Диагностику проводят по принципу «от целого к частному». Это означает, что, прежде чем делать углублённую поэлементную диагностику сложного механизма, необходимо определить его техническое состояние комплексно по показателям эффективности (рабочим параметрам). Использование этого принципа упрощает и рационализирует процессы диагностики. Совершенство методов диагностики зависит от качества применяемой аппаратуры и от уровня автоматизации процесса.
Диагностика двигателя включает ознакомление с учётными данными, осмотр и опробование пуском, измерение мощности, диагностику кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов и системы охлаждения. По результатам диагностики проводят необходимые регулировочные, крепёжные или ремонтные работы.
Ознакомление с учётными данными двигателя охватывает следующие сведения: пробег автомобиля и ресурс работы двигателя; ремонты, которым подвергался двигатель; его топливную экономичность; заявки водителя о надёжности работы двигателя.
Участки диагностики двигателей обычно располагаются в отдельных изолированных помещениях.
Технологическая планировка производственного участка представляет собой план расстановки технологического оборудования, производственного инвентаря, подъёмно-транспортного и прочего оборудования и является технической документацией проекта, по которой расставляется и монтируется оборудование.
В соответствии с заданием осуществляем технологическую планировку участка диагностики.
Ведомость технологического оборудования и организационной оснастки представлена в Таблице 7.16
Таблица 4.14 - Ведомость технологического оборудования и организационной оснастки участка диагностирования
№ п/п | Наименование | Модель | Кол-во | Габаритные размеры, мм | Площадь,м2 | |
Единицы оборудования | Общая | |||||
Передвижной мотортестер | SMP-400 | 1000*1000*1700 | ||||
Подъёмник двухстоечный | ПП-3 | 3560*1770*2800 | 0,64 | 0,64 | ||
Ларь для отходов | - | 400*360*400 | 0,14 | 0,14 | ||
Бачок для топлива | - | 360*300*300 | 0,1 | 0,1 | ||
Стенд для диагности ки топливной аппарату ры | ДД-1000 | 780*350*1500 | 0,27 | 0,27 | ||
Стол диагноста | STD-100 | 2500*720*1300 | 1,8 | 1,8 | ||
Шкаф для оборудования | H-45D | 1770*690*2000 | 1,2 | 1,2 | ||
Верстак слесарный | 05X*Y* | 2250*780*1300 | 1,8 | 1,8 | ||
Виброшумоанализатор | Корсар+ | - | - | - | ||
Стеллаж для инструмента | SI-1 | 2500*800*2000 | ||||
Итого | ||||||
Всего по участку включая расстояние между оборудованием |
13 Технологическое проектирование предприятия
Для расчёта производственной программы и объёма работ АТП необходимы следующие исходные данные: тип и количество подвижного состава, среднесуточный пробег автомобилей и их техническое состояние, дорожные и природно-климатические условия эксплуатации, режим работы и режим ТО автомобилей. На первом этапе технологического расчёта определяется периодичность технических обслуживаний (ТО), ресурсный пробег до списания автомобилей трудоёмкость ТО и текущего ремонта для данного предприятия автомобильного транспорта с учётом конкретных условий эксплуатации подвижного состава, а так же годовая и суточная производственная программы и объёмы работ по ТО и ТР.
Расчёт необходимого числа постов, исходя только из объёма работ, не отражает действительной потребности в постах, так как, в частности возникновение текущих ремонтов обусловлено отказами и неисправностями, которые носят случайный характер.
Колебания в потребности текущего ремонта, как по времени, так и по трудоёмкости его выполнения весьма значительны и вызывают зачастую длительные простои подвижного состава в ожидании очереди для устранения отказов и неисправностей.
13.1 Корректировка нормативов ресурсного пробега и периодичности ТО
Для расчёта производственной программы предварительно необходимо для данного АТП выбрать нормативные значения пробегов подвижного состава до КР и периодичности ТО-1 и ТО-2, которые установлены положением для определённых, наиболее типичных условий, а именно: 3 категории условий эксплуатации, базовых моделей автомобилей, умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окружающей среды.
Целью технологического расчета является определение объема работ по АТП и объекту проектирования и расчет необходимого количества производственных рабочих. Все автомобили предприятия объединим в три ремонтных группы для упрощения выполнения проекта.
Первая группа – автомобили КС-35773 на шасси МАЗ-5337, МАЗ-54331, КС-35715 на шасси МАЗ-5337, КО-42732 на шасси МАЗ-533702-2140, КО-449-31 на шасси МАЗ-533702 (всего 10 единиц);
Вторая группа – автомобили КАМАЗ-55111, КАМАЗ -6520, ЭД-405 КАМАЗ ПС+ПМ, КО-823-06 на шасси КАМАЗ -353229 С (всего 12 единиц);
Третья группа – автомобили ЗИЛ-250200, КО-442 на шасси ЗИЛ-5301 БО (всего 6 единиц).
В качестве базовых автомобилей ремонтных групп примем соответственно:
Первая группа – автомобиль МАЗ-5337.
Вторая группа – автомобиль КАМАЗ-55111.
Третья группа – ЗИЛ-250200.
Критерием выбора данных автомобилей в качестве базовых стало их количество на предприятии в своем классе. Данные для технологического предприятия представим в виде таблицы (таблица 13.1)
Таблица 13.1 Данные для технологического предприятия
Обозна- чение | Наименование | МАЗ-5337 | КАМАЗ-55111 | ЗИЛ-250200 |
Аи l cc Тн Др.г. Ку.э. Ккл. Кпр.нэ. | Списочное число, ед. Среднесуточный пробег, км Время в наряде, ч Число рабочих дней в году Категория условий эксплуатации Климатический район Пробег от начала эксплуатации Условия хранения | III | III | III |
Умеренный | ||||
К=0,7 | К=0,7 | К=0,7 | ||
Открытое с подогревом |
Скорректированная нормативная периодичность ТО-1 (L1) или ТО-2 (L2)
L(1,2)= L1,2(н)· k1·k2·k3, (13.1)
Скорректированные нормативные пробеги ресурсный LР и до капитального ремонта Lкр.
LР(кр)′= LР(кр)н· k1·k2·k3, (13.2)
где LР(н)- нормативный пробег автомобиля до списания, км;
Lн1, Lн2, Lнр, Lн(кр) – соответственно нормативные значения периодичности ТО-1, ТО-2 ресурсного пробега и пробега до капитального ремонта;
k1,k2,k3 – коэффициенты, соответственно учитывающие категорию условий эксплуатации - k1; модификацию подвижного состава- k2; климатические условия- k3, т. е.:
Согласно рекомендациям, принимаем:
для МАЗ-5337: k1=0,8; k 2=1; k3=1; LР(н)=300 тыс.км.; L1н = 4000 км;
L2н = 16000 км;
для КАМАЗ-55111: k1=0,8; k2=1; k3=1; LР(н)=300 тыс.км.; L1н = 4000 км;
L2н = 16000 км;
для ЗИЛ-250200: k1=0,8; k2=1; k3=1;LР(н)=300 тыс.км; L1н = 4000 км;
L2н = 16000 км;
Скорректированная нормативная периодичность ТО-1 (L1) или ТО-2 (L2)
МАЗ: L1 =4000·0,8·1 = 3200 км;
L2 =16000·0,8·1 = 12800 км;
КАМАЗ: L1 =4000·0,8·1 = 3200 км;
L2 =16000·0,8·1 = 12800 км;
ЗИЛ: L1 =4000·0,8·1 = 3200 км;
L2 =16000·0,8·1 = 12800 км;
Скорректированные нормативные пробеги ресурсный LР и до капитального ремонта Lкр
МАЗ: LР =300·0,8·1·1 = 240 тыс.км;
КАМАЗ: LР =300·0,8·1·1 = 240 тыс.км;
ЗИЛ: LР =300·0,8·1·1 = 240 тыс.км;
Скорректируем между собой (L1), (L2) и l cc. Корректирование заключается в подборе числовых значений кратных между собой и близких по своей величине к установленным нормативным (в пределах 10 %)
Количество дней работы автомобиля до ТО (ДТОр) определим по формуле:
Д i = (13.3)
Скорректированный пробег до ТО равен (Li), км:
Li =Д i · l cc (13.4)
Скорректируем между собой (L1), (L2) и l cc.
МАЗ. Количество дней работы до ТО-1, ТО-2, до ресурса:
Д ТО-1 = 23 дней;
LТО-1 = 23·140 = 3220 км
Д ТО-2 = 91 дней;
LТО-2 = 91·140 = 12780 км
Д р= 1714 дней;
Lр= 1714·140 = 239960 км
3,9 – не превышает нормативные 10%.
КАМАЗ. Количество дней работы до ТО-1, ТО-2, до ресурса:
Д ТО-1 = 25 дней;
LТО-1 = 25·130 = 3250 км
Д ТО-2 = 98 дней;
LТО-2 = 98·130 = 12740 км
Д р= 1846 дней;
Lр= 1846·130 = 239980 км
3,9 – не превышает нормативные 10%.
ЗИЛ. Количество дней работы до ТО-1, ТО-2, до капитального ремонта:
Д ТО-1 = 21 дней;
LТО-1 = 21·150 = 3150 км
Д ТО-2 = 85 дней;
LТО-2 = 85·150 = 12750 км
Д кр= 1600 дней;
Lкр= 1600·150 = 240000 км
4 – не превышает нормативные 10%.
13.2. Расчет коэффициента технической готовности и годовых пробегов подвижного состава
При проектировании АТП для ремонтных групп МАЗ, КАМАЗ и ЗИЛ капитальный ремонт не предусмотрен, значит коэффициент технической готовности рассчитаем по формуле:
, (13.5)
где d ТО-ТР – удельная норма простоя подвижного состава в днях на 1000 км пробега, принимаем d ТО-ТР = 0,35 для автомобилей ЗИЛ, d ТО-ТР = 0,48 для автомобилей МАЗ, d ТО-ТР = 0,53 для автомобилей КАМАЗ;
l cc – среднесуточный пробег;
- коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава.
Коэффициент технической готовности:
МАЗ:
0,94;
КАМАЗ:
0,94;
ЗИЛ:
0,95;
Годовой пробег единицы подвижного состава:
, км (13.6)
где – число рабочих дней в году;
l cc – среднесуточный пробег;
– коэффициент технической готовности.
Годовой пробег единицы подвижного состава:
МАЗ: = 365·140·0,94 = 48034 км;
КАМАЗ: = 365·130·0,94 = 44603 км;
ЗИЛ: = 365·150·0,95 = 52013 км;
Годовой пробег всего парка:
, км (13.7)
где – число рабочих дней в году;
l cc – среднесуточный пробег;
– коэффициент технической готовности;
– списочное число автомобилей.
Годовой пробег всего парка:
МАЗ: = 365·140·0,94·10 = 480340 км;
КАМАЗ: = 365·130·0,94·12 = 535236 км;
ЗИЛ: = 365·150·0,95·6 = 312078 км;
13.3 Расчет производственной программы по техническому обслуживанию и диагностированию
Годовое число обслуживаний, выполняемых ежедневно при возврате подвижного состава с линии и выпуске его на линию:
·
·
(на весь парк
i ·
·
), (13.8)
где – число рабочих дней в году;
– коэффициент технической готовности;
– списочное число автомобилей.
МАЗ: 365·0,94·10 = 3431;
КАМАЗ: 365·0,94·12 = 4117;
ЗИЛ: 365·0,95·6 = 2081.
Годовое число технических обслуживаний:
– ТО-2: , (на весь парк
), (13.9)
где – годовой пробег единицы подвижного состава, км
L2 – скорректированный пробег до ТО-2, км.
МАЗ: = 3,8
4;
= 40;
КАМАЗ: = 3,5
4;
= 48;
ЗИЛ: = 4,1
4;
= 24;
– ТО-1: -
, (на весь парк
), (13.10)
где – годовой пробег единицы подвижного состава, км
L1 – скорректированный пробег до ТО-1, км.
МАЗ:
11;
= 110;
КАМАЗ:
10;
= 120;
ЗИЛ:
13;
= 78.
– сезонных: 2·
, (на весь парк
2·
i), (13.11)
– списочное число автомобилей.
МАЗ: 2·10 = 20;
= 20;
КАМАЗ: 2·12 = 24;
= 24;
ЗИЛ: 2·6 = 12;
= 12.
Годовое число обслуживаний, выполняемых перед ТО и ТР:
, (на весь парк
), (13.12)
где и
- годовая программа по ТО-1 и ТО-2.
МАЗ: 1,6·(11+4) = 24
= 240;
КАМАЗ: 1,6·(10+4) = 22
= 264;
ЗИЛ: 1,6·(13+4) = 27
= 162;
Таблица 2.2 – Количество ТО для групп автомобилей за год
Показатель | МАЗ | КАМАЗ | ЗИЛ | Всего по АТП |
NТО-2 | ||||
NТО-1 | ||||
NСО | ||||
NЕО.Т |
Диагностирование Д-1 предназначено главным образом для определения технического состояния агрегатов, узлов и систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения. Программа Д-1 на весь парк за год:
1,1·
-
, (на весь парк
), (13.13)
где и
– годовое число технических обслуживаний ТО-1 и ТО-2
МАЗ: 1,1·11+4 = 17
170;
КАМАЗ: 1,1·10+4 = 15
180;
ЗИЛ: 1,1·13+4 = 19
114.
Диагностирование Д-2 предназначено для определения мощностных и экономических показателей автомобиля, а также для выявления объёмов ТР. Программа Д-2 на весь парк за год:
1,2·
, (на весь парк
), (13.14)
где – годовое число технических обслуживаний ТО-2 (таблица 7.2)
МАЗ: 1,2·4 = 5
50;
КАМАЗ: 1,2·4 = 5
60;
ЗИЛ: 1,2·4 = 5
30;
Таблица 13.3 –Количество Д-1 и Д-2 для групп автомобилей за год
Показатель | МАЗ | КАМАЗ | ЗИЛ | Всего по АТП |
Д-1 | ||||
Д-2 |
Суточная производственная программа является критерием выбора метода организации ТО (на универсальных постах или поточных линиях) и служит исходным показателем для расчета числа постов и линий ТО. По видам ТО и диагностике суточная производственная программа рассчитаем по формуле:
, (13.15)
По ежедневному обслуживанию суточная производственная программа рассчитаем по формуле:
·
(13.16)
где Nгi - годовая программа по каждому виду ТО (диагностированию);
Др.г.i., - годовое число рабочих дней данной зоны обслуживания;
– коэффициент технической готовности;
– списочное число автомобилей.
ТО-1
МАЗ, КАМАЗ И ЗИЛ: 0,84
1
ТО-2
МАЗ, КАМАЗ И ЗИЛ:
1
ЕО.С,
МАЗ: 10·0,94 = 9
КАМАЗ: 12·0,94 = 11
ЗИЛ: 6·0,95 = 6
ЕО.Т.
МАЗ
1
КАМАЗ:
1
ЗИЛ:
1
Д-1
МАЗ:
1
КАМАЗ:
1
ЗИЛ: 1
Д-2
МАЗ, КАМАЗ и ЗИЛ:
1
Таблица 13.4 –Суточная программа по ТО и диагностике
Показатель | МАЗ | КАМАЗ | ЗИЛ | Всего по АТП |
NсутТО-1, | ||||
NсутТО-2, | ||||
NсутД-1, | ||||
NсутД-2, | ||||
NсутЕО.С, | ||||
NсутЕО.Т, |
13.4 Определение общей годовой трудоемкости работ по ТО, ТР и диагностике и текущему ремонту