Карточка для первой команды




Гнездо, улов, поход, прорубь, звезда, зима, зимушка, гнездышко, звездочка.

♦ Аукцион «Продолжи ряд»

Задания предъявляются поочередно каждой команде.

^ носильщик, сварщик, стекольщик...

S перестройка, прополка, загрузка...

S лесок, дымок, волосок...

S снег, сыр, сад...

S сосновый, еловый, пихтовый...

■S копать, копье, копыто....

/ строитель, преподаватель, следователь...

^ поднос, носитель, носок...

■S запеть, закричать, заговорить...

•S замолчать, зарыть, задуть...

•S нос, носик, носовой...

S беленький, миленький, славненький...

■S домик, садик, столик...

^ перелезть, перейти, перепрыгнуть...

S дотащить, донести, добраться...

♦ Шарады

Задания предъявляются поочередно каждой команде 1) Корень мой находится в «цене», в «очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали.. вся ж я — в дневнике или в журнале.

(Оценка)

2) Корень извлечь из «начинки» несложно, приставка в «сосуде» хранится надежно, суффикс в «гудении» ясно услышишь. Вместе — на темы различные пишешь.

(Сочинение)

3) В «списке» вы мой обнаружите корень. Суффикс в «собрании» встретите вскоре. В слове «рассказ» вы приставку найдете, В целом — по мне на уроки пойдете.

(Расписание)

4) Мой корень в «просьбе» заключен (в ней он озвучен и смягчен); приставка — в «воплощенье» где-то. На целое — все ждут ответа.

(Вопрос)

♦ Подведение итогов занятия.

 

ИНСЦЕНИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ «СОСТАВ СЛОВА» 4-й КЛАСС

Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова, ориентироваться в составе слов, относящихся к различным частям речи; вырабатывать орфографическую зоркость, развивать словарный запас, слуховое внима­ние, воспитывать умение взаимодействовать с партнера­ми.по команде.

Ход занятия

♦ Оргмомент

Распределение детей по командам (2 команды).

♦ Однокоренные слова

Входит Корень «лет»ученик с табличкой.

Корень. Грустно мне, никому я не нужен, ничего из себя не представляю.

Учитель. Дети, как нам помочь Корню? Кого позовем на помощь, чтобы Корень превратился в разные слова? (Приставку и Суффикс.) Входят Приставка и Суффикс:

Приставка и Суффикс. Дорогой «лет»! Не расстраивай­ся! Ты совсем не одинок. У тебя есть много родствен­ников. На тебе держится целая семья слов. В каждом из них ты — самая главная часть. Сейчас мы позовем твоих братьев и сестер».

Командам дается задание: записать на доске как можно больше слов с корнем «лет». Одна команда со­ставляет слова с приставками, другаяс суффиксами.

Корень. Спасибо, ребята, утешили вы меня. Но не один я брожу по свету, ищу родственников. Помогите подо­брать родственные слова к словам «горе» и «гора», разложите на две группы карточки с однокоренными словами к данным.

Дети выполняют задание: кто быстрее и правиль­нее распределит слова на 2 группы. (Горец, горестный, горный, пригорок, пригорюнился, гористая, горевать, горюшко.) Суффикс. Я тоже хочу поиграть с ребятами, у меня в"

сумке для них приготовлены слова... Но что же это

такое? Все слова рассыпались по составу. Придется

вам, ребята, восстановить слова.

Каждой команде за определенное время нужно вос­становить слова, рассыпанные по составу. к, за, стеж, а столь, на, н, ая

пере, чик, плет, и к, а, пол, про

крыш, по, к, а ее, н, осей

ый, вод, н на, щик, строй, и

П6

Приставка. «Пришла пора мне поиграть с ребятами. Предлагаю игру «Аукцион». Я буду «продавать» при­ставки, а вы должны «покупать» их, то есть называть слова сданной приставкой. Выиграет та команда, ко­торая назовет правильное слово последней.

«Продаются» приставки про-, по-, вы-, пере-, с-, из-, на-.

Корень, суффикс, приставка. «Нам пора в словарь, но для вас мы оставляем еще одно интересное задание — ве­селые стихи с пропущенными морфемами. Вам нужно вставить подходящие по смыслу морфемы в слова, что­бы рифмы не нарушились.

Я...брался под кровать,

Чтобы брат......пугать.

На себя всю пыль...брал,

Очень мам......пугал.

Дал списать я на контроль...ой Все задач...и Кол...е. И теперь у нас в тетрад...ах У обоихдво...и.

♦ Подведение итогов занятия.

 

ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Тема: Состав слова. Словообразование 4-й класс

Цель: обобщение знаний и умений учащихся по теме, развитие словарного запаса, воспитание навыков пра­вильного поведения в игровой ситуации, привитие любви к русскому языку.

Ход игры

♦ Оргмомент

Вступительное слово ведущего: представление участ­ников, инструктаж по правилам игры,, объявление темы и цели игры.

♦ Отбор участников первого агона

1) Какое слово лишнее: желток, железо, желтый.

2) Какое слово лишнее: носильщик, нос, носатый.

3) Какое слово лишнее: печурка, печать, печка.

♦ Первый агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Назовите слово с корнем «ход», имеющее значение: помещение у ворот предприятия, через которое проходят рабочие и служащие. (Проходная)

Желтая дорожка. Назовите слово с корнем «ход»,, имеющее значение: автомобиль, используемый в трудно­проходимой местности по бездорожью. (Вездеход)

Красная дорожка. Назовите слово с корнем «ход», имеющее значение: длительное путешествие людей с определенной целью. (Поход)

Задание 2

Зеленая дорожка. Какой лопаткой не вскопаешь грядку? (Часть тела).

Желтая дорожка. Какую соль не кладут в суп? (Нота).

Красная дорожка. Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (Скрипичный)

Задание 3

Зеленая дорожка. Какому из двух слов родственно слово «шить»: вышил узор, вышел из дома?

Желтая дорожка. Какому из двух слов родственно слово «спишет»: спешит на урок, спиши упражнение?

Красная дорожка. Сколько предметов под названи­ем «коса» встречается в стихотворении: Смотрит зайка косой, Как девчонка с косой За речною косой Травы косит косой, (3)

♦ Отбор участников второго агона

1) Какая приставка и сколько раз употребляется в стихотворении:

Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят, (при, 2)

2) Какой суффикс и сколько раз употребляется в сти­хотворении:

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка, (к, 3)

3) Какое окончание и сколько раз употребляется в стихотворении:

Колокольчики мои, Цветики степные. Что глядите на меня, Темно-голубые? (и. 3; ые, 2)

♦ Второй агон Задание 1

Зеленая дорожка. Какое слово лишнее: вскричать, всплакнуть, всмотреться, вспугнуть?

Желтая дорожка. Какое слово лишнее: отобрать, оторвать, отогнать, отощать}

Красная дорожка. Какое слово лишнее: подумать, подогреть, подудеть, подержать?

Задание 2

Зеленая дорожка. Какое слово сочетается со сло­вом «волк»: зубной, зубастый, зубовный?

Желтая дорожка. Какое слово сочетается со сло­вом «халат»: цветной, цветовой, цветастый,}

Красная дорожка. Какое слово сочетается со словом «океан»: ледовитый, ледяной, ледовый?

Задание 3

Зеленая дорожка. Найдите ошибку в предложении: «В сильный мороз хорошо пригревает шуба». (Согревает)

Желтая дорожка. Найдите ошибку в предложении: «Мы долго шли по лесистой тропинке». (Лесной)

Красная дорожка. Вставьте нужное окончание в предложение: «Котлет... съела девочк...». (Котлету, девочка)

♦ Финальный агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Выберите схему, соответствую­щую по составу данной группе слов:

зимушка,

морской,

стебельки, (о л □)

Желтая дорожка. Выберите схему, соответствую­щую по составу данной группе слов:

переходы,

выстрелы,

уговоры. (—• пП)

Красная дорожка. Выберите схему, соответствую­щую по составу данной группе слов:

спутник,

поединок,

задачник. (-• пл)

Задание 2

Зеленая дорожка. Составьте слово, у которого при-стацка из слова «прошел», корень из слова <• водит >, суф­фикс из слова «школьник». (Проводник)

Желтая дорожка. Составьте слово, у которого при­ставка из слова «залететь», корень из слова «варил», суффикс из слова «стенка». (Заварка)

Красная дорожка. Составьте слово, у которого при­ставка из слова «повел», корень из слова «дарит», суф­фикс из слова «цветок». (Подарок)

Задание 3

Зеленая дорожка. Составьте предложение из слов: мы, сажали, дом, у, березы.

Желтая дорожка. Составьте предложение из слов: быстрый, пес, убежал, от, заяц.

Красная дорожка. Отгадайте загадку. Корень мой находится в «цене». В «очерке» найди приставку мне. Суффикс мой в «тетрадке» все встречали, Все же — в дневнике я и в журнале. (Оценка)

♦ Подведение итогов игры. Награждение победителей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: