у тех и других очков; под теми и другими часами.




В им.п. числительные оба - обе требуют употребления существительных после себя в

род. п.: оба брата, обе страны.

Следует запомнить:

обе сторон`ы (р.п. ед. ч), а не ст`ороны (мн. ч), но высокие договаривающиеся ст`ороны (в дипломатии).

 

Упражнение 20

1)Раскройте скобки, выберите один вариант, поставьте числительное в нужный падеж; 2)найдите ошибки в употреблении числительных, исправьте их.

1.Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.

2.Среди депутатов было четверо женщин.

3.Отец один воспитывал а) трех, б) троих детей.

4.За отличные успехи к празднику наградили (двоих, двух, два ученика, учеников).

5.По (оба, обе) берегам реки стояли леса.

6.По (обе, оба) сторонам дороги прорыли кюветы.

7.Машины стояли у обоих ворот.

8.Как указано в условии задачи, в двоих резервуарах было около 6 тонн нефти.

9.Я (обоими, обеими) руками голосую за нее.

10.Четверо машин стояли в гараже.

11.Корабль находился на орбите 383 суток.

12.(Два медвежонка, двое медвежат) уютно расположились на полянке.

IV.Склонение числительных полтора и полтораста

Числительное полтора употребляется с существительными мужского и среднего рода, полторы – с существительными женского рода, а полтораста – с существительными во множественном числе.

И.п полтора полторы полтораста

Р.п полутора полутора полутораста

Д.п полутора полутора полутораста

В.п полтора полторы полтораста

Т.п полутора полутора полутораста

П.п о полутора о полутора о полутораста

Упражнение 21

Просклоняйте словосочетания

полтора километра, полторы тонны, полтораста рублей.

V.Особенности обозначения дат

При обозначении даты числом и месяцем по падежам изменяется числительное, название месяца всегда ставиться только в Р.п.

Например: Дом построен к десятому сентября.

Поздравляю с восьмым Марта.

 

Проверь себя

Самостоятельная работа

В приведенных предложениях числительные напишите прописью, раскройте скобки, поставьте числительные в нужный падеж; найдите ошибки в употреблении имен числительных. Запишите предложения в исправленном виде.

1.Космонавты успешно выполнили задание, проработав на космической станции «Мир» двести пятьдесят трое суток.

2.Машины стояли одна от другой в полуторах метрах.

3.У обоих ворот пришлось срочно выставить часовых.

4.Груздь содержит в своей шляпке 32,2 (процента, процентов) белков.

5.В этом году город отметил свое шестьсотлетие.

6.Ему пришлось ограничиться тремя тысячами двухстами сороками рублями.

7.Добавьте в кастрюлю около 1,5 стакана муки.

8.У (обоих, обеих) претенденток на медаль равные шансы.

9.Город находился в 150 (километры) от областного центра.

10.Каждому дали по 5(тетради).

11.Венеция расположена на 18 (небольшие острова), которые соединены между собой 378 (мосты).

12.Напишите расписку в получении 3732 (рубли) 27 (копейки).

13.К 2567 (рубли) ученик прибавил 326.

Контрольные вопросы к § 17

1.Расскажите о склонении сложных числительных.

2.Какая разница в склонении составных количественных и составных порядковых числительных?

3.Расскажите об употреблении собирательных числительных.

4.Что общего в склонении собирательных числительных и числительных оба – обе.

 

Домашнее задание:

1.§17 – Блок информации

2.Контрольные вопросы к §17

3.Словарная работа к занятию № 6,7.

4.Самостоятельная работа «Проверь себя»

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 10

Нормативное употребление числительных.

Тест-контроль № 5

Морфологические нормы

Занятие № 8

§ 18 Синтаксические нормы. Особенности управления в русском языке. Нарушения в предложениях с однородными членами.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните значение этих слов. Запомните правописание этих слов.

Стоматол`огия, пародонт`оз, к`ариес, пульп`ит

Орфографическая разминка

Вспомните правила правописания Н-НН в разных частях речи.

Баше…ый, беше…ый, купле…ый, ветре…ый, имени…ик, труже…ик, ю…ый, дря…ой, закова…ый, вяза…ый, отчая…ый, смышле…ый, дикови…ый, гости…ица, масля…ый, слабосоле…ый, проветре…ый, засоле…ый, пече…ый на костре, балова…ый, стра…ик, задача реше…а, даль тума…а, привяза…ый, шерстя…ой, исти…ый, подли…ый, кова…ый.

Пунктуационная разминка

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание орфограмм.

2.Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Самой частой причиной пульпита является (не)своевременное лечение кариеса или инфекция пр…никшая в полость проблемного зуба.

 

Тест для контроля исходного уровня знаний

1.Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы:

1)Первое время дети скучали по городу, друзьям, оставшимся там, но скоро оценили прелести деревенской жизни.

2)Те, кто прошел курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.

3)У художников зрительная память, естественно, развита лучше, нежели у музыкантов.

4)В лагере не хватает спортивного оборудования, а что касается с питанием, оно вполне удовлетворяет нас.

2.Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы:

1)В «Вишневом саде» есть и грустное, и смешное, и трагичное.

2)Журналисты получили ответы на все интересующие их вопросы.

3)Мы увлекаемся и любим посещать выставки филателистов.

4)Сюжет рассказа интересен во многих отношениях.

3.Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы:

1)Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.

2)Мы покажем вам кадры из нового фильма, снимающегося на киностудии «Мосфильм»

3)В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского.

4)Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.

4.Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы:

1)Рога пятнистого оленя, использующегося для получения ценного лекарства, называются пантами.

2)Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.

3)Во сне я побеждал как рыцарей, так и чудовищ.

4)Помню, я прятался от людей, скрывался в одному мне известных уголках.

5.Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы:

1)Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени.

2)Туристы направились в сторону шоссе, обозначенного на карте красной линией.

3)Роман «Герой нашего времени» написан М.Ю.Лермонтовым.

4)В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.

6.Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы:

1)Большинство студентов нашей группы успешно защитило курсовой проект.

2)Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.

3)В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.

4)Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих.

7.Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы:

1)Жители нашего города очень беспокоились о судьбе заболевшего малыша.

2)Я познакомился и подружился с соседом по парте.

3)Современники А.С.Пушкина гордились его творениями и любили их.

4)Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.

8.Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы:

1)Он любил музыку и танцевать.

2)Те, кто пришел на матч, остались довольны игрой нашей футбольной команды.

3)Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.

4)Трудно представить теперь чудесную игру воображения, которая владела нами в детстве.

9.Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы:

1)Работая с химическими реактивами в лаборатории, время летит незаметно.

2)Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге, географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.

3)Размышляя о роли личности в истории, Л.Толстой пришел к интересным выводам.

4)Дом, стоявший на опушке леса и потому хорошо освещаемый солнцем, принадлежал леснику.

10.Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы:

1)Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера и нашли богатейшие запасы нефти.

2)В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел.

3)О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский».

4)Многие, кто бывал в Переяславле – Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история уходит корнями в далекое прошлое.

11.Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы

1)Трудно было ожидать такого поворота дела!

2)Выразителен в «Записках охотника» язык писателя, поэтичны образы русских людей.

3)По окончании учебного года классный руководитель написал развернутые характеристики учеников.

4)А.С.Пушкин в свое время поразился о том, что даже пословицы и поговорки народ «оснащает» рифмой.

12.Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы:

1)А.П.Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад.

2)Те, кто любовался портретами Крамского, поражались глубине раскрытия человеческого характера.

3)Станционному смотрителю офицер сказал повелительным тоном, чтобы тот подавал лошадей.

4)Многие уже посмотрели фильм, который только что вышел на экраны и стал сенсацией.

13.Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы:

1)Все, кто читали рассказы и повести К.Паустовского, убедились в живом интересе писателя к слову, к его образной основе.

2)В.Астафьев вспоминал, что нигде не видел таких подснежников, как на сопках.

3)Согласно данным древнерусских летописей суздальский князь Юрий Долгорукий укреплял Москву в 1156 году.

4)Докладчик привел новые данные, которые еще не были опубликованы.

14.Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы:

1)За короткий срок в городе – спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.

2)И.С.Тургенев говорил, что Россия без любого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не проживет.

3)Благодаря особенностям почвы на этом горном склоне можно найти чуть ли не половину всех дикорастущих цветов.

4)В основу стихотворения В.А.Жуковского «Певец» положены известные образы – символы - лира и венец.

 

Блок информации

Синтаксические нормы — это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Соблюдение синтаксических норм — важнейшее условие правильности речи. Синтаксические нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм приводит к синтаксическим ошибкам разного типа.

I.Особенности управления в русском языке

Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого слова в определённом падеже. Не все нормы управления одинаково прочны. Некоторые из них легко подвергаются искажению. Рассмотрим типичные ошибки и способы их исправления.

1.Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения:

Слова с разным управлением могут использоваться в качестве однородных членов, если каждое из них имеет свои зависимые слова, употреблённые в нужном падеже. Но часто мы встречаемся с ошибками такого типа:

Например:

Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога.

У двух глаголов (хотел вникнуть и познать) имеется общее зависимое слово (тайны), но каждый из глаголов требует своего дополнения. Это пример речевой недостаточности. При глаголе хотел вникнуть нет необходимого дополнения, что и приводит к ошибке.

Чтобы исправить данную конструкцию, поставим при первом сказуемом зависимое существительное в винительный падеж с предлогом с предлогом во (вникнуть во что?), а при втором - местоимение в винительный падеж без предлога (познать что?).

Правильно:

Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.

2.Синонимичные глаголы часто требуют постановки после себя существительного в разных падежах, например:

беспокоиться о чём-либо (П.п. с предлогом о) - тревожиться за что-либо (В.п. с предлогом за)
оплатить
что-либо (В.п.) - з аплатить за что-либо (В.п. с предлогом за)
уплатить за проезд
(В.п. с предлогом за)оплатить проезд (В.п.)
уделить
внимание чему-либо (Д.п.) - обратить внимание на что-либо (В.п. с предлогом на)
сообщать
кому-либо (Д.п.) - информировать кого-либо (В.п.)
упрекать в чём-либо
(П.п. с предлогом в) - осуждать за что-либо (В.п. с предлогом за)
отзыв о
чём-либо (П.п. с предлогом о)рецензия, статья на что-либо (В.п. с предлогом на)
вера во
что-либо (В.п. с предлогом в (во)) - уверенность в чём-либо (П.п. с предлогом в)
свойственный
чему-либо (Д.п.) - характерный для чего-либо (Р.п. с предлогом для)

3.Разное управление у глаголов с отрицанием и без него:

замечать реакцию (В.п.)не заметить реакции (Р.п.)
Он замечал
(что?) реакцию зала на его слова. - От волнения он не замечал (чего?) реакции зала на его слова.

4. Употребление названий произведений литературы и искусства.

После слов - родовых обозначений, например, сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, какие необходимы для контекста предложения.

Например:

В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.

В «Войне и мире» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.

5.Предложное управление:

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно требуют после себя постановки существительного в дательный падеж.

Например:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: