Есть дата, которая является основополагающей в истории английского права, как и в истории самой Англии и Европы, - - это 1066 год, когда Англия была завоевана нормандцами. Период, предшествовавший этой дате, в Англии называют периодом англосаксонского права. Римское господство, хотя оно и длилось в Англии четыре столетия - - от императора Клавдия до начала V века, - - оставило в Англии небольшой след.
Для историков английского права история права начинается с эпохи, когда римское господство прекратилось и различные племена германского происхождения - - саксы, англы, юты, датчане — возобладали в Англии. Именно в эту эпоху Англия была обращена в христианство миссией святого Августина Кентерберийского (596 г).
Право англосаксонской эпохи малоизвестно. После обращения в христианство законы составлялись так же, как и в континентальной Европе, с тем лишь отличием, что писались они не на латыни, а на англосаксонском языке. Как и другие варварские законы, они регулировали только очень ограниченные аспекты общественных отношений.
Законы Этельберта, составленные около 600 года, включают всего 90 коротких фраз. Законы датского короля Канута (1017- -1035 гг.), составленные четырьмя веками позже, гораздо более разработаны и знаменуют уже переход от эры общинно-племенной к феодализму. Персональный принцип уступает место, территориальному, но действующее право остается сугубо местным, хотя страна и была подчинена единому суверену. До нормандского завоевания не было права, общего для всей Англии.
Само по себе нормандское завоевание не изменило существовавшего положения. Вильгельм Завоеватель (как неудачно его называют) претендовал на господство в Англии на основании наследственных титулов, а не в силу права завоевателя. Он специально заявил о сохранении действия англосаксонского права, и даже в наши дни английские юристы и судьи в ряде случаев упоминают и даже применяют тот или иной закон англосаксонской эпохи. Однако нормандское завоевание - - серьезнейшее событие в истории английского права, так как оно принесло в Англию вместе с иностранной оккупацией сильную централизованную власть, богатую опытом административного управления, испытанного в герцогстве Нормандия. С нормандским завоеванием общинно-племенная эпоха кончилась: в Англии установился феодализм.
|
Однако английский феодализм очень отличается от феодализма, существовавшего в эту же эпоху во Франции, в Германии или в Италии. Нормандские сеньоры, последовавшие за Вильгельмом в Англию, очутились в побежденной стране, которой они не знали, а нравы и население которой презирали. Они почувствовали необходимость сгруппироваться вокруг своего господина, чтобы защитить свои завоевания и свою собственность. Завоеватель сумел избежать опасности, которую представляли 'для него слишком мощные вассалы: при распределении земель, которые он раздавал своим соратникам, он не создал ни одного крупного феода, и поэтому ни один «барон» не мог соперничать с ним.
В 1290 году был принят закон («Quia emptores»), по которому только король мог жаловать земли, что еще раз подтвердило прямую зависимость феодалов от короля. Дух организации и дисциплины выразился в создании в 1086 году «Книги страшного суда», в которую было занесено 1 5 тысяч поместий (manors) и 200 тысяч дворов, существовавших тогда в Англии. Дух военной организованности и дисциплины, характерный, в отличие от Европейского континента, для английского феодализма, отразился и на развитии общего права.
|
Общее право называлось comune ley на нормандском жаргоне, который с царства Эдуарда I (1272 - - 1307 гг.) до XVII века был разговорным языком для юристов Англии, тогда как письменностью, как и в остальной Европе, была латынь. Французский был придворным языком до воцарения Тюдоров в конце XV века. Естественно, что этот же язык использовали королевские суды и по мере расширения их компетенции английский язык вытеснялся из судебной сферы. Хотя позднее начался обратный процесс и с XVI века в судах преобладал английский язык, тем не менее лишь в 1731 г. (после неудачных попыток, предпринимавшихся в 1362 и 1650 гг. при Кромвеле) он был объявлен официальным, а французский и латынь это качество потеряли.
Общее право, в противовес местным обычаям - - это право, общее для всей Англии. В 1066 году оно еще не существовало. Собрание свободных людей, называемое Судом графства (County Court), и его подразделение Суд сотни (Hundred Court) осуществляли в тот период правосудие на основе местных обычаев в условиях строжайшего формализма.
После завоевания суды графств и суды сотен были постепенно заменены феодальной юрисдикцией нового типа (суды баронов, мэнорские суды и т.п.), которые судили также на основе обычного права сугубо локального характера. В сфере действия церковной юрисдикции, созданной после завоевания, применялось каноническое право, общее для всего христианства. Общее право - - право английское и общее для всей Англии - - было создано исключительно королевскими судами, называвшимися обычно Вестминстерскими - - по месту, где они заседали начиная с XIII века.
|
После нормандского завоевания королевские суды в Англии не имели универсальной компетенции. Споры передавались, как правило, в различные перечисленные ранее суды. Король осуществлял только «высший суд». Он вмешивался в споры в исключительных случаях: если существовала угроза миру в королевстве или если обстоятельства дела были таковы, что его нельзя было разрешить в обычном порядке. Суд, где король решал дела с помощью своих приближенных (Curia regis), - - это, по существу, суд особо знатных людей и особо крупных дел, а не обычный суд, доступный каждому.
В рамках Курии в XIII веке сложились автономные образования, в том числе наделенные судебной компетенцией комиссии с постоянным местопребыванием в Вестминстере. Компетенция этих судов была ограничена, они должны были считаться с сеньорами, которые хотели быть хозяевами у себя дома и вовсе не выражали готовности подчиняться судебным вердиктам. Вмешательство королевской власти в дела сеньоров и их подданных казалось сеньорам невозможным и противоречащим естественному порядку вещей.
Королевские суды, наконец, не могли даже осуществлять правосудие в качестве апелляционной инстанции по всем спорам, возникающим в королевстве. Вмешательство этих судов ограничивалось главным образом тремя категориями дел: делами, затрагивающими королевские финансы, делами, касающимися земельной собственности и недвижимости, тяжкими уголовными преступлениями, затрагивающими мир в королевстве. В судебных органах (Суде казначейства, Суде общегражданских исков и Суде королевской скамьи) сначала рассматривались только определенные дела из указанных трех категорий, но вскоре это разделение компетенции отпало и каждый из трех королевских судов Вестминстера мог рассматривать все дела, подпадающие под королевскую юрисдикцию.
Все остальные дела, кроме упомянутых трех категорий, по-прежнему разрешались вне королевской юрисдикции Судом графства или Судом сотни, феодальными и церковными судами, а позднее в соответствующих случаях и различными коммерческими судами, которым право отправлять правосудие было предоставлено в связи с проведением различных ярмарок и торгов и которые применяли международное торговое право - - Lex merkcatoria, или Ley merhant.
Канцлер и королевские судьи были заинтересованы в том, чтобы увеличить упомянутый список предписаний, учитывая доходы, которые они получали за рассмотрение дел. С другой стороны, король стремился укрепить свою власть и расширить свои судебные полномочия в государстве. К расширению компетенции королевские суды толкало и все возрастающее число обращений к ней частных лиц, ставивших королевскую юрисдикцию выше всякой другой. Ведь только королевские суды могли реально обеспечить явку свидетелей в суд и исполнение вынесенных решений. И только король и церковь могли обязать своих подданных принести присягу.
В силу всех этих причин королевские суды расширяли свою юрисдикцию и в конце средних веков стали единственным органом правосудия. Сеньоральные суды постигла та же участь, что и суды сотни, на долю муниципальных и торговых судов осталось немного малозначительных дел, а церковные суды рассматривали лишь споры, связанные со святостью брака или дисциплинарными проступками священнослужителей.
Английскому средневековому вещному праву известно деление имущества на движимое и недвижимое, но более распространенным и традиционным было деление вещей на реальную собственность и персональную собственность:
· реальная собственность защищалась реальными исками (в случае успеха которых утраченная вещь возвращалась владельцу). К реальной собственности относились родовая недвижимость, а также такие права на землю, которые носили характер свободного держания, феодального владения от короля или от другого лорда;
· персональная собственность защищалась персональными исками. К ней относились все прочие вещи.
Земля занимала особое место в английском средневековом праве. Земельные права определялись двумя главными понятиями:
1. владение, держание (tenancy);
2. объем владельческих прав, правовых интересов (estate).
Владение могло быть или свободным (фригольд) - - владение землей, полученной на условиях несения рыцарской службы или по праву личной службы, а также землевладение свободного крестьянина (сокаж), или несвободным (копигольд) - владение землей на условиях исполнения личных и поземельных повинностей крестьянина в пользу лорда; со временем превратилось в наследственное право феодальной аренды.
Понятие объема владельческих прав на недвижимость (estate) включает права лиц, которые участвуют в отношениях владения, пользования, распоряжения и контроля над собственностью. Estate также дает представление о наборе технических средств для передачи собственности. Исторически развиваясь, право владения недвижимостью имело следующие формы:
· получение лордами права продажи земли при условии, что на нового ее держателя переходят все служебные повинности прежнего;
· владение, близкое к частной собственности, с тем лишь отличием, что при отсутствии наследников земля не становилась выморочной;
· заповедные права на землю (права "заповедных земель");
· пожизненное владение;
· владение на определенный срок.
Сугубо английским институтом вещного права стал институт доверительной собственности (траст): одно лицо передает другому в собственность свое имущество или его часть с тем, чтобы получатель, став формально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию.
По мере развития рыночных отношений в английском праве стало складываться и развиваться обязательственное право: обязательства из деликтов и договоров.
Средневековому английскому обязательственному праву известны в числе прочих следующие формы исков:
· иск о долге;
· иск об отчете (лица, которому были доверены чужие деньги);
· иск о соглашении (требование к должнику исполнить обязательство, установленное соглашением сторон);
· иск о защите словесных соглашений.
Семейное право средневековой Англии определялось интересами охраны и защиты феодального землевладения. Как и в других странах Европы этого периода, оно регулировалось нормами канонического права, например: церковная форма брака, запрещение развода или двоеженства и пр.
Английская средневековая семья носила патриархальный характер. Движимое имущество женщины при вступлении в брак переходило к мужу; в отношении недвижимого имущества устанавливалось его управление. Замужняя женщина не имела права на самостоятельное заключение договоров, на выступление в суде в свою защиту. Замужние женщины в крестьянских, ремесленных и купеческих семьях пользовались большей дееспособностью - - они могли управлять своим имуществом, заключать сделки, заниматься торговлей.
Англосаксонским обычным правом развод признавался, хотя каноническое право его не допускало, разрешая лишь при определенных обстоятельствах раздельное проживание супругов. В случае развода или в случае смерти мужа женщина, уходя из семьи мужа, получала свою долю семейного имущества.
Английское средневековое право знало наследование и по закону, и по завещанию.
При наследовании по закону утвердился принцип майората во избежание дробления феода - - передача по наследству земельной собственности старшему сыну, а при его отсутствии - - старшему в роде. Наследование по завещанию в некоторых местностях ограничивалось, например: запрещалось отстранять от наследования законных наследников.
Английское уголовное право всредневековый период традиционно подразделяло все преступления на три группы:
· фелония - - понятие, сложившееся еще в XIII в. и означавшее тяжкие преступления (тяжкое убийство, простое убийство, похищение имущества, насильственное проникновение в чужое жилище ночью с целью их совершения и др.). Фелония каралась смертной казнью и конфискацией имущества;
· измена, выделившаяся из числа других преступлений в XIV в. и ставшая самым тяжким преступлением. В понятие измены входило нарушение долга верности королю со стороны его подданных (великая измена), а также совершение преступлений против государственной безопасности (призыв к мятежу, незаконное сборище в целях учинения беспорядков, сговор, соглашение двух или более лиц с противозаконными намерениями);
· мисдиминор - - понятие, которое постепенно развилось из правонарушений, ранее наказывавшихся лишь взысканием причиненного ущерба в гражданском порядке. Со временем в эту группу преступлений были включены мошенничество, изготовление фальшивых документов, подлог. Мисдиминор карался тюремным заключением или штрафом.
Судебный процесс в XII- -XIII вв. носил обвинительный характер. В дальнейшем английское судопроизводство стало обвинительно-состязательным как по гражданским, так и по уголовным делам. Предварительного следствия не существовало.
Церковные суды прибегали к услугам расследователей, которые изучали доказательства и устанавливали факты. Их заключения являлись основой решения.
В судах общего права доказательства собирались самими сторонами. В конце XV в. стали созываться специальные жюри обвинительных присяжных с целью проверки материалов обвинения. Если они признавали достаточными доводы в пользу обвинения, то составляли документ об обвинении. Такую проверку мог проводить и мировой судья. После того как стороны предоставляли свои доказательства, судья должен был суммировать обстоятельства дела и дать совет присяжным, указывая на правовые вопросы по делу. Суд присяжных выносил вердикт о виновности или невиновности обвиняемого.
Контрольные вопросы
· Что представляла собой Англия до нормандского завоевания?
· Как возникло общее право и суд присяжных?
· Какое место занимает Великая Хартия Вольностей в конституционной истории страны?
· Как и когда произошло образование и упрочение парламента?
· Как определить «право справедливости»? В чем его отличие от общего права?
· Почему английский абсолютизм называют «незавершенным»?
ХРОНОЛОГИЯ АНГЛИЙСКОЙ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
829. Объединение мелких государств Британии в единое государство «Англия».
1066. Битва при Гастингсе - нормандское завоевание Англии.
1086. Король проводит первую перепись населения - - Книга страшного Суда, (Domesday Book).
1215. Великая Хартия Вольностей (Magna Carta) - - первое ограничение королевской власти в Англии.
1265. Первое собрание английского парламента.
1455. Начало войны «Алой и Белой роз» в Англии, окончившейся в 1485г. установлением династии Тюдоров.
1534. Разрыв Англии с Папой Римским - - начало существования самостоятельной английской (англиканской) церкви.
1558. Начало правления королевы Елизаветы I Тюдор, заложившей основы могущества Англии.
1603. После смерти английской королевы Елизаветы I на престол вступает шотландский король Яков I из династии Стюартов.
Глава 12. Государство и право Византии
История византийского государства и права неразрывно связаны с основными тенденциями эволюции Римского государства. С одной стороны, ее история отличалась преемственностью с формами организации власти и права в Риме, а с другой - - демонстрировала уникальную специфику. Здесь соприкоснулись традиции античности и эллинистических монархий. Некоторым исследователям Византия представляется одним из вариантов ориентальной (восточной) деспотии, другим - - своего рода гибридным обществом, в котором переплелись черты западной и восточной цивилизаций. Именно из несовместимости этих черт некоторые историки выводят причины упадка и гибели Византийской империи. Значительные расхождения присутствуют и при оценке типа Византийского государства. Одни исследователи характеризуют его как раннефеодальное, а другие - - как позднеантичное.
В III в. обозначился социально-политический кризис Римской империи, который показал невозможность эффективного управления государством из одного политического центра. Это обусловило возникновение тетрархии (четверовластия), когда Римская империя для удобства управления была разделена Диоклетианом на две части: западную с центром в Риме и восточную. Резиденция императора стала располагаться в г. Никомедии, находившемся на северо-западном побережье Малой Азии. Западная римская империя вверялась соправителю Диоклетиана Максимиану. Он, как и Диоклетиан, наделялся титулом Августа.Важным элементом системы власти и управления стала должность помощника - - заместителя, который стал называться цезарем. Фактически цезари получали часть империи в управление, которая в результате оказалась поделенной на четыре части.
Установление тетрархии должно было обеспечить централизацию власти и оперативность управления, твердый порядок престолонаследия и гарантии от узурпации власти.
Преемник Диоклетиана, Константин, уничтожив тетрархию, сохранил деление территории государства на четыре части, которые стали называться префектурами. Их возглавляли чиновники, подчинявшиеся непосредственно императору. В IV в. Западная римская империя окончательно приходит в упадок, и центр экономической и политической жизни переносится на восток. Столицей империи с 330 г. становится древний греческий город Византии, расположенный на европейском берегу пролива Босфор между Эгейским и Черным морями. Вскоре он был переименован в Константинополь (рис. 6).
Рис. 6. |
В 395 г. в годы правления императора Феодосия произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную (Византию). Сами византийцы стали называть свою страну «Империей ромеев».
Падение в 476 г. Западной Римской империи положило начало самостоятельной истории Византии. В IV- -V вв. Византия сохраняла унаследованную от Рима государственную и административную организацию. Значительные изменения претерпела лишь армия и военный строй. Своего расцвета Византия достигла при Юстиниане, когда были осуществлены обширные внешние завоевания. Тогда в состав государства вошли Палестина, Египет, Северное побережье Африки, Италия, юг Испании. Средиземное море стало внутренним морем империи. Именно тогда особое место в системе государственности заняла греко-православная церковь.
Становление феодально-сословного строя приходится на VIII—IX вв., что сопровождалось централизацией политической власти. В XIII в. Византия переживает период децентрализации и упадка. В 1204 г. она распадается на несколько самостоятельных государств. В 1261 г. после изгнания крестоносцев целостность государства восстанавливается, но былого могущества Византия уже не достигла.
Выделяют три основных этапа византийской государственности:
· IV- -VII вв. - - позднеантичная (раннефеодальная) централизованная монархия;
· VIII- -XII вв. - - феодальное государство с сильной церковной властью в форме абсолютной монархии, представлявшей собой среднее между восточной деспотией и западноевропейским абсолютизмом;
· III- -XV вв. - - кризис Восточной римской империи, «второго Рима».
До нашествия арабов в VII в. в составе Византии находились территории Греции, Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта, Армении, юга Кавказа и Крыма. Затем, после военной экспансии арабов и славян, Византия начинает утрачивать имперское могущество. В 1204 г. крестоносцы, шедшие освобождать «гроб Господень» в Иерусалиме от мусульман, захватили Константинополь и основали кратковременную Латинскую империю с европейским императором во главе. Византийский император Михаил Палеолог в 1261 г. восстановил Византию, но в меньшем объеме, не сумев придать ей прежний статус «великой державы Востока». В 1453 г. Константинополь был взят турками.
Центром государственности был император — верховный военачальник, законодатель, судья. С VII в. византийский император носил титул «Басилевс». Императорский статус не передавался по наследству. Формально его выбирал Сенат, народ и армия, а фактически — мощная партия аристократии. Избранного императора венчал на царство Константинопольский патриарх.
Личность императора обладала сакральными характеристиками. В общественном сознании закрепилась идея богоустановленности власти императора. Христианская концепция власти утвердила представление об императоре как наместнике бога в мирских делах. Это объясняло положение главы государства как стоящего вне закона. На императора как представителя Иисуса Христа на земле возлагалась особая обязанность защищать интересы церкви, устои которой были неразрывно связаны с государственностью. Эта взаимосвязь именуется в историко-правовой литературе «цезарепапизмом». Но статус императора различался в зависимости от периода развития страны. Если на первом этапе император формально избирался «Сенатом, армией и народом Византии», а потом был вправе выбирать себе «соправителя-преемника», то с IX в. в Византии формируется наследственная легитимная монархия (табл. 13).
Император осуществлял управление совместно с Сенатом, который представлял собой консультативный (совещательный) орган по вопросам войны и мира. Важное место в системе политической власти занимал Государственный совет, работавший под председательством квестора (он ведал текущими административными вопросами и осуществлял судебные функции).Помимо императора высшими должностными лицами в Византии были префект столицы, начальник дворца, квестор, две магистратуры армии, два префекта преториев, логофеты (знатоки права). Канцелярии назывались секретами.
Местное управление осуществлялось префектурами в рамках провинции. Низшей ячейкой местного управления являлись общины. В Италии и в Африке функционировал институт наместников. В конце XI в. была создана четкая иерархия государственных чинов и титулов.
Таблица 13.
В начале XIII в. положение Византии характеризовалось перманентным кризисом и нестабильностью. Ослаблению империи способствовала агрессивная внешняя политика римского папства, Венецианской республики и европейские Крестовые походы. Во время 4-го Крестового похода разграблению подвергся и сам Константинополь.
Эволюция социально-политического строя Византии
Развитие византийского права было тесно связано с процессом феодализации византийского общества и Становлением сословного строя. Свободное население подразделялось на почтенных и смиренных. Это деление закрепляло степень причастности к государственной службе и наличие привилегий. Юридическая сословная структура накладывалась на должностное подразделение.
Высшим являлось сословие сенаторов, которые делились на сиятельных, знатнейших и почтенных. Звание сенатора было наследственным, но могло быть пожалованным и императором в качестве персональной заслуги. Членам этого сословия предоставлялись обширные финансовые и судебно-правовые привилегии. Они освобождались от уплаты основных государственных налогов, не могли быть арестованными и заточенными в тюрьму, осужденными без разрешения императора и согласия Сената. К ним не могли применяться наиболее тяжкие и позорящие наказания. Наряду с привилегиями сенаторы приобретали и обязанности. Так, в знак своей преданности императору они должны были ежегодно подносить ему подарки, обязаны были проживать в столице и не могли покидать ее без уведомления, не могли отказываться от выполнения государственных поручений.
Вторым по значению и масштабам предоставляемых привилегий было сословие куриалов, куда входили крупные чиновники. Они тоже обладали финансовыми и судебными привилегиями.
Мелкие земельные собственники и горожане составляли плебейское сословие. Торговое и ремесленное население объединялось в цеха, обладавшие статусом юридической корпорации.
Особым сословием в Византии было духовенство. Оно освобождалось властью от некоторых государственных натуральных повинностей, но уплачивало денежные.
Помимо нескольких групп свободного населения в Византии существовали и категории зависимых. От Римской империи было унаследовано рабство, претерпевшее существенную трансформацию. Рабы рассматривались уже не как вещи, а как ограниченные в правах и лишенные свободы люди. Убийство раба приравнивалось к убийству свободного человека плебейского сословия. В IV в. были разрешены браки рабов и свободных. Однако рабы были полностью лишены доступа к государственным должностям.
Основную массу зависимого населения составляли колоны. Институт колоната стал основным способом превращения бывших рабов в феодально-зависимое население. Таким образом, анализ социальной структуры византийского общества доказывает наличие сложившихся феодальных отношений.
Для Византии в целом характерна очень медленная феодализация общества: вплоть до XI- -XII вв. там существовали рабы. Они составляли низшее сословие социальной иерархии, не обладая правосубъектностью.
Немного выше рабов стояли византийские крестьяне, податное сословие, которое было весьма неоднородным. Среди них выделяют позднеантичных колонов - - земельных арендаторов по срочным контрактам первого этапа византийской государственности, которые могли быть как лично свободными, так и приписными к земле. При этом в IV в. преобладала первая категория колонов, а к VI в. - - вторая. Элевтеры были формально свободными крестьянами-общинниками, однако впоследствии вынужденно заполняли прекарные грамоты и становились крепостными. Апоры - - обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в аренду своей земли более зажиточным соседям по общине. Мортиты, наоборот, брали землю в аренду, выплачивая арендодателю «десятину» с выращенного урожая. С третьего этапа развития византийской государственности среди крестьян начинают преобладать парики - - крепостные крестьяне, которых относили к казенным или частным - - в зависимости от принадлежности тому или иному господину. Когда с XI в. в Византии появилась прония - - условное земельное держание, дававшееся феодалу за воинскую службу (сравни: западноевропейский бенефиций), количество частных париков увеличилось.
Примерно на одном социальном уровне с крестьянами стоял городской плебс, который не обладал полной правосубъектностью - - в отличие от знатных и почетных горожан - - судовладельцев, торговцев-ростовщиков, обладавших почетными званиями, привилегиями, ставившими их в ряд с высшими сословиями.
Куриалы, сборщики налогов в Византии, составляли привилегированный слой общества. К ним относились члены городских курий -- советов византийских городов. Невзирая на привилегию собирать налоги с податных лиц, некоторые налоги в казну куриалы и сами были обязаны платить.
Что касается сословия динатов - - «могущественных», то они обладали полным «налоговым иммунитетом». Динаты также не несли никаких трудовых повинностей в пользу государства, что приближало их к двум основным высшим сословиям Византии - - сенаторам и духовенству.
Духовенство любого уровня в Византии не платило никаких налогов в казну, и это делало привилегии церкви весьма ощутимыми.
Сенаторское сословие подразделялось на 18 разрядов. Каждый из этих разрядов относился к категории крупных землевладельцев, пользовавшихся полной имущественной правосубъектностью и свободных от налогообложения. Сенаторы имели свои военные отряды, свою систему штрафов по отношению к крепостным и параллельно замещали высшие государственные должности, составляя оплот византийской бюрократии.
На первом этапе византийской государственности, в V- -VI вв., сенат по западно-римской традиции еще играл важную роль в государстве (жители Византии называли себя «ромеями», т.е. римлянами, хотя официальным языком был греческий). Но впоследствии сенат эту роль утрачивает. На смену ему приходит синклит (совет) при Василевсе, куда входили высшие государственные чиновники: квестор, возглавлявший синклит и выполнявший функции министра юстиции; префект столицы, управлявший Константинополем; два префекта претория, один из которых управлял Восточной частью империи, а другой - - Балканами и др.