Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации




Введение

Конституционный суд Российской Федерации, в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку начал он свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась.

С созданием Конституционного Суда в каждой политической системе связываются надежды на то, что он послужит укреплению конституционного строя в стране, формированию и развитию правового государства, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении. Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Затем, получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе "правотворчества".

Сегодня, в соответствии с новой Конституцией и Законом о Конституционном суде РФ, Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Моя работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.

Цель работы - исследовать правовые аспекты деятельности Конституционного суда.

 


Конституционный Суд РФ

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.[1]

Идея демократизации общества, построения правового государства стала важнейшим компонентом общественного идеала на всём постсоветском пространстве в ходе социально - политических трансформаций последнего десятилетия.[2]

Соблюдение основных прав и свобод человека, охрана его законных интересов возможны только в том государстве, где обеспечивается верховенство закона. Это возможно лишь в обществе, где функционирует полноценный государственный механизм разделения и взаимодействия властей, в котором особую роль играет судебная власть.

При таких условиях приобретает актуальность проблема становления и функционирования судебной власти, которая может быть решена лишь тогда, когда носители этой власти самостоятельны, не подвержены никакому влиянию при принятии решений в рамках своей компетенции.

Традиционное понимание суда, как специализированного органа государственной власти, осуществляющего лишь одну основную функцию - функцию правосудия, должно уступить место более широкому пониманию суда, как самостоятельной власти, наделённой и функцией правосудия, и функцией судебно - конституционного контроля.[3]

Конституционный контроль в нашей стране в начальный период (1924-1936) осуществлялся Верховным Судом СССР, а затем перешёл к самому Верховному Совету СССР (1936-1989) исходя из принципа, что контроль за исполнением законов должен осуществляться теми, кто законы принимает. Новые подходы к организации контроля связаны с началом перестройки. 23 декабря 1989г. Был принят Закон СССР "О конституционном надзоре в СССР" и в соответствии с ним образован Комитет конституционного надзора СССР (в отличие от надзора, конституционный контроль-это проверка, включающая и право отмены неконституционного акта).

Конституционное правосудие было учреждено в РСФСР на основе Закона от 15 декабря 1990г. 423-I "Об изменении и дополнении Конституции (Основного закона) РСФСР".

Новая редакция ст. 119 устанавливала, что Конституционный Суд РСФСР избирается народных депутатов, а порядок его избрания и деятельности устанавливается специальным законом. 12 июля 1991г. Был принят первый Закон РСФСР 1599-I " О Конституционном Суде РСФСР". Суду предоставлялось право не только приостанавливать, но и отменять правовые акты, признанные неконституционными, а также давать заключения о соответствии Конституции РФ правоприменительной практике.

Дальнейшее формирование правовых основ конституционного контроля связано, прежде всего, с новой Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Эти акты определили роль и место Конституционного Суда РФ в судебной системе РФ.[4]

Порядок назначения судей

 

Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации (в ред. Федерального конституционного закона от 02.06.2009 N 2-ФКЗ)

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда Российской Федерации, считающих, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от должности. Решение о досрочном освобождении от должности соответствующего лица принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием.

В случае, если должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей, не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.[5]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: