Гейнц Гудериан
Воспоминания солдата
Текст предоставлен правообладателем https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=146804
«Воспоминания солдата / Гейнц Гудериан.»: Алгоритм; Москва; 2013
ISBN 978‑5‑4438‑0285‑5
Аннотация
«Воспоминания солдата» – это уникальный документ эпохи, повествующий о драматических событиях европейской и всемирной истории в период 1939–1945 гг. Но их оставил не простой солдат.
Гейнц Гудериан – бывший генерал‑полковник танковых войск Вермахта, принимавший активное участие в осуществлении гитлеровских планов «молниеносной войны». Его записи помогают приоткрыть завесу многих тайн Великой Отечественной войны, предрешивших ее трагическое начало и закономерный триумф Красной армии.
Книга будет интересна всем любителям военной истории.
Гейнц Гудериан
Воспоминания солдата
«Мы стали солдатами, чтобы защитить отечество»
Предисловие к русскому изданию
Слова, вынесенные в заголовок этого очерка, Гейнц Гудериан написал в Предисловии к своим мемуарам «Воспоминания солдата» и продолжил: «Чтобы подготовить из нашей молодежи людей честных и способных с оружием в руках оборонять свою страну, мы охотно выполняли свои обязанности». Из всех начальников Генштаба сухопутных войск, сменившихся за время правления Гитлера, Гейнц Гудериан был самым талантливым. Мало того, даже если бы он и не занял этот пост, он все равно входил в первую если не десятку, то двадцатку самых успешных «генералов Гитлера». Он успел принять участие в создании танковых войск Германии, в разгроме Франции, в боях на советско‑германском фронте. Остается лишь жалеть, что этот безусловно талантливый человек оказался на службе у нацистов.
|
Военный во втором поколении
Мемуары Гейнца Гудериана в т. ч. содержат и биографические сведения о нем. Тем не менее в предисловии мы решили кратко остановиться на его жизни, даже если это и будет в какой‑то степени дублировать мемуары. Краткий и компактный очерк жизни Гудериана поможет читателям проще ориентироваться во всех хитросплетениях его жизни.
Гейнц Вильгельм Гудериан (Guderian) родился 17 июня 1888 г. в небольшом западнопрусском городе Кульме, расположенном к югу от Данцига. Его отец – на тот момент 30‑летний обер‑лейтенант – служил во 2‑м (Померанском) егерском князя Бисмарка батальоне. Гейнц был первенцем, через два с половиной года – 2 октября 1890 г. – в семье появился еще один сын, которого назвали в честь отца Фридрихом (но называли всегда сокращенно – Фрицем).
После окончания кадетского корпуса в феврале 1907 г. Гейнц успешно сдал выпускной экзамен и, получив аттестат о среднем образовании, 28 февраля в звании фенриха прибыл для прохождения службы в 10‑й Ганноверский егерский батальон, дислоцированный в лотарингском городе Биче. Выбор места службы был вполне в традициях германской армии, где всегда уделяли большое внимание формированию офицерских династий: дело в том, что 10‑м егерским батальоном в это время командовал отец Гейнца, произведенный к тому времени уже в подполковники.
Пройдя «курс молодого бойца», Гейнц был 10 апреля 1907 г. отправлен на учебу в военное училище в Меце, где получил необходимую для получения офицерского звания подготовку. 14 декабря 1907 г. он вернулся в батальон и 27 января 1908 г. получил лейтенантские погоны. 1 октября 1909 г. 10‑й батальон был переведен в Гослар. С 28 июня по 28 июля 1910 г. он проходил стажировку в 10‑м Ганноверском саперном батальоне (Hannoversches Pionier‑Bataillon Nr.10) в Миндене, а 1 октября 1912 г. был переведен в размещенный в Кобленце 3‑й телеграфный батальон (Telegraphen‑Bataillon Nr.3). Здесь Гудериан получил возможность изучить радиодело и оценить преимущества предоставляемые хорошей связью, – позже он настоит на том, чтобы в танковые войсках Германии связь была бы на высоком уровне и все без исключения танки были бы оборудованы радиостанциями. Это дало немецким танковым частям большое преимущество, например, перед советскими танковыми соединениями, где радиостанции были лишь на командирских танках.
|
1 октября 1913 г. стало для Гейнца Гудериана одной из наиболее памятных дат его жизни: в этот день он получил сообщение о зачислении его в число слушателей берлинской Военной академии.
Однако Гудериану так и не удалось получить полноценное образование офицера Генерального штаба. Курс Военной академии был рассчитан на три года, а Гейнцу удалось проучиться менее одного. 1 августа 1914 г. в Германии была объявлена всеобщая мобилизация, и посол Его Величества Германского кайзера в Санкт‑Петербурге граф Фридрих Пурталес вручил российскому министру иностранных дел гофмейстеру Сергею Сазонову ноту об объявлении Германией войны Российской империи. Началась Первая мировая война. Все военно‑учебные заведения в срочном порядке провели ускоренный выпуск специалистов. Однако года учебы было явно недостаточно, чтобы быть причисленным к «Обители Богов» – германскому Генштабу – и лейтенант Гейнц Гудериан был просто отправлен в действующую армию, в тот род войск, в котором служил до поступления в академию. 2 августа 1914 г. Гудериан принял под свое начало 3‑ю тяжелую радиостанцию 5‑й кавалерийской дивизии генерал‑лейтенанта барона Манфреда фон Рихтгофена. Дивизия отправлялась на Запад в составе 3‑й армии генерал‑полковника барона Макса фон Гаузена. Первые бои Мировой войны Гудериану довелось вести на Маасе, а в сентябре 1914‑го он во время Марнского сражения проявил себя прекрасным командиром и получил свою первую боевую награду – Железный крест 2‑го класса.
|
Уже 4 октября он получил более ответственное назначение – начальником 4‑й тяжелой радиостанции при штабе действовавшей во Фландрии 4‑й армии. Армия, во главе которой стоял генерал‑полковник герцог Альбрехт Вюртембергский, сражалась на Лисе – у Ипра и на Изере. В октябре армия приняла участие в кровопролитном сражении на Изере, форсировала эту реку и нанесла поражение французам. 8 ноября 1914 г. Гейнц Гудериан был произведен в обер‑лейтенанты. Память о службе под знаменами герцога Вюртембергского оставалась у Гудериана и в награде: ему был пожалован Рыцарский крест 2‑го класса Королевского вюртембергского ордена Фридриха с мечами.
Новое наступление на Ипре началось в конце апреля 1915 г. и хотя и имело, ценой больших потерь, местный успех, но достигнуть первоначально поставленной задачи – захвата Изерского канала до Ипра включительно – не удалось. Командование отметило способного офицера и 17 мая 1915 г. он был переведен на должность вспомогательного офицера секретной службы связи при командовании 4‑й армии. На этом посту Гудериан смог получить опыт уже офицера разведки, причем непосредственно связанного с работой с техническими средствами. Уже 18 декабря 1915 г. он был произведен в капитаны – столь быстрая карьера для обер‑офицера была в целом не характерна для германской армии, даже учитывая военные действия.
1916 год Гудериан провел в армейских штабах. Сначала 27 января 1916 г. он был причислен (а несколько позже официально переведен) в штаб 5‑й армии, где 9 февраля занял должность аналогичную той, что была у него в 4‑й армии. 18 июля 1916 г. он был вновь возвращен в штаб 4‑й армии, на этот раз в качестве офицера связи. Хотя Гудериан и не получил обычную подготовку офицера Генерального штаба, командование решило «двигать» перспективного офицера: шла войны и было необходимо восполнять потери в генштабистах, а также заполнять вакансии во вновь формируемых соединениях. В связи с этим генералам приходилось сквозь пальцы смотреть на наличие у офицеров соответствующего диплома и выдвигать на штабные должности наиболее подготовленных специалистов. В число таких «генштабистов военного времени» попал и капитан Гудериан. 3 апреля 1917. он был назначен 2‑м офицером Генштаба в штаб 4‑й пехотной дивизии. 2‑й офицер Генштаба (по штатному расписанию lb) возглавлял Квартирмейстерский отдел штаба и отвечал за обеспечение дивизии, а также за военнопленных, поддержание порядка в тыловом районе дивизии и так далее. Таким образом Гейнц фактически начал службу офицера Генштаба, но пока еще не будучи официально причисленными к этому военному ведомству – это произойдет позже, только 27 февраля 1918 г., после выполнения ряда формальностей.
Так получилось, что в 1917 г. Гудериану пришлось сменить значительное количество мест службы – его постоянно перебрасывали из одного штаба в другой. Сначала 27 апреля его определили в Квартирмейстерский отдел штаба 1‑й армии, где он занял должность офицера по снабжению. Затем в мае он стал квартирмейстером (то есть 2‑м офицером Генштаба) в штабе 52‑й резервной дивизии, с которой принял участие в боях на реке Эна. В следующем месяце он возглавил Квартирмейстерский отдел штаба Гвардейского корпуса, а в июля стал начальником разведки (или по штатному расписанию 3‑м офицером Генштаба – 1с) в штабе X резервного корпуса. Однако уже 11 августа его перевели в штаб 4‑й пехотной дивизии, а в сентября назначили командиром 2‑го батальона 14‑го пехотного полка. Это была единственная командная должность, которую Гудериан занимал в военное время, поэтому можно сказать, что опыта исполнения обязанностей командира во время военных действий он практически полностью не имел. Что, впрочем, не помешало позже Гудериану стать одним из лучших танковых командиров вермахта – талант полководца в него был, так сказать, от Бога.
24 октября 1917 г. Гудериан был назначен 1‑м офицером Генштаба (то есть начальником Оперативного отдела – 1а) штаба армейского управления «Ц» (Armeeabteilung С), развернутого в Лотарингии. Наконец, в начале 1918 года командование озаботилось проблемой, что столь важные штабные должности занимал человек, официально не причисленный к Генштабу, и 10 января Гудериан был направлен в Седан на 6‑е курсы Генштаба. Отучившись месяц, он получил кратковременный отдых и 23 мая 1918 г. занял должность квартирмейстера (2‑го офицера Генштаба) в штабе XXXVIII резервного корпуса. Уже незадолго до конца войны Гудериан впервые оставил Западный фронт и был отправлен на юг: 20 сентября 1918 г. он стал 1‑м офицером Генштаба в штабе германского военного представительства на оккупированной территории Италии. В самые последние дни войны – 8 ноября 1918 г., когда германским представителям были уже предъявлены условия перемирия – Гудериан получил назначение в штаб X армейского корпуса.
«Вот это мне и нужно!»
Ранним промозглым утром – около пяти часов – 11 ноября 1918 г. германская делегация во главе с Матиасом Эрцбергером прибыла на небольшую круглую полянку близ станции Ретонд в Компьенском лесу. Посередине поляны стоял личный салон‑вагон главнокомандующего союзными войсками на Западном фронте Фердинанда Фоша. Побледневшие взволнованные немцы вошли в вагон, где во главе стола величественно восседал маршал Франции. Через несколько минут подпись Эрцбергера скрепила условия перемирия, завершившего Первую мировую войну. Встав, Эрцбергер сказал с горечью: «Лишая нас возможности защищаться, вы губите нас, губите также и себя». Первая мировая война закончилась для Германии сокрушительным поражением. Теперь новым правителям Германии предстояло резко сократить армию, оставив в ее рядах лишь наиболее подготовленных и перспективных офицеров. Этот процесс занял примерно год, а пока – в эпоху безвременья и распада – Гудериану довелось поучаствовать в лихорадочных попытках армии сохранить целостность побежденной страны.
Сначала в течение пяти дней (22–27 ноября) Гейнц Гудериан числился офицером для особых поручений при штабе I армейского корпуса, а затем был направлен в Главное управление пограничных войск «Восток». В подобные командования были включены наиболее боеспособные части германской армии, на которые была возложена важнейшая функция: удержать границы и не допустить самочинного захвата германских территорий со стороны соседей. И самым важным было именно восточное направление, где создававшееся молодое польское государство предъявило претензии на Силезию. Кроме того «пограничникам» приходилось и поддерживать порядок на вверенных территориях, где активную деятельность развернули коммунисты, рассчитывавшие захватить власть если не во всей Германии, то хотя бы в некоторых ее землях. Здесь стоит отметить, что по условиям Версальского мира Гудериан потерял свою малую родину – Кульм отныне оказался на территории независимой Польши и теперь именовался Хелмно. Место своего рождения Гейнцу Гудериану было суждено увидеть только 3 сентября 1939 г. – близ этого города проходит маршрут движения его танковых колонн. Тогда он скажет Гитлеру: «Я имел честь приветствовать вас в марте прошлого года [1938‑го. – Прим. авт.] на вашей родине [В австрийском городе Линце. – Прим. авт.], сегодня я могу принять вас на моей. Кульм – город, в котором я родился»[1]. Но до этого события было еще больше 20 лет.
17 декабря 1918 г. Гудериан был официально зачислен в штаты Военного министерства, однако фактически остался на прежней должности на Востоке. 10 января 1919 г. его перевели в Бреслау, в штаб командования пограничной охраны «Юг», затем начиная с 16 апреля 1919 г. он сменил несколько постов, пока 30 мая не принял должность квартирмейстера (2‑го офицера Генштаба) и временно исполняющего обязанности 1‑го офицера Генштаба (начальника Командного отдела) штаба «Железной дивизии» – то есть фактически капитан Гейнц Гудериан стал начальником штаба дивизии и первых заместителем ее командира. Эта дивизия была сформирована в декабре 1918 года, после начала эвакуации регулярных немецких войск из Прибалтики. Формально она не подчинялась немецкому командованию, формировалась из добровольцев и с июня 1919 г. была частью – а точнее сказать, ядром – армии Латышской республики. Фактически «Железная дивизия» была наиболее боеспособным вооруженным формированием на территории Литвы и ее руководство оказывало очень значительное влияние на формирование внутренней политики и расстановку сил в Латышской Республики. Штаб дивизии сначала размещался в Риге, а затем был переведен в Митаву. Через некоторое время однако на Германию стали оказывать сильное давление страны‑победительницы, не желавшие усиления германского влияния в Прибалтике, и Берлин был вынужден в октябре 1919 г. расформировать дивизию.
Из Прибалтики Гудериана сначала 24 августа 1919 г. отправили в штаб командования пограничной охраны «Север», а 30 октября 1919 г. назначили офицером по обработке данных в составе 10‑го егерского батальона, с причислением к 10‑й бригаде рейхсвера, расквартированной в Ганновере. Теперь Гудериан стал кадровым офицером рейхсвера, что было большой удачей – в рейхсвере было всего 4 тысячи офицеров и туда отбирали только лучших. С Гудерианом командование не ошиблось, он действительно был прирожденным командиром и блестящим специалистом, и его вклад в воссоздание немецкой армии был огромным.
16 января 1920 г. Гудериан был назначен командиром 3‑й роты 10‑го егерского батальона в Госларе, 16 мая 1920 г. он был переведен на подобную должность в 20‑й, а 8 сентября 1920 года – в 17‑й пехотный полк. Вскоре Гудериану опять повезло, начальство предложило ему вернуться в Генеральный штаб – эта также было большой удачей, так как в штатах рейхсвера подобных должностей было крайне мало: Германия по условиям Версальского мира вообще не имела права иметь Большой Генеральный штаб и он теперь скрывался под названием Войскового правления Руководства сухопутных войск Имперского Военного министерства. Было принято решение откомандировать Гудериана в 6‑ю инспекцию – In 6 (К) – которая занималась вопросами автомобильных войск. Важность будущей работы была прежде всего в том, что в Версале Германии запретили иметь танки, а моторизованные части могли использовать исключительно в качестве транспортных подразделений. Это, конечно, не стало большим препятствием для немецких генералов и они начали в полном секрете проводить разработки по вопросам технического оснащения и тактики применения мобильных соединений. Этим предстояло заниматься и Гудериану.
Сначала в качестве подготовки к будущей работе он был откомандирован (приказ об этом состоялся 16 января 1920 г.) в размещавшийся в Мюнхене 7‑й автотранспортный батальон – такое название («транспортный») использовалось для введения в заблуждение наблюдателей стран‑победительниц. Батальоном командовал майор Освальд Лутц, с которым в будущем Гудериану придется довольно тесно сотрудничать. Вклад Лутца в создание танковых войск был никак не меньше, чем Гудериана, а возможно даже и больше. Ознакомившись с принципами действий мобильных частей Гейнц Гудериан был 1 апреля того же года официально зачислен в штат автотранспортной инспекции. Хотя изначально предполагалось, что он будет заниматься вопросами организации и использования этих частей, ему были поручены дела по техническому обеспечению автомобильных соединений – возможно сказался тот факт, что в его послужном списке было много квартирмейстерских должностей. Надо сказать, что Гудериан от таких перемен в восторг не пришел и даже попытался «бунтовать», требуя возвращения в регулярные части. Однако его рапорт во внимание принят не был и он приступил к своим обязанностям. Этот период службы стал крайне важным для будущего генерала. Он смог ознакомиться с работами зарубежных военных авторов, отстаивавших позицию, что в будущей войне мобильные и танковые войска будут играть (наряду с авиацией) одну из важнейших, фактически решающую роль. Гудериан штудировал работы англичан Джона Фуллера, Джиффарда Мартеля и Бейзила Лиддел Гарта, австрийца Фрица Хейгеля. И их идея о том, что танковые войска должны быть самостоятельным родом войск, а не просто частями поддержки пехоты, захватила его и он самостоятельно начал исследовать вопросы использования мобильных соединений. Зимой 1923/24 г. Гудериан (с благословения руководства) организовал военную игру «Использование моторизованных войск во взаимодействии с авиацией». При проведении этого мероприятия он показал себя не только способным генштабистом, но и человеком передовых взглядов. После этого командование решило использовать его для обучения молодых кадров генштабистов. В связи с этим он 1 октября 1924 г. был откомандирован в штаб 2‑й дивизии в Штеттине, где получил должность инструктора вспомогательных командных курсов, то есть преподавателя тактики и военного искусства на курсах, готовивших офицеров Генштаба – что было категорически запрещено условиями Версальского мира. 1 февраля 1927 г. Гудериан получил очередное воинское звание – он стал майором. С момента последнего производства прошло 12 лет, что довольно много, но дальше карьеру Гейнца Гудериана пошла по возрастающей и в течение следующих 12 лет он повышался пять раз, став генералом танковых войск.
1 октября 1927 г. Гудериан был переведен в Войсковое управление, он был назначен советником Транспортного отдела (Transport Abteilung) – Т 1 IV. Этот отдел в описываемый период возглавляли полковник Ганс Хальм (1.1.1926 – 1.11.1927), майор (с 1 февраля 1929 года – подполковник) Альфред Вэгер (1.11.1927 – 1.4.1929), подполковник Фридрих Кюне (с 1.4.1929). В отделе Гудериан занимался вопросами использования транспорта для переброски войск, пока только переброски, а не использования в бою. Причем в данном случае разработки Гудериана, считавшего подобные переброски вполне реальными, вызвали довольно критическое отношение со стороны его старших товарищей, которые не смогли оценить перспектив мобильной войны. Одновременно с 1 октября 1928 по 31 января 1930 года Гудериан преподавал тактику на курсах при штабе автотранспортных частей в Берлине.
В 1929 г. Гудериан был на месяц командирован в Швецию, где ему предстояло ознакомиться с организацией и действиями танковых батальонов (на их вооружении стояли танки STRV т/21 и STRV т/21‑29, созданные по аналогии с немецким LK II). В Швеции его прикомандировали ко 2‑му гвардейскому батальону. Несмотря на относительную неразвитость танковых частей в Швеции, эта командировка стала одним из важнейших этапов в формировании идей Гудериана. Вернувшись из нее, он сделал вывод о том, что «танки могут быть использованы наиболее эффективно лишь тогда, когда всем остальным родам войск, поддерживающим танки, будет придана такая же скорость и проходимость. Танки должны играть ведущую роль в соединениях, состоявших из различных родов войск; все остальные рода войск обязаны действовать в интересах танков. Потому необходимо не танки придавать пехоте, а создавать танковые дивизии, в состав которых должны входить различные рода войск, обеспечивающие эффективность действий танков»[2]. Можно сказать что этот момент стал исходным пунктом мероприятий, в результате которых появился один из самых эффективных инструментов Второй мировой войны – панцер‑дивизий[3]вермахта. Заметим, что на первом этапе предложения Гудериана о формировании танковых дивизий были крайне скептически восприняты руководством, тот же инспектор автомобильных войск генерал‑майор Отто фон Штюльпнагель назвал эти планы фантазиями, а самой крупной войсковой единицей для танковых войск обозначил лишь полк. «Вы слишком напористы. Но поверьте мне, что ни я, ни вы не доживете до того времени, когда у немцев будут свои танковые силы», – заявил Гудериану этот выходец из семьи потомственных прусских военных. Время, однако, подтвердило правоту Гудериана, а не костных пехотных генералов рейхсвера.
После двух с половиной лет службы в Войсковом управлении Гудериан в целом разочаровался в его деятельности, он не видел перспектив и конфликтовал с пехотинцами, которые пытались судить о танковых и моторизованных войсках исключительно на опыта Первой мировой войны, отказывая им в самостоятельной роли на поле боя. Поэтому он с радостью принял предложение своего старого знакомого Освальда Лутца о переводе на командную должность в автомобильные войска. 1 февраля 1930 года он был назначен командиром 3‑го автотранспортного батальона (3. Fahrabteilung), дислоцированного в Берлине‑Ланквице. Подчиненный Гудериану батальон, фактически являвшийся не боевой, а учебной частью, имел следующий состав:
1‑я рота (Берлин‑Ланквиц), на вооружении которой состояли бронемашины устаревшего образца;
2‑я рота (Дёберитц‑Эльсгрунд) теоретически считавшаяся танковой и имевшая на «вооружении» макеты танков;
3‑я рота (Нейсе) теоретически считавшаяся противотанковой и имевшая на «вооружении» деревянные макеты орудий[4];
4‑я рота (Берлин‑Ланквиц) – мотоциклетная.
Пост командира батальона принес Гудериану и новое повышение: в соответствии со штатным расписанием он был 1 февраля 1931 г. произведен в подполковники. Вскоре выяснилось, что эта должность являлась проходной. 1 апреля 1931 г. наконец уволили в отставку абсолютно не соответствовавшего своей должности инспектора автотранспортных частей Отто фон Штюльпнагеля и его место занял энтузиаст танковых войск и, что важно, очень высоко ценивший Гудериана и покровительствовавший ему Освальд Лутц, в этот же день произведенный в генерал‑майоры. На освободившееся место начальника штаба 6‑й инспекции он пригласил Гудериана, и тот 1 октября 1931 г, занял предложенный пост. В результате образовался крайне эффективный тандем двух действительно талантливых и современно мыслящих офицеров, действия которых в перспективе позволили Германии получить существенное преимущество на первом этапе Мировой войны. «С этого момента начался период упорной борьбы за создание танковых войск, закончившийся в конечном счете нашей победой»[5], – писал Гудериан.
В 1932 г. состоялось первое знакомство Гудериана с нашей страной. В этом году он был направлен с инспекцией в секретную немецкую танковую школу – объект «Кама» – созданной в октябре 1926 года в Казани. Позже эта поездка привела к рождению легенды, что Гудериан якобы учился в СССР, что, естественно, действительности не соответствует. Тем не менее в аудиториях Казанского филиала Челябинского танкового института[6], который находится на месте объекта «Кама», он побывал, о чем свидетельствует фотография, сохранившаяся в музее филиала.
Вместе с Лутцем Гудериан принял самое активное участие в организации и проведении первых в Германии совместных учений пехоты и танковых батальонов, проведенных летом 1932 года в Графенвёре и Ютербоге. В этих маневрах приняли участие и новые – а не старые, как раньше, – немецкие бронеавтомобили. Это был прорыв, пусть и небольшой, но все же прорыв. Однако по‑настоящему положение изменилось лишь после того, как рейхсканцлером Германии в январе 1933 г. стал лидер нацистской партии Адольф Гитлер, с первых же дней взявший курс на перевооружение страны и создание мощной современной армии. Над ним не довлели стереотипы Первой мировой войны и он обладал непреклонной волей, чтобы сломить сопротивление пехотных и кавалерийских генералов, безжалостно увольняя в отставку тех, кто мыслил по‑старому.
В феврале 1933 г. состоялась первая встреча Гудериана с Гитлером. Она произошла во время церемонии открытия Берлинской автомобильной выставки. Вскоре Гитлер, всегда очень интересовавшийся развитием военной техники и новых методов наступательной войны, посетил Кумерсдорф, где Гудериан организовал показательные выступления мобильных частей. «Я показал Гитлеру мотоциклетный взвод, противотанковый взвод, взвод учебных танков PzKpfw I, взвод легких бронемашин и взвод тяжелых бронемашин. Большое впечатление на Гитлера произвели быстрота и точность, проявленные нашими подразделениями во время их движения, и он воскликнут: "Вот это мне и нужно!"»[7]С этого момента организация танковых и мобильных соединений пошла быстрыми темпами. Хотя даже получив поддержку Гитлера, Лутцу и Гудериану приходилось нелегко: косность высшего генералитета, и прежде всего руководства Генштаба в лице того же Людвига Бека, все еще державшегося за старые, «проверенные временем» принципы ведения войны в духе Мольтке и Блюхера, преодолеть было ох как трудно. «Как вы будете руководить боем, – говорил он [Бек], – не имея ни стола с картами, ни телефона? Разве вы не читали Шлиффена?»[8]
Принимая все возможные меры к скорейшему увеличению вооруженных сил, Гитлер не скупился на новые чины и отличия. В 1933–1934 гг. подавляющее большинство офицеров рейхсвера было произведено в очередные звания. Не остался в стороне и Гудериан, который 1 октября 1933 г. получил звание полковника.
Очень скоро руководство Германии решило, что стесняться Великобритании и Франции уже не надо – Гитлер полным ходом вел подготовку к объявлению всеобщей воинской повинности и, соответственно, к полному одностороннему отказу от ограничительных статей Версальского мира. Вскоре – 1 июля 1934 г. – инспекция автотранспортных войск получила название, более соответствующее выполняемым ей задачам: инспекция механизированных частей. В принципе кроме названия ничего не изменилось, да и Лутц и Гудериан сохранили свои посты. В следующем году – 16 марта – был подписан Закон о создании вермахта. Теперь последние препоны для развития вооруженных сил Германии были сняты. Благодаря энергии Лутца и Гудериана немецкие танковые войска наконец стали приобретать законченный вид: ядро командных и технических кадров было подготовлено и настало время для формирования танковых дивизий. 15 октября 1935 г. стало переломным для танковых войск Германии, в этот день была проведена их коренная реорганизация и, можно сказать, что они стали теперь самостоятельным родом войск – причем раньше, чем в других странах Европы, оставив позади и Великобританию, и Францию, и СССР. Инспекция механизированных войск была преобразована в Командование танковых войск, во главе которого был поставлен Освальд Лутц, получивший через две недели звание генерала танковых войск – первого в истории Германии.
15 октября стало днем рождения и 1‑й, 2‑й и 3‑й танковых дивизий. 2‑й танковой дивизией, казармы которой размещались в старинном епископском Вюрцбурге, стал командовать полковник Гейнц Гудериан – это был стремительный взлет: с начальников штаба сразу на генерал‑лейтенантскую должность. Во главе 1‑й дивизии был поставлен заслуженный кавалерист генерал‑лейтенант барон Максимилиан Вейхс ан дер Глон, а 3‑й – генерал‑лейтенант Эрнст Фессман, а Гудериан получил звание генерал‑майора лишь 1 августа 1936 года, так что назначение на пост комдива как нельзя лучше характеризовало высокую оценку командованием выдающихся командных качестве Гейнца.
Гудериан с энтузиазмом принялся за создание боеспособной ударной дивизии, а это было не так просто, ведь на вооружении пока состояли лишь легкие танки PzKpfw I b PzKpfw II, а более подходящие для ведение военных действий PzKpfw III и PzKpfw IV ожидались не ранее 1938 года. Танковая дивизия объединяла в своем составе и танки, и мотопехоту, и артиллерию (не говоря уже о вспомогательных частях), что было абсолютно новым с точки зрения тактики ведения войны. Формировалось ударное соединение невиданной доселе силы.
Зимой 1936/37 г. по поручению Лутца Гудериан написал книгу «Внимание! Танки!» (Achtung! Panzer!), которая принесла ему известность как теоретика танковой войны и стала своеобразной «библией танковой войны». Сам генерал так говорил об этой работе: «В ней я изложил историю возникновения и развития танков, а также свои взгляды в отношении основных принципов организации танковых войск Германии в будущем. Этой книгой я хотел разъяснить наши взгляды более широкому кругу лиц, чего нельзя было сделать, идя только по сухому служебному пути. Кроме того, я старался, освещая наши взгляды на страницах военной печати, опровергать в своих статьях аргументы противников, в которых я не имел недостатка»[9]. Самое главное, Гудериан представлял танковые войска не как исключительно части прорыва, а части наступления, то есть они должны были играть не вспомогательную роль при пехоте, а быть самостоятельным, и очень важным игроком, в войне – «Если наступление танков будет удачным, то все остальные рода войск должны будут приспособиться к тому, чтобы действовать в одинаковом с ними темпе», писал Гудериан в одной из своих статей в октябре 1937 г.
Разразившийся в первых числах февраля 1938 г. кризис «Бломберга – Фрича» привел к крупномасштабным перестановкам и в руководстве танковых войск. Гудериан от этого очень сильно выиграл. 4 февраля 1938 г. он узнал – именно узнал – что Освальд Лутц уволен в отставку, а он – всего лишь генерал‑майор – назначен его преемником на посту начальника Командования танковых войск. Дальнейшая карьера развивалась стремительно: уже 1 апреля 1938 г. он стал командиром XVI армейского корпуса, а 10 февраля 1938 г. произведен в генерал‑лейтенанты (на момент назначения многие его подчиненные обладали более высокими званиями, что является уникальным фактов для вермахта). Штаб корпуса был сформирован на базе Командования танковых войск и в его подчинение были переданы все танковые войска Германии. В его подчинении оказались следующие соединения:
1‑я танковая дивизия (Веймар): генерал‑лейтенант Рудольф Шмидт;
2‑я танковая дивизия (Вюрцбург): генерал‑майор Рудольф Фейель;
3‑я танковая дивизия (Берлин): генерал‑лейтенант барон Лео Гейер фон Швеппенбург;
4‑я танковая дивизия (Вюрцбург): генерал‑майор Ганс Рейнградт;
5‑я танковая дивизия (Оппельн): генерал‑лейтенант Генрих Готфрид фон Фитингоф‑Шеель;
8‑я танковая бригада (Загас): полковник Йохан Хаарде.
В начале марта 1938 г., когда Гитлер принял решение произвести аншлюс (присоединение) Австрии, для наступления на эту немецкую страну были выделены прежде всего мобильные соединения – операция должна была быть стремительной и не дать возможность мировому сообществу возразить против действий Германии. Поэтому было вполне логичным, что 10 марта 1938 г. Гудериан получил приказ сформировать временную мобильную группу: в нее вошли штаб XVI корпуса, 2‑я танковая дивизия, а также «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», который представлял собой моторизованное соединение. 11 марта части корпуса начали концентрироваться в районе Пассау и уже в 9 часов утра следующего перешли германо‑австрийскую границу. Ни о каком сопротивлении речи не было. И отнюдь не из‑за отсутствия у Австрии воли к сопротивлению. Большинство населения Австрии с радостью и восторгом приветствовало немецкие войска: сторонников объединения с немцами в единое германское государство было в Австрии больше, чем его противников, и то, что Австрия и Германия не объединились еще в 1920 г., было результатом беспрецедентного давления на правительства этих стран со стороны держав‑победительниц, и прежде всего Франции[10].
Вечером 12 марта Гудериан приветствовал на окраине Линца фюрера и рейхсканцлера Германии, прибывшего в город своей молодости в сопровождении пышной свиты. В час ночи следующего дня его танки уже вступили в столицу Австрии – а теперь уже Восточной марки (Остмарка) – великолепную Вену. «По окончании торжественного марша всех снова охватил восторг. Меня пронесли на руках до квартиры. Пуговицы моей шинели были оторваны и расхватаны в качестве сувениров. Приняли нас чрезвычайно восторженно»[11]. Затем последовала бесконечная череда парадов, банкетов и тожественных встреч.
Гудериану довелось принять участие и в других довоенных операциях Германии, получивших название «цветочных войн». 3 октября 1938 г. он во главе XVI армейского корпуса (штабу которого были подчинены 1‑я танковая, 13‑я и 20‑я мотопехотные дивизии) начала занятие Судетской области, которая была передана Германии по результатам подписанных в Мюнхене международных соглашений. В этот день его солдаты заняли Эгер, Аш, Франценсбад, 4 октября – Карлсбади 5 октября завершили выход на демаркационную линию. При этом первый два дня операции – 3 и 4 октября – при штабе Гудериана находился и сам Верховный главнокомандующий Адольф Гитлер. Эти два дня генерал неотлучно находился при Гитлере, и фюрер имел возможность достаточно хорошо узнать Гудериана – «Мы вели непринужденную беседу, во время которой выявилось общее удовлетворение тем, что удалось избежать войны»[12]. Все эти кампании были в целом бескровными и, что самое главное, отвечали чаяниям не только большинства немцев, но жителей тех территорий, которые занимали части вермахта. Проходил процесс собирания немецких земель, часть из которых была отторгнута от Германии после Первой мировой войны, отторгнута без учета национальных особенностей и желания населения. Поэтому‑то подобные действия вызвали не слишком большое противодействие со стороны Великобритании и Франции: и в Париже, и в Лондоне сознавали, что объединение земель, населенных немцами, должно когда‑нибудь состояться. Но вскоре оказалось, что аппетиты Адольфа Гитлера распространялись не только на исконно немецкие земли…