усвоения материала (оценка знаний 4–8 баллов) 1 глава




 

1. Основные методы получения фактов в психологии.

2. Психика, психическая реальность, механизмы психики.

3. Сознание и бессознательное.

4. Механизмы психологической защиты.

5. Механизмы психического отражения: ощущение и восприятие.

6. Память и внимание как психические познавательные процессы.

7. Мышление и воображение.

8. Основные теории личности: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология.

9. Механизмы социализации личности.

10. Стадии развития личности (по Э. Эриксону).

11. Причины активности человека: потребность – нужда – мотив – мотивация – мотивировка.

12. Направленность как одна из ведущих характеристик личности.

13. Теория иерархии потребностей (А. Маслоу).

14. Развитие и нарушения мотивационной сферы.

15. Эмоциональные процессы и управление эмоциями.

16. Психические состояния личности.

17. Воля как психический процесс регуляции деятельности.

18. Основные классификации темпераментов.

19. Типы акцентуаций характера (К. Леонгард).

20. Способности как психические свойства личности.

Вопросы на творческом уровне усвоения материала

(оценка знаний 9–10 баллов)

 

1. Сравнительный анализ основных методов получения фактов в психологии.

2. Особенности интеллектуального поведения животных.

3. Механизмы психологической защиты как необходимость и как препятствие для личностного роста.

4. Мышление и воображение: сравнительный анализ.

5. Бихевиоризм, психоанализ, гуманистический подход: какая из этих теорий с наибольшей убедительностью объясняет поведение человека (рассмотреть на конкретном примере).

6. Расположите механизмы социализации по их значимости для формирования личности. Подтвердите свое мнение конкретными примерами.

7. На конкретном примере опишите формирование личности в рамках концепции А. Маслоу (теория иерархии потребностей).

8. В чем заключаются трудности общения с людьми с нарушениями мотивационной сферы. Опишите модель поведения подобных личностей (приведите, по возможности, конкретные примеры).

9. Опишите примерное самочувствие и поведение лиц, находящихся в состоянии стресса, дистресса, фрустрации, аффекта. Каковы, на ваш взгляд, пути выхода из подобных отрицательных психических состояний?

10. Признаки и причины стрессового напряжения. Возможные пути избавления от стресса (показать на конкретном примере).

11. Опишите примерное поведение лиц с ярко выраженными особенностями темперамента. В чем заключается суть индивидуального подхода к таким людям в русле воспитательной работы.

12. Опишите трудности в общении и во взаимодействии с людьми с ярко выраженной акцентуацией характера (несколько типов по выбору). Наметьте возможные пути продуктивного взаимодействия с ними.

13. В чем заключаются особенности и разница в поведении и деятельности человека одаренного, талантливого и гениального (рассмотрите на конкретном примере).

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. А н д р и е н к о Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Е.В. Андриенко. М.: Академия, 2000.

2. Б о р о з д и н а Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. Минск: БГЭУ, 2004.

3. К о з у б о в с к и й В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2007.

4. К о з у б о в с к и й В.М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2007.

5. Н е м о в Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учебных заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2002. – кн. 1.

6. Р а д у г и н А.А. Психология: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / А.А. Радугин. М.: Центр, 2001.

7. С т о л я р е н к о Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко.Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

8. Ч е х о в с к и х М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. 4-е изд. Минск: Новое знание, 2008.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

9. Г и п п е н р е й т е р Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Че Ро, 1998.

10. Г о д ф р у а Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. М.: МИР, 1996. – 1 т.

11. М а к с и м е н к о С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. М.: Рафл-бук, К.: «Ваклер», 1999.

12. М о р о з о в А.В. Деловая психология: курс лекций: учебник для высших и средних спец. учеб. заведений / А.В. Морозов. СПб.: Союз, 2000.

13. Р а й г о р о д с к и й Д.Я. Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / Д.Я. Райгородский. Самара: БХАРАХ, 1998.

14. С е р о в а Л.Г. Тесты для отбора персонала: серия «Психологический практикум» / Л.Г. Серова. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

15. С т о л я р е н к о Л.Д., С а м ы г и н С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах: серия «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

Модуль 2. Психология межличностных отношений

 

Цель модуля – изучение особенностей межличностных отношений, взаимодействия людей в малых группах и коллективах, взаимодействия субъекта и объекта управления.

Для достижения цели модуля студент должен:

– на репродуктивном уровне знать понятия: межличностные отношения, общение, конфликт, группа, коллектив, лидерство, руководство, субъект и объект управления, этика деловых отношений;

– на продуктивном уровне характеризовать особенности продуктивного взаимодействия и общения, причины возникновения и развития конфликтов, методы их разрешения, стили лидерства и руководства, психологию и этику деловых отношений;

– на творческом уровне анализировать взаимодействие собеседников, принадлежащих к разным группам, в общении, возможности методов психологического воздействия, оценивать стили лидерства с точки зрения их эффективности, находить оптимальный выход из конфликтной ситуации для лиц с различными психологическими особенностями.

В результате изучения материала модуля студент должен овладеть умениями:

– общеучебными: приобрести навыки самостоятельной работы с литературой по психологии, подготовки и написания реферата по теме модуля;

– специальными: применять теоретические положения к анализу конкретных ситуаций (производственных, учебных, бытовых);

– социально-личностными: выбирать оптимальную модель поведения при взаимодействии с лицами, принадлежащими к различным социотипам, уметь обосновать выбор данной модели.

 

Б л о к 1. Межличностные отношения и общение

 

Л е к ц и я 8. Межличностные отношения и общение

 

8.1. Психология взаимодействия людей

 

Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны вне общения и взаимодействия с другими людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу. В качестве единицы анализа в социальной психологии рассматривается ситуация взаимодействия двух и более людей. Это – взаимонаправленные действия индивидов.

Социальное взаимодействие анализируется на двух уровнях: микро и макро. Взаимодействие людей друг с другом, в парах, в малых группах или межличностная интеракция – явления микроуровня. Макровзаимодействие связано с крупными общественными структурами, основными институтами общества: религией, семьей, экономикой.

Социальная жизнь возникает и развивается, потому что существует взаимосвязь людей, создающая предпосылки взаимодействия их друг с другом. Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты. Она обусловлена биологическими и социальными причинами и способствует выживанию человека. Найдя родственную «душу», поддерживающего нас человека, которому можно довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими. Потеряв родственную душу, люди испытывают ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, обездоленность, замыкаются в себе.

Человек – это общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с другими людьми. Единица взаимодействия называется транзакцией. Эрик Берн писал: «Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к которому обращен транзакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ транзакционной реакцией».

Этот психолог выделяет позиции Родитель, Взрослый, Ребенок, которые создают реальный процесс взаимодействия. Позиция Родителя предполагает склонность к доминированию, конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению и критическому осуждению. Позиция Взрослого – склонность к равноправному сотрудничеству, признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Позиция Ребенка – это склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушный ребенок») либо эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам («бунтующий ребенок»).

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, игра, социальное влияние, конфликты, подчинение, ритуальное взаимодействие и др.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии, аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие поддержку и дружеское чувство, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что такие положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. «Дружба – сильнейшее противоядие от всех напастей», – говорил Сенека.

Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии):

1. Частота взаимных социальных контактов (большинство людей начинают дружить и вступают в брак с теми, кто живет, учится, работает неподалеку).

2. Феномен «равного» (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто равен им по интеллектуальному уровню и столь же привлекателен, как и они).

3. Чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных качеств. Отличающиеся привлекательностью люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают.

4. Отрицательно на аттракцию влияет «эффект контраста»: например, мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины и жены кажутся менее привлекательными.

5. «Эффект усиления: когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими, это делает человека более привлекательным для нас.

6. Сходство социального происхождения, интересов, взглядов важно для установления отношений («мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы», – указывал Аристотель).

7. Для продолжения отношений необходимы взаимное дополнение, компетентность в области, близкой нашим интересам.

8. Нам нравятся те, кому нравимся мы.

9. Если чувство собственного достоинства человека было уязвлено в какой-то предыдущей ситуации, то ему больше понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание (это помогает объяснить, почему иногда люди так страстно влюбляются после того, как их ранее отверг другой, затронув тем самым их самолюбие).

10. Вознаграждающая теория привлекательности: согласно ей, нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события.

11. Принцип взаимовыгодного обмена или равного участия: то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.

Если двух и более многое связывает, формируется фактор близости. С укреплением взаимосвязей, когда люди делают друг другу приятное, формируется симпатия. Когда же они взаимно обнаруживают достоинства и признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, – формируется уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь удовлетворяют потребность людей в приятии.

 

8.2. Психология общения

 

Общение – это сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью и ее результатами, а также информацией, опытом, умениями и навыками. Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичные формы межличностного общения – анонимное, функционально-ролевое и неформальное.

Анонимное общение – взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми (пассажиры и т.п.).

Формальное общение – различной продолжительности связи между людьми, которые выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, врач – больной и т.д.

Неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений (контакты между коллегами во время досуга, между близкими людьми и т.д.).

Деловое общение возникает в ситуации, когда интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (обман, псевдодоброта и т.п.)

Светское общение – люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Условно можно выделить три стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.

Коммуникативная сторона общения. Общение – это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике и т.п. Необходимо помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит ради достижения целей, удовлетворения потребностей и т.д.

Практически для каждого важно уметь общаться таким образом, чтобы его правильно понимали, слушали и слышали. В большинстве ситуаций ответственность за эффективность общения несет говорящий. Это его вина, если он не смог привлечь внимания к главному. Иными словами, слушающий – пассивная сторона, а говорящий – активная.

Барьеры при коммуникации могут носить и чисто выраженный психологический характер. Чрезмерная застенчивость одного из партнеров, скрытность другого, некоммуникабельность третьего, неприязнь по отношению друг к другу, недоверие – все это и многое другое может обусловливать проблемы в общении.

Интерактивная сторона общения. Действие – главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например, «он на меня надавил, но я не поддался», «он подстроился под меня», «он нанес мне удар» и т.д. В своем собственном общении мы также постоянно реагируем на действия партнера. В одном случае нам кажется, что партнер нас обижает, и мы отстаиваем себя, в другом – что он нам льстит, в третьем – что он нас куда-то «толкает». Что позволяет нам понять смысл действий партнера? Смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне определенной ситуации. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе норм – принятых в обществе образцов поведения. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, исполняет определенные роли при взаимодействии с другими людьми. Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, проникновение одной личности в психику другой с целью изменения взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний.

Для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.

Перцептивная сторона общения. Вопросы о том, как происходит «беглое чтение» другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встает перед каждым из нас.

Психологами определены несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Знание этих схем способствует пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.

Самоподача (самопрезентация) как механизм социального восприятия. Под этим механизмом понимается способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера. К подобным механизмам социального восприятия относятся самоподачи превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения. Этот механизм имеет большое значение для руководителей, преподавателей и др.

Самоподача привлекательности. Привлекательность также является предметом управления. Правило самоподачи привлекательности гласит: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными.

Самоподача отношения. Способы самоподачи отношения можно разделить на вербальные и невербальные. Вербальные способы нам хорошо известны по приемам, используемым подхалимами.

Самоподача актуального состояния и причин поведения. Огромное количество таких употребляемых оборотов, как «я не виноват, что…», являются достаточно простыми и всем доступными средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой. Указанная самоподача может послужить источником ошибок при восприятии другого человека.

Средства общения. Общение, будучи сложным социально-психо­логическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному) и неречевому (невербальному).

Речь как вербальное средство общения одновременно выступает и источником информации и способом воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз.

2. Речевые звуковые явления, к которым относятся: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность, ритм, тембр.

3. Выразительные качества голоса – характерные специфические звуки, характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, вздохи и др.; разделитель звуки – кашель; нулевые звуки – паузы.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53 % («Говорим голосом, беседуем всем телом», – говорил Публиций).

Среди вербальных средств общения выделяют также похвалу, комплименты и поддержку.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинесика изучает мимику, жестику, пантомимику.

2. Такесика изучает прикосновения, поглаживания, отталкивания и др.).

3. Проксемика исследует расположение объектов общения в пространстве.

Выделяют следующие зоны в человеческом контакте:

интимная (15–45 см), в которую допускаются лишь хорошо знакомые люди;

личная, или персональная, зона (45–120 см) соблюдается в обыденной беседе с друзьями и коллегами;

социальная зона (120–400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в публичных помещениях;

публичная зона (свыше 400 см) предполагает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и т.д.

Мимика – движение мышц лица, несет свыше 70 % информации. Лицо человека может сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что если глаза человека встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора, значит он лжет.

Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения. Все жесты можно разделить на пять групп.

1. Жесты–иллюстраторы – это жесты сообщения: своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты–регуляторы выражают отношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда, движения руками и пр.).

3. Жесты–эмблемы – своеобразные заменители слов или фраз в общении (жесты, обозначающие «здравствуйте», «до свидания» и пр.).

4. Жесты–адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук: почесывание, касания партнера, поглаживание).

5. Жесты–аффекторы выражают определенные эмоции через движение тела и мышц лица.

В процессе общения используют множество видов жестов: жесты оценки (почесывание подбородка), жесты уверенности (соединение пальцев в купол пирамиды), жесты нервозности (переплетение пальцев рук), жесты самоконтроля (сведенные за спину руки), жесты ожидания (потирание ладоней), жесты отрицания (скрещенные на груди руки), жесты расположения (прикосновение к собеседнику), жесты доминирования (выставление больших пальцев напоказ), жесты неискренности (прикрывание рукой рта, прикосновение к носу, бегающий взгляд) и др.

Взаимодействие в общении. Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой собеседник уникален. По общим характерным чертам их можно объединить в три группы:

доминантность – недоминантность;

мобильность – ригидность;

экстраверсия – интроверсия.

Доминантный собеседник – человек жесткий, напористый, легко перебивает других, насмешлив, резок и груб.

Недоминантный собеседник очень чуток к внешним признакам вашей силы. Он уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебить собеседника.

Мобильный собеседник с легкостью переключается с других занятий на общение. Речь его быстра, даже тороплива, проститься с ним так же легко, как и разговориться.

Регидному собеседнику требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу. Он основателен, слушает внимательно, говорит неспешно, мысль излагает подробно. Распроститься с ним сразу невозможно. В общении с ним надо поставить перед собой задачу долготерпения.

Экстраверт весьма расположен к общению, он без общения скучает. Он любопытен ко всем сторонам жизни людей.

Интроверт не склонен к внешней коммуникации. Он тяготится контактами. Для общения он выбирает всего двух–трех собеседников, обычно похожих на него самого. Идеальная ситуация с интровертом – разговор с глазу на глаз.

Существуют определенные модели общения людей друг с другом. Их достаточно много. К примеру, синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система зрительная (визуальная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в картинках. Как узнать, какую систему предпочитает человек – визуальную, аудиальную или кинестетическую? Для этого следует внимательно понаблюдать за ним.

Визуал, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки. Его глаза при этом расфокусированы на расстоянии около 60 см от носа. В речи этих людей доминируют слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т.п.

Аудиал, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему голосу. Глаза его в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии. В речи аудиалов преобладают выражения «я вас слушаю», «давайте обсудим», «какой тон», «крики» и т.д.

Кинестетик прежде чем сказать, прислушивается к своим внутренним чувством, глаза его при этом непроизвольно смотрят вниз и вправо. В речи людей-кинестетиков преобладают слова: «я чувствую проблему» и т.д.

Наиболее эффективное общение возможно в том случае, когда человек развил у себя следующие коммуникативные умения и проявляет их:

– учитывать как свою репрезентативную систему, так и собеседника;

– позитивно формулировать свои цели общения;

– понимать и учитывать цели и интересы собеседника;

– быть гибким в общении;

– проявлять наблюдательность к изменениям в состоянии собеседника;

– входить в состояние раппорта («одной волны») с собеседником;

– своевременно задавать уточняющие вопросы-пойнтеры.

 

8.3. Средства и методы психологического воздействия

 

Цель речевого воздействия – изменить установки или сформировать их, произвести сдвиг в системе ценностей слушателя.

Неоднократно предпринимались попытки выявить принципы и законы воздействия на людей, правила манипуляций и ухищрений. В частности П.С. Таранов описывает такие ухищрения:

1. Принцип «в качестве свиньи». Сильные мира сего иногда «прикармливают» людей, чтобы затем воспользоваться ими и отшвырнуть прочь «Не верьте благодетелям!»

2. Принцип «всегда вдвоем». Люди добиваются успеха, если действуют вдвоем. Вывод: «никогда не иди один!», а с другой стороны: «остерегайся, если с тобой беседуют двое!»

3. Принцип «идиотизма». Создавая запутанные многовариантные ситуации с искаженной и неопределенной информацией, можно даже умного человека превратить в идиота.

4. Принцип «покажи товар лицом». Покажи достоинства объекта, его ценность и необычность. Покажи, что знатоки ценят объект, который ценен и малодоступен другим и успех обеспечен.

5. Принцип «сделай, а потом отмени». Главное – максимально искренне вести себя на фазе делания, а потом и отмены: «извините, ошибся»; «виноваты обстоятельства». Первая информация, в которую поверили, первоначальное обещание все равно остается в памяти и продолжает влиять на поведение людей.

Манипуляции людьми содействуют и знание о следующих психологических законах:

1. «Жесты отчаяния»: люди, демонстрируя отчаяние максимально театрально, хотят своим отчаянием повлиять на других.

2. «Кратковременность совершенства»: быстрота и краткость события придают ему эффект «совершенства», не позволяя заметить «изъяны».

3. «Пример». Чтобы оказать более сильное воздействие на человека, надо показать ему наглядный пример, лучше из своей жизни.

4. «Слезы» – они располагают к себе человека.

5. «Хитрость или притворство». Притворяясь, создавая видимость, можно успешно ввести людей в заблуждение.

П.С. Таранов вскрывает и некоторые противоречивые порывы человеческой души – феномены, способствующие манипуляциям:

1. Феномен «близкого расстояния». Нетрудно заменить, что стремясь уговорить, люди стараются подойти к вам поближе, даже иногда вплотную, прикасаясь к вам.

2. Феномен «двойного великодушия». Если люди видят великодушие какого-либо человека к кому-либо, то они столь же великодушны к лицу, проявившему его.

3. Феномен «искушения». Всякий раз, когда кто-то апеллирует к нашему благу, он искушает, т.е. перенацеливает нас: привлекает нас к чему-либо (например «это наш шанс» и т.д.).

4. Феномен «обещания». Это безотказно действующий механизм манипуляций в политике, бизнесе, любви, орудие мошенников. Причем наблюдается удивительная закономерность: обещание тем притягательнее, чем оно невыполнимее. Вместо того чтобы понять: эти чудесные обещания никогда не могут быть выполнены в силу их нереальности и невозможности существования и, следовательно, – это чистейший обман, наивно доверчивые люди готовы отдать тому, кто обещает «райское завтра», свои реальные сегодняшние блага: свое имущество или деньги, свои голоса, свои силы и энергию.

Эффекты манипуляции многообразны. Это, например, эффект «внимания». Одинокий человек на многое готов ради внимания. В производственной сфере на производительность труда влияет внимание к персоналу.

Эффект «края» – лучше запоминается начало или конец разговора.

Эффект «нарочитой правдивости» – сообщается чуть больше правды, чем это обычно бывает.

Эффект «отвлечения внимания» – чтобы осуществить желаемое действие, против которого будет возражать собеседник, надо переключить его внимание на какое-то иное событие или действие, и реализовать задуманное. Чем более странным или безумным будет ваш «отвлекающий маневр», тем выше вероятность успеха.

Таким образом, осуществление определенных манипуляций позволяет оказать мощное воздействие на поведение или состояние другого человека вопреки его желанию и помимо его разума и понимания.

 

Материалы к практическому занятию

 

Занятие 1. Межличностные отношения и общение

 

1. Психология взаимодействия людей.

2. Психология общения.

3. Средства и методы психологического воздействия.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какие формы межличностного взаимодействия выделяют?

2. Укажите позиции, которые, по мнению Э. Берна, создают реальный процесс взаимодействия.

3. Перечислите и опишите факторы, которые способствуют формированию аттракции.

4. Назовите наиболее типичные формы межличностного общения.

5. Какие три стороны общения можно выделить?

6. Опишите типовые схемы, по которым строится образ другого человека.

7. Назовите вербальные средства общения?

8. Что относят к невербальным средствам общения?

9. Какова роль жестов в процессе общения?

10. К какой из групп собеседников (доминантный – недоминантный, мобильный – ригидный, экстраверт – интроверт) вы отнесли бы себя и почему?

11. Каковы основные положения теории общения?

12. Какая репрезентативная система характерна для вас?

13. Какие ухищрения и правила манипуляций существуют для воздействия на сознание людей?

14. Назовите феномены, способствующие манипуляциям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: