публицистический стиль -
разговорный стиль
Нижеследующий (__); военщина (__); сгущенка (__); дифференциальный (__); температура кипения (__); иметь место (__); вояж (__);газировка (__); формулировать (__); подвергать анализу (__); драндулет(__); вверенный (__); стать на вахту (__); шаром покати (__); блажь (__);привлечь к ответственности (__); в истекшем году (__); вывести формулу(__);таковой(__);изотермический (__); маловат (__); самоотверженный (__); вышеназванный (__); каюк (__); чаяния (__);завалить (экзамен) (__); оказать содействие (__); зачетка (__); дисперсия(__); шумиха (__); закатить выговор (__); в случае неявки
(__); постоянная величина (__).
Задание 2
Прочитайте список признаков, характерных для стилей русского литературного языка. Рядом с названием стиля отметьте номера тех признаков, которые соответствуют данному функциональному стилю.
1) объективность;
2) точность;
3) логичность;
4) лаконичность;
5) экспрессивность;
6) декларативность;
7) авторизованность;
8) образность;
9) безличность;
10) стандартизованность;
11) простота;
12) обобщенность;
13) выразительность;
14) конкретность;
15) спонтанность;
16) нормированность;
17) официальность;
18) использование ненормированных языковых средств.
Признаки научного стиля: _____________________________________
Признаки официально-делового стиля: __________________________
Признаки публицистического стиля речи:___________________________
Признаки разговорного стиля: _________________________________
Признаки стиля художественной литературы: _____________________________________
Задание 3
Прочитайте микротексты. Определите стилевую принадлежность, жанр каждого текста. Найдите стилистические ошибки.
Текст1
Докладная записка
Предлагаю применить штрафные санкции к московскому филиалу АОЗТ "Спецоснастка", задерживающему в течение 2-х месяцев оплату поставленной продукции, а ведь мы много раз им письменно напоминали.
|
Гл. бухгалтер А.С. Сидоров
Текст2
Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определённую работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлёпанцы и усаживанию с газетой в кресло.
Текст3
Мотоцикл, управляемый гражданином Б., двигался в направлении улицы Удмуртской по Московскому проспекту в третьем ряду со скоростью, превышающей 100 км/час. На перекрёстке улицы Цветочной и Московского проспекта гр. Н. не справился с управлением и на полной скорости сделал наезд на газетный киоск, стоящий тут же, неподалеку от перехода.
Текст4
По словам актёра, он обожает в свободное время гонять на своём любимом "Харлее" по ночным улочкам Лос-Анжелеса. Только скорость позволяет ему по-настоящему расслабиться и почувствовать вкус жизни, которая так быстротечна! Как не согласиться с таким утверждением! Да и вообще: глядя на классную физиономию известного актёра, с ним трудно не соглашаться!
Задание 4
Какие пометы могут иметь следующие лексические единицы:
а)нейтральная(нейт.); б)просторечная лексика(прост.); в)разговорная(разг.); г)специальная(спец.);е)официально-деловая(офиц.).
Смотреть - глядеть - глазеть; диета - диетотерапия; ребёнок - детка - дитё; дурной - придурковатый; бездельник - повеса - шалопай; сообщить - уведомить;; быть на стороже – держать ухо востро; дерматолог - кожник.
Контрольные вопросы к § 20
1.Какие стили речи называют функциональными?
2.Где используется разговорный язык?
|
3.Расскажите о сфере использования и лексических особенностях:
1) публицистического стиля,
2) художественного стиля.
Домашнее задание:
1.§20 – Блок информации
2.Контрольные вопросы к §20
3.Задания:
Определите, к какому стилю речи относятся следующие тексты. Докажите через лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности принадлежность текстов к тому или иному стилю речи.
Текст 1
Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там всё выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! Поверишь ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счёту нет! Так и заливаются на разные лады. А в небе ястребы парят. Да штук десять крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца – бух вниз, и зайцу каюк. А куропаток сколько! Так и шныряют, так и шныряют.
Текст 2
Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… Многие степные растения имеют густое опушение, предохраняющее их от чрезмерного испарения.
Текст 3
Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву… Из травы поднималась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха…
|
Занятие №11
§21 Научный стиль речи: функции и экстралингвистические признаки. Классификация подстилей и их жанровые разновидности. Языковые особенности научного стиля речи
Блок информации
I.Функции и экстралингвистические признаки научного стиля речи.
Научный стиль обслуживает сферу науки, его основная функция – передача объективной информации о природе и обществе, точное и систематичное изложение научных опытов, достижений, открытие новых законов во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Главным стилеобразующим началом научной речи является её содержательная сторона и цели научного сообщения. Поэтому основными экстралингвистическими факторами, определяющими языковые особенности, являются следующие:
1.Логичность изложения. Этим качеством должно обладать любое связное высказывание, но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно, выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.
2. Другим типичным признаком научного стиля речи является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.
3. Основным признаком научной речи является наличие терминов
и специальной лексики.
Термин не только обозначает понятие, но и обязательно основан на определении /дефиниции/ понятия. «Сила – векторная величина, являющаяся мерой механического действия на данное материальное тело со стороны других материальных тем /общая механика/. Различают термины узкоспециальные / только для специалистов данной области/ и общепонятные, вошедшие в литературный язык – кибернетика, комплекс, стыковка, краситель, Интерфакс, дизель-мотор…»
Каждая наука и отрасль производства имеет свою систему терминов, которая называется терминологией.
(например: сумма, горизонт, антибиотики, реанимация, старт и т.п.).
Есть и общепонятные термины, вошедшие в литературный язык
(например: в медицинской терминологии с помощью суффикса – ит обозначают воспалительные процессы в органах человека, аппендицит – воспаление аппендикса, бронхит – воспаление бронхов и т.д.)
Термины следует отличать от их общеупотребительных омонимов.
Общеупотребительное - палец руки
Например, слово палец
Термин – деталь машины,
служащая осью вращения механизма.
Одно и то же слово может быть использовано в качестве термина в разных областях науки и иметь при этом разное значение.
Например, слово реакция
в химии: взаимодействие между веществами
в физиологии – ответ организма на внешнее или внутреннее раздражение
в истории, политике – жесткое подавление общественного прогресса (химическая реакция, реакция ребенка на антибиотики, политическая реакция).
Однозначность – важнейшее качество термина; он обозначает только это и ничто другое обозначать не может, у него не должно быть синонимов. Однако в практике у терминов иногда появляются синонимы (например, гидротурбина – водяная турбина; пневмония – воспаление легких).
Во второй половине XX века в публицистику, повседневную речь и даже художественную литературу хлынул мощный поток терминов из самых различных отраслей науки (например, давление, йод, цепная реакция, болевая точка и т.д.). Вне контекста бывает трудно определить, какие из них термины, а какие стали общеупотребительными.
Научный стиль имеет свою фразеологию, куда относятся составные термины, например: грудная жаба, солнечное сплетение, щитовидная железа.
Научные термины органически врастают в литературный язык, о чем свидетельствует их переосмысленное и метафорическое использование. Например, душевная травма, моральный вакуум, вирус стяжательства, реанимировать отношения.
Профессионализмами называются слова, которые употребляются преимущественно людьми одной профессии. В художественных произведениях профессионализмы употребляются при описании занятия людей. К профессиональной лексике относятся слова и выражения, используемые в различных сферах деятельности человека, но не ставшие общеупотребительными. Профессионализмы служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, получаемой продукции. В отличие от терминов, представляющих собой официальные научные наименования специальных понятий, профессионализмы воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие строгого научного характера.
4.Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, оценить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: скорость, время, пустота, сила, количество, качество, предел, закон, число. Нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи. Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий. Например: Береза хорошо переносит морозы(т.е. не единичный предмет, а порода деревьев – общее понятие).
5.Объективность – еще один признак научного стиля речи.
Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты – все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи. И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных и достоверных. Поэтому восклицательные предложения используются очень редко.
Для научной речи наиболее характерна письменная форма существования, однако в определённых, специально созданных условиях реализуется и устная форма научного стиля (научный доклад на конференции, симпозиуме или лекция в вузе).
Типичные нарушения норм научного стиля:
- нарушение последовательности и логичности изложения,
- неуместное использование средств других стилей речи,
- синтаксическая усложненность устных форм научной речи,
- речевая избыточность.
Практика
Задание 1
Дайте общую характеристику приводимого текста. Основываясь на экстралингвистических признаках, докажите, что данный текст принадлежит к научному стилю.
Инсульт
Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, одно из самых тяжёлых заболеваний нервной системы. По статистике, острые нарушения мозгового кровообращения среди причин смертности занимают третье место после болезней сердца и онкологических заболеваний и случаются ежегодно у 25 из каждых 10000 человек. Инсульты условно можно разделить на кровоизлияния в мозг и инфаркт мозга. В первом случае причиной служит разрыв сосуда, а во-втором – закупорка сосуда тромбом или эмболом, либо спазм сосудистой стенки.
Чаще всего инсульты возникают у пожилых людей на фоне повышенных цифр артериального давления, распространённого атеросклероза, сахарного диабета. Однако в последнее время наметилась тенденция к омоложению данной патологии, что связывают с неблагоприятной экологической обстановкой, стрессами, злоупотреблением алкоголем, курением.
Клиническая картина заболевания достаточно многообразна и зависит от локализации и размеров очагов поражения в головном мозге. Следует отметить, что у большинства больных даже в случае своевременного оказания квалифицированной медицинской помощи сохраняются нарушения движений, расстройства координации, чувствительности, речи, интеллекта, памяти. По данным ВОЗ, более 62% больных, перенесших церебральный инсульт, испытывают различной степени выраженности функциональный дефицит.
Задание 2
Прочитайте текст. Отредактируйте его так, чтобы он мог быть частью научной статьи. Запишите его в исправленном виде.
Цель моей работы: мне хотелось понять особенности функционирования языка за последние 10-15 лет, в чем состоит сущность изменений. Ведь раньше язык был другой. Для этого я выписал новые, как мне показалось, слова из газет, книг, журналов. Но тут встал вопрос: эти слова новые для меня или новые в языке вообще? Я стал искать эти слова в разных словарях. Если этих слов не было в словарях, значит, они появились недавно. Бывало и так: слово в словаре я находил, но значение у него совсем другое сейчас. В конце концов я составил список слов – и довольно приличный. Потом нужно было эти слова как- то распределить. После этого я понял, что в русском языке новые слова поступают несколькими путями…
Блок информации
II.Классификация подстилей научного стиля и их жанровые разновидности
Традиционно выделяют три разновидности (подстиля) научного стиля: собственно-научный подстиль; научно-учебный подстиль; научно-популярный подстиль. На формирование этих подстилей влияет фактор адресата, т.е. для кого создается текст, а также цели и задачи. Так, адресатом собственно научного подстиля является специалист в конкретной области знаний; научно-учебного – будущий специалист или учащийся; научно-популярного – любой человек, интересующийся той или иной наукой. Цель собственно научного подстиля – описание новых явлений в науке, выдвижение гипотез, их доказательство; научно-учебного – изложение основ науки, обучение; научно-популярного – донести до человека, не являющегося специалистом, знания из различных областей науки доступными средствами, заинтересовать его. Поэтому, оставаясь научными, тексты разных подстилей различаются (например, в собственно-научном подстиле практически не употребляются эмоциональные слова, тогда как в научно-
Научный стиль речи | |
Функционально-стилевая классификация | Жанровая классификация |
Собственно научный стиль | Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа |
Научно-информативный | Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание |
Научно-справочный | Словарь, справочник, каталог |
Научно-учебный | Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение |
Научно-популярный | Очерк, книга, лекция, статья |
популярном таких слов значительно больше).
А также: научно-публицистический и научно-фантастический подстили.
Жанровая классификация
1.Жанры письменной научной речи: