противоречивость антропологических и психологических свойств человека?

14. Охарактеризуйте роль средств массовой информации с позиций их противоречивости.

15. Что необходимо, на ваш взгляд, предпринять для преодоления кризисных ситуаций в развитии человека?

 

Темы рефератов

 

1. Общение как фактор развития личности.

2. Компьютерная поддержка воспитания.

 

 

Л е к ц и я 16. Коллектив в социальном пространстве

воспитательного процесса

 

16.1. Воздействие общности на индивида

 

Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные черты.

Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.

Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном и отрицательном влиянии группы на индивида.

Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем.

Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. В особенности это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения и воспитания, через прямое межличностное групповое общение. Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Установлено, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельности различных групп существует прямая зависимость.

Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом, в котором выражается человеческое «Я».

Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей степени, касается высокоразвитого коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль.

Как подчеркивает Р.С. Немов, если о положительном воздействии коллектива на личность (группы на индивида) написано довольно много, то о фактах отрицательного воздействия известно немного.

К примеру, в социальной психологии были исследованы те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, которые назвали «обезличивание» и «деиндивидуализация».

Было показано, что когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание».

В группах протекают такие динамические процессы, как давление на членов группы; подчинение авторитету, ухудшение в присутствии других сложных видов деятельности, социальная леность (в случае, если результат работы не оценивается персонально, то люди склонны прилагать меньше усилий, в результате чего работоспособность всей группы не превышает половины от суммы работоспособности каждого из ее членов) и т.п.

Отрицательные взаимоотношения в группе ведут к задержкам в развитии личности в группе, а в некоторых, особо неблагоприятных условиях – и к деградации личности, если она вынуждена очень долго находиться в данной группе, будучи сама по себе неустойчивой.

Тем не менее, следует подчеркнуть, что вне общества человек не становится личностью. Коллектив – частичка общества, а поэтому человек с самого рождения «предназначен» коллективу, обязан влиться в него.

 

16.2. Коллектив и личность

 

Вопрос об отношениях коллектива и личности, как указывает И.П. Подласый, – один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий считалось, что личность должна безусловно подчиняться коллективу. Сейчас приходится искать новые, соответствующие духу времени решения, опираясь на опыт мировой педагогической мысли.

Процесс включения человека в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Люди, к примеру, учащиеся, по разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.

Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни.

По второй линии поведения возможны различные пути развития событий: 1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость; 2) личность открыто «бунтует», сопротивляется, конфликтует.

Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Все же, учитывая деятельность так называемых неформальных лидеров, эту модель нельзя игнорировать. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса или позиции. В таком случае социальный опыт коллектива может измениться. Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, так и к обеднению его, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг.

Разумеется, рассмотренными моделями не исчерпывается все многообразие отношений личности и коллектива, к анализу которого в каждом конкретном случае надо подходить во всеоружии знания психологических механизмов мотивации деятельности и поведения личности, а также закономерностей социальной педагогики и психологии.

По мнению известного психолога Р.С. Немова, по сложившейся и укрепившейся с годами педагогической традиции стали возводить почти в абсолют значение коллектива в воспитании личности. Ученый пытается разобраться в следующих вопросах: всегда ли прав коллектив, насколько безгрешен и прогрессивен он бывает в отношении развития личности? Не может ли коллектив быть консервативным, беспринципным и мстительным?

Ученый задается вопросом: всегда ли по уровню своего психологического и поведенческого развития личность отстает от коллектива и нуждается в воспитательных воздействиях с его стороны? И приходит к выводу, что такое имеет место далеко не всегда. Нередко высокоразвитая, самостоятельная, интеллектуально одаренная личность намного превосходит свой реальный коллектив и по уровню развития стоит выше большинства его членов. Опираясь на результаты экспериментов Бехтерева и Ланге, автор делает достаточно резкий вывод о том, что средний реальный коллектив может подавлять особо творческую, одаренную личность, невольно препятствуя ее развитию, не принимая и из-за непонимания, зависти и нездоровых агрессивных тенденций даже активно отвергая ее творения. В жизни мы встречаем немало примеров, когда отдельные талантливые люди фактически перерастают свое время и свой профессионально-творческий коллектив, оказываются не понятыми не только в нем, но и в обществе в целом, испытывают со стороны общества и своего собственного коллектива давление, направленное на то, чтобы побудить их отказаться от своих идей, идеалов и целей, быть такими, как все. Реальный коллектив, как показывает жизненная практика, в отличие от идеального, изображаемого в теории и на страницах педагогических книг, не всегда есть безусловное благо для личности и ее развития.

Средне- и слаборазвитые в социально-психологическом отношении коллективы, т.е. такие, которые в жизни составляют абсолютное большинство, двойственно влияют на психологию и поведение личности: и положительно, и отрицательно.

Личность, подчеркивает Р.С. Немов, – это всегда индивидуальность, и воспитывать личность психологически означает формировать самостоятельного, независимого, не похожего на других людей человека. Коллектив же, как правило, унифицирует личностей своим влиянием, одинаково действует на всех, составляющих его индивидов, предъявляя к ним единые требования. В единстве требований состоит одно из основных положений теории коллектива. Хорошо это или плохо? Одинаковость требований, по мнению ученого, приводит к обезличиванию. И если на практике члены коллектива вырастают как личности разными людьми, сохраняя свое лицо, то это происходит не благодаря, а скорее вопреки влиянию, оказываемому на них коллективом.

Человек психологически формируется, личностно развивается не только под воздействием коллектива, но и под влиянием множества других социальных факторов и институтов. На него существенное воздействие оказывают печать, средства массовой информации, литература, искусство, общение с самыми разными людьми, с которыми человек встречается обычно вне коллектива. Практически невозможно точно установить, чье воспитательное воздействие на личность сильнее: реальных коллективов или всех многих, в том числе случайных, социальных факторов.

Сказанное, подчеркивает ученый, не означает полного отрицания ценности коллектива для становления человека как личности. Высокоразвитые коллективы, а во многих случаях и среднеразвитые, конечно, полезны для формирования личности. О том, что реальный коллектив способен оказывать положительное влияние на личность, свидетельствуют многочисленные данные, полученные и в педагогике, и в психологии. Теоретическое признание и экспериментальное подтверждение получило, например, положение о том, что личностью человек не рождается, а становится. Многое, что в человеке есть положительного, действительно приобретается в разного рода коллективах в результате общения и взаимодействия с людьми, однако далеко не все. Коллектив способен оказывать на личность разное, не только положительное, но и отрицательное воздействие.

Исходя из сказанного, Р.С. Немов для того, чтобы перестроить систему воспитания предлагает следующее:

1. Отказаться от двух догм: права коллективного мнения быть приоритетным перед мнением отдельно взятой личности и якобы однозначно положительного влияния реального коллектива на личность.

2. Нельзя по-прежнему утверждать, что всякий поступок ребенка, не рассчитанный на интересы коллектива, вреден для общества.

3. Целесообразно фактически уравнять в педагогических правах и обязанностях личность и коллектив, ребенка и взрослого, воспитателя и воспитанника. За каждой личностью должно быть, в частности, оставлено право покидать чем-то не устраивающий ее коллектив.

4. Не только отдельная личность должна брать на себя определенные обязанности перед коллективом и выполнять их, но и коллектив должен иметь четкие и равные обязанности перед личностью.

5. Необходимо полностью отказаться от мысли о том, что вне реального коллектива или без него полноценная личность сформироваться не может.

 

16.3. Педагогический потенциал коллектива

 

Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, реализуется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего.

Социальное пространство влияет на человека через группу, а через нее он входит в социум и сам составляет часть социума. Современное развитие социально-педагогических знаний подтверждает значимость непосредственного окружения, среды, возможностей первичного коллектива в формировании личности.

Коллектив – это такая группа людей, которую объединяют общие, имеющие общественно и личностно ценный смысл цели, и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.

Выделяют три воспитательные функции высокоразвитого коллектива: организационную (коллектив субъект управления своей общественно полезной деятельностью); воспитательную (коллектив носитель и пропагандист определенных убеждений); стимулирования (формирует нравственно-ценные стимулы всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения).

При формировании личности одним из обязательных условий успеха бесспорно выступает создание педагогически благоприятной микросреды ее жизни и деятельности. Это трансформируется в задачу целенаправленной работы с первичным коллективом, в котором личность чаще и дольше всего находится, превращения его в формирующий (воспитывающий) коллектив.

Особый вклад в разработку теории и методики воспитательного коллектива внес в 30-е годы XX века А.С. Макаренко, по мнению которого, коллектив – это живой социальный организм, в котором развитие, движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Коллектив по отношению к каждому его члену – это «инструмент прикосновения к личности».

Суть основного педагогического замысла заключается в том, что члены коллектива должны приходить не на «готовенькое», а включаться в деятельность по формированию здоровых традиций, норм в своем коллективе, а с помощью его – и в окружающей мезосреде. А.С. Макаренко принадлежит замечательная по выразительности и верности мысль: настоящая педагогика – это та, которая повторяет педагогику всего общества. Очевидно, что педагогическая организация жизни коллектива должна осуществляться путем моделирования в нем особенностей того общества, в котором все мы хотим жить, и поведения его членов как граждан такого общества. Отсюда можно сделать вывод, что педагогический потенциал коллектива заключается изначально в возможности цивилизованного формирования его членов путем включения их в движение по превращению в подлинный коллектив, по утверждению в их жизни модели отношений, поведения и деятельности, свойственных объединениям людей в гуманном, демократическом, гражданском, правовом, культурном обществе. Так создается микросреда, благоприятствующая развитию личности.

Другая часть педагогического потенциала коллектива – положительное формирующее влияние на личность уже после становления подлинного коллектива, должным образом организованного и живущего слаженно, содержательной жизнью. Такой коллектив и называют воспитывающим коллективом. Влияние коллектива на своих членов может быть и целенаправленным, индивидуализированным, быть инициативной реакцией коллег по коллективу, органов самодеятельного управления и руководителя в виде коллективного одобрения, поощрения, постановки в пример или, напротив, – осуждения, критики, требования исправления и др. Сила воздействия коллектива, своих товарищей на человека обычно превышает все другие. В педагогике достаточно отработана и многократно проверена система работы с разными коллективами, в том числе с ученическими, военными, производственными и т.п. Общими в них выступают следующие рекомендации.

Успех работы с коллективом начинается с личности, стиля, тона работы, примера, авторитета его организатора, руководителя.

Сплоченность коллектива может происходить лишь на основе понимания всеми единой, коллективной цели, интересов, совпадения их с интересами и потребностями каждого. Это достигается проведением специальных занятий, помощью убеждением на опыте и фактах, свидетельствующих, что слаженная целенаправленная работа ведет к общему личному успеху.

Общее движение к достижению цели улучшается и ускоряется созданием актива – первоначальной опоры руководителя в коллективе. Наиболее активным членам коллектива руководитель поручает отдельные направления работы в коллективе, что зарождает систему самоуправления коллективом.

Создается демократическая структура и самоуправление в коллективе в виде ряда общественных групп, комиссий, клубов, секций.

В настоящее время все шире стали использоваться демократические методы изучения общественного мнения, настроений, выявления микрогрупп, лидеров, а их данные учитываются при совершенствовании работы в коллективе.

Особенно велики возможности педагогики в организации и методике работы с коллективом. Значительный педагогический потенциал содержат общие и групповые формы работы: собрания, совещания, подведение итогов, разборы событий, происшедших внутри и вне коллектива, встречи с интересными людьми и др.

Непременное направление работы – создание движения коллектива и его членов к цели на основе широкой гласности и наполняемое переживанием удовлетворения и радости.

Целесообразна широкая организация жизни коллектива, выходящая за рамки основной его деятельности – участие групп и отдельных представителей в различного рода мероприятиях.

Необходимое направление работы – постоянное наблюдение за происходящим в коллективе и с его членами, психолого-педагоги­ческий анализ и оценка его, помощь в преодолении чрезмерных трудностей и коррекция негативных отклонений.

 

Материалы к практическому занятию

 

Занятие 1. Коллектив в социальном пространстве

воспитательного процесса

 

1. Воздействие общности на индивида.

2. Коллектив и личность.

3. Педагогический потенциал коллектива.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Согласны ли Вы с утверждением, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний? Почему?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: