Поскольку в Византии существовала огромная бюрократия, то в ней было и около 60-ти государственных министерств - - «секретов». Рангов чиновников во Восточной римской империи насчитывалось примерно столько же, сколько и главных «секретов». Для бюрократического аппарата Византии была характерна развитая система коррупции и фискалитета.
Местное управление не было неизменным. В IV- -VII вв. в Восточной римской империи сохранялась позднеримская административно-территориальная система, когда во главе двух префектур стояли префекты, входившие по должности в синклит. Префектуры подразделялись на диоцезы, которых насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы подразделялись на пятьдесят с лишним провинций во главе с начальниками провинций, а самым низшим звеном служили округа, также возглавляемые окружной администрацией. При такой системе управленческие полномочия глав префектур, диоцезов, провинций и округов сочетались с судебными, но были отделены от военных. Когда же в VII в., в связи с необходимостью защиты государства от арабов, прежняя система уступила место фемному строю (фема - - военно-административный округ), то глава фемы, стратиг, был наделен всеми властными полномочиями, включая судебные и военные.
В Восточной римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации.
Высшим светским судом был суд императора, рассматривавший по первой инстанции дела о государственной измене и других особо тяжких преступлениях. В основном же этот суд служил апелляционной инстанцией на приговоры и решения, вынесенные в низших судах. Императорский синклит также являлся судебной инстанцией высшего уровня, рассматривая как первая инстанция тяжкие преступления (преимущественно государственные). Дела с участием придворных находились в ведении протовестиария. А главы отдельных «секретов» рассматривали дела, касавшиеся их отрасли, и с участием лиц, заинтересованных в разрешении конфликта. Так, глава финансового секрета рассматривал спорные дела, где сторонами выступали купцы, судовладельцы.
|
Церковные суды были строго централизованы: суду патриарха Константинополя подчинялись суды митрополитов. Ниже стояли суды архиепископов, еще ниже - - епископские суды. Их компетенция сводилась к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в брачно-семейной сфере. В сферу деятельности церковных судов Византии попадали и все дела с участием духовенства.
На местном уровне до VII в. судебную деятельность в основном осуществляли главы административных единиц. Но, например, в провинции, наряду с ее главой, высшим судьей был претор. С введением фемного строя судебную деятельность в фемах стали осуществлять стратиги.
Право Византии
В Византии существовала развитая система права. Она была представлена обширным законодательством в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, а также сводов судебной практики. В период с IV по VIII вв. основными источниками права страны были кодекс Феодосия и свод Юстиниана. Кодекс Феодосия был одной из первых попыток систематизации римского права. Он включал только действовавшие тогда нормы права в виде императорского законодательства. Всеобъемлющая систематизация развернулась уже после падения Западной Римской империи в 528—534 гг. по указанию византийского императора Юстиниана. Он стремился ликвидировать крайнюю разобщенность и беспорядочность прежнего законодательства, а также регламентировать законом ряд вопросов, которые не освящались старыми нормами права. Для реализации этих планов необходимо было, прежде всего, унифицировать многообразные источники права.
|
Развитие византийского права во многом определялось преемственностью с римскими правовыми традициями, получившими здесь самобытное преломление. Трансформация римского права была обусловлена «огосударствленным» характером права Византии, феодализацией византийского общества, а также влиянием христианской морали. Руководство кодификационными работами осуществлял известный тогда юрист Трибониан. Они завершились созданием ряда крупных сборников римского права. Позднее они стали рассматриваться в качестве единого Свода законов Юстиниана. Первая его редакция была издана 7 апреля 529 г. Сборник состоял из 12 книг, которые распадались на титулы, а те, в свою очередь, делились на фрагменты.
Важнейшую часть кодификации Юстиниана составляли Дигесты, в которых цитировались Ульпиан, Павел, Юлиан, Модестин. Источник был составлен на латыни, но многие изречения и даже целые цитаты приведены на греческом. Первоначальный текст документа не сохранился. Самая ранняя, дошедшая до нас копия относится к концу VI в. Основным содержанием Дигест были фрагменты, посвященные частному праву. Кроме того, здесь содержались рассуждения относительно общих вопросов правосудия, деления права на частное и публичное, понимания закона. Частичное освещение получило в этом источнике и международное право.
|
Дигесты отразили тенденцию слияния преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего (деление вещей на манципируемые и неманципируемые). Придав Дигестам силу закона, император запретил их комментировать и ссылаться на старые законы и сочинения римских юристов. В VI в. по инициативе императора Юстиниана был составлен Свод гражданского права - - Corpus juris civilis, и вплоть до VIII в. он оставался ведущим источником права в Восточной римской империи. Но массивный, состоявший из четырех частей - - Институций, Дигест, Кодекса и Новелл, -- Свод был очень труден для применения в судейской практике.
Поэтому в 726 г. по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского происходит переработка Свода Юстиниана. Созданная законодателями Эклога представляла собой сокращенный, исправленный переработанный с учетом времени Corpus juris civilis, который с радостью восприняли судьи Византии.
Эклога состояла из 18-ти титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального, канонического права. Эклога была очень популярной не только в Византии, но и в славянских странах, поскольку в ней юридически четко было изложено действовавшее тогда право. Однако из-за краткости Эклоги многие нормы права не получили в ней своего отражения.
Вследствие этого в конце 20-х гг. VIII в. параллельно с Эклогой был создан Земледельческий закон, который славяне называли «Славянским», т.к. он представлял собой запись норм славянского обычного права с дополнением их нормами византийского законодательства. Славянский закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений, например, ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и пр.
Морской закон определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем. Военный закон регламентировал ответственность за преступления при прохождении воинской службы. Моисеев закон считался своеобразным нравственным кодексом в Восточной римской империи.
Вообще влияние канонического (церковного) права на жизнь византийского общества было огромно. В период с VI по XI вв. в Византии интенсивно составлялись номоканоны - - сборники светского и канонического права. Но по существу номоканоны были источниками церковного права, т.к. в них преимущественно входили постановления патриархов Константинопольских и каноны вселенских соборов. По мнению византийских канонистов Властаря и Вальсамона, номоканоны обладали высшей юридической силой, поскольку содержали предписания обеих властей - - светской и церковной.
Когда в IX в. к власти в Византии пришла династия василевсов-иконопочитателей, то по инициативе императора Василия I была осуждена Эклога как «переработка божественного догмата божественного Юстиниана». Одновременно с осуждением нормативного акта, написанного иконоборцами, иконопочитатели составляют свой вариант переработки Свода гражданского права Юстиниана.
В 879 г. был издан Прохирон - - краткое пособие для судей, преследовавшее цели облегчить порядок правоприменительной деятельности в государстве. Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35 титулов, подразделявшихся на статьи. Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений «осужденной» Эклоги, преимущественно из области уголовного законодательства.
По сравнению с Эклогой Прохирон был куда менее удачной попыткой систематизации действовавшего в Византии права. Это почти сразу же осознали его составители, и поэтому между 884 и 886 гг. от имени Василия I и его сыновей-соправителей - - Льва и Александра - - была издана Эпанагога («переработанное повторение»). По сути это был улучшенный вариант Прохирона, включавший в себя оригинальные новеллы в области публичного права о взаимоотношениях православной церкви и государства. Точность формулировок и безупречная логика построения Эпанагоги снискали ей авторитет в правовых кругах Византии.
В 888- -889 гг. Лев Мудрый, сын Василия I, унаследовавший престол, издал Василики, или «царские законы», явившиеся своеобразной энциклопедией византийского права. Василики включали в себя 60 книг, удобно систематизированных и доступных пониманию даже не юристов. Этот свод византийского права явился последней официальной систематизацией норм права Восточной римской империи.
Частные нормативные источники права Византии - - это Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие привилегии отдельным лицам либо монастырям. К частным сборникам относят также Книгу Эпарха, изданную в X в. и содержавшую преимущественно нормы о ремесленно-торговом укладе византийских городов. Шестикнижие Арменопула, изданное в XIV в., является частным сборником норм гражданского и уголовного права, который действовал как признанный источник права на территории Бессарабии вплоть до начала XX в.
Под влиянием римского права развивалось обязательственное право Византии. Все обязательства, как и в римском праве, делились в зависимости от источника их происхождения: из деликтов или из договоров. Основными видами являлись договора: купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, поклажи, товарищества и др. Сделки заключались в основном в письменной форме. Закон ограничивал максимальный размер процентной ставки при заключении договора займа до 12%.
В семейно-брачных отношениях господствовали нормы православного христианского права. Основанием для заключения законного брака было достижение юношами 14-летнего возраста, а девушками — 12-летнего. Кроме того, необходимыми условиями являлись: согласие на брак жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и другого брака. Развод допускался, но в ограниченных случаях. В течение жизни человек мог заключать брак не более трех раз.
Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.
Уголовное право Византии носило сословный характер. Важнейшими факторами, определившими тенденции его развития, стали правовая доктрина христианства, библейские тексты, новое представление о государстве и статусе императора. Преступление рассматривалось как проявление греховной природы человека. Исходя из их доктрины предустановленной греховности наказание рассматривалось в качестве воздаяния за грехи.
Лица моложе 7 лет и умалишенные освобождались от ответственности. Не влекли за собой уголовного наказания и неумышленные преступления, а также совершенные в состоянии аффекта. Рецидив, наоборот, усиливал наказание. Основными видами преступлений являлись: государственные (наказывались смертной казнью), религиозные (наказывались смертной казнью, членовредительством или телесными наказаниями), имущественные (карались в основном штрафами и телесными наказаниями, реже - - смертной казнью), против семьи и нравственности (наказывались смертной казнью или телесными наказаниями), против личности (спектр наказаний - - от штрафов до смертной казни). По мере развития феодальных отношений усиливается репрессивный характер уголовного права. Сокращается доля штрафов и возрастает значение смертной казни. В качестве дополнительных наказаний применяются острижение и изгнание. Тюремное заключение в качестве самостоятельного наказания не упоминается в византийских источниках.
Таким образом, византийское право развивалось параллельно с государственностью и достигло высоко уровня развития, продемонстрировав преемственность с традициями античного права.
Контрольные вопросы
• На какие этапы подразделяется византийская государственность?
• Что обозначает слово «Василевс» применительно к государственному строю Византии?
• На какие группы подразделялось византийское крестьянство?
• Перечислите источники права Византии.
Раздел IV. Государство и право средневекового Востока.
Глава 13. Государство и право в средневековом Китае
В Китае, начиная с первых веков н. э. окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи укрепила свое положение, окрепло крупное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в. на короткое время объединением страны под властью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничтожена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Китая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317-420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сяньбийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.
В этот период получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в то время "системой равных полей"; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение. Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей.
Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.
Ученые выделяют в социальной структуре Китая три основных сословия:
1. Так назывемые благородные люди, т.е. светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были наиболее привилегированные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Восьми условиях для благоприятного рассмотрения дел" - - "Ба и", наделивший чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в. Богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почетных званий и ученых степеней;
2. Во вторую категорию входил добрый народ, или добрые люди, - - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;
3. Низшую категорию составлял дешевый народ, или подлые люди, - - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батраками, стражниками, слугами и т. д. (сх. 13).
Схема 13.
Характерно, что каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, они должны были строго соблюдать определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.
Главой государства был император - - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом) и имел неограниченные права. При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера - - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств).
Первому канцлеру подчинялись:
1. "ведомство чинов", занимавшееся назначением и увольнением чиновников;
2. "ведомство обрядов", наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;
3. "ведомство финансов", осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов.
Соответственно, второму канцлеру были подчинены:
1. "военное ведомство", занимавшееся организацией военного дела в империи;
2. "ведомство наказаний", которому подчинялись суды и тюрьмы;
3. "ведомство общественных работ", осуществлявшее организацию трудовой повинности податных сословий.
Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.
Управление на местах было основано на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра, причем в провинциях действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:
1. административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;
2. военная;
3. надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении - - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и со злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.
В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судопроизводство производилось не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV- -XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, а на низшей - - старейшина деревни, избираемый жителями.
Судебные дела в основном решались в уездных управах - - ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением и т.д. В том случае, когда дело не было окончательно решено в области или провинции - - оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решения выносились от имени самого императора.
Право средневекового Китая.
Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла церковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским монастырям) (сх. 14).
Схема 14.
В китайском обязательственном праве Договор купли-продажи занимал особое место. Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления письменной купчей. Отсутствие купчей наказывалось битьем палками. При продаже людей необходимо было свидетельство, что продаваемый человек с рождения был лично свободен.
Гражданское и семейное право в Китае (а также другие отрасли частного права) базировались главным образом на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианство привело к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде (сх. 15).
Схема 15.
Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обязательно предусматривавшее согласие отца.
Характерно, что развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - - китайский брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях: 1) бесплодие жены, 2) распутство, 3) проявление непочтения к мужу и его родителям, 4) болтливость, 5) склонность к воровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к аморальному поведению.
Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сыном. Замужние дочери не имели права на наследство; незамужние получали половину доли братьев. Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого.
В уголовном праве средневекового Китая идеология конфуцианства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом. Конфуцианцы утверждали, что наследственная аристократия и администрация должны стоять выше закона. Конфуцианство проявилось также и в вере в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм и жестких правовых норм. Неопределенность границ моральной нормы и отсутствие сформулированного в законе этого понятия препятствовали разграничению в праве форм вины, и поэтому при вынесении наказаний использовались такие категории, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка.
Законодательство не знало института необходимой обороны, но оно освобождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения своих отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей.
Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности основывалась на концепции так называемых "10-ти зол":
§ первой, второй и третьей формами зла считались преступные посягательства на императора, а также заговор о мятеже против государя, непокорство и измена;
§ четвертой - - преступления против близких родственников: убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;
§ пятой - - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью; сюда были отнесены убийства в одной семье трех и более человек, совершение преступления с особой жестокостью, колдовские магические действия, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;
§ шестой - - преступления, связанные с нарушением особо значимых запретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;
§ седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка.
Средневековый Китайский судебный процесс откровенно носил инквизиционный характер. Обычно дело начиналось с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, то чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных.
До суда преступника держали в тюрьме (женщин отдавали на поруки в дом мужа). Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным.
Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах также были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.
Контрольные вопросы
· Кто такие «благородные», «добрые» и «подлые» люди в средневековом Китае?
· Какой тип управления страной сохранялся в Китае в период средних веков?
· Каковы основные характеристики китайского средневекового права?
· Что такое "Десять зол"?
Глава 14. Государство и право в средневековой Японии
В древности японский архипелаг населяли племена кумасо и эбису, затем в течение нескольких веков туда переселялись племена маньчжурского происхождения с северо-востока Китая, а также племена из Индонезии, Кореи и Индокитая (рис. 7).
Рис. 7. |
В III- -VII веках на японских островах шел активный процесс разложения первобытнообщинных отношений и формирование раннеклассового общества. Появление первых племенных союзов на территории Японии относят к IV в., а их объединение произошло в V в. Родовая община, развиваясь, постепенно уступала место общине соседской. Наряду со свободными крестьянами-общинниками появились полусвободные члены общины (бэ, или бэмин) и рабы, но последних было незначительное количество.
В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла три стадии:
1. раннее средневековье (VII- -XII вв.), когда феодальные отношения лишь начинали складываться;
2. развитое средневековье (XIII- -XVII вв.), когда в Японии сложилась феодальная сеньориально-вассальная структура, со специфической военно-самурайской окраской и со всевластием сёгуна - - «великого воеводы. покорявшего варваров»;
3. позднее средневековье (XVIII-XIX вв.), когда феодальные отношения сёгуната переживали кризис и распад.
Общественная структура в Японии приобретает четкие очертания примерно к XII в., когда в результате освоения пустошей и захвата общинных земель феодалами, а также получения ими императорских земельных пожалований за службу образуется сёэн - - частновладельческое поместье японского феодала. С XII в. феодалы условно подразделяются на две основные группы:
· гокенин - - непосредственные вассалы правителя-сёгуна;
· хигокенин - - иные вассалы, принадлежавшие другим сеньорам, как светским, так и духовным.
Ко времени развитого средневековья (XV в.) в Японии выделяются влиятельные князья (даймё), владельцы крупных феодальных хозяйств. К XVII в. даймё подразделяются на две категории:
· непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве;
· «внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохранявшие титулы и привилегии.
Рис. 8 |
Когда в начале XVII в. Япония объединяется под эгидой сёгуна Иэясу Токугава и в 1615 г. издаётся книга «18-ти законов», то там регламентируются правовые статусы четырех основных сословий японского общества: