юридических наук, доцент 11 глава




2) учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продава­лись, а замешались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления. Государственный совет фактически превратился в высший совещатель­ный орган при короле. В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дво­рянство мантии" - - представители старых и новых учреждений.

В это же время существовали специальные советы, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали. Тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути первый министр) и четыре государствен­ных секретаря - - по военным делам, иностранным делам, морским де­лам и делам двора. Большую роль и влияние приобрели откупщики кос­венных налогов, они же - - государственные кредиторы.

В местном управлении, как и в центральных органах, существовали две основные категории:

1) утратившие значительную часть своих реальных правомочий сенешалы, бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в про­шлое и замещались родовитой знатью;

2) фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов - - особые уполномо­ченные королевского правительства на местах, на посты которых обыч­но назначались лица незнатного происхождения. Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.

Сам король возглавлял судебную систему, причем он мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело. В судопроизводстве существовали несколько видов судов: королевские суды; сеньориальные суды; городские суды; церковные суды и др.

В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских су­дов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) королевской юрисдикции стало подсудно большинство уголовных и граж­данских дел.

Эдикт 1788 г. оставил сеньориальным судам в области уголовного судо­производства лишь функции органов предварительного дознания. В об­ласти гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с незначительной суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотаж­ных, бальяжных и судов парламентов.

Функционировали также и суды специальные, где рассматривались дела, затра­гивавшие ведомственные интересы: свои суды имели Счетная палата, Палата косвенных налогов, Управление монетного двора. Во Франции были суды морские, таможенные и военные.

Создание постоянной армии как опоры короля при абсолютизме фактически завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплек­тации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев "третьего сословия", в том числе и из уголовных элементов. Офи­церские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что при­давало армии ярко выраженный сословный характер. Французская армия эпохи абсолютизма была самой крупной в Европе и насчитывала более 600 тысяч человек (табл. 6).

Таблица 6.

Французский абсолютизм - наиболее завершенная модель (классический вариант) абсолютного самодержавного правле­ния. Постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются: 1) полного контроля над всеми провинциями; 2) неограниченной компетенции в издании законов и указов, обязательных для всего государства; 3) создания разветвленного бюрократического аппарата; 4) создания постоянной армии (нач. XVII в.) взамен временных наемных войск периода сословной монархии; 5) уничтожения автономии городов; 6) прекращения созыва Генеральных штатов; 7) полной зависимости церкви от власти короля (все назначения на церковные должности исходят от монарха).

 

Право средневековой Франции. К XI в. наиболее характерной формой земельной собственности во Франции становится феод. Однако право феодальной собственности на землю сочеталось с остатками общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла.

Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с вла­дельческими правами крестьян. Для феодала земля представляла цен­ность не сама по себе, а только в соединении с работником, ее возделываю­щим. Крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и после­дний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина. Когда с XIII в. форма крестьянского землепользования меняется, и серваж вытесняется цензивой,крестьянин-цензитарий освобождается от личных повинностей и получает большую свободу распоряжения землей. С со­гласия собственника и при уплате особой пошлины крестьянин имел право продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать свою цензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.

В период феодальной раздробленности договорные отношения во Фран­ции развивались медленно. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преиму­щественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли.

В X- -XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сдел­ку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограниче­ний на завещания.

Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в пись­менном виде, а в последующем - - утверждаться нотариусами. С XIII в., с развитием торгового оборота, договор купли-продажи воз­никал с момента его заключения сторонами. Его объектом могли высту­пать вещи, которые еще не были изготовлены.

В период абсолютизма получает распространение договор найма (арен­ды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обыча­ем и мог произвольно повышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сдан­ная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряже­ние сеньора.

Брак и семья во Франции до XVI в. регулировались исключительно цер­ковными правилами. Лишь в XVI- -XVII вв. королевская власть, стре­мясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отно­шения, отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, исходя из которого, при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право об­ращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заклю­чившего брак без их согласия.

