«Мир природы и человека»
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачиучебного предмета:
· формировать представления об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой;
· развивать способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Поставленные задачи ориентируют работу учителя в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
· полисенсорности восприятия объектов;
· практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
|
· накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
· закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
· постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами:
· «Сезонные изменения»,
· «Неживая природа»,
· «Живая природа (в том числе человек)»,
· «Безопасное поведение».
|
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Мир природы и человека» изучается в течение 1 года обучения, в течение 33 учебных недель, далее со 2- го по 4- й класс предмет изучается в течение 34 учебных недель.
В 1 классе учебный предмет «Мир природы и человека» изучается в объеме 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год.
Во 2, 3 и 4 классах предмет «Мир природы и человека» изучается в объеме по 1 часу в неделю, что составляет по 34 часа в год соответственно.
За весь период обучения (1 - 4 класс) – 168 часов.
Предметная область | Учебный предмет Класс | Количество часов в неделю (по годам обучения) | Всего | |||
Естествознание | Мир природы и человека | |||||
Итого: |
Предметная область | Учебный предмет Класс | Количество часов в год (по годам обучения) | Всего | |||
Естествознание | Мир природы и человека | |||||
Итого: |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа предмета «Мир природы и человека» ориентирована на формирование у обучающихся личностных и предметных результатов.