в) ходатайство об оказании материальной помощи.




2)Оформите следующие медицинские документы:

а) Медицинская карта стационарного больного (Форма № 003/ н)

б) Санаторно-курортная карта (Форма № 298)

в) Фельдшерская справка о смерти (Форма № 246-ф)

г) Талон на прием к врачу (Форма № 024-4/у)

д) Медицинское свидетельство о рождении (Форма № 193/у-84)

е) Рецепт (Форма № 148-1/у-88)

ж) Справка о временной нетрудоспособности студента (Форма № 095/у)

Занятие № 13

§23 Разговорный стиль речи: сфера применения, цели и задачи, функции, языковые средства. Культура общения с пациентом.

Блок информации

I.Особенности разговорного стиля речи.

Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и колорит устной разговорной речи носителей разговорного языка.

Разговорный язык сложился в городской среде, он лишен диалектных особенностей, имеет принципиальные отличия от литературного языка.

Разговорный стиль речи чаще используется в устной форме, в письменной форме он употребляется в виде записок, частных писем.

Сфера разговорного стиля речи – бытовые отношения. Разговорный стиль речи используется для непосредственного повседневного общения; мы делимся с окружающими нас людьми своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам; в дружеской беседе, в неофициальной обстановке.

Общие признаки: неофициальность, непринужденность общения, неподготовленность речи, её автоматизм; преобладающая устная форма общения (обычно диалогическая); возможен монолог. Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи. В разговорной речи эмоциональность высказывания, в отличие от художественной речи, не является результатом творческого труда, художественного мастерства. Она является живой реакцией на события, на поступки окружающих людей. Эмоциональность, жесты, мимика, ситуация, характер взаимоотношений собеседников – все это влияет на особенность речи, позволяет экономить собственно языковые средства, сокращать языковый объем высказывания, упрощать его форму.

Рассмотрим наиболее характерные языковые средства, создающие особенности разговорного стиля.

1.Лексика. Разговорная лексика, входя в состав лексики устной речи, включает в себя слова бытового содержания; конкретного характера; много слов с экспрессивно-эмоциональной окраской: фамильярных, ласкательных, неодобрительных, иронических (вымахал - вырос, электричка - электропоезд, отксерить – отксерокопировать; вранье, ерунда, грохнуться, говорильня, ржать, рохля, лох, предки).

Ограничены: абстрактная, иноязычного происхождения, терминологическая лексика, книжные слова.

Однако подавляющее количество слов – общеупотребительные, нейтральные.

2.Фразеология. Значительную часть фразеологического фонда русского языка составляет разговорная фразеология. Стилистически она весьма выразительна, содержит разнообразные экспрессивно - оценочные оттенки (иронический, пренебрежительный, шутливый и т.д.). Ее характеризует также структурное разнообразие (различное сочетание именных и глагольных компонентов): без году неделя, ветер в голове, ждать не дождаться, лезть из кожи вон, палец о палец не ударить, с грехом пополам, уши вянут, рукой подать, хлопать глазами, шиворот-навыворот, яблоку негде упасть.

3.Словообразование. Особенности стиля связаны с экспрессивностью и оценочностью. Эмоциональность слов в разговорной речи может передаваться с помощью суффиксов.

Широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и другие. (лапушка, солнышко, холодина, грязища); с окраской разговорности: -к- (ночевка, свечка); -яга- (работяга, деляга); - ятина- (дохлятина, пошлятина); - ша- (докторша, билетерша). Образование прилагательных оценочного значения (глазастый, худющий, здоровенный); глаголов (пошаливать, здороветь, похудеть).

Для усиления экспрессии используется удвоение слов (большой- пребольшой, черный-черный).

Специфическими для разговорного словообразования является усечение основы слова (маг – магнитофон, фак – факультет, преп – преподаватель, док – доктор) или словосочетания, при этом используется основа только первого слова, к которой добавляется суффикс –к- (зачетная книжка – зачетка, читальный зал – читалка).

4.Морфология. Использование сокращенных форм имен в звательной форме (Маш, Петь). Нет преобладания существительного над глаголом. Глаголы здесь встречаются чаще, чем в художественном стиле речи. Разговорными вариантами являются формы инфинитива видать, слыхать (ср. нейтральные: видеть, слышать); также мерять (меряю, меряешь) имеет разговорный характер по сравнению с мерить (мерю, меришь). Употребляются личные местоимения и частицы (ну, вот, ведь, так (дак). Весьма употребительны притяжательные прилагательные (Петина сестра, Федорова жена), форма сравнительной степени имен прилагательных в разговорной речи легко сочетается с приставкой по-: получше, покрасивее и т.д.; имеет суффикс –ей: быстрей, теплей (ср. в книжных стилях: быстрее, теплее). Причастия встречаются редко, деепричастия почти не встречаются. Редко употребляются краткие прилагательные.

Среди падежных образований употребительны варианты форм род. и пред. падежей на—у (из дому, в отпуску, нет сахарку). Тенденция: не склонять первую часть собственного имени (к Иван Ивановичу), не склонять составные числительные (из двести тридцать пять), склонять аббревиатуры (в РАНе).

Широко используются глагольные междометия (прыг, скок, бух).

5.Синтаксис. Разговорный синтаксис отличается большим своеобразием. Для него характерно преимущественное использование формы диалога, преобладание простых предложений, вопросительных и восклицательных, неполных; встречаются предложения-обращения. Порядок слов в предложении свободный. Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать); междометием (а он бац об землю); повторением сказуемого (и делать не делает).

Безличные предложения широко распространены в разговорной речи.

II.Основные жанры разговорной речи.

Рассказ, разговор (непосредственный, телефонный), беседа (дружеская, деловая).

1.Устный рассказ (устное повествование) - монолог устной формы разговорного языка. В устных повествованиях говорящий рассказывает о прошедшем с ним самим или другим (рассказы на основе пережитого, увиденного, услышанного).

Для устных выступлений характерно следующее:

- сравнительно высокий темп произношения,

- выделение глаголов логическими ударениями,

- использование всех тех средств выразительности речи, которые передают отношение говорящего к излагаемому.

Например:

Как я стала медсестрой.

Мне было 15 лет, когда мама посоветовала мне посещать медицинский класс. Желающих посещать его было много, а становится в будущем медсестрой никто не хотел. Все хотели быть врачами. Я тоже мечтала лечить людей.

Однако наш учитель сказал мне, что у меня есть дар и из меня получится великолепная медсестра. Сначала я колебалась. Но уж очень хотелось примерить на себя белый халат. Я согласилась. Вскоре мне очень понравилось делать уколы и выполнять другие назначения врача. Пациенты хвалили меня, говорили, что у меня легкая рука и хотели, чтобы уколы делала именно я.

Я очень довольна, что прислушалась к своему учителю.

2.Разговор (непосредственный) – жанр устной разговорной речи, характеризующийся постоянной адресованностью: один собеседник обращается к другому, тот отвечает ему. Поскольку собеседники видят друг друга, то большую роль здесь играют мимика и жесты, которые могут заменять вербальные высказывания (в отличие от разговора телефонного).

Приведем пример неофициального непубличного разговора и прокомментируем его.

___________________________________________________________________

Неофициальный непубличный Комментарий

разговор

___________________________________________________________________

- Коль, привет. Ты все выполнил? Собеседник спешит, темп речи

ускоренный. Обобщающее слово все

свидетельствует о том, что предмет

речи известен разговоривающим.

 

- Не-а..последняя не получилась. У Коли, видимо, нет особого желания

говорить, поэтому так растянуто

первое слово, за которым следует

пауза.

 

- Ну, дай посмотреть… Просительная интонация

Хотя бы последнюю… поддерживается выжидательными

паузами, неполными конструкциями.

 

- Хм…что это тебе даст… Собеседник колеблется, это отражается

на построении высказывания:

появляются паузы, убыстряется темп

речи.

_____________________________________________________________________

3.Разговор (телефонный) – это контактное по времени, но дистантное в пространстве и опосредованное специальной аппаратурой общение собеседников. Дистантность собеседников в пространстве исключает мимику, жесты, предполагает наличие фраз, передающих эмоциональное состояние партнеров: «Я удивлена», а также специальных фраз типа: «Целую», «Пока-пока».

К тому же телефонный разговор ограничен во времени, следовательно, вырабатываются особые этикетные нормы взаимодействия с собеседником.

Как вести телефонный разговор:

1.Прежде всего назовите себя.

2.Не спрашивайте, звоня куда-либо, кто говорит.

3.Говорите коротко и ясно.

4.Сообщите цель разговора (задайте вопрос).

5.Дайте время собеседнику на обдумывание ответа.

6.Выслушайте собеседника.

7.Звоните в удобное для собеседника время.

Например:

Маринка открыла глаза. Телефон и в самом деле звонил. Она скинула одеяло, и подбежала к телефону, взяла трубку и услышала мамин голос:

- Маринка, ты еще дома?

- Только встала…

- Вот и хорошо. Быстрей одевайся, приходи в чувства и бегом ко мне!

- А что случилось? К чему такая спешка?

- Сюрприз! Давай ням-ням и вперед.

- Ну ты, мам, даешь…

- Все…пока-пока…бегом…слышишь… жду.

 

Нередко по телефону приходится решать и деловые вопросы. К такому разговору следует тщательно готовиться. При подготовке к деловой беседе по телефону постарайтесь обратить внимание на следующие аспекты:

1)какую главную цель вы ставите перед собой в предстоящем телефонном разговоре;

2)можете ли вы вообще обойтись без этого разговора,

3)готов ли к обсуждению предлагаемой темы собеседник?

4)уверены ли вы в благополучном исходе разговора,

5)какие вопросы вы должны задать,

6)какие вопросы может задать вам собеседник,

7)какой исход переговоров устроит (или не устроит) вас, его;

8)какие приемы воздействия на собеседника вы можете использовать во время разговора,

9)как вы будете вести себя, если ваш собеседник

- решительно возразит, перейдет на повышенный тон;

- не отреагирует на ваши доводы;

- проявит недоверие к вашим словам, информации.

По окончании делового телефонного разговора потратьте 3-5 минут на анализ содержания и стиля разговора. Проанализируйте свои впечатления. Найдите уязвимые места в разговоре. Постарайтесь понять причину своих ошибок.

4.Беседа (дружеская, деловая) – жанр устной разговорной речи, характеризующийся, в отличие от разговора, целенаправленностью. Беседы обычно организуются по какому-либо заранее намеченному поводу, т.е. имеют цель и тему.

В деловой беседе могут быть выделены следующие этапы:

1.Приветствия, обращения собеседников друг к другу.

2.Постановка вопроса, проблемы, просьбы, высказывания предложения одной стороной.

3.Активное слушание и обмен информацией.

4.Выдвижение идей, версий, гипотез, решение проблем.

5.Нахождение оптимального способа решения проблемы, задачи.

6.Принятие решения.

7.Завершение общения (пожелание взаимных успехов, высказывание намерений на будущее и т.д.).

Правила доверительного делового общения:

- Там, где возможно и уместно, здоровайтесь за руку.

- Если вы сидите за рабочим столом, а к вам зашел посетитель, то в этот момент лучше всего выйти из-за стола и пригласить его сесть.

- Начав разговор, поинтересуйтесь личными делами, проблемами, которые волнуют собеседника.

- Не хмурьтесь, улыбнитесь, будьте открыты с собеседником.

- Избегайте фраз: «меня это не интересует», «а у меня на этот счет другое мнение», «я бы хотел Вам напомнить» и т.д.

- Ищите «зону общих интересов», то, что может сблизить Вас с собеседником.

- Постарайтесь уступить собеседнику в мелочах, но в решении главной проблемы убедите собеседника в целесообразности Вашего подхода, Вашей точки зрения.

- Заканчивайте деловую беседу на такой ноте, фразе, чтобы перекинуть мостик к последующей встрече.

- Постарайтесь, чтобы собеседник ушел от Вас с хорошим настроением.

 

III.Основные требования к речи медицинского работника.

1.Уважительная оценка личности пациента, куда входят прежде всего уважение пациента как независимой личности, желание дать теплый тон беседе, подчеркнутое внимание к собеседнику (памятуя о том, что при заболевании процесс восприятия поведения другого человека не всегда достаточно отчетлив). Исключительное значение придается сфере невербальной коммуникации.

2.Открытость, откровенность, готовность высказать свое личное мнение, исключающие со стороны пациента вопросы типа: «Я бы хотел знать, что он думает на самом деле». Подчеркивается важность соответствия-совпадения вербального и невербального поведения как основы убеждения.

3.Эмпатичность как готовность принять полностью чувства, мысли, заботы, желания другого: здесь же умение это выразить и «вернуть» это переживание в процессе беседы. Профессиональная грамотность в сфере навыков невербальной коммуникации имеет исключительно важное значение.

4.Доходчивость и полнота информации как основа совпадения требований медицинского работника и убежденности пациента следовать полученным предписаниям.

5.Умение слушать. Слушание – это активный процесс, оно требует определенных навыков. Слушание является одним из компонентов умения общаться. Различают два вида слушания: нерефлексивное слушание и рефлексивное слушание.

Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Это – активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В зависимости от ситуации в процессе нерефлексивного слушания может быть выражено понимание, одобрение и поддержка. Подчас нерефлексивное слушание – наша единственная возможность, поскольку собеседник, особенно если он эмоционален, возбужден или испытывает трудности в формулировании своих мыслей, хочет, чтобы его услышали, и не интересуется нашими замечаниями.

Рефлексивное слушание – это приемы объективной обратной связи с говорящим, используемые в качестве контроля точности восприятия услышанного. Иногда эти приемы называют «активным слушанием», потому что слушающий более активно, чем при нерефлексивном слушании, использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения говорящего.

 

Практика

Задание 1

Выберите наиболее уместный вариант ответа в следующих ситуациях:

1. У больного печеночная колика, сопровождающаяся приступами рвоты. У него подозрение на аппендицит или инфаркт. Он вызвал «скорую» и поделился опасениями с фельдшером. Тот отвечает:

А. Да, Вы правы. Надо обязательно снять ЭКГ, а до тех пор надо соблюдать строгий постельный режим!

Б. Я думаю, Вы тревожитесь напрасно. Сердце у вас хорошее, живот также не внушает опасений, рвота вызвана печеночной коликой. На всякий случай ЭКГ мы сделаем, но, я уверен, что она окажется нормальной. Пока побудьте дома, полежите, но инфарктный режим я вам не назначаю.

2. Фельдшер выписывает пациенту таблетки: «Принимайте по одной таблетке три раза в день». – «А как долго?».

А. Да недели две или три. До свидания.

Б. Две недели, после чего обязательно покажитесь мне. До встречи через две недели.

3. Больной приходит на прием. У него страшные боли, он стонет, ему тяжело. Фельдшер:

А. Сейчас, голубчик, я постараюсь Вам помочь, только сначала мне надо Вас осмотреть и задать несколько вопросов. Так что потерпите немного.

Б. Фамилия, имя? На что жалуетесь?

Задание 2

Подготовьте и инсценируйте беседу с родственниками пациента,

- боящегося предстоящей операции. В процессе беседы постарайтесь снять или хотя бы уменьшить его страхи.

- не принимающего назначенные ему лекарства.

- обвинившего Вас в некомпетентности.

Определите характер беседы: дружеская или деловая. Докажите свою точку зрения. Продумайте, как в беседе будут реализовываться основные требования к речи медицинского работника.

 

Задание 3

Составьте диалог «медсестра – пациент», используя следующие синтаксические конструкции:

Я полагаю, вы почувствовали…

Что вы заметили в своем поведении, когда жаловались на…

Не могли бы попытаться рассказать (вспомнить) о …

Несмотря на то, что мы будем регулярно наблюдать Вас…

Я вижу, что Вы расстроены, но давайте…

Давайте выясним, как можно помочь Вам и Вашей семье…

Что Вас так расстроило?

Ничего, поплачьте, не смущайтесь.

Похоже, Вы чувствуете…

Вы недовольны Вашими соседями по палате, но…

 

Контрольные вопросы к §23

1.Что понимают под разговорным стилем речи?

2.Расскажите об общих признаках разговорного стиля речи.

3.Расскажите о характерных языковых средствах разговорного стиля речи.

4.Расскажите о жанрах разговорного стиля речи. Приведите примеры.

 

Домашнее задание:

1.§23 – Блок информации

2.Контрольные вопросы к §23

3.Задание 3

4.Подготовиться к дифференцированному зачету (Занятие № 14)

 

 

Ответы к самостоятельным работам «Проверь себя»

II семестр

Занятие №1

§ 13 Имя прилагательное. Нормативное образование и употребление прилагательных.

1. Кто ответств ен за проведение новогоднего вечера?

2. В голосовании приняли участие жители самых отдаленных мест.

3. Нет ничего худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми.

4. Комната была низка для такой мебели.

5. Выход из создавшегося положения естествен.

6. Ловче его никто не забрасывал мяч в кольцо.

7. Метод исследования правилен и соответствен сложности самой проблемы.

8. Красивее девушки я не видел.

9. Мех норки благороден и красив. Мех норки благородный и красивый.

10. Приход врача к заболевшему ребенку был весьма своевременен.

11. Этот перевал наиболее опасен для перехода в зимнее время.

12. Ртуть тяжелее железа.

13. Цифры - самое убедительное доказательство снижения инфляции.

 

Занятие № 2, 3,4

§ 14, 15 Нормативное употребление глаголов и глагольных форм.

1. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

2. Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намеченных планом сроков.

3. Циклон грозил наводнением.

4. Ты на какой машине ездишь?

5. Что же ты меня мучишь?!

6. Граждане, не кладите вещи на сидения.

7. Ученики, написавшие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.

8. Надо помогать молодежи расти и проявлять свои способности.

9. Треплют и треплют нервы своей музыкой!

10.После такого лечения ваши пациенты непременно выздоровеют.

11. Я постараюсь победить в зимней олимпиаде, чего бы мне это ни стоило.

12. Собранный урожай отправляют по железной дороге.

13. Лучше всего он чувствовал себя в кругу учеников, которым постоянно и бескорыстно помогал.

14. Поник Иван-царевич головушкой, пригорюнился.

Занятие № 5

§ 16 Местоимение. Нормативное употребление местоимений.

1. Каштанка покорно шла сзади него.

2. Группа пробиралась через болота и леса. В условленном месте с ней должны были соединиться партизаны.

3.На лучших традициях старшего поколения воспитывается наша молодежь. На нее можно положиться.

4. Мы внимательно отслеживаем их действия.

5.Проводники предложили отъезжающим занять их места.

6. Она посоветовала ему больше обращать внимания на нее.

7. Петр стал следить за незнакомцем и залез в дупло. Петр стал следить за незнакомцем. Тот залез в дупло.

8. В новом кинотеатре мы посмотрели фильм, от которого осталось хорошее впечатление.

9. Мать Наташи, когда та задержалась в школе, очень волновалась.

10. Мальчик обещал дедушке, что тот успеет приехать вовремя.

11. Вся команда собралась у тренера и просила предоставить ей два дня отдыха. Спортсмены (члены команды) собрались у тренера и просили предоставить им два дня отдыха.

12. Крестьянство на протяжении столетий боролось против крепостного права; оно неоднократно восставало против помещиков.

Крестьяне на протяжении столетий боролись против крепостного права; они неоднократно восставали против помещиков.

 

Занятие № 6,7

§17 Числительное. Нормативное употребление числительных.

1.Космонавты успешно выполнили задание, проработав на космической станции «Мир» двести пятьдесят три дня.

2.Машины стояли одна от другой в полутора метрах.

3.У тех и других ворот пришлось срочно выставить часовых.

4.Груздь содержит в своей шляпкетридцать две целых две десятыхпроцента белков.

5.В этом году город отметил свое шестисотлетие.

6.Ему пришлось ограничиться тремя тысячами двухстами сороками рублями.

7.Добавьте в кастрюлю около полутора стакана муки.

8.У обеих претенденток на медаль равные шансы.

9.Город находился в полутораста километрах от областного центра.

10.Каждому дали по пять тетрадей.

11.Венеция расположена на восемнадцати небольших островах, которые соединены между собой тремястами семьюдесятью восьмью мостами.

12.Напишите расписку в получении трех тысяч семисот тридцати двух рублей двадцати семи копеек.

13.К двум тысячам пятистам шестидесяти семи рублям ученик прибавил триста двадцать шесть.

 

Занятие № 8,9

§ 18 Синтаксические нормы. Нарушения синтаксических норм и способы их исправления.

1. Мы любим свою Родину и гордимся ею.

2. Варианты:

1. Новый роман, который опубликован в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился. 2. Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и рассказывающий о войне, мне очень понравился. 3. Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир», мне очень понравился.

3. И.С.Тургенев исследовал в своих романах ряд проблем общественной жизни, волнующих многих его современников.

4. Жители нашего дома очень беспокоились о судьбе заболевшего малыша.

5. Те, кто пришел на матч, остались довольны игрой нашей футбольной команды.

6. Врач не обнаружил никаких признаков болезни у ребенка.

7. На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и досрочной сдачи зачетов.

8. Варанты:

1. Когда я совершил прыжок с парашютом, самолет улетел на базу. 2.Я совершил прыжок с парашютом, и самолет улетел на базу.

9. Я познакомился с соседом по парте и подружился с ним.

10. Варианты:

1. Студентам, направляемым на практику, необходимо выдать программу ее прохождения и инструкцию. 2. Направляемым на практику студентам необходимо выдать программу ее прохождения и инструкцию.

11. Варианты:

1. Когда я наблюдала за этими детьми, у меня возникло впечатление, что все они вундеркинды. 2. Наблюдая за этими детьми, я подумала, что все они вундеркинды.

12. Варианты:

1. Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. 2. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.

13. Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Италии и на Кипре.

14. Варианты:

1. Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг. 2.Состоящий в основном из хвойных деревьев лес тянется с севера на юг.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: