ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Тема: Однокоренные слова 4-й класс




. Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова от данных; находить однокоренные проверочные слова к словам с безударной гласной в корне, с глухим или звонким согласным звуком на конце слова, с твердым или мягким согласным звуком на конце и в середине сло­ва; отличать однокоренные слова от сходных по буквен­ному составу слов с омонимичными корнями, от слов-па­ронимов и от слов-омонимов; развивать языковое чутье, внимание, мышление; воспитывать умение действовать в соответствии с правилами игры.

Ход игры

♦ Оргмомент

Объявление темы, целей игры. Инструктаж участни­ков игры (объяснение правил, распределение ролей).

♦ Выбор участников первого агона

Назовите три слова, однокоренных. слову «гриб». Назовите три слова, однокоренных слову «сад». Назовите три слова, однокоренных слову «дом».

♦ Первый агон

Зеленая дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.

        у р о ч к а
        и р ь      
        о в и к    

Желтая дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.

            Н И К
П Е Р Е           О К  
            А Я
                       

Красная дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.

        у ш е к
        н и ц а
  н ы й  

Задание 2

Зеленая дорожка. Какое слово «лишнее»? Желтый, железный, желток.

Желтая дорожка. Какое слово «лишнее»? Рисунок, нарисовал, рисовая каша.

Красная дорожка. Какое слово «лишнее»? Носорог, носильщик, переносить.

Задание 3

Зеленая дорожка. Разделите на две группы слова, за­писанные на доске. Однокоренные слова к слову «вода» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к сло­ву «водить» обозначьте красными фишками.

Водяной, водитель, завод, паводок, поводок, водоросли.

Желтая дорожка. Разделите на две группы слова, записанные на доске. Однокоренные слова к слову «гора» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к сло­ву «гореть» обозначьте красными фишками.

Горочка, горючий, сгорел, гористая, прогорел, при­горок.

Красная дорожка. Узнайте слово по его значению.

Однокоренное слово к слову «земля», обозначающее: «Житель той же местности».

♦ Выбор участников второго агона

■S Назовите однокоренное слово, проверочное к сло­ву «пою».

/ Назовите однокоренное слово, проверочное к сло­ву «танцую».

■S Назовите однокоренное слово, проверочное к сло­ву «смотрю».

♦ Второй агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Исправьте ошибки в предложени­ях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к исправленным словам.

Спиши на урок..

Спеши слова.

Желтая дорожка. Исправьте ошибки в предложени­ях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к исправленным словам.

Хитрая леса.

Зеленые лиса.

Красная дорожка. Исправьте ошибки в предложени­ях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к исправленным словам.

Острые мячи.

Детские мечи.

Задание 2

Зеленая дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова.

Со звонкой на конце он значит

Примерно то же, что «не стар».

С глухой —■ по наковальне скачет,

Звенит в ушах его удар. (Молодмолот) Желтая дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова.

Я цвет одинаковый часто имею:

И с Г зеленею, и с К зеленею.

Но с К вам со мною рискованно быть:

Могу и до слез довести, и убить. (Луглук) Красная дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова.

С буквой Т по реке плывет,

А со звонкой — на ветке растет. (Плотплод)

Задание 3

Зеленая дорожка. Как превратить стеклянную посу­ду в помещение для мытья? (Вазаванна)

Желтая дорожка. Что надо сделать, чтобы длинная палка стала цифрой? (Шестшесть)

Красная дорожка. Послушайте рассказ и ответьте на вопрос:«В чем ошибка мальчика?

«В диктанте было предложение про дедушку, который отдохнул на скамейке и пошел дальше. Когда учительница возвращала тетради, она сказала Коле: «А ведь дедушка идо этого был седым». Какую ошибку допустил Коля? Как нуж­но было Коле проверить это слово?» (Сиделседел)

♦ Финальный агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Отгадайте загадку. Сколько слов-отгадок в ней, имеющих одинаковое написание? Как на­зываются такие слова?

 

Я в дверях, я в замке,

Я и в нотной строке.

Я и гайку отвинчу,

Я могу, если хочу,

Телеграмму передать

И загадку разгадать. (Ключ)

 

Желтая дорожка. Отгадайте загадку. Сколько слов-отгадок в ней, имеющих одинаковое написание? Как на­зываются такие слова?

 

В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом своем значении

Я планка для черчения,

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю. (Линейка)

 

Красная дорожка. Отгадайте загадку. Сколько слов-отгадок в ней, имеющих одинаковое написание? Как на­зываются такие слова?

 

У позвоночных я бываю

И горный кряж обозначаю. (Хребет)

Задание 2

Зеленая дорожка. Какой лопаткой не вскопаешь грядку?

Желтая дорожка. Какой кистью не выкрасишь стену?

Красная дорожка. Какой лук не растет на грядке?

Задание 3

Зеленая дорожка. Выберите прилагательное, харак­теризующее слово «коса» со значением «прическа» из данных слов: острая, песчаная, рыжая

Желтая дорожка. Выберите прилагательное, харак­теризующее слово «ключ» в значении «родник», из дан­ных слов: стальной, скрипичный, холодный.

Красная дорожка. О скольких норках говорится в стихотворении:

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла. (О двух)

♦ Подведение итогов игры. Награждение победителей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: