лекция, доклад, устный ответ на занятии, дискуссия, диспут.




Лекция – это научное изложение одного или нескольких вопросов, отличающееся связностью и систематизированностью. Лекция дает обоснование явлений действительности, конкретных проблем, придает образованию теоретическую направленность, концептуальность, определенным образом воспитывает мышление и развивает интеллект.

Доклад – развернутое сообщение на определенную тему с целью сформировать мнение слушателей по затронутым вопросам, определить характер дальнейших практических действий.

В докладе дается анализ обстановки, сообщаются сведения, ставятся задачи, даются рекомендации и оценки, касающиеся деятельности определенного коллектива. Поскольку лекция и доклад произносятся в устной форме, то принадлежат к числу публичных выступлений, которые стилистически неоднородны и содержат черты как научного стиля речи, так и публицистического, художественного и разговорного. Прежде чем произнести лекцию или доклад, следует подготовиться. Лекция или доклад всегда имеют название. Например, «Особенности организации сестринского процесса в хирургии». Целесообразно составить предварительный план речи, который впоследствии может уточняться. Его называют рабочим планом. Затем подбирают теоретический и фактический материал. Умело подобранные факты и цифры обогащают речь, делают ее конкретной, предметной, доходчивой, убедительной.

Требования к фактам:

- они должны быть достоверными и абсолютно точными;

- их не должно быть много;

- они должны быть подчинены общей идее речи.

 

Источники фактов:

- наблюдения,

- изучение жизни и различных жизненных явлений,

- беседы и интервью со специалистами,

- энциклопедии, справочники, научная, научно-популярная литература, газеты, журналы, документы и т.д.

 

Методы работы с источниками:

1)беглый просмотр книги или журнала (Цель – узнать, что можно взять для себя из этого источника, либо освежить в памяти прочитанное ранее);

2)выборочное чтение (чтение не всего текста источника, а лишь отдельных фрагментов, относящихся к теме выступления;

3)углубленное чтение или изучение (конспектирование статей или книг, выписка цитаты).

 

Требования к цитатам:

- избегайте искажения цитат,

- стремитесь к их точному пониманию;

- цитаты должны быть понятными и доступными;

- цитирование должно быть умеренным;

- сила цитат не в их количестве, а в умении правильно и к месту применить их к публичному выступлению;

- цитата, особенно яркая и образная; позволяет избежать однообразия речи, снять утомление.

Ответ на занятии может быть кратким и развернутым. Краткий ответ, несмотря на то, что отвечать следует сразу на вопрос, поставленный преподавателем, все же необходимо отнести к подготовленному выступлению, т.к. студент, придя на занятие, должен быть к нему подготовлен. Краткий ответ – это ответ на конкретно поставленный вопрос (Дайте определение понятию культура речи. Какие ферменты вырабатывает поджелудочная железа?). Однако и здесь не всегда достаточно одного предложения. Чтобы ответить на вопрос, что такое культура речи, недостаточно дать определение, нужно привести аргументы, которые подтверждают определение. Развернутый ответ – это ответ на вопрос, который требует продуманности, хорошего знания фактов, значительного по объему материала, умения использовать их при ответе (Расскажите об имени существительном как части речи. Какие средства, используемые автором, доказывают, что данный текст относится к научному стилю речи?).

Фрагмент научной статьи

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.

(Энциклопедический словарь)

Анализ научной статьи

Стиль: научный

Тип речи: описание

В тексте преобладают слова и словосочетания терминологического характера (атмосферное давление, электрические разряды, кучево-дождевые облака, осадки, шквал, конденсация, водяной пар, воздушные массы). Остальные слова употреблены в прямом, номинативном, значении; отсутствуют образные средства языка, эмоциональность речи. В синтаксическом отношении текст представляет собой сочетание простых предложений, характерных для жанра энциклопедической статьи.

В научных текстах используется все 3 типа речи: описание /процессов, явлений, опыта, оборудования, приборов/, повествование /описание событий, характера исследования, методики испытания описание эксперимента/, рассуждение /введение понятий, обоснование результатов, итогов / и плюс доказательства.

 

Блок информации

III.Языковые средства научного стиля речи

Языковые особенности научного стиля традиционно принято описывать согласно различным уровням языка – лексические, морфологические, синтаксические. Прочитайте Блок информации, заполните таблицу.

1.Лексические особенности научного стиля.

В качестве основной лексической особенности выделяют использование специальной терминологизированной лексики. Термин – это научное слово, которое представляет собой чёткую дефиницию (определение) какого-либо понятия в совокупности его различных признаков. Любой термин существует в общей системе необходимых понятий конкретной науки (например, система терминов биологии, физики и т.д.). Термин должен: 1) быть однозначным; 2) полно и кратко определять понятие, не противоречить его внутреннему смыслу; 3) быть кратким, удобопроизносимым; 4) обладать словообразовательными возможностями.

Слово в научной речи выражает понятие, а не является обозначением индивидуального предмета. Этим объясняется широкое употребление абстрактной лексики в прямом значении, которая представляет аппарат логического мышления (например, слова анализ, символ, вопрос, схема, связь и т.д.) и общекатегориальные понятия (например, слова структура, масса, объём, время, множество и т.д.).

Такие принципы научного изложения, как без`образность и объективность, обусловливают ограниченное использование эмоционально-оценочной лексики в научной речи.

В рамках научного стиля сформировалась своя фразеология, куда относятся составные термины (например, органическая химия, звонкие согласные, угол падения и др.) и различного рода клише (например, состоит из … заключает в себе … применяется для … и т.д.)

2.Морфологические особенности научного стиля.

Главная морфологическая особенность – именной характер научного изложения: существительные и прилагательные составляют почти половину всех словоупотреблений. Это определяется задачами научного стиля: передача и распространение научной информации. Именные формы более приспособлены для раскрытия сути научных понятий, так как их главная функция – называние, наименование предмета.

Большая часть существительных – отглагольные. Они представляют названия движений, процессов, состояний и семантически соотносятся с глаголами (например, реакция, увеличение, давление, разработка и т.д.). По сравнению с глаголами данные существительные имеют более обобщённое значение (ср.: давить – давление, сопротивляться – сопротивление). Имена существительные среднего рода наиболее подходят для выражения отвлечённых понятий. Ведущее положение среди падежных форм существительных занимают формы именительного и винительного падежей. Существительные в единственном числе часто используются в значении множественного с конкретным значением («Волк – хищное животное из рода собак»), в то время как вещественные отвлечённые существительные часто употребляются в форме множественного числа (белые глины, низкие температуры, органические кислоты). Среди простых предложений широко распространенна конструкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме родительного падежа.

Значительное количество прилагательных в научном стиле связано с необходимостью конкретизировать понятия (цепная реакция, функциональные стили, равномерное движение). В научном стиле прилагательные обнаруживают активность в образовании сложных слов-терминов (светочувствительный, большерубцовая и т.д.).

Глагол в научной речи выражает конкретное действие и характеризуется лексической ослабленностью, выполняя часто функцию глагола-связки (например, стремятся, являются, носит характер и т.д.).

Обобщённый характер научного изложения приводит к широкому употреблению глагольных форм настоящего времени. Формы прошедшего и будущего времени, формы сослагательного и повелительного наклонений используются сравнительно редко.

Бессубъектность повествования, характерная для научной речи, приводит к отсутствию глагольных форм 1-го и 2-го лица и к распространению форм инфинитива и деепричастия. Личные формы глагола обычно представлены формами 1-го лица множественного числа (определим, представим) и 3-го лица множественного числа (представляют, доказывают). Употребление форм страдательного причастия прошедшего времени, возвратно-безличных, безлично-предикативных форм (нами был разработан; можно утверждать, что…)

Числительные в научных работах обычно обозначаются цифрами, порядковые числительные – цифрами и падежными окончаниями числительного: 40-ой юбилей учёного, 9-я международная конференция.

Среди предлогов в научном стиле распространены производные именные (в результате, в течение, за счёт, в связи и т.д.).

3.Синтаксические особенности научного стиля

Важнейшей синтаксической особенностью является тенденция к сложным построениям, к структурной полноте. Предложения отличаются строгостью регулярного оформления синтаксических единиц. Смысловое содержание предложения может оказаться непонятным для неспециалиста в данной области из-за незнания значений терминов, но грамматическое оформление связей слов должно быть понятно каждому – это закон стиля.

Преобладают сложные предложения и простые осложнённые структуры (с деепричастными, причастными оборотами, с однородными членами, вводными и вставными конструкциями).

Среди сложных предложений ведущая роль принадлежит сложноподчинённым (СПП). Среди СПП большая часть имеет в своём составе определительные придаточные с союзным словом «который», так как именно придаточные этого типа наиболее ясно и логично выражают признаковую связь понятий. Часто встречаются сложноподчинённые предложения с причинно — следственным и условным значением.

Для простых предложений в научном стиле характерны двусоставность и прямой порядок слов.

Логическая структура научного текста предполагает тесную взаимосвязь различных элементов текста. Для связи частей текста используются специальные средства (слова, словосочетания и предложения), указывающие на последовательность развития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и др.), на связь предыдущей и последующей информации («как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.), на причинно-следственые отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.), на переход к новой теме («рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).; средством связи частей научного произведения нередко служат вводные слова (во-первых, следовательно, таким образом и др.).

Восклицательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не принято использовать местоимение «Я» и глаголы в первом лице единственного числа, здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что…), безличные (известно, что…), определенно-личные (рассмотрим проблему…).

В результате изучения Блока информации студенты должны составить таблицу Языковые средства научного стиля речи

Практика

Текст 1

В тексте укажите лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Выделите лексику терминологического характера. Определите подстиль текста, тип речи. Аргументируйте свое мнение.

Кто они: анестезиолог и реаниматолог?

Моя специальность – анестезиология и реаниматология. Средний обыватель, обычно, плохо представляет, чем вообще занимается врач анестезиолог–реаниматолог. Вот хирурги лечат людей при помощи оперативных вмешательств, терапевты при помощи таблеток и инъекций, а АиРы? А между тем – это нечто среднее, переходное звено между хирургией и терапией, что–то вроде жутко интенсивного терапевта, который умеет и не боится выполнять всякие сложные и иногда объёмные вмешательства над пациентом. А почему вообще название двойное? Ведь на первый взгляд, что общего между анестезией и реанимацией? Если отбросить всё словоблудие, то общим у этих специальностей является поддержание, протезирование и управление жизненно–важными функциями человеческого организма в критический для него (организма) период. Анестезиолог–реаниматолог умеет управлять сознанием, дыханием, сердечной и сосудистой деятельностью, функцией почек и печени, лишать чувствительности отдельные части тела, устранять боль, а кроме того оживлять мертвецов. Лично я тоже немного умею делать всё это, хоть я ещё совсем маленький, практически личинка анестезиолога–реаниматолога.
Проще говоря, анестезиолог – это именно тот медик, который вам прижал маску к лицу перед операцией, и тут же начал тормошить со словами: «Просыпайся, операция по пересадке мозга окончена», и ты вдруг обнаруживаешь себя совсем в другом месте, гораздо позже и обмотанного бинтами. А реаниматолог – это именно тот садист, который привязывал тебя к кровати, вставлял трубки во все места, не разрешал встать и уйти, делал ещё что–то больное и безжалостное со спокойным лицом, в то время, пока ты выздоравливал после случайного употребления внутрь уксусной эссенции вместо спрайта. Реаниматолога люди стремятся забыть как страшный сон, потому что общаются с ним обычно тогда, когда им очень плохо, хуже некуда. И почти никогда не благодарят.

 

Текст 2

В тексте укажите лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Выделите лексику терминологического характера. Определите подстиль текста, тип речи. Аргументируйте свое мнение.

Анестезиология и реаниматология — самостоятельный раздел медицины, разрабатывающий вопросы теории и практики защиты организма от чрезвычайных воздействий (агрессии). Для этой цели используют методы временного искусственного замещения или управления жизненно важными функциями и системами организма.

В процессе жизнедеятельности организм находится в сложном взаимодействии с окружающей его средой — физической, биологической и социальной. Различные патологические воздействия вызывают ответную защитную реакцию — местную и общую. Благодаря этим саногенным реакциям (саногенез — механизмы выздоровления) организм ликвидирует первичные и вторичные последствия патологических воздействий. Основная задача врача— способствовать саногенным реакциям: «Medicus curat, natura sanat» (врач лечит, природа излечивает). В случае агрессии— чрезмерных по силе и продолжительности воздействий — защитные силы организма быстро истощаются. Нередки и ситуации, при которых организм не успевает мобилизовать свои защитные силы: внезапное прекращение функций дыхания и кровообращения. Наступает клиническая смерть, а через небольшой промежуток времени — биологическая.

В обеих ситуациях обычные лечебные мероприятия оказываются бессильными. Так, при синусовой остановке сердца атропин мог бы восстановить деятельность синоаурикулярного узла (водитель ритма), но для этого надо, чтобы препарат попал к клеткам. Однако вследствие отсутствия кровотока этого не происходит. Только проводя массаж сердца, т. е. искусственно замещая систолическое сжатие сердца, можно восстановить кровоток по коронарным сосудам, доставить препарат к синоаурикулярному узлу. Можно привести много примеров, когда патогенетическая ‘герания эффективна только на фоне временного искусственного замещения функций дыхания и кровообращения. Так, при крупе у детей значительно повышается сопротивление дыхательных путей и резко увеличивается работа дыхания. Если своевременно не восстановить свободную проходимость дыхательных путей с помощью трахеостомии или интубации трахеи, происходит срыв компенсации и ребенок умирает, прежде чем успевает подействовать этиопатогенетическая терапия—аптибиогики, ингаляции, антигистаминные и противовоспалительные препараты. В случае отравления барбитуратами пострадавший может погибнуть от вторичных осложнений — нарушений микроциркуляции, пневмонии— раньше, чем организм сможет инактивировать и вывести этот яд. Применение искусственного форсированного диуреза с помощью осмотических диуретиков или искусственной почки позволяет значительно быстрее вывести яд из организма и добиться скорейшего выздоровления больного.

Таким образом, основным принципом анестезиологии и реаниматологии является сочетание методов этиопатогенетической терапии с методами временного искусственного замещения и управления функциями жизненно важных органов и систем организма.

 

Контрольные вопросы к §21

1.Расскажите об общих признаках научного стиля речи.

2.Что влияет на формирование разновидностей научного стиля.

3.В чем различие текстов разных подстилей?

4.Что называется терминологией?

5.Дайте определение понятию «термины». Расскажите о его важнейших качествах.

6.Какие слова называются профессионализмами? Чем они отличаются от терминов?

7.Расскажите о жанрах письменной научной речи. Приведите примеры.

8.Расскажите о жанрах устной научной речи. Приведите примеры.

 

Домашнее задание:

1.§ 21 – Блок информации

2.Контрольные вопросы к § 21

3.Задания:

1)На основе статьи учебника по анатомии или гигиене составить текст научно - популярного подстиля.

2)Подготовьте статью в газету на тему «Профилактика гриппа(туберкулеза, СПИДа и т.п.)». В чем отличие статьи газетной от статьи научной

3)Подготовить аннотацию (рецензию, отзыв) на медицинскую статью.

4)Сделайте лингвистический анализ текстов (на ваш выбор):

Текст 3

В тексте укажите лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Выделите лексику терминологического характера. Определите подстиль текста, тип речи. Аргументируйте свое мнение.

Избавимся от стресса!

Мы привыкли под словом «стресс» понимать какое - либо сильное психо - эмоциональное переживание, в первую очередь - неприятности на работе или в семье. К сожалению, стрессов гораздо больше.

Стресс - это любое сильное и непривычное воздействие на организм. Стрессы забирают у нас огромное количество энергии и могут привести к развитию самых различных заболеваний, в том числе инфаркту, инсульту, нервному и физическому истощению. Стресс неразрывно связан с гипертонией, атеросклерозом и его клиническими проявлениями. При стрессе увеличивается выброс в кровь гормонов надпочечников - адреналина и норадреналина. Сердце начинает работать интенсивнее, повышается артериальное давление, начинаются проблемы с иммунной системой.

Нервное истощение может накапливаться годами и привести к тяжелой депрессии.

Прежде всего, необходимо оптимизировать образ жизни, устранив переутомление, бессонницу, уменьшив перенапряжение. Спокойствие, только спокойствие! Просыпаясь утром, настройтесь на то, что день пройдет благополучно и без лишних ссор. Не будьте придирчивы, а наоборот относитесь снисходительно к близким и коллегам по работе. Смотрите на все философски, словно сторонний наблюдатель, не только избегая конфликтных ситуаций, но и сдерживая эмоции, спокойно реагируя на все.

Вы должны твердо знать, что крупные и мелкие беды и неприятности рано или поздно проходят, и все более или менее нормализуется. А главное -помните слова, сказанные Львом Николаевичем Толстым: «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь».

Значит, все остальное - счастье!

 

Текст 4

В тексте укажите лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Выделите лексику терминологического характера. Определите подстиль текста, тип речи. Аргументируйте свое мнение.

Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой и другие стрессы (облучения и т.д.).

При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

1)реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)

2)стадия сопротивляемости

3)стадия истощения.

Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет:

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Ганс Селье, "Стресс жизни"

 

Итоговый контроль

Тест-контроль № 7

Научный стиль речи

Занятие № 12

§22 Официально-деловой стиль речи. Сфера применения, языковые особенности. Классификация подстилей. Жанры. Оформление медицинской документации.

Блок информации

Официально-деловой стиль — это стиль официального документального общения (например, государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок, заявлений, актов, инструкций, резолюций, докладных, рапортов, объявлений, деловых бумаг.

 

I. Основные черты официально-делового стиля речи:

а) точность, не допускающая иного толкования,

б) стандартизованность, стереотипность построения текста,

в) предписывающий характер деловых документов.

 

Точность формулировок для законодательных текстов проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетерминологической лексики. Типичная особенность деловой речи – ограниченные возможности синонимической замены, повторяемость одних и тех же слов, преимущественно терминов.

Стандартизованность этого стиля речи характеризуется обилием устойчивых оборотов деловой речи: по истечении срока, вступить в законную силу, в установленном порядке, обжалованию не подлежит и т.д. Официально-деловой стиль использует строгие стандарты способов выражения, начиная с расположения частей текста (например, дата и подпись в заявлении ставятся в конце текста, а дата и номер документа в официальном письме — в начале) и использования стандартных языковых формул и терминов (например, «Прошу предоставить мне...»).

Предписывающий характер деловых документов побуждает к использованию неопределенной формы глагола, иногда цепочек глаголов – взаимосвязанных инфинитивов. Для усиления категоричности используются стилистически окрашенные наречные слова: необходимо решительно устранять, обязан беспрекословно выполнять.

Например: Предприниматель должен: выполнять обязательства, вытекающие из законодательства, заключать … трудовые договоры…полностью рассчитываться со всеми работниками… осуществлять социальные…и иные виды страхования… выполнять решения…(Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности»).

 

II.Классификация подстилей официально – делового стиля речи.

Различают несколько подстилей официально-делового стиля.

Дипломатический подстиль — подстиль дипломатических документов, таких, как дипломатическая нота, заявление правительства, верительная грамота.

 

Документальный подстиль — это язык законодательных документов, связанных с деятельностью официальных органов. Ему свойственна лексика и фразеология гражданского и уголовного права, различных актов, кодексов и других документов, обслуживающих официально-документальную деятельность государственных и общественных организаций, а также граждан как официальных лиц.

 

Обиходно-деловой подстиль встречается в деловой переписке между учреждениями и организациями и в частных деловых бумагах. В этом подстиле строгость составления документов несколько ослаблена, деловые письма и иные бумаги могут быть написаны в произвольной форме.

Профессиональная деятельность младшего и среднего медицинского работника предполагает заполнение большого количества разного рода документов. Документы – это жанры официально-делового стиля речи. Чтобы работа по заполнению документов не вызывала особых затруднений, необходимо познакомиться с языковыми и содержательными особенностями официально-делового стиля речи, а также с характеристиками жанров письменной деловой речи и принципами оформления медицинской документации (см.Приложения).

 

III.Языковые средства официально-делового стиля речи:

1.В лексике: широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера; слова нейтральные, книжные, с обобщенным и отвлеченным значением (заседание, постановление и пр.), канцеляризмы (заслушать, надлежащий, непринятие и др.).

2.В морфологии: употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в более конкретных документах – протоколах собраний, распоряжениях, актах); кратких прилагательных; большого количества предлогов и союзов (в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что); существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (лаборант Петрова, студент Иванова); использование отглагольных существительных (ведение, построение), активное использование страдательных конструкций (представляется возможность, комиссией было обнаружено).

3.В синтаксисе: осложненные простые предложения (обособленные обороты, однородные члены), повествовательный характер изложения, использование односоставных безличных предложений (В целях… необходимо выделить…), конструкции с последовательным подчинением однотипных падежных форм (Назначение заместителя начальника цеха термообработки металла т. Николаева на должность главного инженера завода поддержано всем коллективом предприятия), использование номинативных предложений с перечислениями, прямой порядок слов, наличие стандарта, обязательность формы.

4.В словообразовании: отсутствие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов с абстрактными книжными суффиксами –ение, - ство, - ист, - изм,

- ировать.

5.Во фразеологии: стандартные выражения, клише (в соответствии с решением, в целях улучшения, адрес местожительства и др.), фразеологизмы, связанные с выражением оценки, но лишенные экспрессивности (оставляет желать лучшего, узкое место, общее место, называть вещи своими именами, находиться на уровне чего-либо и т.д.).

Все документы в официально-деловом стиле речи лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдем изобразительных средств языка.

IV.Жанры официально-делового стиля речи – это разного рода документы, которые подразделяются на личные и служебные. К документам личного характера относятся: автобиография, заявление, расписка, доверенность.

Общие требования, предъявляемые к деловому письму, а именно: точность, краткость, ясность излагаемого содержания юридическая обоснованность, единая внешняя форма, общепринятое, стандартное расположение частей текста или реквизитов. Реквизиты - обязательные составные части делового письма или документа.

Заявление – это письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.

Доверенность – это документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать действия, указанные в доверенности.

Расписка – это письменное подтверждение лица, получившего ценности (товары, деньги, документы и т.д.). Если ценность взята на время, то указывается срок возврата.

Составные части документа (заявления, расписки, доверенности и т.д.):

1)кому (название учреждения или должностного лица с указанием Ф.И.О.)

2)от кого (Ф.И.О. в родительном падеже, а также должность),

3)заголовок (заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная или служебная записка и т.д.)

4)текст документа (просьба, объяснение, сообщение).

5)дата (слева) и подпись (справа)

6)адрес (дается или сверху после фамилии перед заголовком, или после указания числа внизу).

 

Иногда в документе подробно излагается просьба, её причина, указывается перечень прилагаемых документов (их названия, когда и зачем выданы).

Прилагаться могут справки, документ об образовании, автобиография и т.д.

План автобиографии

После заголовка автобиография в виде связного текста пишутся следующие данные:

- фамилия, имя, отчество (Я, Иванов Иван Иванович), дата и место рождения

- родители (их полное имя и отчество, чем занимаются)

- образование

- начало трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения)

- указать (если имеются) поощрения, награждения.

- дата (слева) и подпись (справа).

Образец оформления заявления.

Заведующей отделением «Лечебное дело»

Сытиной Н.И.

студентки 2 л\ д «А»

Ивановой М.И.

 

заявление.

Прошу освободить меня от занятий 22 февраля 2010 года в связи со свадьбой брата. Пропущенные занятия обязуюсь отработать.

 

21.02.2010 г. М. И. Иванова

 

Образец оформления доверенности.

Доверенность.

Я, Медведева Тамара Валентиновна, проживающая по адресу: Ярославль, ул.Доброхотова, д. 10, кв. 119, доверяю Суверевой Галине Васильевне, проживающей по адресу: Ярославль, ул. Панина, д. 95, кв. 29, паспорт XXY – КН № 720634, получить в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д.Ушинского диплом на мое имя.

 

25. 10.09. Т.В.Медведева

 

К служебным документам относятся: акт, докладная (записка), инструкция, представление, приказ, протокол, распоряжение, решение, деловое письмо, штатное расписание и т.д.

Докладная (записка)письменное сообщение начальнику о служебном деле.

Обязательные реквизиты:

- фамилия, имя, отчество, должность адресата;

- фамилия, имя, отчество, должность автора докладной;

- название документа;

- содержание документа;

- дата и подпись.

 

Образец докладной записки.

 

Зав. кафедрой педагогики и

психологии ЯГМА

г-ну Карпову А.Н.

ассистента кафедры

педагогики и психологии

Петровой О.В.

 

 

докладная.

Довожу до вашего сведения, что 20. 10. 09г. занятие по педагогике у студентов лечебного факультета группы 201 не состоялось в связи с отсутствием свободных аудиторий.

20.20.09г. (подпись)

Структура резюме:

1.Личные данные (ФИО, дата рождения, прописка и место проживания).

2.Цель написания резюме

3.Контактный телефон, e –mail.

4.Образование.

5.Опыт работы в подобных областях.

6.Дополнительные навыки (степень владения иностранным языком, компьютером, наличие автомобиля и умением им пользоваться).

7.Профессиональные и личные качества.

8.Достижения.

9.Наличие рекомендаций.

 

Практика

Задание 1

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в клише (устойчивых словосочетаниях) официально - делового стиля.
1)Настоящее положение входит в силу с 1 ноября 2005 года.
2)На покупку медицинского оборудования был выдан кредит.
3)Каждое подразделение дало свои предложения.
4)Просьба предоставить продукцию к 1 декабря 2005 года. Оплату обещаем.
5)Заместитель главного врача владеет правом подписи данного документа.
6)Прошу дать мне отпуск в количестве 10 дней за свой счёт.

Задание 2

Прочитайте документ и найдите ошибки в:
а) оформлении реквизитов;
б) языке документов.

 

Зав. хирургического
отделения
И.И.Семёнову
от ст.медсестры
Пановой И.Л.


докладная записка


Вчера выписавшиеся больные не могли попасть в гардероб и получить одежду, а значит вовремя уехать на вокзал, так как дежурившая гардеробщица Замятина А.А. не могла найти ключи от раздевалки.

Прошу принять какие-то меры, так как такое случается регулярно и только во время работы Замятиной.

10.X.2003года

Панова

Задание 3
Прочитайте документ и найдите ошибки в:

а) оформлении реквизитов;
б) языке документов.


Зав. хирургическим отделением
И.И. Семёнову
от лаборантки А.А. Замятиной

Объяснительная записка.

Вчера процедурная не открывалась, потому что долго искали ключи от неё. Работавшая намедни лаборантка К. Соколова опять положила их не на место, куда я обычно ложу. Поэтому мы долго искали.


С уважением,
Замятина


Задание 4

Распределите слова, словосочетания и предложения по группам:

1) имеющие официально-деловую окрашенность, канцеляризмы;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: