Медиаобразование в североевропейских странах




Медиаобразование в Канаде

На современном этапе медиаобразование в Канаде находится на наиболее высоком уровне развития. Большую роль в становлении медиаобразования в Канаде сыграли такие известные исследователи и педагоги, как М. Маклюэн, Д. Мор, Д. Кац, В. Дункан, Н. Андерсен, К. Ворсноп, Д. Пандженте, С. Кроуфорд и др.

Как и в большинстве ведущих стран мира, медиаобразование в Канаде начиналось на материале кинематографа в 50-х годах прошлого столетия. В 1959 году М. Маклюэном была разработана (кстати, первая в мире) учебная программа по медиаобразованию для учащихся средних школ (ХI класс) в городе Торонто. В 1965 году Департамент Образования Торонто выступил инициатором проведения однодневной конференции по кинообразованию, которое в те годы стало весьма популярным в большинстве канадских школ.

В 1986 году при поддержке Департамента образования провинции Онтарио и Ассоциации медиаграмотности (AML) был издан первый учебник по медиаобразованию. Основной целью этого учебного пособия было помочь учителям продуктивно использовать потенциал масс-медиа (Дункан Б., 1989). Этот учебник стал востребованным не только в пределах своей страны, но и за рубежом. Несколько позже он был переведен на итальянский, французский, японский и испанский языки.

Медиаобразование в США

Медиаобразование в США в какой-то степени существовало в виде отдельных направлений еще с 20-х годов (кинообразование, медиаобразование на материале прессы и радио). Однако обучение такого рода касалось в основном специализированных факультетов (кинематографии, журналистики) немногих университетов и не носило массового характера. В 60-х годах медиаобразование в США, как и во многих других ведущих странах мира (во Франции, Канаде, Великобритании), концентрировалось вокруг кинообразования (film education). В частности, получило довольно широкое распространение практическое кинообразование, основанное на том, что школьники или студенты под руководством педагога пытались снимать короткие документальные и игровые фильмы на восьмимиллиметровой плёнке. В эти годы в Америке возникла первая ассоциация деятелей экранного образования (Association for Screen Education).В 1969 году на базе университетов штатов Юта и Огайо была разработана серия материалов по развитию «критического видения» (critical viewing) для внедрения в Орегоне, Сиракузах, Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Неваде и Флориде. Таким образом, кинообразование стало первой ступенькой к современному медиаобразованию. 60-е годы стали «золотым веком» для художественного подхода к медиаобразованию в США, правда, в основном в сфере высшей школы. Многие университеты включили в свои учебные планы курсы так называемого кинообразования (film studies), основанного на изучении киноязыка, истории киноискусства и творчества крупнейших мастеров. Такого рода курсы, как правило, строились по аналогии с курсами теории и истории литературы. Правда, выявлению разницы между «хорошим» и «плохим» фильмом мешала размытость понятия «хорошего эстетического восприятия и вкуса» и слабая разработка критериев художественной ценности медиатекста.

В 1973 году одна из крупнейших американских благотворительных организаций (Фонд Форда) объявила о поддержке медиаобразования в школах. Так, в 70-х годах в США появилось движение «критического видения» (critical viewing), которое совмещало политическое и научное обоснование. Проекты медиаобразования в США в 70-е годы неплохо финансировались. Учебные программы и методические материалы отличались профессионализмом и творческим подходом. В 1981 году финансирование медиаобразования американским правительством было уменьшено, так как приоритетными считались программы, направленные против наркотиков и подростковой преступности. Но и в 80-е годы медиаобразование в США продолжало расширять сферу своего влияния.

Медиаобразование в североевропейских странах

Сущность медиаобразования определяется концепцией, превалирующей на конкретном этапе развития: на этапе становления и развития школьное медиаобразование в североевропейских странах есть процесс обучения, направленный на развитие медиаграмотности (способностей личности понимать, интерпретировать, использовать и критически оценивать сообщения средств массовой информации, осознавать роль средств массовой коммуникации в обществе и социально-политическую зависимость СМИ, выявлять влияние средств массовой информации и коммуникатора на сообщение и его интерпретацию, формулировать собственное мнение).

Медиаобразование в североевропейских странах – это процесс развития личности посредством взаимодействия с традиционными и современными информационными, коммуникационными и телематическими технологиями, в целях получения доступа ко всем видам медиа, являющимся потенциальным инструментарием для понимания общества, активного и осознанного участия в демократической жизни, совершенствования учебной среды, процессов обучения и учения, формирования позиции независимого и активного медиапользователя, приобретения и совершенствования творческих навыков и навыков производства различных медиатекстов.

О.В. Печинкина обосновала существование общего в школьном медиаобразовании различных стран:

· реориентация медиаобразования со средств массовой коммуникации (их восприятие, понимание, анализ и т.д.) на реципиента, аудиторию (изучение возрастных, гендерных и иных особенностей, развитие аналитических, эмоциональных, эстетических, этических, творческих качеств личности, др.).

· сочетание интегрированного и дополнительного медиаобразования на ступени обязательного образования, интегрированного, специального и дополнительного медиаобразования на старшей ступени школьного образования.

· дополнительное медиаобразование реализуется в рамках школьного образовательного процесса и добровольных программ и проектов, организуемых и реализуемых внешкольными организациями; особенное определяется незначительными различиями в структуре национальных учебных планов и статусом медиаобразования в них.

Эффективность реализации целей медиаобразования в североевропейских странах обусловлена синергетическим эффектом следующих условий:

1. осознание государством важности и необходимости медиаобразования,

2. его поддержка (разработка учебных планов, совершенствование учебных материалов и учебников, финансирование материально-технической базы школ,др.),

3. проверенная и подтвержденная многолетним опытом структура медиаобразования (интеграция медиаобразования на всех уровнях обучения со специализацией на старшей ступени обучения),

4. сочетание всех форм медиаобразования (интегрированное, специальное, факультативное, дополнительное),

5. интеграция со всеми дисциплинами учебного плана,

6. заинтересованность и поддержка со стороны внешкольных организаций (проекты, программы, инициативы),

7. активный обмен опытом и достижениями в сфере медиаобразования между странами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: