Любое социологическое исследование на производстве начинается с анализа документов. Прежде всего определяется весь круг документов, их ценность и надежность. В подборе документов руководствуются целью и задачами исследования.
Из официальных документов государственных учреждений, организаций и комиссий анализируют указы и постановления правительства, касающиеся темы исследования; директивные и плановые документы министерств и ведомств; приказы и распоряжения администрации; планы работы и отчеты производственных подразделений, общественных организаций; протоколы собраний, различных комиссий; списки тех, кто получает премию, нуждается в жилье, детских учреждений; материалы стеновых и многотиражных газет; личностные документы (карточка по учету кадров, анкета, служебная характеристика, автобиография). Эти документы отражают общественные связи коллективные взгляды.
Личностное сторону общественного сознания, представления о личных оценки событий и мотивов работников отражают неофициальные документы. К ним относятся мемуары, письма, фотографии, кинопленки, жалобы, проекты, заявления, то есть документы, созданные по инициативе самих работников.
Среди рукописных и печатных документов выделяют архивные документы как постоянного, так и временного хранения. Особый интерес для социолога имеет текущая документация, которая хранится в архивах подразделений предприятия. Общую информацию или информацию о определенных социальных групп, явлений и процессов можно получить из материалов прессы.
Важнейшим источником социологической информации есть специальные документы, состоявшие непосредственно для социологического исследования, проведенного ранее. Речь идет о анкеты, тесты, протоколы наблюдения, записи самонаблюдения, данные экспериментов. Полезной может быть и информация из косвенных документов: справочные издания, литературно-публицистические произведения, учебно-педагогическая и другая литература.
|
Различают первичные и вторичные документы. Первичные содержат описание непосредственно изученной социальной действительности: конкретных ситуаций, деятельности отдельных людей и организаций. К ним относятся отчеты конкретных социологических исследований, дневники, протоколы собраний, стенограммы заседаний и др. Первичные документы ценные богатой фактологической информации.
Вторичные документы составляются путем обобщения, аналитического анализа первичных документов. К ним относятся монографии, учебные пособия, статьи, обзоры и тому подобное. Они отражают более глубокие социальные связи.
Среди методов анализа документов выделяют два основных вида: традиционный и количественно-качественный.
Традиционный метод основывается на анализе материала, логики текста, обоснованности и достоверности сообщений, приводятся. При этом выясняются как действительность и обстоятельства написания документа, так и объяснение содержания документа, выявление социальных факторов, которые детерминируют его происхождения.
Количественно-качественный метод основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой. Применяется этот метод (его еще называют контент-анализом) в том случае, когда требуется высокая точность или объективность анализа, когда затруднено непосредственное использование материала из-за его большой объем, когда в документах имеется многочисленное количество понятий, имеющих значение для исследования. Так, анализируя процесс выборов руководителей предприятия по материалам заводской многотиражки, как смысловые единицы употребляют понятие "выборы", "самоуправление", "трудовой коллектив" и вычисляют объем газетной площади, посвященной этим вопросам.
|
В процессе анализа документов рекомендуется пользоваться приемами, которые способствуют отбора более достоверной информации. Для этого необходимо:
• различать описание событий и оценку этих событий;
• анализировать намерения составителей документа, прогнозируя их возможные интересы;
• отдавать предпочтение первичным документам перед вторичными, личным перед безличными, официальным перед неофициальным;
• выяснять и уточнять основания классификации комплекта тех данных, которые случаются в документах.
• осознавать общую обстановку, в которой составлялся документ: настраивала она к объективности способствовала искажению информации. [9, c. 72]
Метод наблюдения используется в социологии труда для получения знаний о событиях и фактах жизни трудового коллектива с помощью непосредственных впечатлений о них социолога. Этот метод применяется для изучения практики проведения различных собраний работников, процессов обсуждения на них насущных проблем коллектива, механизма выработки коллективного решения. В процессе наблюдения социологи получают эмпирическую информацию об отношениях между работниками, реагирование на изменения условий трудовой ситуации не на уровне сознания, а на поведенческом уровне, то есть в процессе самого поведения, в динамике развития социально-трудовых процессов.
|
Различные виды наблюдения рекомендуется использовать для решения различных задач. Так, если привлечено наблюдение дает возможность понять более глубокие внутренние механизмы формальных и неформальных отношений между работниками (в том числе их мотивы, побуждения, установки и т.п.), то непривлеченных - наблюдать и фиксировать только акты так называемой открытой поведения, несколько деформированной влиянием социального контроля. Поэтому интерпретация этих фактов не всегда бывает достоверной, и используется непривлеченных наблюдения, как правило, для описания общей социальной атмосферы коллектива.
Основные требования к методу наблюдений таковы:
• невмешательство в деятельность исследуемых, нейтральность по отношению изучаемого явления;
• целеустремленность, которая заключается в предварительном выборе цели, форм и приемов проведения наблюдения;
• своевременность записи результатов наблюдения.
К достоинствам метода наблюдения относятся конкретность, реальность и одновременность события и наблюдения, первичность получаемой информации и ненужность дополнительной подготовки объекта исследования.
Среди недостатков этого метода называют трудоемкость, связанную с количеством и уровнем квалификации наблюдателей. К тому же ряд факторов, важных для понимания сущности событий, остается за пределами места и времени наблюдения. Невозможность повторить события заново иногда создает неудобства с их точной и полной фиксацией. И наконец, от наблюдения оказывается скрытым субъективное состояние работника, где, как известно, происходят мотивационные процессы, сказывается влияние ценностных ориентаций, установок личности. Поэтому иногда рациональнее применять метод опроса.
Опрос является одним из самых распространенных в социологических исследованиях методов, который заключается в получении ответов на вопросы социолога. Источником информации здесь выступают словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Он предоставляет информацию о своих реальных поступки настоящее и в прошлом, о намерениях на будущее, о мотивах и факты конкретной деятельности, ее результаты, о субъективное состояние, чувство, склонности, суждения действующего лица.
Опросы помогает выяснить мнение членов коллектива по различным вопросам общей социально-трудовой деятельности, существенно дополняет информацию, полученную из документов и в результате наблюдения. Дополнительным эффективным моментом в проведении опроса в трудовом коллективе является его положительное психологическое воздействие, связанный с восприятием его как проявления внимания администрации к нуждам работников.
Основными разновидностями опроса является анкетирование, интервью и экспертный опрос.
Анкетирование в исследованиях на производстве применяется для сбора информации о массовых социальных явлениях: эффективность бригадных форм организации труда, мотивы текучести кадров, удовлетворенность трудом, характер социально-психологического климата, адаптация работников и другие проблемы.
Эффективность проведения анкетирования зависит от требований двоякого рода: к анкете и к респондентам.
Требования к составлению анкет:
• минимально необходимое количество вопросов;
• размещение вопросов по линии осложнения от начала до середины и облегчение от середины до конца;
• четкое и однозначное формулирование вопросов, предоставление им привлекательной для опрашиваемых формы.
Требования к респонденту:
• добросовестность, исполнительность, компетентность в исследуемой проблематике;
• организаторские способности, которые способствуют созданию оптимальных условий для проведения опроса;
• деловитость, что побуждает респондентов к сотрудничеству;
• коммуникабельность и высокая культура общения, умение создать обстановку доверия в ходе опроса. [5, c. 56]
К достоинствам анкетирования относят возможности получения значительного объема эмпирической информации в короткий срок и его анонимность. Отрицательным моментом считается невозможность проконтролировать ситуацию ответов на вопросы, их самостоятельность и полноту. Преодолеть этот недостаток помогает метод интервью, когда информация об исследуемом объекте поступает в процессе личного общения с респондентом по вопроснику.
Эффективность этого метода в полной мере зависит от интервьюера, его специальных знаний, психологического такта и умения вести беседу, от продуманности вопросов, умение их формулировать и отбирать в ответах ценную для исследования информацию.
К преимуществам интервью относится возможность уточнять ответы, корректировать содержание и последовательность вопросов, улавливать эмоциональную окраску, подтексты ответов. Недостатками можно считать значений субъективное влияние интервьюера на интерпретацию ответов.
Одним из современных видов метода интервью является фокусированные групповые интервью, возникших в США в середине XX в. в связи с развитием маркетинговых исследований. Фокусированные групповые интервью представляют собой дискуссию индивидов с целью получения информации об их ожидания, отраженные в их индивидуальном социальном опыте по исследуемой проблемы. Этому методу присущ дискуссионный характер, что придает ему гибкости, стимулирует расширение взгляда на предмет исследования. Фокусированный характер дискуссии обусловлено предварительным уведомлением опрошенных о теме, логику и форму дискуссии. Это позволяет воспринимать мнения участников как в вербальном, так и в невербальном контексте дискуссии, в ходе которой возможны изменение и корректировка мнений.
К тому же групповая интеракция, возникающий в ходе дискуссии, помогает исследователю получить информацию не только о том, что люди думают по поводу исследуемой проблемы, но и почему они так думают. Требование интервьюера подкреплять высказанное фактами из социального опыта исследуемых предоставляет суждением аргументированного характера и помогает выяснить их мотивацию. Эта особенность фокусированного группового интервью послужила основанием для его широкого использования в маркетинговых исследованиях, когда производителя интересует не столько то, что покупается, сколько то, почему покупается один и не пользуется спросом другое. Преимуществами этого метода является *:
• возможность получить информацию не только о мысли о проблемах и поведенческих ситуаций, но и о том, почему эти мысли именно такие;
• возможность построения контекстов моделей поведения людей в отношении объекта исследования;
• широкие возможности использования метода наблюдения в процессе дискуссий;
• возможность получения адекватных данных о достоверности ответов респондентов путем сравнения вербальных и невербальных оценок;
• избежать системных ошибок, связанных с ситуацией опроса, с особенностями восприятия сложных вопросов, благодаря комфортности проведения дискуссий и групповой интеракции;
• оперативность метода.
К недостаткам фокусированная групповых интервью относятся:
• значительная зависимость эффективности исследований от квалификации модератора (организатора интервью)
• невысокая статистическая репрезентативность получаемых результатов.
Заметим, что этот метод практикуется более чем в 500 компаниях США для изучения мнений и ожиданий потребителей относительно выпускаемой продукции. Полученные данные используются при проектировании продукции и ее тестировании, поиска потенциального потребителя и изучении возможной реакции населения на ожидаемое повышение цен на разного рода товары и услуги.
Экспертный опрос предполагает привлечение к опросу наиболее компетентных лиц (экспертов) по исследуемому вопросу. Применяется этот метод тогда, когда необходимо составить прогноз тенденций развития социально-трудовых процессов в трудовом коллективе, оценить достоверность данных массовых опросов или провести аттестацию работников.
Этим методом предусмотрены такие способы отбора экспертов:
• на основе аттестации;
• экспериментальный отбор с помощью тестов (проверка эффективности выполнения роли эксперта)
• самоопределение (приглашение высказаться по проблеме, обращенное к аудитории)
• перманентный отбор (рекомендация других экспертов)
• по объективным данным (должность, стаж, образование, профессиональная направленность и др.). [4, c. 75]
Среди видов экспертного опроса различают анкетирование, интервью, дискуссии, советы, "мозговые атаки", деловые игры. В ходе социологических исследований иногда используются и психологические методы: тестирование, социометрия и др.
Завершим рассмотрение методов социологических исследований социальным экспериментом. Это - метод сбора информации о характере и специфике изменений в социально-трудовой деятельности в связи с влиянием заданных и управляемых факторов. Его назначение - проверка действенности внедряемых форм жизнедеятельности трудовых коллективов, апробация новых методов социального управления трудовыми процессами, проверка гипотез социологических исследований. В результате получают социальную информацию об изменениях поведения человека под воздействием различных факторов.[1, c. 215]
К преимуществам социального эксперимента относятся: возможность полнее учитывать степень влияния факторов на объект исследования; точнее разделять влияние одних факторов, оставляя неизменными другие; обобщать типичные последствия влияния факторов благодаря многократному повторению опыта. Указанные преимущества связаны с возможностью исследователя активно влиять на ход исследуемых процессов.
Однако несоблюдение меры вмешательства исследователя в изучаемый процесс может привести к серьезным искажениям картины исследования, нарушить естественность исследуемого процесса.
Отметим наконец, что эффективность рассмотренных методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, составом работников социологических служб на конкретном предприятии.