2) учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замешались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления. Государственный совет фактически превратился в высший совещательный орган при короле. В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дворянство мантии" - - представители старых и новых учреждений.
В это же время существовали специальные советы, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали. Тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути первый министр) и четыре государственных секретаря - - по военным делам, иностранным делам, морским делам и делам двора. Большую роль и влияние приобрели откупщики косвенных налогов, они же - - государственные кредиторы.
В местном управлении, как и в центральных органах, существовали две основные категории:
1) утратившие значительную часть своих реальных правомочий сенешалы, бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в прошлое и замещались родовитой знатью;
2) фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов - - особые уполномоченные королевского правительства на местах, на посты которых обычно назначались лица незнатного происхождения. Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.
Сам король возглавлял судебную систему, причем он мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело. В судопроизводстве существовали несколько видов судов: королевские суды; сеньориальные суды; городские суды; церковные суды и др.
|
В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) королевской юрисдикции стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел.
Эдикт 1788 г. оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. В области гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с незначительной суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотажных, бальяжных и судов парламентов.
Функционировали также и суды специальные, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели Счетная палата, Палата косвенных налогов, Управление монетного двора. Во Франции были суды морские, таможенные и военные.
Создание постоянной армии как опоры короля при абсолютизме фактически завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплектации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев "третьего сословия", в том числе и из уголовных элементов. Офицерские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что придавало армии ярко выраженный сословный характер. Французская армия эпохи абсолютизма была самой крупной в Европе и насчитывала более 600 тысяч человек (табл. 6).
|
Таблица 6.
Французский абсолютизм - наиболее завершенная модель (классический вариант) абсолютного самодержавного правления. Постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются: 1) полного контроля над всеми провинциями; 2) неограниченной компетенции в издании законов и указов, обязательных для всего государства; 3) создания разветвленного бюрократического аппарата; 4) создания постоянной армии (нач. XVII в.) взамен временных наемных войск периода сословной монархии; 5) уничтожения автономии городов; 6) прекращения созыва Генеральных штатов; 7) полной зависимости церкви от власти короля (все назначения на церковные должности исходят от монарха). |
Право средневековой Франции. К XI в. наиболее характерной формой земельной собственности во Франции становится феод. Однако право феодальной собственности на землю сочеталось с остатками общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла.
Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с владельческими правами крестьян. Для феодала земля представляла ценность не сама по себе, а только в соединении с работником, ее возделывающим. Крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и последний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина. Когда с XIII в. форма крестьянского землепользования меняется, и серваж вытесняется цензивой,крестьянин-цензитарий освобождается от личных повинностей и получает большую свободу распоряжения землей. С согласия собственника и при уплате особой пошлины крестьянин имел право продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать свою цензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.
|
В период феодальной раздробленности договорные отношения во Франции развивались медленно. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли.
В X- -XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сделку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограничений на завещания.
Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в письменном виде, а в последующем - - утверждаться нотариусами. С XIII в., с развитием торгового оборота, договор купли-продажи возникал с момента его заключения сторонами. Его объектом могли выступать вещи, которые еще не были изготовлены.
В период абсолютизма получает распространение договор найма (аренды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обычаем и мог произвольно повышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сданная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряжение сеньора.
Брак и семья во Франции до XVI в. регулировались исключительно церковными правилами. Лишь в XVI- -XVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, исходя из которого, при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия.
Личные отношения супруговопределялись в основном каноническим правом, что подразумевало главенство мужа в семье, подчинение ему жены, совместное проживание и т. п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.
При наследовании по закону наиболее характерным институтом во Франции был майорат, то есть передача по наследству цельного земельного надела умершего старшему сыну, позволявшая избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер. Наследование по завещанию получило распространение сначала на Юге Франции. Под воздействием церкви завещание стало проникать и в обычное право.
В начале периода феодальной раздробленности, в IX- -XI вв., преступление во Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц.
Наказания сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К концу этого периода, в XI- -XII вв., когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального правопорядка. Получают развитие такие негативные явления уголовного права, как ответственность без вины, чрезмерная жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений.
В период сословно-представительной монархии и особенно в период абсолютизма, с централизацией государства и усилением королевской власти, сеньориальная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства королей в развитии уголовного права. В королевском законодательственаказания не были четко определены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого.
Целью наказаниястали возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично с тем, чтобы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих.
Видами наказания были: смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т. д.); членовредительские и телесные наказания; тюремное заключение; конфискация имущества - - в качестве основного и дополнительного наказания.
Допрос еретика Рис. 3. |
Судебный процесс до конца XII в. носил обвинительный характер.Большое распространение имели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии на то сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи. С XIII в. утверждается розыскная, инквизиционная форма процесса (рис. 3).
Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного процесса было дознание, то есть сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь собирал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки.
Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, решающее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного признания, показания свидетелей, письма обвиняемого, протоколы, составленные на месте преступления, и т. д.
При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась, поэтому показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла в том, чтобы получить признание обвиняемого.
Контрольные вопросы
• В результате чего было образовано государство Франция?
• На какие периоды можно разделить государственность в средневековой Франции?
• В чем сущность реформ короля Людовика IX в XIII в.?
• Что такое французские «Генеральные штаты»?
• Назовите отличительные особенности абсолютизма во Франции.
• Перечислите основные источники средневекового права Франции.
Глава 10. Германия в средние века.
Государственный строй Германии в раннефеодальный период. С распадом империи Каролингов (843 г.) территория Германии стала частью Восточно-Франкского королевства, что положило начало государственному обособлению германских областей. Завершение формирования самостоятельного германского раннефеодального государства произошло после избрания в 919 г. германским королем саксонского герцога Генриха I, основателя Саксонской династии (сх. 7).
Схема 7.
Именно в период раннефеодального государства в Германии происходил рост крупного феодального землевладения. Большая масса крестьян вовлекалась в личную и поземельную зависимость от феодалов-собственников. Однако этот процесс протекал более медленно и неравномерно по сравнению с другими странами Европы.
Германия до конца XI в. представляла собой относительно единое государственное целое. Королевская власть обладала значительной силой. Король опирался также на поддержку церкви, и его основной опорой стал епископат. Сохранялась в том или ином виде раннефеодальная система судебно-административного устройства с делением на графства и сотни. Существовала общегосударственная военная организация с обязательной военной службой всех свободных людей и военной повинностью всех вассалов в пользу короля (рис. 4).
Поединок конного рыцаря с рейтаром (конный воин с огнестрельным оружием) Рис. 4. |
К концу XI в. все население Германии было вовлечено в феодальные отношения, и начался интенсивный рост городов - - как старых римских укреплений, так и новых ремесленных и торговых поселений.
Рис. 5. |
Примерно с середины XI в. в Германии усиливается политическая децентрализация. Выражалось это в том, что крупные феодалы, приобретая всю полноту судебно-административной власти, стали создавать замкнутые владения. Города, первоначально находившиеся в зависимости от своих сеньоров (епископов, светских феодалов, короля), в большинстве своем добивались освобождения от их власти, статуса самоуправления и личной свободы горожан (рис. 5).
Германия в период XIII-XIV вв. К XIII в. происходит территориальное увеличение Германии, кроме того, на востоке возникают крупные самостоятельные княжества. Во всех областях хозяйства распространялись товарно-денежные отношения, росло цеховое ремесленное производство. Северогерманские города во главе с Любеком объединились в крупный торговый союз - - Ганзу.
Однако уже с XIII в. территориальная раздробленность страны нарастает. Князья превращаются в фактически независимых государей. Наибольшим могуществом пользовались курфюрсты (князья-избиратели), светские и духовные аристократы, оказывавшие решающее влияние на выборы королей.
В XIII- -XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений. Одновременно завершается оформление системы сословий и сословного представительства. Особенностями сословной структуры Германии были дробность и отсутствие единства в масштабе всей страны.
"ЗОЛОТАЯ БУЛЛА"
После гибели династии Штауфенов в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. В дальнейшем до 356 г. императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 г. окончательно не закрепился за Габсбургами. Император продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Это положение было юридически санкционировано «Золотой буллой» 1356 г., изданной германским императором и чешским королем Карлом IV.
«Золотая булла» закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов, трех архиепископов - Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья- избиратели большинством голосов определяли выбор императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфуртена-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для.обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.
«Золотая булла» признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам - заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до «Золотой буллы». Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами.
Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условие с XVI в. получили название «избирательных капитуляций» и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.
В то время существовали: имперские сословия (в империи) - - имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов; земские сословия (в княжествах) - - дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.
Духовенство было разделено на высшее (епископы, аббаты) и низшее (сельские и городские священники).
В германских городахимущественная дифференциация привела к образованию трех различных групп:
1) патрициата - - городской верхушки, которая держала в своих руках все городские должности;
2) бюргерства, которое состояло из средней части населения городов, полноправных мастеров и находилось в оппозиции к патрициату;
3) городского плебса, также занимавшего оппозицию по отношению к патрициату; к нему относились подмастерья, поденщики, неимущие горожане.
Положение крестьянского населения в Германии XIV в. в целом несколько улучшилось, поскольку вместо прежней барщинной системы феодалами вводились новые формы организации хозяйства, предполагавшие ослабление и ликвидацию личной зависимости, но в различных районах страны оно было различным. Так, например, в Саксонии распространилась практика отпуска крестьян на волю без земли и предоставления им наделов в аренду, а на юге и юго-западе Германии крестьяне владели небольшими наделами земли, и барщина здесь была заменена денежной рентой. На колонизированных восточных землях крестьяне находились в наиболее благоприятных условиях - - они получили земельные наделы, экономическую самостоятельность и личную свободу, выплачивали феодалам не очень большие фиксированные платежи.
Высшая власть в Германии признавалась за коллегией, состоявшей из 7-ми курфюрстов, которые избирали императора и решали важнейшие общегосударственные дела.
Император не располагал реальной властью, т.е. действенными общеимперскими органами исполнительной власти, финансами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского суда.
Общегерманским законодательным органом был рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов; мелкое дворянство и крестьянство не имели в рейхстаге своего представительства. Обычно Рейхстаг созывался императором два раза в год. Дела подлежали обсуждению по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага не была точно определена, она включала в себя следующее: 1) установление мира между княжествами; 2) организацию общеимперских военных предприятий; 3) вопросы войны и мира; 4) отношения с другими государствами; 5) обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств; 6) изменения в имперском праве и т. д.
В это же время в княжествах сложились свои местные сословно-представительные учреждения - - ландтаги, собрания местных чинов, состоявшие из трех палат и представлявшие духовенство, дворянство и горожан. В некоторых землях в эти собрания также входили представители свободного крестьянства. Уполномоченные, заседавшие в ландтагах, получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных; если в инструкциях не было указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, уполномоченные обращались за ними к своим избирателям. В компетенцию ландтагов входили избрание местного государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики, некоторые церковные, полицейские и военные дела. Ландтаг считался верховным судом княжества - - до образования особых судов. Оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников, ландтаги могли вмешиваться в управление государством.
Города играли значительную роль в жизни Германии, причем правовой статус города определял объем его самостоятельности. Германские города были трех видов:
1) имперские, т.е. непосредственные вассалы короля;
2) вольные - - пользовавшиеся полным самоуправлением;
3) княжеские - - подчинявшиеся тому князю, на территории которого они находились. К концу XV в. более 80 городов (имперские и некоторые епископские) получили политические вольности и являлись самоуправляемыми единицами (сх. 8).
Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть - - магистратом во главе с одним или несколькими бургомистрами. Должности членов совета и бургомистров не оплачивались. В большинстве случаев власть в городах захватывал городской патрициат, он же присваивал себе право избрания городского совета и замещения городских магистратур и использовал эту власть в свои интересах. Это вызывало недовольство прочего городского населения, приводившее в XIV в. к восстаниям ремесленников в ряде городов, в которых обычно руководящую роль играли цехи и которые оканчивались чаще всего компромиссом патрициата с цеховой верхушкой - - ремесленники входили в состав советов либо формировали особую коллегию в составе прежнего совета.
Схема 8.
Система судоустройства.
В средневеково й Германии было несколько видов судов:
1) сеньориальные, феодальные суды, создававшиеся в поместьях землевладельцев. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных; затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в сеньории; с укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах.
2) церковные суды, юрисдикция которых распространялась, с одной стороны, на определенные категории людей (духовенство и некоторые разряды светских лиц); - - с другой - - на определенный круг дел (дела о браках, духовных завещаниях и т. д.);
3) городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В одних городах суд производился судьей и заседателями, а в других - - городским советом. В большинстве городов судей выбирала городская община.
Германский абсолютизм в XVII- -XIX вв. Поскольку еще в 1356 г. Золотая булла, называемая «конституцией средневековой Германии», закрепила самостоятельность князей в их владениях, то уже к XVII в. княжества фактически превратились в отдельные государства, причем в каждом из них сложилось свое деление на сословия и действовали свои ландтаги.
«Священная римская империя германской нации» с того времени существовала лишь номинально, фактически распавшись на триста с лишним мелких государств-княжеств, самыми крупными из которых были Австрия, Пруссия, Бавария и др. Почти все эти государства были унитарными абсолютными монархиями с авторитарными режимами. В этой связи в государствоведении принято относить германский средневековый абсолютизм к разновидности «княжеского», т.е. локального, а не общегосударственного.
Так, с 1701 г. маркграфство Бранденбургское получило статус королевства Пруссии. Новоявленное королевство представляло собой образец полицейского государства, где царил бюрократизм и мелочная опека, отрицались личные права подданных. Главой прусского государства становится король, он же - - член имперской коллегии курфюрстов. При короле был создан Тайный совет - - высший орган управления, в состав которого вошли три департамента: юстиции, внутренних дел и иностранных дел. Наиболее значительная роль отводилась департаменту внутренних дел, который, в частности, курировал директорию военных дел - - одну из самых влиятельных директорий в королевстве. Местные советники - - ландраты - - назначались королем и осуществляли широкие фискальные и полицейские функции.
Военно-полицейский режим в его типичных проявлениях был характерен для Пруссии вплоть до второй половины XIX в.
Вторая половина XVIII в. ознаменовалась воплощением в политическую практику Германии принципов «просвещенного абсолютизма», в доктрине которого особое место уделялось обновлению права. Упорядочение судопроизводства рассматривалось в качестве средства построения идеального социального порядка, основанного на естественных законах. Важнейшая задача правовой политики «просвещенного абсолютизма» заключалась в стремлении монархии максимально централизовать право и судопроизводство, подчинив их своему надзору.
Это обусловило тенденцию становления кодифицированного права. Приоритетное значение в кодификациях «просвещенного абсолютизма» придавалось процессуальным и уголовным нормам, что объяснялось их архаичным партикулярным характером. Уголовная юстиция характеризовалась тогда судебным произволом и свободой судейского усмотрения, что не соответствовало политическим интересам монархии.
Первыми кодексами эпохи «просвещенного абсолютизма» стали:
· «Свод баварских уголовных законов»;
· «Терезиана»;
· «Йозефина».
Классическим примером кодификации «просвещенного абсолютизма» в Германии являлось Прусское земское уложение, подготовленное в период царствования Фридриха II.
Необходимость кодификации прусского права в целях унификации правоприменения была осознана юристами и политиками в начале XVIII в. Однако тогда кодификация не была проведена. Катализатором кодификационной политики стало одно из судебных разбирательств 1780 г. Казалось бы, банальное дело отчетливо показало устаревший, запутанный характер правовых норм и противоречивость существующего законодательства. Поэтому в том же году по специальному указу короля началась реформа прусской юстиции, задачи которой заключались в достижении унификации правоположений, упрощении судебно-процессуальных норм, составлении кодификации на национальном языке и достижении единообразия правовых источников.
Прусское земское уложение 1794 г.
Разработкой свода занимался известный в то время правовед Сварец, в проекте которого прослеживалось влияние естественно-правовой школы, идей гражданского равенства и законности. Из-за сопротивления консервативного чиновничества введение кодификации в юридическую практику откладывалось. Действующим источником она стала лишь в 1794 г. С этого момента все остальные источники теряли юридическую силу.
Прусское земское уложение (ПЗУ) представляло собой собрание специализированных кодексов. Первая часть его посвящалась общему праву, субъектами которого становились все граждане страны. Вторая часть содержала нормы специального права, регулировавшие семейно-брачные отношения, статус товариществ, чиновничества, духовенства, полицейских учреждений, а также положения опекунского права. В основу кодекса были положены принципы естественного права и законности. Новое законодательство провозглашало формальное равенство граждан перед законом, но на взаимоотношения власти и подданных эта декларация не повлияла. Они по-прежнему строились на основе абсолютистских традиций. Кроме гражданского равенства, ПЗУ провозгласило свободу совести и вероисповедания.
Провозглашенное равенство носило декларативный характер, так как источник закреплял сословное деление общества. Каждое из сословий имело свой социально-экономический и политический статус и вытекавшие отсюда привилегии. Так, дворяне, являвшиеся высшим сословием, были подсудны лишь высшему суду, обладали исключительными правами на высшие должности в системе государственной власти и местные дворянские собрания.
Значительная часть статей ПЗУ посвящалась регулированию собственнических отношений. Субъектами частнособственнических прав становились физические лица и общества, что отражало прогрессивную тенденцию в развитии вещного права и свидетельствовало о преодолении ряда феодальных пережитков в этой области. Однако в целом право собственности сохраняло архаические формы.