Личные отношения супруговопределялись в основном каноническим правом, что подразумевало гла­венство мужа в семье, подчинение ему жены, совместное проживание и т. п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

При наследовании по закону наиболее характерным институтом во Фран­ции был майорат, то есть передача по наследству цельного земельного надела умершего старшему сыну, позволявшая избегать дробления фео­дальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер. Наследование по завещанию получило распространение сначала на Юге Франции. Под воздействием церкви завещание стало проникать и в обыч­ное право.

В начале периода феодальной раздробленности, в IX- -XI вв., преступле­ние во Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интере­сы отдельных лиц.

Наказания сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К концу этого периода, в XI- -XII вв., когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося фео­дального правопорядка. Получают развитие такие негативные явления уголовного права, как ответственность без вины, чрезмерная жестокость наказа­ний, неопределенность составов преступлений.

В период сословно-представительной монархии и особенно в период абсолютизма, с цен­трализацией государства и усилением королевской власти, сеньориаль­ная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства коро­лей в развитии уголовного права. В королевском законодательственаказания не были четко определены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого.

Целью наказаниястали возмездие и устраше­ние. Приговоры приводились в исполнение публично с тем, чтобы стра­дания осужденного вызывали страх у всех присутствующих.

Видами наказания были: смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т. д.); членовредительские и телесные наказания; тюремное заключение; конфискация имущества - - в качестве основного и дополнительного на­казания.

Допрос еретика Рис. 3.

Судебный процесс до конца XII в. носил обвинительный характер.Боль­шое распространение имели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии на то сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи. С XIII в. утверждается розыскная, инквизиционная форма процесса (рис. 3).

Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного про­цесса было дознание, то есть сбор предварительной и тайной информа­ции о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь соби­рал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемо­го, проводил очные ставки.

Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, решаю­щее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного при­знания, показания свидетелей, письма обвиняемого, протоколы, со­ставленные на месте преступления, и т. д.

При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась, поэтому показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла в том, чтобы получить признание обвиняе­мого.

 

Контрольные вопросы

В результате чего было образовано государство Франция?

• На какие периоды можно разделить государственность в средневековой Франции?

• В чем сущность реформ короля Людовика IX в XIII в.?

• Что такое французские «Генеральные штаты»?

• Назовите отличительные особенности абсолютизма во Франции.

• Перечислите основные источники средневекового права Франции.

 

Глава 10. Германия в средние века.

Государственный строй Германии в раннефеодальный период. С распадом империи Каролингов (843 г.) территория Германии стала частью Восточно-Франкского королевства, что положило нача­ло государственному обособлению германских областей. Завершение формирования самостоятельного германского раннефеодального го­сударства произошло после избрания в 919 г. германским королем сак­сонского герцога Генриха I, основателя Саксонской династии (сх. 7).

 

Схема 7.

 

Именно в период раннефеодального государства в Германии происходил рост круп­ного феодального землевладения. Большая масса крестьян вовлекалась в личную и поземельную зависимость от феодалов-собственников. Однако этот про­цесс протекал более медленно и неравномерно по сравнению с другими странами Европы.

Германия до конца XI в. представляла собой относительно единое госу­дарственное целое. Королевская власть обладала значительной силой. Король опирался также на поддержку церкви, и его основной опорой стал епископат. Сохранялась в том или ином виде раннефеодальная система судебно-административного устройства с делением на графства и сотни. Существовала общегосударственная военная организация с обязательной военной службой всех свободных людей и военной повинностью всех вассалов в пользу короля (рис. 4).

Поединок конного рыцаря с рейтаром (конный воин с огнестрельным оружием) Рис. 4.

К концу XI в. все население Германии было вовлечено в феодальные от­ношения, и начался интенсивный рост городов - - как старых римских укреплений, так и новых ремесленных и торговых поселений.

 

Рис. 5.

Примерно с середины XI в. в Германии усиливается политическая децентрализация. Выражалось это в том, что крупные феодалы, приобретая всю полноту судебно-административной власти, стали создавать замкнутые владения. Города, первоначаль­но находившиеся в зависимости от своих сеньоров (епископов, светс­ких феодалов, короля), в большинстве своем добивались освобождения от их власти, статуса самоуп­равления и личной свободы горожан (рис. 5).

Германия в период XIII-XIV вв. К XIII в. происходит территориальное увеличение Германии, кроме того, на востоке воз­никают крупные самостоятельные княжества. Во всех областях хозяй­ства распространялись товарно-денежные отношения, росло цеховое ремесленное производство. Северогерманские города во главе с Любе­ком объединились в крупный торговый союз - - Ганзу.

Однако уже с XIII в. территориальная раздробленность страны нарастает. Князья превращаются в фактически независимых государей. Наибольшим могуществом пользовались курфюрсты (князья-избиратели), светские и духовные аристократы, оказывавшие решающее влияние на выборы королей.

В XIII- -XIV вв. Германия окончательно распадается на множество кня­жеств, графств, бароний и рыцарских владений. Одновременно завер­шается оформление системы сословий и сословного представительства. Особенностями сословной структуры Германии были дробность и от­сутствие единства в масштабе всей страны.

"ЗОЛОТАЯ БУЛЛА"

После гибели династии Штауфенов в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. В дальнейшем до 356 г. императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 г. окончательно не закрепился за Габсбургами. Император продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Это положение было юридически санкционировано «Золотой буллой» 1356 г., изданной германским императором и чешским королем Карлом IV.

«Золотая булла» закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов, трех архиепископов - Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья- избиратели большинством голосов определяли выбор императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфуртена-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для.обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

«Золотая булла» признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам - заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до «Золотой буллы». Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами.

Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условие с XVI в. получили название «избирательных капитуляций» и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.

В то время существовали: имперские сословия (в империи) - - имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов; земские сословия (в княжествах) - - дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.

Духовенство было разделено на высшее (епископы, аббаты) и низшее (сельские и городские священники).

В германских городахимущественная дифференциация привела к обра­зованию трех различных групп:

1) патрициата - - городской верхушки, которая держала в своих руках все городские должности;

2) бюргерства, которое состояло из средней части населения городов, полноправных мастеров и находилось в оппозиции к патрициату;

3) городского плебса, также занимавшего оппозицию по отношению к патрициату; к нему относились подмастерья, поденщики, неимущие горожане.

Положение крестьянского населения в Германии XIV в. в целом несколь­ко улучшилось, поскольку вместо прежней барщинной системы фео­далами вводились новые формы организации хозяйства, предполагав­шие ослабление и ликвидацию личной зависимости, но в различных районах страны оно было различным. Так, например, в Саксонии распространилась практика отпуска крестьян на волю без земли и предоставления им наделов в аренду, а на юге и юго-западе Германии крестьяне владели небольшими надела­ми земли, и барщина здесь была заменена денежной рентой. На колонизированных восточных землях крестьяне находились в наи­более благоприятных условиях - - они получили земельные наделы, эко­номическую самостоятельность и личную свободу, выплачивали фео­далам не очень большие фиксированные платежи.

Высшая власть в Германии признавалась за коллегией, состоявшей из 7-ми курфюрстов, кото­рые избирали императора и решали важнейшие общегосударственные дела.

Император не располагал реальной властью, т.е. действенными общеимперскими органами исполнительной власти, финансами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперс­кого суда.

Общегерманским законодательным органом был рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских го­родов; мелкое дворянство и крестьянство не имели в рейхстаге своего представительства. Обычно Рейхстаг созывался императором два раза в год. Дела подлежали обсуж­дению по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага не была точно определена, она вклю­чала в себя следующее: 1) установление мира между княжествами; 2) орга­низацию общеимперских военных предприятий; 3) вопросы войны и мира; 4) отношения с другими государствами; 5) обложение имперскими повин­ностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств; 6) изменения в имперском праве и т. д.

В это же время в княжествах сложились свои местные сословно-представительные уч­реждения - - ландтаги, собрания местных чинов, состоявшие из трех палат и представлявшие духовенство, дворянство и горожан. В некоторых зем­лях в эти собрания также входили представители свободного крестьян­ства. Уполномоченные, заседавшие в ландтагах, получали от своих из­бирателей инструкции, носившие характер обязательных; если в инст­рукциях не было указаний, как следует разрешить тот или иной воп­рос, уполномоченные обращались за ними к своим избирателям. В компетенцию ландтагов входили избрание местного государя в случае пресече­ния правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики, некоторые церковные, полицейские и военные дела. Ландтаг считался верховным судом княжества - - до образования особых судов. Оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников, ландтаги могли вмешиваться в уп­равление государством.

Города играли значительную роль в жизни Германии, причем правовой статус города определял объем его самостоятельности. Гер­манские города были трех видов:

1) имперские, т.е. непосредственные вассалы короля;

2) вольные - - пользовавшиеся полным самоуправлением;

3) княжеские - - подчинявшиеся тому князю, на территории которого они находились. К концу XV в. более 80 городов (имперские и некоторые епископские) получили политические вольности и являлись самоуправляемыми еди­ницами (сх. 8).

Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть - - магистратом во главе с одним или несколькими бургомистрами. Дол­жности членов совета и бургомистров не оплачивались. В большинстве случаев власть в городах захватывал городской патрици­ат, он же присваивал себе право избрания городского совета и замещения городских магистратур и использовал эту власть в свои интересах. Это вызывало недовольство прочего городского населения, приводившее в XIV в. к восстаниям ремесленников в ряде городов, в которых обычно руководящую роль играли цехи и которые оканчивались чаще всего компромиссом патрициата с цеховой верхушкой - - ремесленники вхо­дили в состав советов либо формировали особую коллегию в составе прежнего совета.

 

Схема 8.

 

Система судоустройства.

В средневеково й Германии было несколь­ко видов судов:

1) сеньориальные, феодальные суды, создававшиеся в поместьях землевла­дельцев. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных; затем его юрисдикция распространилась на все на­селение, жившее в сеньории; с укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах.

2) церковные суды, юрисдикция которых распространялась, с одной сто­роны, на определенные категории людей (духовенство и некоторые раз­ряды светских лиц); - - с другой - - на определенный круг дел (дела о бра­ках, духовных завещаниях и т. д.);

3) городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В одних городах суд производился судьей и заседателями, а в дру­гих - - городским советом. В большинстве городов судей выбирала городс­кая община.

Германский абсолютизм в XVII- -XIX вв. Поскольку еще в 1356 г. Золотая булла, называемая «конституцией средневековой Германии», закрепила самостоятельность князей в их владениях, то уже к XVII в. княжества фактически превратились в отдельные государства, причем в каждом из них сложилось свое деление на сословия и действовали свои ландтаги.

«Священная римская империя германской нации» с того времени существовала лишь номинально, фактически распавшись на триста с лишним мелких государств-княжеств, самыми крупными из которых были Австрия, Пруссия, Бавария и др. Почти все эти государства были унитарными абсолютными монархиями с авторитарными режимами. В этой связи в государствоведении принято относить германский средневековый абсолютизм к разновидности «княжеского», т.е. локального, а не общегосударственного.

Так, с 1701 г. маркграфство Бранденбургское получило статус королевства Пруссии. Новоявленное королевство представляло собой образец полицейского государства, где царил бюрократизм и мелочная опека, отрицались личные права подданных. Главой прусского государства становится король, он же - - член имперской коллегии курфюрстов. При короле был создан Тайный совет - - высший орган управления, в состав которого вошли три департамента: юстиции, внутренних дел и иностранных дел. Наиболее значительная роль отводилась департаменту внутренних дел, который, в частности, курировал директорию военных дел - - одну из самых влиятельных директорий в королевстве. Местные советники - - ландраты - - назначались королем и осуществляли широкие фискальные и полицейские функции.

Военно-полицейский режим в его типичных проявлениях был характерен для Пруссии вплоть до второй половины XIX в.

Вторая половина XVIII в. ознаменовалась воплоще­нием в политическую практику Германии принципов «просвещенного абсолютизма», в доктрине которого особое место уделялось обновлению права. Упорядоче­ние судопроизводства рассматривалось в качестве сред­ства построения идеального социального порядка, ос­нованного на естественных законах. Важнейшая зада­ча правовой политики «просвещенного абсолютизма» заключалась в стремлении монархии максимально цен­трализовать право и судопроизводство, подчинив их своему надзору.

Это обусловило тенденцию становле­ния кодифицированного права. Приоритетное значение в кодификациях «просвещенного абсолютизма» прида­валось процессуальным и уголовным нормам, что объяс­нялось их архаичным партикулярным характером. Уго­ловная юстиция характеризовалась тогда судебным про­изволом и свободой судейского усмотрения, что не со­ответствовало политическим интересам монархии.

Первыми кодексами эпохи «просвещенного абсолю­тизма» стали:

· «Свод баварских уголовных законов»;

· «Терезиана»;

· «Йозефина».

Классическим примером кодификации «просвещенного абсолютизма» в Герма­нии являлось Прусское земское уложение, подготов­ленное в период царствования Фридриха II.

Необходимость кодификации прусского права в це­лях унификации правоприменения была осознана юристами и политиками в начале XVIII в. Однако тогда кодификация не была проведена. Катализатором ко­дификационной политики стало одно из судебных раз­бирательств 1780 г. Казалось бы, банальное дело отчет­ливо показало устаревший, запутанный характер пра­вовых норм и противоречивость существующего зако­нодательства. Поэтому в том же году по специальному указу короля началась реформа прусской юстиции, задачи которой заключались в достижении унификации правоположений, упрощении судебно-процессуальных норм, составлении кодификации на национальном язы­ке и достижении единообразия правовых источников.

Прусское земское уложение 1794 г.

Разработкой свода занимался известный в то вре­мя правовед Сварец, в проекте которого прослежива­лось влияние естественно-правовой школы, идей гражданского равенства и законности. Из-за сопро­тивления консервативного чиновничества введение кодификации в юридическую практику откладыва­лось. Действующим источником она стала лишь в 1794 г. С этого момента все остальные источники те­ряли юридическую силу.

Прусское земское уложение (ПЗУ) представляло собой собрание специализированных кодексов. Пер­вая часть его посвящалась общему праву, субъектами которого становились все граждане страны. Вторая часть содержала нормы специального права, регулиро­вавшие семейно-брачные отношения, статус товари­ществ, чиновничества, духовенства, полицейских уч­реждений, а также положения опекунского права. В основу кодекса были положены принципы естествен­ного права и законности. Новое законодательство про­возглашало формальное равенство граждан перед за­коном, но на взаимоотношения власти и подданных эта декларация не повлияла. Они по-прежнему строи­лись на основе абсолютистских традиций. Кроме граж­данского равенства, ПЗУ провозгласило свободу сове­сти и вероисповедания.

Провозглашенное равенство носило декларативный характер, так как источник закреплял сословное де­ление общества. Каждое из сословий имело свой соци­ально-экономический и политический статус и выте­кавшие отсюда привилегии. Так, дворяне, являвшие­ся высшим сословием, были подсудны лишь высшему суду, обладали исключительными правами на высшие должности в системе государственной власти и мест­ные дворянские собрания.

Значительная часть статей ПЗУ посвящалась регу­лированию собственнических отношений. Субъекта­ми частнособственнических прав становились физи­ческие лица и общества, что отражало прогрессивную тенденцию в развитии вещного права и свидетель­ствовало о преодолении ряда феодальных пережитков в этой области. Однако в целом право собственности сохраняло архаические формы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: