ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ,




Учебно-методическое пособие

 

 

Новосибирск 2016

УДК 658 (075)

ББК 65.291.823.2

С 409

 

Кафедра стандартизации, метрологии и сертификации

 

Составитель д-р с.-х. наук, проф. Н.Н. Ланцева

 

Рецензент д-р биол. наук, проф. К.В. Жучаев

 

Системы менеджмента качества: учеб.-метод.пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т; Биолого-технолог. фак.; сост.: Н.Н. Ланцева. 3-е изд. перер. и доп. – Новосибирск, 2016. – 68 с.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для выполнения практической и самостоятельной работы по дисциплине «Системы менеджмента качества» для подготовки магистрантов по направлениям подготовки: 19.04.03 Продукты питания животного происхождения, 36.04.02 Зоотехния и 06.04.01 Биология.

Утверждено и рекомендовано к изданию учебно-методическим советом биолого-технологического факультета (протокол №9 от 29 июня 2016 г.).

 

 

© Новосибирский государственный аграрный университет, 2016

ВВЕДЕНИЕ

 

Система менеджмента качества предполагает управление предприятием на основе выявленных (идентифицированных), описанных, разложенных на процедуры, согласованных между собой процессов, что является залогом эффективной работы организации и повышения качества взаимодействия компании с контрагентами как на «входе» процесса, так и на «выходе».

Добровольная сертификация систем менеджмента качества является элементом рыночных отношений, она возникла в 80-е годы прошлого века как потребность бизнеса в результате совокупности факторов, складывающихся в законодательстве, экономике и взаимоотношениях в глобальной сети поставок.

Для успешного функционирования организация должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействииодним из важнейших достижений современной доктрины качества является принцип процессного подхода к выполнению работы. Разработчики последней версии международных стандартов сертификации «системы качества» серии ИСО 9000 подчеркивают, что основным достижением этой версии является именно процессный подход в достижении качества. Стандарт ИСО 9001 – цитата: «Настоящий стандарт отстаивает применение принципа «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей посредством выполнения их требований.

Для эффективной организации работы предприятия по критерию качества необходимо разработать документы СМК, устанавливающие порядок и правила выполнения процессов, которыми следует управлять.

Трудно представить ситуацию, когда нет документов, стандартов предприятия, и все указания руководства сообщаются в устной форме, а каждый исполнитель выполняет эти указания в меру своих знаний и опыта. Здесь о единстве целей в области качества вообще не может быть речи. Контроль, аудит при отсутствии документов также невозможно провести, поскольку любой аудит - это определение соответствия какому-то эталону (документу, стандарту). Разработка документов СМК - это большой и важный этап работы по проектированию, созданию СМК.

Число необходимых документов определяется числом процессов, которыми вы намерены управлять, плюс обязательные документы:

- Область применения СМК,

- Политика в области качества,

- Цели в области качества,

- Программы внутренних аудитов, устанавливающие их периодичность, а также методы проведения, ответственность, планируемые для проверки требования и предоставление отчетности. Именно эти документы, прежде всего, проверяют представители органов по сертификации при установлении соответствия имеющейся документации СМК требованиям международных (национальных) стандартов на стадии предсертификационного аудита. Разрабатываемые документы составляют основу и механизм реализации СМК. Но этот механизм надо заставить работать. Если ограничиться только разработкой документов, то это не принесет улучшений. Поставленную задачу можно решить только в том случае, если персонал будет пользоваться документами, стандартами предприятия (стандартами организации), а практика будет соответствовать описанию в стандартах.

 


ТЕРМИНЫИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

 

Анализ – деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей.

Ассоциация – организация, членами которой являются другие организации или лица.

Аудит – систематический, независимый и документируемый процесс получения объективных свидетельств и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.

Аудитор – лицо, проводящее аудит.

Верификация – подтверждение, посредством представления объективных свидетельств, того, что установленные требования были выполнены.

Валидация – подтверждение, посредством представления объективных свидетельств, того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.

Высшее руководство – лицо или группа людей, осуществляющих руководство и управление организациейна высшем уровне

Внешний поставщик, внешний провайдер (производитель, дистрибьютор, предприятие розничной торговли или продавец продукции, услуг) – поставщик, не являющийся частью организации.

Вовлечение – у частие в деятельности, событии или ситуации.

Взаимодействие – вовлечение и вклад в деятельность для достижения общих целей.

Выход – результат процесса.

Данные – факты об объекте.

Документ (запись, спецификация, процедурный документ, чертеж, отчет, стандарт) – значимые данные и носитель, на котором эта информация представлена.

Документированная информация – информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией, и носитель, который ее содержит.

Система менеджмента качества (СМК) – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик, целей и процессов для достижения этих целей применительно к качеству.

Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Система менеджмента – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик, целей и процессов для достижения этих целей.

Информация – значимые факты об объекте.

Качество – степень соответствия совокупности присущих (имеющихся у какого-либо объекта) характеристик (отличительных свойств) требованиям (потребностям или ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными).

Контроль – процедура оценивания соответствия путем наблюдения, суждения, сопровождающаяся соответствующими измерениями, испытаниями, калибровкой.

Компетентность – способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

Консультант по системе менеджмента качества – лицо, предоставляющее рекомендации или информацию, помогающие организации при создании системы менеджмента качества

Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Метрологическая функция – функциональная единица с административной и технической ответственностью за определение и внедрение системы менеджмента измерений.

Мониторинг – процесс постоянного наблюдения за выполнением мероприятий или требований по достижению запланированных результатов.

Политика – намерения и направление организации, официально сформулированные ее высшим руководством.

Политика в области качества – намерения и направление организации официально сформулированные ее высшим руководством, относящаяся к качеству.

План качества – спецификация, определяющая какие процедуры и соответствующие ресурсы, когда и кем должны применяться в отношении конкретного объекта.

План менеджмента проекта – документ, устанавливающий, что необходимо для достижения целей проекта.

Процесс квалификации – процесс демонстрации способности выполнить установленные требования. Квалификация как процесс может распространяться на работников, продукцию, процессы или системы.

Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.

Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины несоответствия и предупреждения его повторного возникновения

Объект, сущность, элемент (продукция, услуга, процесс, лицо, организация, система, ресурс) – что-либо воспринимаемое или воображаемое.

Организация – лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения или целей.

Объективное свидетельство – факты об объекте подтверждающие наличие или истинность чего-либо.

Потребитель – лицо или организация, которые могут получать или получают продукциюили услугу, предназначенные или требуемые этим лицом или организацией.

Представитель по урегулированию спорных вопросов ( удовлетворенность потребителя) – лицо, назначенное ПУСВ-провайдором для оказания помощи сторонам в решении спорных вопросов.

Претензия – выражение организации неудовлетворенности ее продукцией или услугой, или непосредственно процессом управления претензиями в ситуациям где явно или неявно ожидается ответ или решение.

Продукция – результат процесса, который может быть произведен без какого-либо взаимодействия между организацией и потребителем.

Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.

Процедура – установленный способ осуществления деятельности или процесса.

Планирование и разработка документов системы менеджмента качества – разработка плана по документированию системы менеджмента качества и организации ее выполнения, обеспечивающая согласованную работу всех участников процесса документирования.

Разработка документа – подготовка проекта документа ответственным разработчиком и представление его на согласование заинтересованному лицу.

Регистрация документа – запись учетных данных документа по установленной форме и присвоение ему цифрового, буквенного или буквенно-цифрового обозначения.

Результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Риск - влияние неопределенности.

Руководство по качеству – спецификация (документ устанавливающий требования) на систему менеджмента качества организации.

Стандарт предприятия – нормативный документ, устанавливающий положения и организацию процессов выполнения работ в конкретной области деятельности.

Спецификация – документ (Руководство по качеству, план качества, технический чертеж, процедурный документ, рабочая инструкция), устанавливающий требования.

Среда организации – сочетание внутренних и внешних факторов которое может оказывать влияние на подход организации к постановке и достижению ее целей.

Согласование документа – снятие разногласий по содержанию и виду проекта документа между разработчиком и заинтересованными лицами путем внесения в него изменений и дополнений до проставления визы заинтересованными лицами.

Сфера действия документа СМК – должностные лица и подразделения университета, для которых соблюдение данного документа СМК обязательно.

Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Требование к качеству – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным относящееся к качеству.

Законодательное требование – обязательное требование, установленное законодательным органом.

Нормативное правовое требование – обязательное требование, установленное органом, уполномоченным законодательным органом.

Записи – документы, содержащие достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.

Заинтересованная сторона, стейкхолдер (потребители, владельцы, работники в организации, поставщики, банкиры, регулирующие органы, союзы, партнеры или сообщество, которое может включать конкурентов или группы противодействия) – лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.

Соответствие – выполнение требований.

Несоответствие – невыполнение требований

Цель – результат, который должен быть достигнут.

Цель в области качества – результат, который должен быть достигнут в отношении качества.

Успех – Достижений результатов, которые должны быть достигнуты.

Устойчивый успех – у спех на протяжении определенного периода времени.

Услуга – результат процессаорганизации по крайней мере, одним действием, обязательно осуществленным при взаимодействии организации и потребителя.

Удовлетворенность потребителя – восприятие потребителем степени выполнения его ожиданий.

Улучшение – д ействия по улучшению результатов деятельности.

Постоянное улучшение – п овторяющаяся деятельность по улучшению результатов деятельности.

Характеристика – отличительное свойство.

Характеристика качества – присущая объекту характеристика, относящаяся к требованию.

Эффективность – соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

 

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ
С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ
ИСО СЕРИИ 9000

В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством существуют уже с середины 70-х годов. Прежде всего, они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности: ядерной энергетике, авиации, космонавтике, производстве военной техники.

С целью устранения различий и гармонизации требований на международном уровне, разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством в составе Международной организации по стандартизации (ИСО) был создан технический комитет ИСО/ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества», в задачу которого входила стандартизация основополагающих принципов системы качества.

Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, ИСО/ТК 176 разработал и в 1987 году опубликовал первые пять стандартов МС ИСО серии 9000 и трехязычный словарь терминов и определений в области качества - МС ИСО 8402. Разработанные стандарты вобрали в себя все наиболее рациональное из того, что накоплено в этой области знаний и практической деятельности. Эти стандарты не только устранили технические барьеры в сотрудничестве, установили унифицированные подходы, но и послужили ценным источником мирового опыта, готовых управленческих решений. Они стали практическим руководством для создания систем качества на предприятиях.

В 1994 году стандарты ИСО серии 9000 были пересмотрены, однако сохранилась прежняя основа, в том числе цели и способы их достижения. Число стандартов было доведено до 25 (некоторым новым стандартам присвоили номера, начиная с 10000). В 2000 году Международной организацией по стандартизации приняты новые стандарты ИСО серии 9000. В связи с тем, что требования к системам менеджмента качества по МС ИСО 9001-2000 существенно отличаются от требований МС ИСО 9001-1994, ею установлен трехлетний период на переход от систем качества к новым системам менеджмента качества. В этот период допускается сертификация систем качества и по стандартам 1994 года.

При разработке стандартов учитывался опыт практического использования стандартов ИСО серии 9000-1994. В частности, было сокращено количество стандартов.

В версии 2001 г. в РФ приняты следующие стандарты ИСО:

ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;

ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования;

ГОСТ Р 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

Затем была версия 2008, 2011 гг. с незначительными изменениями и дополнениями.

Во многих странах существенное значение приобрела добровольная сертификация систем качества предприятий на соответствие требованиям международных стандартов серии ИСО 9000. Международной организацией по стандартизации ИСО утверждена серия 9000 международных стандартов, устанавливающих требования к системам обеспечения качества. Стандарты серии 9000, принятые многими странами, оказали большое влияние на обеспечение качества и постоянно совершенствуются, в настоящее время нормативная база системы менеджмента качества включает следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Система менеджмента качества. Требования;

ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Национальный стандарт РФ. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества;

ГОСТ Р ИСО 19011-2012. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента;

ГОСТ Р 55568-2013. Национальный стандарт РФ Оценка качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента и т.д.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Термины, относящиеся к лицам или людям

2. Термины, относящиеся к деятельности

3. Термины, относящиеся к организации

4. Термины, относящиеся к процессу

5. Термины, относящиеся к системе

6. Термины, относящиеся к требованиям

7. Термины, относящиеся к результатам

8. Термины, относящиеся к данным, информации и документам

9. Термины, относящиеся к потребителям

10.Термины, относящиеся к характеристикам

11.Термины, относящиеся к определению

12. Термины, относящиеся к действиям

13. Термины, относящиеся к аудиту

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫОСВОЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СИСТЕМЫ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Современная система качества основывается на двух подходах: техническом (инженерном) и управленческом (административном).

Технический подход базируется на требованиях стандартов на продукцию и предусматривает применение статистических методов, методов метрологии и других научных методов, используемых для оценки стабильности производственных процессов и обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции.

Управленческий подход базируется на требованиях стандартов ISO серии 9000, принципах и методах менеджмента — «координированной деятельности по руководству и управлению организацией». В широком смысле она охватывает структуру организации, документацию, производственные процессы и ресурсы для достижения целей в области качества продукции и удовлетворения требований потребителей.

Первый шаг на пути внедрения системы менеджмента качеством делает высшее руководство предприятия.

Для этого необходимо:

- провести обучение высшего руководства;

- издать приказ о подготовке предприятия к освоению системы менеджмента качества, таким образом принять решение о смене стиля работы;

- создать поддерживающую структуру:

• совет по качеству,

• представителя руководства по качеству,

• службу качества,

• ответственных по качеству в подразделениях предприятия;

-провести обучение персонала;

-провести внутренний аудит:

• определить сильные и слабые стороны предприятия;

• провести причинно-следственный анализ несоответствий;

• провести анализ политики предприятия в области качества: та ли цель, те ли направления?;

• провести самооценку по критериям стандарта ИСО 9001-2015; наметить цели и пути их достижения, для этого необходимо:

• определить стратегию - 90 % информации;

• провозгласить политику в области качества - 10 % информации;

- выделить необходимые ресурсы для освоения СМК;

- разработать программу освоения организацией требований стандарта ИСО 9001-2015.

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫПО ОСВОЕНИЮ
ПРЕДПРИЯТИЕМ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ ISO СЕРИИ 9000

1. Издать приказ о подготовке предприятия к освоению системы менеджмента качества с назначением представителя руководства по качеству и совета покачеству.

2. Провести анализ требований стандарта и их доступное изложение.

3. Определить, что означают требования стандарта конкретно для вашейорганизации, а также выделить и обосновать требования, которые нельзяприменить ввиду специфики вашей организации и её продукции.

4. Разработать стратегию и план работ по освоению системы менеджментакачества, соответствующей требованиям стандарта.

5. Провести внутренний аудит:

- комплексный анализ фактического состоянияпредприятия;

- сравнение план/факт;

- обнаружение «узких» мест в организации (осуществляется, как правило, проведением самооценкипутем анкетирования);

6. Разработать схему организационной структуры с распределением ответственности и полномочий.

7. Разработать актуальные должностные инструкции и положения о подразделениях.

8. Сформировать, документально оформить, утвердить и довести до каждогоработника политику организации в области качества.

9. Установить цели в области качества, согласованные с политикой в областикачества, для каждого подразделения и каждого уровня управления.

10. Провести информационные мероприятия и мероприятия по инструктажу «сверху-вниз» с целью сделать проект понятным каждому работнику.

11. Определить проектной группой заданное состояние будущей системы менеджмента качества. Выявить систему процессов, требуемых для системы менеджмента качества.

12. Определить последовательность, взаимосвязь и взаимодействия процессов.

13. С позиции стратегических целей и планов определить ключевые процессы, в соответствии с принципом Парето.

14. Назначить сотрудников, готовых взять на себя ответственность за каждый конкретный процесс и наделить их соответствующими полномочиями, сделатьвладельцем, собственником процесса.

15. Определить заказчика или потребителя процесса и описать выход процесса, т.е. требования к качеству результатов его функционирования.

16. Определить поставщиков процесса и требования к элементам входапроцесса, т. е. к ресурсам.

17. Определить критерии эффективного менеджмента данного процесса иосуществить его метрологическое обеспечение. Спланировать процессы измерения показателей качества и эффективностипроцесса.

18. Осуществить документирование процесса: описание процесса в виде блок схемы или схемы потоков с учетом системы менеджмента процесса (карты процессов).

19. Определить входные и выходные документы по стадиям процесса (например, регламент, должностные инструкции, рабочие журналы и т.п.).

20. Разработать документированные процедуры управления процессами в соответствии с требованиями стандарта ИСO 9001-2015.

Порядок проведения:

• Провести учет всех документов по качеству, существующих на настоящиймомент;

• распределить эти документы по четырем основным уровням (приложения Б);

• спланировать структуру и нумерацию для документированных процедур;

• разработать перечень возможных документированных процедур;

• установить форму документированных процедур и правила их разработки;

• разработку проектов документированных процедур поручить проектнойгруппе или соответствующим отделам и согласовать проекты документированных процедур с данными отделами;

• утвердить проекты документированных процедур и передать для проверкина практике;

• проанализировать замечания отделов во время пробного внедрения и сучетом этих замечаний разработать окончательную редакцию;

• поручить ответственным лицам по качеству и руководству отделов ввести вдействие окончательную редакцию;

• выдать документированные процедуры всем отделам, которых они касаются.

21. Разработать документ – Руководства по качеству по разделам системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ ИСO 9001-2015, включив документированные процедуры или сделать ссылки на них.

22. Утвердить Руководство по качеству руководителем предприятия. Если Руководство по качеству утверждено, необходимо распространить его в организации. Если нет, необходимо редактирование и новая проверка.

23. Проводить регулярную оценку, мониторинг и анализ данных, относящихсяк процессу.

24. Систематически проводить корректирующие и предупреждающие действия, направленные на достижение целей процесса.

25. Определить порядок внесения в процесс изменений.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ,

Организационная структура предприятия и структура СМК должна обеспечивать эффективное управление процессами и достижение целей в области качества.

Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.

Организационная структура дает четкое понимание того, в каком направлении движется предприятие. Организационная структура связывает участников. Благодаря ей сотрудники, присоединяющиеся к группе, имеют отличительные черты. В то же время и сама группа обладает определенными особенностями. Организационная структура формируется неизбежно. Любая организация по определению подразумевает какую-то структуру.

Существуют традиционные организационные структуры. Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.

Существует несколько типов традиционных структур:

1. Линейная организационная структура – самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций. Линейная структура позволяет легко принимать решения.

Преимущества:

- Простое построение;

- однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности;

- жесткое руководство органами управления;

- оперативность и точность управленческих решений.

Недостатки:

- Затруднительные связи между инстанциями;

- концентрация власти в управляющей верхушке;

- сильная загрузка средних уровней управления.

2. Линейно-штабная организация- характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному специалисту в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.

Преимущества:

- Позволяет сотрудникам быстро выполнять задачи;

- помогает сотрудникам брать на себя ответственные функции и специализироваться на конкретных функциях;

- помогает линейным руководителям сконцентрироваться на определенных задачах;

- при организационных изменениях минимален риск возникновения сопротивления;

- сотрудники чувствуют, что их вклад оценен.

Недостатки:

- Среди сотрудников может возникать путаница;

- у сотрудников недостаточно знаний, чтобы ориентироваться на результат;

- слишком много уровней иерархии;

- сотрудники могут расходиться во мнениях, что замедляет работу;

- более дорогостоящая структура, чем простая линейная организация, из-за наличия начальников подразделений;

- решения могут приниматься слишком долго.

3. Функциональная структура - Этот вид организационной структуры классифицирует сотрудников согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни. Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи. Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека(мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчинённости. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной. Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.

К преимуществам такой структуры можно отнести:

- Сокращение звеньев согласования;

- уменьшение дублирования работ;

- укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней;

- высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций;

К недостаткам:

- Неоднозначное распределение ответственности;

- длительная процедура принятия решений;

- возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.

4. Дивизиональная структура – это виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.

4.1 Продуктовая (товарная) структура

Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.

Преимущества:

- Структурные единицы, которые не работают, можно легко закрыть;

- каждая единица может управляться как отдельное структурное подразделение;

- быстрое и легкое принятие решений;

- большая независимость у лиц, принимающих решения;

- отдельные продукты привлекают отдельное внимание в зависимости от проблем, которые возникают;

- организация характеризуется высокой производительностью и эффективностью.

Недостатки:

- Поскольку каждая структурная единица работает самостоятельно, организационные цели не могут быть достигнуты;

- нездоровая конкуренция среди внутренних подразделений;

- большое количество организационных уровней препятствует развитию бизнеса;

- все единицы не могут быть равнозначными;

- маркетинг отдельных продуктов может сильно отличаться по стоимости.

4.2 Рыночная структура. Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает предприятие. У предприятия может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.

Преимущества:

- Сотрудники могут общаться с клиентами на местном языке;

- они доступны клиентам;

- проблемы на конкретном рынке могут решаться изолированно;

- поскольку люди ответственны за конкретный рынок, задачи выполняются вовремя;

- сотрудники специализируются на работе на конкретном рынке;

- могут разрабатываться новые продукты для специализированных рынков.

Недостатки:

- Может возникнуть острая конкуренция среди сотрудников;

- принятие решений может вызывать конфликты;

- трудно определить производительность и эффективность;

- все рынки могут не рассматриваться как равные;

- может отсутствовать связь между начальниками и сотрудниками;

- сотрудники могут неправильно использовать свои полномочия.

4.3 Географическая структура. У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.

Преимущества:

- Хорошая коммуникация среди сотрудников в том же самом местоположении;

- местные работники лучше знакомы с местной деловой средой и могут приспосабливаться к географическим и культурным особенностям;

- клиенты чувствуют лучшую связь с местными менеджерами, которые могут говорить на их языке;

- отчеты по работе отдельных рынков;

- решения принимаются взвешенно;

- могут вводиться новые продукты или модификации продуктов, удовлетворяющие потребности определенной области.

Недостатки:

- Может возникать нездоровая конкуренция среди различных географических зон;

- этика компании и ее принципы могут отличаться от региона к региону;

- отслеживание работы и прибыли каждой области может отнимать много времени;

- возможна плохая коммуникация среди сотрудников в различных регионах;

- взаимодействие между сотрудниками различных регионов может не сложиться.

5. Матричная структура. Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры - подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА

Как было отмечено выше, политика в области качества – общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством, а политика в области качества - намерения и направление организации официально сформулированные ее высшим руководством, относящаяся к качеству.

Первый раздел будущей системы непременно связан с намерениями и ответственностью руководства в отношении качества. Их концентрированной формой является официально оформленная политика в области качества. Именно в политике руководство предприятия определяет ключевые положения внедряемой на предприятии новой «философии качества». В этом заключается стратегическое значение политики.

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (п.5.1.1): «Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента качества посредством:

a) принятия ответственности за результативность системы менеджмента качества;

b)обеспечения разработки политики и целей в области качества, которые согласуются с условиями среды организации и ее стратегический направлением,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: