расчет индексов их роста и прироста




экономического анализа

Принцип Содержание принципа
Действенность Пригодность результатов анализа для использования в практических целях
Научность При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками
Объективность Критическое и беспристрастное изучение экономических процессов и явлений, выработка обоснованных выводов
Конкретность Анализ основывается на реальных данных, его результаты получают конкретное количественное выражение
Системность Изучение экономических явлений во взаимосвязи, а не изолированно
Комплексность Всестороннее изучение экономических явлений и процессов с целью их объективной оценки
Регулярность Анализ проводится постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не бессистемно
Экономичность Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения
Сопоставимость Данные и результаты анализа должны быть сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов

 

В процессе деятельности предприятия его руководители принимают различные решения, касающиеся как текущей, так и перспективной деятельности предприятия. Всякий раз принятое решение основывается на результатах более или менее развернутого и формализованного анализа. Анализ планов разных уровней, а также экспертиза всей системы планирования на предприятии является залогом их успешного выполнения и роста экономического потенциала предприятия.

 

 


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ

2.1. Цель, задачи и этапы анализа производства и продаж.

Источники информации

Производственная программа – основной раздел бизнес-плана организации. Предприятия разрабатывают производственную программу на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, учитывая интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции.

В производственной программе обязательно освещаются следующие вопросы:

- какие виды товаров и в каком объеме производить;

- в какие сроки должны быть готовы товары к отправке потребителю;

- какого качества должны быть товары;

- сколько дополнительно организация может выпустить товаров, какого вида и качества в случае возникновения срочных заказов;

- каков нижний предел объема выпуска товаров, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации;

- каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства товаров?

Объем производства и продаж продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса предприятие ориентируется на объем производства продукции. В условиях высокой конкуренции и ограниченного спроса возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.

Показатели производственной программы нужны для определения потребности в ресурсах для производства, степени загрузки оборудования и других показателей.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:

1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции: анализ объема продукции, анализ ассортимента продукции, анализ структуры продукции.

2. Анализ качества продукции.

3. Анализ ритмичности производства.

4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Цель анализа – определить пути увеличения объема реализации по сравнению с конкурентами, расширения доли рынка при максимальном использовании производственной мощности и в результате – увеличить прибыльность организации.

Задачи анализа:

- контроль над выполнением плана производства и реализации продукции;

- изучение динамики производства и реализации продукции;

- определение влияния факторов на изменение этих показателей;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж;

- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Источниками информации для проведения анализа являются:

- бизнес-план,

- оперативные планы-графики,

- данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности,

- карточки складского учета и пр.

2.2. Основные показатели объема производства.

Анализ динамики валовой и товарной продукции,

расчет индексов их роста и прироста

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных (штуки, тонны, метры и пр.), условно-натуральных (тысяча условных банок) и стоимостных показателях.

В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных, поэтому стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. Для этого могут применяться следующие методы:

1) корректировка на общий индекс инфляции национальной валюты;

2) корректировка на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом.

Jц = Σ VВП1Ц0 / Σ VВП0Ц0,

где: VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении; VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении; Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде.

 

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле:

ВП1ЦП = ВП1 / Jц,

 

где: ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

 

3) пересчет объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода.

С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

Основными показателями объема производства являются валовая, товарная и реализованная продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства. Выражается в действующих оптовых ценах.

Реализованная продукция - стоимость продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Анализ начинают с изучения динамики производства и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ динамики проводится как в текущих, так и в сопоставимых ценах.

2.3. Анализ выполнения плана и оценка эффективности ассортиментных программ. Анализ выполнения плана по структуре

Далее проводится анализ в разрезе видов продукции. Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года. Для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту.

Ассортимент – это набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке. Для анализа ассортимент представляют как перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент. Расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями.

Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам. Изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

- по способу наименьшего процента;

- по способу среднего процента по формуле:

ВПа = ВПn / ВП0 х 100%,

где: ВПа - выполнение плана по ассортименту, %; ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; ВП0 - плановый выпуск продукции.

 

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Она отражает удельный вес (долю) каждого вида продукции в их общем объеме.

Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

Изменение структуры продукции оказывает большое влияние на объем производства в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль и рентабельность. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

Понятие «новый товар» включает в себя серьезные изменения в форме, содержании или упаковке, которая имеет значение для потребителя.

2.4. Анализ качества продукции. Обобщающие, индивидуальные и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: