(ВКР)
Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».
Общий объем ВКР (пояснительная записка) должен быть не менее 60-70 страниц текста.
Оформление работы должно соответствовать требованиям ГОСТ 2.105-2002 «Общие требования к текстовым документам» и СТП.1-701-98 «Текстовые документы. Общие требования к построению и оформлению».
Пояснительная записка ВКР выполняется на одной стороне стандартного листа формата А4 (210 х 294 мм) инабирается на компьютере в текстовом редакторе WORD шрифтом «Times New Roman» величиной 14 пт с полуторным интервалом. Абзацный отступ – 1,5 см. Все поля страницы – 2,5 см; переплет – 0. Текст на странице выравнивается по ширине. Перенос – автоматический, ширина зоны переноса – 0,63 см, максимальное число последовательных переносов - 2. Страницы в электронной копии записки нумеруются в правом нижнем угле штампа.
Не допускается использование сносок, закладок, нумерованных списков (нумерацию пунктов, подразделов, а также библиографического списка производить вручную). Для заголовков и подзаголовков запрещается использовать специальные стили и подчеркивания. Ссылки в тексте на литературу даются в квадратных скобках – [1]. Все аббревиатуры, сокращения и условные обозначения расшифровываются в тексте. Названия иностранных фирм и организаций даются в оригинальном написании с указанием страны.
Формулы следует набирать исключительно в редакторе формул Microsoft Equation 3.0 с размерами: обычный – 14 пт; крупный индекс – 12 пт; мелкий индекс – 10 пт; крупный символ – 16 пт; мелкий символ – 8 пт.
Таблицы выполняются в текстовом редакторе в соответствии с вышеуказанными требованиями, центрируются без обтекания текстом и обязательно снабжаются надписями.
|
4. Содержание выпускной квалификационной работы
В соответствии с требованиями ГОС направления 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» выпускная квалификационная работа выполняется по одному из следующих направлений:
- проект АТП по перевозке грузов и пассажиров;
- проект СТО по техническому обслуживанию и текущему ремонту современных грузовых и легковых автомобилей;
- современные эффективные методы восстановления деталей транспортных средств;
- анализ современных систем впрыска легкого топлива;
- анализ методов ремонта деталей двигателей внутреннего сгорания с применением современного оборудования;
- особенности перевода транспортных средств на газовое топливо;
- современные методы технического обслуживания и ремонта транспортных средств;
- анализ современных электронных систем транспортных средств;
- требования безопасности к техническому состоянию АТС и методы их проверки.
Основными элементами ВКР в порядке их расположения являются следующие:
1. Титульный лист.
2. Задание на ВКР.
3. Содержание.
4. Аннотация.
5. Введение.
6. Технико-экономическое обоснование.
7. Технологический расчёт СТО или АТП.
8. Конструкторский раздел.
9. Технологический раздел.
10. Исследовательский раздел.
11. Расчёт экономической эффективности.
12. Выводы и предложения по теме ВКР.
13. Библиографический список используемой литературы.
14. Приложения.
|
Графическая часть ВКР (чертежи, схемы, фотографии, иллюстративный материал, диаграммы и т.п.) выполняется в виде чертежей на стандартном листе формата А1 (594 х 841 мм) в количестве не менее 6-7 шт. Допускается выполнение графической части работы в виде презентации с записью чертежей на СD диске, который затем вместе с запиской сдается на кафедру после защиты.
4.2. Технологический расчёт СТО или АТП
1. Проект СТОА
Объём данного раздела в пояснительной записке составляет 15-20 страниц формата А4
Объём графической части – 2 листа формата А1:
1 лист – планировка СТОА;
2 лист – планировка участка по указанию преподавателя.
Исходные данные задаются преподавателем, которые сводятся в таблицу «Исходные данные»
Марки автомобилей | Годовое кол-во условно обслуживаемых на станции автомобилей, Ncto | Количество заездов одного автомобиля в год, d | Средне-годовой пробег автомобиля, Lr, км | Число рабочих дней в году, Драб.г | Продолжительность смены, Тсм, ч | Число смен, С |
2. Проект АТП
Объём раздела в пояснительной записке равен 15-30 страниц формата А4
Объём графической части – 2 листа формата А1:
1 лист – планировка АТП;
2 лист – планировка участка по указанию преподавателя.
Исходные данные для технологического расчёта предприятия
Обозна- чение | Наименование | Тип ТС | Тип ТС | Тип ТС |
Аи l cc Тн Др.г. Ку.э. Ккл. Кпр.нэ. | Списочное число, ед. Среднесуточный пробег, км Время в наряде, ч Число рабочих дней в году Категория условий эксплуатации Климатический район Пробег от начала эксплуатации Условия хранения | |||
К= | К= | К= | ||
|
Примеры расчётов
4.2.1. Технологический расчет СТО
Задачей технологического расчета является определение необходимых данных (численности рабочих постов, автомобиле-мест, площадей и др.) для разработки объемно-планировочного решения СТО и организации технологического процесса обслуживания и ремонта автомобилей.
Структура технологического расчета зависит от конкретных задач, поставленных в задании на проектирование СТО. При известном числе заездов автомобилей по маркам, по видам работ и их трудоемкостям, среднегодовых пробегах автомобилей и др. технологический расчет будет включать определение объемов работ, численности постов, рабочих, подбор оборудования и др.
Расчет ведем на основе методических указаний.
1. Исходные данные
Исходными данными для технологического расчета являются:
· годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей по маркам – NCTО;
· количество автомобиле-заездов на станцию одного автомобиля в год - d;
· среднегодовой пробег автомобиля – Lг;
· число рабочих дней в году станции - Драб.г;
· продолжительность смены - Тсм;
· число смен – С.
Сведем исходные данные в таблицу 4.1.
Таблица 4.1– Исходные данные
Марки автомобилей | Годовое кол-во условно обслуживаемых на станции автомобилей, Ncto | Количество заездов одного автомобиля в год, d | Средне-годовой пробег автомобиля, Lr, км | Число рабочих дней в году, Драб.г | Продолжительность смены, Тсм, ч | Число смен, С |
ВАЗ | ||||||
ГАЗ |
2 Расчет годовых объемов работ
Годовой объем работ СТО включает услуги (работы) по ТО и ТР, уборочно-моечные работы, работы по приемке и выдаче автомобилей, работы по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей и их предпродажной подготовке.
1. Годовой объем работ по ТО и ТР (в чел∙ч)
, (4.1)
где tто-тр - удельная трудоемкость ТО и ТР, чел∙ч /1000 км.
Таблица 4.2 – Трудоёмкости ТО и ТР автомобилей на СТО (по ОНТП-01-91)*
Тип подвижного состава | Нормативы трудоемкости, чел∙ч | ||||||
Удельная ТО и ТР** чел∙ч/1000 км | Разовая на 1 заезд | ||||||
ТО и ТР | мойка и уборка | приемка и выдача | пред- продажная подготовка | противо- коррозийное покрытие автомобилей | |||
Городские СТО | |||||||
Автомобили легковые: | |||||||
Особо малого класса | 2,0 | - | 0,15 | 0,15 | 3,5 | 3,0 | |
Малого класса | 2,3 | - | 0,2 | 0,2 | 3,5 | 3,0 | |
Среднего класса | 2,7 | - | 0,25 | 0,25 | 3,5 | 3,0 | |
Дорожные СТО | |||||||
Автомобили легковые всех классов | - | 2,0 | 0,2 | 0,2 | - | - | |
Автомобили грузовые и автобусы | - | 2,8 | 0,25 | 0,3 | - | - | |
* Трудоемкости уборочно-моечных работ и работ по антикоррозийному покрытию автомобилей в показатели удельной трудоемкости ТО и ТР на 1000 км пробега автомобилей (графа 2) не включаются.
*Работы по противокоррозионной защите автомобилей рекомендуется предусматривать для СТО с числом рабочих постов 15 и более, если указанные работы не оговорены заданием на проектирование.
Согласно таблице 4.2, для автомобилей ВАЗ tТО-ТР=2,3 чел∙ч/1000 км, для автомобилей ГАЗ – tТО-ТР=2,7 чел ч/1000 км, тогда общий годовой объем работ по ТО и ТР будет равен:
2. Годовой объем уборочно-моечных работ (в чел∙ч):
, (4.2)
где NЗ.УМР - число заездов в год на УМР; tУMP - средняя трудоемкость УМР, чел∙ч.
Уборочно-моечные работы на СТО выполняются как непосредственно перед ТО и ТР, так и как самостоятельный вид услуг. В первом случае число заездов на УМР принимаем равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей, т.е.
. (4.3)
Если на СТО УМР выполняются как самостоятельный вид услуг, то число заездов на УМР согласно может быть принято из расчета одного заезда на l3=800... 1000 км пробега.
Таким образом, число заездов на УМР как самостоятельный вид услуг
. (4.4)
В данном случае
3. Годовой объем работ УМР (в чел∙ч):
, (4.5)
где tEО - средняя трудоемкость одного заезда на УМР при механизированной мойке. Согласно таблице 7.2 для ВАЗ tEО=0,2 чел∙ч, для ГАЗ tEО=0,25 чел∙ч.
ТУМР=(2800+24500)∙0,2+(2800+24500)∙0,25=5460+6825=12285 чел∙ч.
4. Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей (в чел∙ч):
, (4.6)
где tПВ - разовая трудоемкость одного заезда на работы по приемке и выдаче автомобилей, чел∙ч, принимаем по таблице 7.2.
Тпв=1400∙2∙0,2+1400∙2∙0,25=560+700=1260 чел∙ч.
5. Годовой объем работ по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей (в чел∙ч):
, (4.7)
где NЗ.ПК - число заездов автомобилей в год на противокоррозионную обработку кузова; tПK - разовая трудоемкость одного заезда на работы по противокоррозионной защите кузова, чел∙ч, принимаем по таблице 7.2.
Частота проведения работ по противокоррозионной обработке составляет 3...5 лет, т.е. 0,2...0,3 заезда в год:
. (4.8)
тогда
6. Годовой объем работ по предпродажной подготовке (в чел∙ч):
, (4.9)
где Nп - количество продаваемых автомобилей в год; tПП - трудоемкость предпродажной подготовки одного автомобиля, чел∙ч, принимаем по таблице 4.2.
Тпп=800∙3,5=2800 чел∙ч.
Результаты расчета годовых объемов работ сводим в таблицу 4.3.
Таблица 4.3 – Годовые объемы работ, чел∙ч
Марки автомобилей | Виды воздействий | Всего | ||||
ТО и ТР, ТТО-ТР | УМР, ТУМР | Приемка и выдача авт., TПВ | Противокор- розионная оработка кузова, ТПП | Предпродажная подготовка авт., TПП | ||
ВАЗ | ||||||
ГАЗ | ||||||
Итого |
7. Годовой объем вспомогательных работ (в чел∙ч)
Кроме работ, приведенных в таблице 7.3, на СТО выполняются вспомогательные работы, в состав которых в частности входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, содержанию инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживанию компрессорного оборудования и др. Объем этих работ составляет 10...15% от общего объема работ СТО.
В данном случае объем вспомогательных работ составит
Твсп=116445∙0,1=11645 чел∙ч.
7.1 Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения
В настоящее время ТО и ремонт автомобилей на предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и ТР выполняются на рабочих постах. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматриваются для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.
Выполнение таких работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля, обслуживание аккумуляторных батарей, шиномонтаж, балансировка колес, ремонт камер и т.п., предусматривается как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оргоснасткой, так и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно-гигиенических требований.
Распределение общего годового объема работ по ТО и ТР по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов принимаем по данным таблицы 4.4.
Таблица 4.4 – Примерное распределение объема работ по видам и месту их выполнения на СТО, % (по ОНТП-01-91)*
Вид работ | Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов | Распределение объема работ по месту их выполнения | |||||
До 5 | От 6 до 10 | От 11 до 20 | От 21 до 30 | Свы-ше 30 | На рабочих постах | На производственных участках | |
Диагностические | |||||||
ТО в полном объеме | – | ||||||
Смазочные | – | ||||||
Регулировочные по установке углов управляемых колес | – | ||||||
Ремонт и регулировка тормозов | |||||||
Электротехнические | |||||||
По приборам системы питания | |||||||
Аккумуляторные | |||||||
Шиномонтажные | |||||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | |||||||
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) | – | ||||||
Окрасочные | – | – | |||||
Обойные | – | ||||||
Слесарно-механические | – | – | |||||
Уборочно-моечные | – | – | – | – | – | – | |
Противокоррозионные | – | – | – | – | – | – |
* Распределение объёма работ может быть скорректировано при соответствующем обосновании.
Для выбора распределения объема работ проектируемой СТО предварительно число рабочих постов определяем из следующего выражения
, (4.10)
где Т - общий годовой объем работ СТО, чел∙ч; j - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО(j=1,15); Кп - доля постовых работ в общем объеме (0,75...0,85); Драб.г - число рабочих дней в году; Тсм - продолжительность смены; С - число смен; Рп - среднее число рабочих, одновременно работающих на посту (Рп=0,9... 1,1); h - коэффициент использования рабочего времени поста (hП=0,9).
Используя данные таблицы 4.4 (колонка от 21 до 30 рабочих постов), производим распределение годового объема работ ТО и ТР проектируемой СТО по видам и месту выполнения (таблица 4.5).
Таблица 4.5 – Распределение годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения
Вид работ | Распределение объема работ ТО и ТР по видам | Распределение объема работ ТО и ТР по месту их выполнения | |||||
На рабочих постах | На производственных участках | ||||||
% | чел∙ч | % | чел∙ч | % | чел∙ч | ||
Диагностические | |||||||
ТО, смазочные | – | – | |||||
Регулировочные по установке углов управляемых колес | – | – | |||||
Ремонт и регулировка тормозов | – | – | |||||
Электротехнические | |||||||
По приборам сист. питания | |||||||
Аккумуляторные | |||||||
Шиномонтажные | |||||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | |||||||
Кузовные и арматурные | |||||||
Окрасочные | – | ||||||
Обойные | |||||||
Слесарно-механические | – | – | |||||
Итого | – | – | |||||
3 Расчет численности рабочих
Технологически необходимое (явочное) число производственных рабочих Рт и штатное Рш:
, (4.11)
, (4.12)
где Т - годовой объем работ, чел∙ч; Фт и Фш - соответственно годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе и штатного рабочего, ч.
Для специальностей с вредными условиями труда установлены фонды Фт=1780 ч и Фш=1560 ч (35 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска), для всех других специальностей Фт=2020 ч и Фш=1770 ч (40 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска).
Результаты расчёта общей численности, производственных рабочих СТО (ТО и ТР, УМР, приемка и выдача автомобилей, противокоррозионная обработка кузовов и предпродажная подготовка) приведены в таблице 4.6.
Таблица 4.6 – Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТО
Вид работ | Годовой объем работ, чел∙ч | Рт | Рш | ||
расчетное | принятое | расчетное | принятое | ||
ТО-ТР | 48,515 | 55,367 | |||
УМР | 6,082 | 6,941 | |||
Диагностические | 1,941 | 2,21 | |||
Приемка и выдача | 0,624 | 0,712 | |||
Противокоррозионная обработка | 1,040 | 1,186 | |||
Предпродажная подготовка | 1,386 | 1,582 | |||
Итого | 57,646 | 65,788 |
4 Численность вспомогательных рабочих
;
.
Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения сведем в таблицу 4.7.
Таблица 4.7 – Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения
Вид работ | Объем работ ТО и ТР выполняемый | Численность производственных рабочих | ||||||||
На рабоч. постах | На произв. участ. | На рабочих постах | На производственных участках | |||||||
Рт | Рш | Рт | Рш | |||||||
чел∙ч | чел∙ч | Расч. | Прин. | Расч. | Прин. | Расч. | Прин. | Расч. | Прин. | |
Диагностические | 0,97 | 1,1 | 0,97 | 1,1 | ||||||
ТО, смазочные | – | 5,82 | 6,64 | – | – | – | – | |||
Регулировочные по установке углов передних колес | – | 1,94 | 2,21 | – | – | – | – | |||
Ремонт и регули-ровка тормозов | – | 1,46 | 1,66 | – | – | – | – | |||
Электротехнические | 1,55 | 1,77 | 0,39 | 0,44 | ||||||
По приборам системы питания | 1,36 | 1,55 | 0,58 | 0,66 | ||||||
Аккумуляторные | 0,10 | 0,11 | 0,87 | 1,00 | ||||||
Шиномонтажные | 0,15 | 0,17 | 0,34 | 0,39 | ||||||
Ремонт узлов, cистем и агрегатов | 1,94 | 2,21 | 1,94 | 2,21 | ||||||
Кузовные и арматурные | 10,19 | 11,63 | 3,40 | 3,88 | ||||||
Окрасочные | – | 11,01 | 12,56 | – | – | – | – | |||
Обойные | 0,73 | 0,83 | 0,73 | 0,83 | ||||||
Слесарно-механическиие | – | – | – | – | – | 3,40 | 3,88 | |||
Итого | 38,18 | 43,57 | 11,64 | 13,29 |
5 Расчет числа постов
Посты по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие и вспомогательные.
Рабочие посты - это автомобиле-места, оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль, поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты УМР, диагностирования, ТО, ТР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ).
Число рабочих постов
, (4.13)
где Тп - годовой объем постовых работ, чел∙ч; j - коэффициент неравномерности загрузки постов (1,15); Драб.г - число рабочих дней в году; Тсм - продолжительность смены, ч; С-число смен; Рп - среднее число рабочих на посту (0,9...1,1 чел.); h - коэффициент использования рабочего времени поста (0,85...0,90).
Для расчета числа рабочих постов ТО и ТР принимаем j=1,15 и Рп=1,0 чел. Результаты расчета числа постов ТО и ТР по видам работ сведем в таблицу 4.8.