вопреки указанию, правилам, мнению близких, согласно приказу, благодаря решению, наперекор судьбе.




6.Нарушение управления в сложном предложении.

Например:

Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после 23 часов.

Предложение содержит ошибку в управлении.

Правильно сказать: указал на то, что. То есть при этом глаголе существительное должно употребляться в винительном падеже с предлогом НА.

Участковый указал на то, что

7. Нарушение в употреблении непроизводного предлога по в значении «после чего-либо» с существительными прибытие, приезд, завершение, окончание.

Предлог по в значении «после чего-либо» в сочетании с перечисленными существительными необходимо употреблять в предложном падеже, а не в дательном.

Неправильно: Правильно:

По прибытию в Москву. По прибытии в Москву.

По приезду на вокзал. По приезде на вокзал.

Практика

Упражнение 22

1.Важно следить и анализировать процессы, происходящие в современном обществе.

2.Благодаря неожиданного случая мне удалось поменять билет на самолет.

3. Он не оплатил за проезд в автобусе.

4.В своей критической статье по произведению Островского «Гроза» Добролюбов писал, что...

5.Согласно приказа директора школы со следующего года вводится обязательная школьная форма.

6.Запорожцы о чем-то смеются.

7.Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим.

8.Каждый день я поливал и любовался любимым цветком.

9.Мать беспокоилась за сына.

10.По завершению строительства рабочие перешли на новы объект.

Блок информации

II. Нарушения в предложениях с однородными членами

1.Смешение родового понятия с видовыми понятиями.

Нельзя в ряд с однородными членами предложения включать одновременно видовые и родовые понятия.

Например:

В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель (родовое понятие – мебель; видовые понятия – столы, стулья, шкаф).

Правильно:

В комнате стояла современная мебель.

Или:

В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.

 

Допустимо оставить родовое понятие, если перестроить предложение в простое с обобщающим словом (родовое понятие) и однородными членами.

Например:

В комнате стояла современная мебель: столы, стулья, книжный шкаф.

2.Предлоги при однородных членах.

Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим

Можно опускать только одинаковые предлоги при перечислении однородных членов предложения, но нельзя опускать разные предлоги.

Например:

Мы были в кино, в парке и стадионе (пропущен предлог при существительном стадионе, повторяется предлог при слове парке).

Правильно:

Мы были в кино, парке и на стадионе.

Например:

Мне нужно на вокзал, на почту и в магазин (повторяется предлог НА).

Правильно:

Мне нужно на вокзал, почту и в магазин.

3.Неправильное построение предложений с однородными членами:

а) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И причастный оборот и придаточное определительное с союзными словами который, которая, которое, которые.

Например:

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Не могут выступать в качестве однородных членов причастный оборот и придаточное предложение. Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных.

Правильно:

Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.

Девушка, которая сидела у окна и (которая) хорошо пела, запомнилась всем.

Чтобы устранить подобные ошибки, возможна и такая перестройка предложения:

Девушка, которая сидела у окна, хорошо пела и запомнилась всем.

б) Не могут выступать в качестве однородных членов дополнение, выраженное существительным, и придаточное предложение.

Например:

Экономисты говорят о снижении (существительное) инфляции и что задержки зарплаты больше не будет (придаточное предложение).

Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два дополнения, выраженные существительными; либо два придаточных предложения.

Правильно:

Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержки по зарплате.

в) Нельзя в одном предложении соединять как однородные члены имя существительное и инфинитив.

Например:

Я люблю английский язык (существительное) и решать (инфинитив) примеры.

Правильно: Я люблю английский язык и математику.

Или: Я люблю читать на английском языке и решать задачи по математике.

г) Нельзя в одном предложении сочетать в качестве однородных членов сказуемые, выраженные разными формами прилагательных.

Например:

Все были счастливы и веселые (счастливы – краткое прилагательное; весёлые – полное прилагательное).

В данном предложении нарушение способа выражения сказуемого.

Правильно:

Все были счастливы и веселы (оба сказуемых выражены краткими прилагательными).

Или: Все были счастливые и веселые (оба сказуемых выражены полными прилагательными).

Упражнение 23

Найдите ошибки в употреблении однородных членов предложения и предлогов при однородных членах. Исправьте предложения. Действуйте по аналогии с § 18 II 1,2.

1.Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.

2.На стройку привезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес.

3.В срок сданы жилые объекты, документация на них, квартиры для сотрудников.

4.Организована производственная практика студентов на заводах, промышленных объектах и фирмах - производителях стройматериалов.

5.На улицах города, на площадях, в скверах, в учреждениях развернута широкая реклама.

6.В Москве в дни юбилея на площадях, на улицах, на бульварах, скверах было огромное количество людей.

Упражнение 24

Найдите ошибки в употреблении однородных членов предложения. Исправьте ошибки. Действуйте по аналогии с § 18 II 3 а), б), в), г).

1.Он любил музыку и танцевать.

2.Жильцы требовали ликвидации неполадок и сделать ремонт.

3.Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности, поднять дисциплину в группе, соблюдать порядок и чистоту в общежитии.

4.Ночь была дождливая и темна.

5.В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю.

6.Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился.

7.Людям, увлекающимся туризмом и которые пожелают увидеть эту удивительную землю своими глазами, автор предлагает множество интересных туристских маршрутов.

8.Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение

Контрольные вопросы к § 18

1.Дайте определение понятию «Синтаксические нормы».

2.Перечислите основные типы синтаксических норм-ошибок.

3.Расскажите о согласовании сказуемого с подлежащим.

4.Приведите примеры редактирования предложений с однородными членами.

Домашнее задание:

1.§18 – Блок информации

2.Контрольные вопросы к §18

3.Словарная работа к занятию № 8

4.Упражнение 26

5.Индивидуально – аналитическое задание:

Создать текст с использованием опорных словарных слов на тему:

«Особенности работы медицинской сестры в стоматологическом кабинете».


Занятие № 9

§ 19 Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Ошибки в построении предложений с деепричастным и причастным оборотами, в сложном предложении.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните значение этих слов. Запомните правописание этих слов.

Периодонт`ит, стомат`ит, мол`яры, премол`яры

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните правописание.

Мозговое (крово)обращение, (жизненно) важная функция, врач (невролог), (лечебно) профилактические методы, (сердечно) сосудистая система (ССС), (желудочно) кишечный тракт (ЖКТ), (иммунно) дефицит, (эмоционально) экспрессивной, (хромо)никелевый сплав,(металло)пластмассовые конструкции, (причинно) следственная связь, (здрав)пункт, (психо)эмоциональное переживание.

Пунктуационная разминка

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

П…р…одонтиты с острым или хр…ническим течением возникают при инфицировании п…р…одонта через канал зуба и верхуш…чное отверстие что наблюдается при внесении м…д…каментов.

Блок информации

I.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым:

1.Нарушение согласования сказуемого с подлежащим в числе или роде:

Например:

Село Погореловка расположена недалеко от областного центра (в роде).

Правильно:

Село Погореловка расположено

Или:

Два инфаркта подорвало (в числе) его здоровье.

Правильно:

Два инфаркта подорвали его здоровье

2.При подлежащем, выраженном существительным в собирательном значении (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с р.п. мн. ч. сказуемое обычно ставится во мн. ч., если речь идет о предметах одушевленных, и в ед. ч., если подлежащее обозначает предметы неживой природы.

 

Например:

Большинство студентов успешно защитили курсовой проект.

Еще один ряд предложений возник у главного инженера.

3. При числительных 2, 3, 4 сказуемое обычно ставится во мн.ч.

Например:

Три заявления о приеме на работу лежали на столе.

4. При составном числительном, оканчивающемся на один, сказуемое обычно ставится в ед.ч.

Например:

Сто сорок один депутат участвовал в работе сессии.

5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в ед. ч. и согласуется в роде.

Например:

Тысяча человек отправилась на переподготовку.

6. При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое обычно ставится в ед.ч.

Например:

Прошло полтора часа.

7. При словах много, мало, немного, немало, сколько, несколько сказуемое обычно ставится в ед.ч.

Например:

Несколько сотрудников отказалось от сверхурочной работы.

8. при сложных названиях, состоящих их двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет.

Например:

Вагон–кафе расположен (а не расположено) между шестым и седьмым вагонами.

Кафе – столовая отремонтирована.

9. Вопросительные местоимения кто? что? и отрицательные никто, ничто требуют после себя глаголов в единственном числе: кто голосовал против? … никто не возражал…

10. Нарушение согласования между подлежащим и определением.

Например:

Молод ая (ж.р.) врач (м.р.) Замятина И.В. начал а (ж.р.) прием пациентов.

Правильно:

Молод ой(м.) врач (м.р.) Замятина И.В. начала прием пациентов.

 

Практика

 

Упражнение 25

Допишите окончания глаголов, обращайте внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1.Большинство предметов, лежавших на столе, был... покрыт... пылью.

2.Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был... готов... к новым играм.

3.Меньшинство сотрудников все-таки проголосовал… против этого заявления.

4.На пересечении двух улиц открыл... автомат-закусочная.

5.Поздно вечером к амбару подкатил... два грузовика, груженные мукой.

6.Несколько книг из библиотеки моего отца оказал... сь утерянными.

7.Корректор Иванова наш... в рукописи немало орфографических и пунктуационных ошибок.

8.На строительство нового·объекта получ(ен, ено, ены) миллион долларов.

9.Тысяча человек трудил…. на этом участке БАМа.

10.Много сотрудников этого предприятия прош… переподготовку в ИПК.

11.Кресло-кровать стоял… в дальнем углу комнаты.

12.В 1997 году на учительских курсах у нас прош… подготовку 51 человек.

13.Некоторая часть наших работников еще нужда...тся в жилье.

14.Поселок «Надежда» расположен… в 10 километрах от районного центра.

Блок информации

II.Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

1. Деепричастные обороты употребляются обычно в двусоставных предложениях, относятся к глаголу-сказуемому, обозначая добавочное действие подлежащего. (Закончив занятие, преподаватель вышел из аудитории. То есть: Преподаватель закончил занятие и он же вышел из аудитории. Основное действие, выраженное глаголом – сказуемым вышел, и добавочное действие, выраженное деепричастием – закончив, относятся к одному и тому же лицу – преподаватель. И это правильно).

Если глагол-сказуемое и деепричастие обозначают действия разных предметов или лиц, то предложение построено неверно, т.е. нарушены нормы литературного языка.

Рассмотрим пример нарушения этой нормы:

 

Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.

В данном предложении основное действие выражено глаголом слетела. Это сказуемое относится к слову шляпа (подлежащее), получается, что добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом подъезжая к станции также относится к шляпе, т.е. шляпа подъезжала и шляпа слетела) Этого быть не может. На самом деле шляпа, действительно, слетела, но добавочное действие (подъезжая к станции) относится не к ней, а к человеку, который подъезжал. Глагол–сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц.

В этом случае предложение надо перестроить в сложноподчиненное.

Правильно:

Когда я подъезжал к станции, у меня с головы слетела шляпа.

Деепричастный оборот возможно оставить, но в таком случае предложение необходимо перестроить в двусоставное.

Или:

Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

Однако такую перестройку можно сделать не всегда.

2. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией.

Например:

Поднявшись вверх по Волге, баржа будет разгружена на причалах Саратова

(будет разгружена – страдательная конструкция, употребленная в будущем времени, а деепричастие поднявшись обозначает действие в прошедшем времени).

Правильно:

Поднятая вверх по Волге баржа была разгружена на причалах Саратова (при страдательной конструкции правильнее употребить страдательное причастие).

Или:

Когда баржу подняли вверх по Волге, её разгрузили.

3. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, в котором подлежащее логически выражено.

Например:

1)Подходя к лесу (деепричастный оборот), мне стало холодно (предложение односоставное, безличное).

Но если деепричастие употребляется при неопределенной форме глагола, то этот вариант возможен.

Например:

2)Готовясь к докладу (деепричастный оборот), надо было изучить (инфинитив)много литературы.

Рассмотрим на примере первого предложения способы исправления ошибки.

Правильно:

Подходя к лесу, я замерз (деепричастный оборот сохранили, но предложение перестроили в двусоставное).

Мне стало холодно, когда я подошел к лесу (Предложение перестроили в сложноподчиненное. Этим вариантом пользуются чаще всего).

Я подошел к лесу, и мне стало холодно (Предложение перестроили в сложносочиненное).

 

Практика

Упражнение 26

Найдите речевую ошибку в употреблении деепричастий, отредактируйте предложения.

1.Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

2.Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени.

3.Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется.

4.Так, готовясь к походу, проходили дни.

5.Уходя домой после ночной смены, оборудование накрывалось.

6.Анализируя стихотворный текст, мной был неверно определен размер.

7.Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко.

8.Заглянув в группу, нам представилась интересная картина.

9.Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина урагана.

Блок информации

III.Ошибки в согласовании причастия с определяемым словом

1.Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в числе, роде и падеже.

Например:

Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.

В данном предложении ошибка в согласовании причастия с определяемым словом в падеже.

Правильно:

Одному из героев, ищущему смысл жизни…

2.Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное.

Например:

Отредактированная рукопись редактором.

(причастие) (определяемое слово) (зависимое слово).

Причастный оборот – отредактированная редактором - «разорван» определяемым словом - рукопись в такой конструкции. Нельзя помещать определяемое слово внутрь причастного оборота (причастный оборот должен полностью стоять до или после определяемого слова и не должен разрываться им на части).

Правильно:

Отредактированная редактором рукопись (Причастный оборот стоит перед определяемым словом).

Или:

Рукопись, отредактированная редактором ( Причастный оборот стоит после определяемого слова).

3.Нельзя употреблять в предложении причастный оборот после имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота.

Например:

Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов (В этом предложении причастный оборот - состоящая из множества хребтов - стоит после слова запад, которое не является определяемым словом).

Правильно:

горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад.

Или:

Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.

IV.Ошибки в построении сложного предложения:

1.С придаточным определительным:

Например:

Книга научила меня уважать друзей, которую я прочитал в детстве.

Ошибочно делать разрыв между определяемым словом и придаточным предложением с союзным словом который. Придаточное определительное должно находиться непосредственно после слова, к которому относится.

Правильно:

Книга, которую я прочитал в детстве, научила меня уважать друзей.

2.Придаточная часть начинается с союзного слова кто:

Относительное местоимение кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в единственном числе,

Например:

Кто не опоздает, будет участвовать в конкурсе.

Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот.

Неправильно:

Те, кто напишут ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.

Правильно:

Те, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.

 

V.Смешение прямой и косвенной речи

Он сказал, что я не согласен с его мнением.

Правильно:

Он сказал, что не согласен с его мнением.

 

Практика

Упражнение 27

Найдите ошибки в построении предложений с причастным оборотом; в сложном предложении. Запишите в исправленном виде.

1.Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки.

2.Поступающие письма в редакцию внимательно изучают и комментируют.

3.Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.

4.Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

5.Гарибальди стал во главе людей, сражающейся за независимость Италии.

6.Учебник по сестринскому делу, прочитанный мною, который мне очень понравился.

7.Иванов сказал, что не засну, но выучу до утра все билеты.

8.Те, кто пришли последними, остались без мест и стояли в проходах зала.

9.Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен.

10.Посмотри подарок на день рождения моей мамы, который сестра сделала сама.

 

 

Проверь себя

Самостоятельная работа

Найдите нарушение синтаксических норм, исправьте ошибки.

1.Мы любим и гордимся своей Родиной.

2.Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился.

3.И.С.Тургенев исследовал в своих романах ряд проблем общественной жизни, волнующие многих его современников.

4.Жители нашего дома очень беспокоились за судьбу заболевшего малыша.

5.Те, кто пришел на матч, остался доволен игрой нашей футбольной команды.

6.Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребенка.

7.На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.

8.Совершив прыжок с парашютом, самолет улетел на базу.

9.Я познакомился и подружился с соседом по парте.

10.Направляемым студентам на практику необходимо выдать программу ее прохождения и инструкцию.

11.Наблюдая за этими детьми, у вас может возникнуть впечатление, что все они вундеркинды.

12.Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

13.Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Италии и Кипре.

14.Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.

Контрольные вопросы к § 19

1.Дайте определение понятию «Синтаксические нормы».

2.Перечислите основные типы синтаксических норм-ошибок.

3.Расскажите о согласовании сказуемого с подлежащим.

4.Приведите примеры редактирования предложений с однородными членами.

5.Расскажите о типичных ошибках в употреблении причастных и деепричастных оборотов. Приведите примеры редактирования предложений с ними.

Домашнее задание:

1.§19 – Блок информации

2.Контрольные вопросы к §19

3.Словарная работа к занятию № 9

4.Упражнение 29

5.Самостоятельная работа «Проверь себя»

6.Индивидуально – аналитическое задание:

Напишите статью об изобретении какого-либо нового медицинского препарата в области стоматологии. Определите стиль и тип речи статьи.

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 11

Синтаксические нормы

Тест-контроль № 6

Синтаксические нормы

Лингвистика текста. Практическая стилистика.

Занятие № 10

§20 Функциональные стили речи. Специфика и жанры каждого стиля.

Блок информации

Литературный язык обслуживает разные стороны жизни людей.

Варианты литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения, называются функциональными стилями речи.

Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный (книжный) язык.

Разговорный язык (разговорный стиль речи) используется обычно в устной форме.

В зависимости от сферы употребления литературного языка различают научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили речи.

Наиболее важные признаки каждого из стилей определены с учетом следующего:

а) с какой целью говорим;

б) в какой обстановке говорим;

в) речевые жанры;

г) языковые средства выражения;

д) стилевые черты речи.

 

1.Разговорный стиль речи используется:

а) для непосредственного повседневного общения: делимся с окружающими нас людьми своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам;

б) в дружеской беседе, в неофициальной обстановке.

В нем часто используется разговорная и просторечная лексика. Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи. Непринужденная обстановка общения обусловливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений. Шире употребляются слова разговорные (глупить, ротозей, хихикать и т.д.), просторечные (классно, клево, железно и т.д.).

2.Научный стиль – это стиль научных сведений, сообщений.
Его жанры – научная статья, учебная литература, научный доклад, диссертация. Широко используется терминологическая и профессиональная лексика. Главное назначение научного текста – изучать явления, предметы, называть и объяснять их. Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются: употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, эпитетов, метафор, художественных сравнений, гипербол; широкое использование абстрактной (отвлеченной) лексики и терминов. Для научного стиля свойственны строгая логичность, объективность текста, смысловая точность.

Пример научного стиля речи

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, одно из самых тяжелых заболеваний нервной системы. По данным статистики, острые нарушения мозгового кровообращения среди причин смертности занимают 3 место после болезней сердца и онкологических заболеваний и случаются ежегодно у 25 из каждой 1000 человек. Инсульты условно можно разделить на кровоизлияния в мозг и инфаркт мозга. В первом случае причиной служит разрыв сосуда, во втором – закупорка сосуда тромбом или эмболом, либо спазм сосудистой стенки.

Чаще всего инсульты возникают у пожилых людей на фоне повышенных цифр артериального давления, распространенного атеросклероза, сахарного диабета. Однако в последнее время наметилась тенденция к омоложению данной патологии, что связывают с неблагоприятной экологической обстановкой, стрессами, злоупотреблением алкоголем, курением.

Клиническая картина заболевания достаточно многообразна и зависит от локализации и размеров очагов поражения в головном мозге. Следует отметить, что у большинства больных даже в случае своевременного оказания квалифицированной помощи сохраняются нарушения движений, расстройства координации, чувствительности, речи, интеллекта, памяти. По данным ВОЗ, более 62% больных, перенесших церебральный инсульт, испытывают различной степени выраженности функциональный дефицит.

3.Официально-деловой стиль – это стиль информации и сообщений. Он используется в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок, заявлений, актов, инструкций, резолюций, докладных, рапортов, объявлений, деловых бумаг и т.д. Для этого стиля характерны официальность, точность, не допускающая и двусмысленности (т.е. иного толкования), устойчивые, стандартизированные обороты речи.

Пример официально-делового стиля речи

Резюме

Тарасова Валентина Ивановна

Дата и место

рождения: 11.04. 1968, Воронеж

Опыт работы: 2001-2002: ЗАО «МПСК № 1»

Строительная компания

Бухгалтер

Вела счета: основные средства, нематериальные

активы, материалы, МБП, касса, расчетный счет,

расчет с поставщиками и подрядчиками, с

покупателями и заказчиками, с подотчетными

лицами, с дебиторами и кредиторами, зарплата,

книга покупок и продаж, реализация. Уверенно

работаю с компьютером (Excel, Word, 1C, Парус,

Альф, Зарплата и кадры)

1992 – 1997: АОО «МЭЛЗ», Москва

 

Экономист, бухгалтер

Вела счета: основные средства, нематериальные

активы, материалы, МБП, расчет с поставщиками и

подрядчиками, расчеты с дебиторами и кредиторами.

Работаю с компьютером (Word, Excel)

1997 – 1999 гг. ЗАО «Ольга-сервис» ремонт а\м,

торговля запчастями Москва

Иностранные

языки: Английский (разговор – хорошо, чтение – хорошо)

Образование: 1975 – 1981: Московский институт радиотехники,

электроники и автоматики

Факультет: полупроводниковые и микроэлектрон –

ные приборы. Специальность: инженер

электронной техники

1995: Бухгалтерские курсы.

Квалификация: бухгалтер

Семейное

положение: замужем, двое детей: дочь, сын (студенты)

Увлечения: спорт: волейбол и плавание; фото; занятие цветами.

Домашний адрес: Москва, 107589, ул. Хабаровская, 2-301

М. «Щелковская»

Контакты: Домашний - 7(095)668 06 80,

Рабочий – 7(095) 617 05 40

________________________________________________________________

4.Публицистический стиль – это стиль воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи. Этот стиль характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Логичность речи может сочетаться с образностью и эмоциональностью. Этот стиль употребляется в сфере политических, общественных и культурных отношений.

Пример публицистического стиля речи

Нужно ли говорить, что Россия богата природными ресурсами, запасами полезных ископаемых, - об этом знают все. Но настоящее ее богатство – люди, их ум, знания и опыт. За пределами России давно поняли, в чем поистине неисчерпаемый источник наших богатств. По-прежнему многие молодые ученые стараются уехать на Запад. И причина этому – не всегда деньги. Часто нет нужного оборудования в лабораториях, условий для работы. Как исправить положение? Прежде всего, надо научиться правильно оценивать знания – так, как это делают во всех развитых странах.

(по В.А.Макарову)

5.Художественный стиль речи (или стиль художественной литературы) воздействует на воображение и чувства читателя, передает мысли и чувства автора, использует все богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. Его жанры – роман, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия.

Пример художественного стиля речи

Степь чем далее, тем становилась прекраснее…Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще…

Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще, каждый листок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялася другою.

(Н.Гоголь)

Анализ текста

Стиль: художественный

Тип речи: описание

В приведенном отрывке из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» изображается только степь. Сначала это описание дневной степи, затем вечерней. Детали картины – разноцветные пестрые цветы и причудливые травы, обольстительный ветерок, изголуба-темное небо …Изменяется освещение – изменяется и цветовая гамма, обозначенная глаголами прошедшего времени: вечером… переменялась, пространство… охватывалось последним ярким отблеском солнца, темнело, музыка… утихала.

Пейзаж насыщен яркими цветами: темнеющая земля входит в цветовое противопоставление с красками неба – здесь на первом месте эпитеты: небо изголуба-темное, розовое золото облаков, яркий отблеск солнца и др. Образные словесные средства – сравнения, метафоры – являются неотъемлемой частью художественного описания: волны диких растений, поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, брызнули миллионы цветов; сквозь стебли сквозили…волошки, дрок выскакивал вверх своею… верхушкою.

Цель текста – показать красоту степи и передать восхищение автора. Само описание нам доставляет эстетическое наслаждение, как и всякое искусство – музыка, живопись и др.

Функционально-стилистические границы в современном языке очень тонки и сложны. Единицы одного стиля могут употребляться в других функциональных разновидностях языка.

 

Практика

Задание 1

Определите, к какому из четырех стилей принадлежит слово или выражение:

научный стиль



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: