В наибольшей степени стимулирующее воздействие право справедливости оказало на защиту частных прав и коммерческих интересов, как бы откликаясь на настоятельные потребности социального развития. Для суда канцлера не было важным деление людей по сословиям - - подсудность давалась на основе общей Equity. Здесь получили признание требования, невозможные или недопускаемые в правилах общего права.
Одним из наиболее важных институтов, сформированных правом справедливости, стала доверительная собственность (trust). Согласно общему праву полновесные собственнические права принадлежали только лицам, входящим в феодально-земельную иерархию. Круг наследников таких держаний был значительно ограничен, запрещалось распоряжение владениями для женщин, духовных лиц, религиозных объединений и т. д. Ограничения обходились (с конца XIV в.) путем передачи собственности в доверительное управление в пользу третьего лица: полноценный собственник выступал в качестве доверителя, который обязывал одного или нескольких доверенных лиц, также полноправных (trustee), управлять его имуществом - - после смерти, в отсутствие и т.п. - - в интересах других лиц, получающих все выгоды управления. Доверенное лицо управляло имуществом по собственному усмотрению, могло им полностью располагать, никому не отчитываясь. И только канцлерский суд, исходя из требований морали и справедливости, давал защиту возможным коллизиям, приказывая trustee действовать определенным образом, передавать доходы третьим лицам и т. п., угрожая арестом в случае пренебрежения. При этом доверенное лицо оставалось полноценным собственником имущества.
Из формы trust позднее развились специфические виды совместной собственности и общей собственности, характерные преимущественно для английского права.
|
Суды справедливости только в период своего возникновения следовали абстрактным принципам морали и Equity. К XVII в. правила судов справедливости утвердились так же прочно, как и "общее право". Они были частью закреплены в парламентских биллях. Но еще большее значение для оформления норм судов справедливости в жесткую систему имела доктрина обязательности судебного прецедента.
Для английского права - - как для общего права, так и для права справедливости - - характерно важнейшее значение судебного прецедента, т.е. связанности судов предыдущими решениями.
Заключается это общее правило в том, что:
· решения Палаты лордов обязательны в качестве прецедента для всех других судов;
· решения Апелляционного суда обязательны для всех нижестоящих судов и для самого этого суда, исключая приговоры по уголовным делам;
· решения высоких судов, прежде всего Вестминстерских, обязательны для низших судов и рекомендательны для последующей юстиции от имени короны.
Правило прецедента применяется при истолковании законов, при ссылке на обычаи (в последнем случае достаточно доказать, что некогда однажды данное правило было принято каким-то судом за обычай). В период Средневековья правило прецедента только формировалось, и оно имело вид стремления к согласованности разных судебных решений. Впоследствии, к началу XVII в., когда коллизии между правилами "общего права" и "права справедливости" приобретали иногда политическое значение, правило прецедента стало приобретать все более и более определенный вид.
|
В XV в. возник особый Суд палаты прошений - - для разбора дел небогатых тяжущихся, которым было отказано в судах общего права. Компетенция суда была столь же обширна, как и у канцлерского, но касалась менее значительных дел. Этот суд был проще, дешевле и потому популярнее среди населения. Юристы неоднократно предпринимали попытки признать незаконной деятельность Суда прошений, и в XVII в. он прекратил работу в смутные времена Революции и Реставрации.
В XVI в. возникло также несколько специализированных судов - - суд лорда Адмиралтейства, по страховым делам и т.д., - - которые действовали в общей традиции новой канцлерской юстиции.
Для судебно-правовой системы Англии уже со времени ее формирования был характерен дуализм: наличие общего права и права справедливости, каждое из которых опиралось на собственные учреждения и традиции юстиции. Эта двойственность не только не была ликвидирована правовой политикой централизованной монархии, но закреплена законодательно, а также в силу традиции. Важнейшим носителем этой традиции стало правило судебного прецедента, обязательного для судов наряду с законами. Все это предопределило главнейшие особенности исторического английского права сравнительно с правом других стран континентальной Европы.
Контрольные вопросы
· Сколько было революций в Англии в XVII в.?
· Каково содержание "Петиции о правах" 1628 г.?
· Кому была адресована Великая ремонстрация 1641 г.?
· Перечислите основные события и законодательные новеллы периода Английской буржуазной революции.
|
· Что представлял собой протекторат Оливера Кромвеля?
· Что влекла за собой процедура выдачи приказа "хабеас корпус" до и после издания Акта 1679 г.?
· Какими законодательными актами была оформлена конституционная монархия в XVII - - начале XVIII вв.?
ХРОНОЛОГИЯ АНГЛИЙСКОЙ ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1640. Английский король Карл 1 созывает парламент (т.н. «Долгий Парламент»), что служит началом английской революции.
Основные события:
парламент уничтожает абсолютистский характер власти короля принятием конституционных актов (1641 г.);
отъезд короля на Север страны и начало гражданской войны (1642);
реформа парламентской армии Кромвелем и разгром королевской армии при Нейсби (1645);
побег короля из плена и окончательный разгром его армии (1648 г.);
казнь короля Карла I Стюарта и провозглашение Англии республикой (1649);
завоевание Кромвелем Ирландии (1649-1650) и Шотландии (1650-1652);
Кромвель становится «протектором» - - покровителем Англии (1653);
смерть Кромвеля (1658);
восстановление монархии и династии Стюартов, признавшей революционные изменения (1660).
1679. Английский парламент принимает Акт о неприкосновенности личности (Habeas corpus act) - - один из краеугольных камней британской неписаной конституции;
1688. Начало «Славной революции» в Англии, закончившейся изгнанием династии Стюартов и приглашением в 1689 г. на престол штатгальтера Нидерландов Вильгельма Оранского;
1707. Объединение Англии и Шотландии в единое государство -- Великобритания;
1714. На британский престол вступает Ганноверская династия (ныне Виндзорская);
Глава 17. От Германского союза к Германской империи
К началу XIX века Германская империя представляла из себя какой-то конгломерат государств. Ее политический строй был крайне раздроблен. В нем состояли королевства, курфюрства, ландграфства, маркграфства «окняженные графства», архиепископства, епископства, аббатства, владения духовных орденов, владения имперских рыцарств и вольных городов. Так выглядел на практике княжеский абсолютизм.
До 1806 г. в Германии насчитывался 51 имперский город, около 360 княжеств и около 1,5 тыс. рыцарских владений, владельцы которых также претендовали на независимость, суверенитет ( Данные приводятся приводятся по учебнику К.Г.Федорова и Э.В.Лисневского «История государства и права зарубежных стран - -Ростов/Д., 1994. Часть 2. Книга 1. с. 77).
Великая французская революция повлияла на фактически распавшуюся феодальную империю, которой являлась тысячелетняя «Священная Римская империя германской нации». Наполеон I юридически довершил дело ее разрушения. Он уничтожил самостоятельность «вольных» городов и отдельных княжеств. Вместо нескольких сотен государств осталось несколько десятков. Значительная часть Германии (ее прирейнские области) была поставлена под непосредственное управление Франции. Здесь были уничтожены крепостное право и феодальные привилегии, введен Гражданский кодекс 1804 года. Поражение Наполеона не восстановило старой империи.
Вместо нее Парижским трактатом 1814 года был образован так называемый Германский союз в числе 34 государств - - королевств, княжеств, герцогств и немногих свободных городов.
Германский союз фактически был международным объединением государств. Каждое из вошедших в союз государств сохраняло свою независимость. Реальное главенство в союзе принадлежало Австрии. Германский союз, конечно, не решал проблемы объединения Германии. Сохранялись даже таможенные пошлины, суверенитет субъектов и т.д. Орган Германского союза, «Союзный сейм», прозванный из-за своего состава «коллекцией мумий», заботился только о том, чтобы в Германии ничего не менялось. Тон во всей этой политике задавал всесильный австрийский министр Меттерних, одна из самых мрачных фигур европейской политической реакции (сх. 9).
Пруссия, претендовавшая вместо Австрии на роль объединительной силы в Германии, приняла в 1818 г. таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгласивший свободу передвижения между всеми его провинциями. В 1819 г. на Венской конференции германских правительств делегаты Пруссии выступили с инициативой распространить действие прусского таможенного закона на весь союз.
Несмотря на антипрусскую реакцию австрийского правительства с 1819 по 1833 гг. Пруссия добилась заключения таможенных соглашений с отдельными германскими правительствами. Буржуазное развитие Германии между тем совершалось, хотя и медленно. Итогом стало создание в 1834г. Таможенного союза германских государств, в который вошло 20 членов Германского союза под руководством Пруссии. Австрия попыталась подчинить Таможенный союз Союзному сейму, но эти попытки были сорваны Пруссией. Созданный по инициативе Пруссии Таможенный союз был ее крупным успехом. Он привлек на сторону Пруссии всю буржуазию средних и мелких германских государств, и с течением времени она привыкнет смотреть на Пруссию как на свой экономический, а затем и политический форпост (табл. 7).
Схема 9.
Таблица 7.
1814 г. - образование Германского союза (34 государства - королевства, княжества, герцогства и 4 свободных города) во главе с Австрией. 1834 г. - создание Таможенного союза (по инициативе Пруссии) из 18 государств - новый этап экономического развития Германии, начало формирования хозяйственного единства страны при сохранении государственной раздробленности. |
В 1847 г. на конференции Таможенного союза был принят Общегерманский вексельный устав, впервые применивший единообразное регулирование вексельного оборота. Его принятие укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как в основу устава был положен прусский проект Вексельного закона. В 1857 г. на обсуждение Союзного сейма были представлены два проекта Торгового кодекса: прусский и австрийский. Законодатели выбрали в качестве основы для будущей общегерманской кодификации торгового права прусский проект, более лаконичный и ясный. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового пространства Германии.
Всеобщая воинская повинность (введенная в Пруссии еще в 1814 г.) и огромные траты на армию делали Пруссию единственным серьезным конкурентом Австрии в Германском союзе. Конфликт между ними решился в войне 1886 года, затеянный из-за герцогства Гольштейн. В битве при Садовой (1866 г.). Пруссия разбила австрийскую армию. С этого времени надежды германской буржуазии на восстановление страны в единое государство стали связываться с Пруссией и ее правительством. Объединение Германии было необходимым условием ее экономического и политического развития. Оно было оправдано уже единством языка и культуры. Сделавшись самым смелым из германских государств, Пруссия взялась за объединение по-своему, стремясь возвести здание империи на фундаменте политической системы. Важную роль в решении этой задачи сыграл упоминавшийся выше первый министр Пруссии Отто фон Бисмарк. Бисмарк стремился оправдать эти надежды. Он ни минуты не сомневался в том, каким должен быть путь к объединению: «Не речами, не постановлениями большинства… а железом и кровью!» (табл. 8).
Таблица 8.
1849 г. - -создание во Франкфурте первой конституции объединенной Германии (не вступила в силу); 1850 г. - - принятие октроированной Конституционной Хартии Пруссии 1861 г. - - королем Пруссии стал Вильгельм I: военная реформа (увеличение регулярной армии, введение трехгодичной воинской службы), сент. 1862 г. - - на пост канцлера Пруссии был назначен Отто фон Бисмарк. Главной помехой на пути объединения Германии под главенством Пруссии была Австрия. Конфликт между ними решился в войне 1866 г. 1866 г. - - битва при Садовой; Пруссия разбила австрийскую армию. 1867 г. - 0 создание Северогерманского союза - - объединение северогерманских княжеств и вольных городов вокруг Пруссии и создание в Германии нового сильного государства, за пределами которого остались южногерманские государства (Бавария, Вюртемберг, Баден и др.). 1870-1871 гг. - - после победы над Францией в войне 1870-1871 гг. южногерманские государства присоединились к Северогерманскому союзу. 1871 г. - - прусский король Вильгельм был провозглашен германским императором. 1871 г. - - принятие первой общегерманской Констиуции. |
В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганновер, Нассау, Франкфурт и др. земли, увеличив тем самым свою территорию (табл. 9).
Таблица 9.
В том же 1866 г. был упразднен Германский союз и образовался Северо-Германский союз, в который вошли все северогерманские государства, а также ряд западных и южногерманских (табл. 10).
Таблица 10.
В следующем, 1867 г. Союз получил уже конституционное устройство. Управление им осуществлялось «президентом» в лице прусского короля, канцлером - - в лице прусского первого министра и двумя палатами, из которых нижняя - - рейхстаг - - избиралась всеобщим избирательным правом. Некоторые другие германские государства вроде Ганновера и Нассау были попросту присоединены к Пруссии.
За пределами союза оставались лишь большие и влиятельные южногерманские государства (Вюртемберг, Бавария и др.) На пути к их насильственному объединению в рамках единой империи стояла Франция: появление большого и сильного государства у самых ее границ было для Франции неприемлемым.
В 1867 г. была принята Конституция Северо-Германского союза, согласно которой вся власть переходила президенту союза - - прусскому королю, канцлеру и Общесоюзному рейхстагу. Нижняя палата рейхстага создавалась на основе всеобщего избирательного права.
В 1870 году Пруссия получила наконец возможность спровоцировать войну с Францией (которую, впрочем, не менее желал и Наполеон III). Победоносно закончив ее и заключив в 1871 г. Франкфуртский мир - - договор, по которому к Германии были присоединены Эльзас и Лотарингия и получена контрибуция в размере 5 млрд франков. Разгромив Францию, Пруссия лишила южногерманское государство свободы выбора. Они должны были заявить о своем согласии войти в состав единой Германской империи.
Объединение Германии завершилось присоединением Бадена, Баварии, Вюртемберга, Гессен-Дармштадта, что было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. 18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство - - Германская империя (табл. 11).
Таблица 11.
Согласно этой конституции, в состав империи входили 22 монархии (Пруссия, Бавария, Саксония и др.) и несколько вольных городов, в том числе Гамбург. Конституция наделяла всех их известной независимостью, но в действительности то был союз, в котором не было даже и формального равенства членов.
Главой империи объявлялся король Пруссии - - самого большого из всех германских государств (60% населения, свыше половины всей территории) (табл. 12-А). Ему присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил империи, он назначал всех имперских чиновников, включая канцлера - - главу правительства. Император же назначал делегатов в верхнюю палату парламента и мог, если желал, осуществлять непосредственное руководство министрами.
Таблица 12.
В 1881 году Германская империя получила Конституцию
Верхней палатой империи являлся Союзный совет - - бундесрат. Нормы представительства Земель в бундесрате были установлены самой конституцией. Из 58 депутатов бундесрата 17 представляли Пруссию, остальные государства империи имели в нем от одного до шести депутатов (табл. 12-Б).
Конституция представляла бундесрату законодательную власть наряду с рейхстагом и значительную долю исполнительной власти. Он имел постоянный аппарат, специализированный в разных областях государственной деятельности. Решающее влияние на работу бундесрата оказывала Пруссия. Председателем Союзного совета (бундесрата) был канцлер империи - - прусский министр, назначаемый прусским королем.
Для отрицательного решения по любому из важных вопросов политики достаточно было 14 голосов, меж тем как Пруссия (одна!) имела в бундесрате 17 голосов (а затем даже 22).
Господство Пруссии было столь очевидно, что мелкие государства воздерживались от делегирования своих представителей в бундесрат.
Иногда рейхстаг отклонял правительственный законопроект, тогда правительство легко обходило это препятствие, проведя через бундесрат несколько отредактированный «указ» - - с тем же содержанием, что и отклоненный рейхстагом закон. Никакого контроля над министрами рейхстаг не имел. Рейхстаг избирался всеобщим мужским избирательным правом при тайном голосовании. Досрочный роспуск рейхстага мог быть произведен простым постановлением Союзного совета, и это не раз делалось.
Имперское правительство было представлено в единственном лице - - канцлера Бисмарка. Кабинета министров не существовало. Министры, ведающие определенным кругом обязанностей, были не столько коллегами канцлера, сколько его подчиненными, его заместителями (по данному ведомству). Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо политики и армии, оно ведало банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.д. На долю всех местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов.
Реакционная по своему основному строю и духу конституция 1871 г. была наполнена юридическими нелепостями и несообразностями. «Президент» империи был связан контрассигнатурой канцлера, которого он назначал и смещал по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся финансов и военного дела.
Германская Конституция 1871 г. установила авторитарную конституционную монархию с федеративным государственным устройством и явилась выражением союза между феодально-юнкерским землевладением и быстро растущим прусско-германским капиталом.
Объединение Германии способствовало быстрому промышленному росту страны. Вскоре Германия станет перегонять Англию. Вместе с тем быстро росла численность немецкого рабочего класса. Германская социал-демократия становится крупнейшей из социалистических партий Европы. В 1867 г. за кандидатов этой партии голосовало уже полмиллиона человек. В создавшейся ситуации Бисмарк прибег к мерам уголовной и административной репрессии. По его настоянию рейхстаг проводит так называемый исключительный закон против социалистов 1878 г. Тюремное заключение и крупный штраф угрожали каждому за состояние в организации, желающей «свержения существующего государственного или общественного строя путем социал-демократических, социалистических или коммунистических устремлений» (табл. 13).
На основе «исключительного закона» правительство добилось тюремного заключения для 1500 членов социал-демократической партии и высылки 900 человек, к ней принадлежащих; 1300 печатных изданий партии было запрещено. При всем этом «исключительный закон» не дал ожидаемых результатов и вскоре был отменен (табл. 14).
Германское гражданское уложение 1896 г.
Германское гражданское уложение было принято в 1896 г., а вступило в действие в 1900 г. В качестве субъектов гражданских правоотношений уложение признает физических и юридических лиц. Правоспособность физических лиц основывалась на принципе юридического равенства. Совершеннолетие наступало с 21 года. В возрасте от 7 лет до 21 года уложение устанавливало различные степени ограничения дееспособности.
Таблица 13.
Таблица 14.
Германское гражданское уложение называЛО два вида юридических лиц:
1. ферейны (общества, союзы), под которыми понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (преследующими цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (преследующими культурные, научные и подобные им цели);
2. учреждения, которые образуются в силу волеизъявлений частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели известное имущество
Уложение не прямо определяло содержания правоспособности юридических лиц (табл. 15).
Таблица 15.
Все вещи уложение делило на земельные участки и движимые вещи, строго различая правовой режим движимых и недвижимых вещей
Германское гражданское уложение называло ряд вещных прав:
· право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные и личные сервитуты, узуфрукт, право застройки);
· право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости и др.);
· право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты, рыбной ловли).
Основным вещным правом является право собственности. Уложение раскрывало его содержание следующим образом: "Собственник вещи может обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на нее". Таким образом, уложение подчеркивало свободу частной собственности. Вместе с тем уложение содержало ограничения прав собственника.
Наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений является договор.
Уложение не дает определения договора. Однако можно выделить существенные черты договора:
· договор понимается как юридическая связь, установленная между несколькими лицами;
· содержанием договора может быть как положительное действие, так и воздержание от такового.
Договорные отношения по уложению строятся на принципе свободы договора. Предоставляя частным лицам свободу по установлению договорных обязательств, уложение устанавливает условия действительности:
· соответствие договора законам;
· дееспособность лиц, заключающих сделку (табл. 16).
Таблица 16.
В качестве основания возникновения обязательств уложение также признает деликты. По общему правилу ответственность несет лицо, виновное в причинении вреда. Уложение не признает имущественного возмещения неимущественного вреда.
Уложение признает единственной законной формой брака гражданский брак.
Брачный возраст установлен для женщин - - 16 лет, для мужчин - - 21 год. Кроме достижения брачной правоспособности, необходимым условием вступления в брак является наличие обоюдного согласия на брак. Для несовершеннолетних требуется согласие родителей. Препятствиями для действительности брака могут служить:
· близкое родство;
· нерасторжение первого брака;
· женщине не разрешалось вступать в новый брак в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего (табл. 17).
Имущественные отношения супругов определялись брачным договором. Если стороны своим брачным договором не установили иного режима, сохраняется раздельность права собственности на имущество супругов. Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на принципе осуществления родительской власти отцом. Родительская власть переходит к матери лишь после смерти отца или лишения его родительской власти.
Таблица 17.
При наследовании по закону уложение закрепляло систему линий (парантелл), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую линию составляли нисходящие наследники, вторую линию - - родители и их нисходящие родственники, третью - - дед и бабка и их нисходящие родственники и т. д. Особое положение занимал переживший супруг. При наличии наследников первых двух линий, а также деда и бабки ему предоставлялось право собственности только на часть наследства умершего, если же родственников первой и второй линии, деда или бабки нет - - то к пережившему супругу переходило все наследство.
При наследовании по завещанию уложение исходит из принципа свободы завещаний. В целях охраны интересов законных наследников устанавливались некоторые ограничения завещательной свободы. Таким ограничением была обязательная доля.
Глава 18. Великая Французская революция XVIII в.
Одно из величайших событий новой истории - - французская революция XVIII в. дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире. Кроме того, она расчистила почву для дальнейшего развития капитализма, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилизации передового для своего времени общественно-политического строя. Революция 1789- -1794 гг. стала вполне закономерным результатом длительного кризиса ставшей главной помехой по пути дальнейшего развития Франции абсолютной монархии.
Торгово-промышленный кризис, вызванный неурожаями, и голод привели к росту безработицы, к обнищанию городских низов и крестьянства в конце 70-х гг. XVIII в. Начались массовые крестьянские волнения, вскоре перекинувшиеся вскоре в города. Монархия вынуждена была пойти на уступки (табл. 18).
Таблица 18.
Ученые условно делят ход Французской революции 1789- -1794 гг. на следующие этапы:
1. первый этап - - создание конституционной монархии (14 июля 1789 г. - - 10 августа 1792 г.);
2. второй этап - - установление Жирондистской республики (10 августа 1792 г. - - 2 июня 1793 г.);
3. третий этап - - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 г. - - 27 июля 1794 г.).
Началом первого этапа революции считается 14 июля 1789 г., когда восставший народ штурмом взял королевскую крепость - - тюрьму Бастилию, которую в течение года разрушили. Народ смещал королевскую администрацию и заменял ее новыми выборными органами - - муниципалитетами, в которые вошли наиболее авторитетные представители третьего сословия.
В Париже и провинциальных городах буржуазия создавала свои вооруженные силы - - Национальную гвардию, территориальное ополчение. Каждый национальный гвардеец должен был за свой счет приобрести вооружение и снаряжение - - условие, которое закрывало доступ в национальную гвардию неимущим гражданам (табл. 19).
Таблица 19.
Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии, поскольку власть во Франции оказалась в руках политической группировки, представлявшей интересы богатых буржуа и либеральных дворян и не стремившейся к полной ликвидации старого строя. Их идеалом являлась конституционная монархия, поэтому в Учредительном собрании они получили название конституционалистов. В основе политической деятельности крупной буржуазии были попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок (табл. 20, рис. 3, 4).
Учредительным собранием 26 августа 1789 года был принят программный документ революции - Декларация прав человека и гражданина.