Технология проведения проекта автоматизации, поддержки и




сопровождения

Разработка программного обеспечения:

Разработка качественного программного обеспечения невозможно без применения современных промышленных методов и средств разработки программных продуктов. Проектирование и разработка Системы регламентируются внутренними технологическими документами, основанными на существующих ГОСТах, международных стандартах (ISO серии 9000) и опыте ряда европейских компаний по управлению качеством разработки и обслуживания клиентов (подобный опыт получен в рамках сотрудничества "Корпорации ПАРУС" со шведской консалтинговой компанией "Рекомейт"). Управление разработкой Системы осуществляется по проектному принципу с контролем сроков, затрат и результатов. Инструментальная поддержка осуществляется с использованием CASE-систем, имеющих полнофункциональный набор средств для разных стадий проекта, начиная от моделирования Системы на уровне бизнес-процессов (функций) и заканчивая поддержкой генерации исполняемого кода приложений.

" Корпорация ПАРУС" стремится одновременно с повышением качества обслуживания клиентов снизить затраты на это направление (а следовательно - уменьшить расходы самих клиентов). Для этого предназначено приложение "Клиенты", работающее на платформе Oracle и автоматизирующее: Сбор событий, связанных с "жизнью" Системы (запросов клиентов, сообщений об ошибках, истории отработки подобных запросов и исправления ошибок и т.п.); Отработку этих событий в ходе "инфооборота" (по аналогии с документооборотом) по заранее заданным и утвержденным схемам; Получение статистики, контроль состояния Системы на всех этапах ее жизненного цикла и т.п. Интегрированность этого приложения в "Систему управления ПАРУС" обеспечивает информационную и функциональную связь с другими составными частями комплекса. Приложение "Клиенты" может поставляться заинтересованным фирмам. Технологии управления базами данных:

Как показывает опыт процветающих предприятий, выбор системы автоматизации управления с перспективой базовой технологией (прежде всего - с перспективной архитектурой управления базами данных) в значительной степени определяет устойчивость функционирования и возможности расширения бизнеса в условиях рыночной экономики. Рассмотрим, что дает в этом направлении "Система управления ПАРУС".

Архитектура управления базами данных

Прежде всего, обратимся к общим вопросам организации модели взаимодействия "клиент-сервер". Как правило, компьютеры в локальной вычислительной сети (ЛВС) не являются равноправными: одни владеют и распоряжаются информационно-вычислительными ресурсами, такими как процессоры, файловая система, почтовая служба, служба печати, база данных; другие же - имеют возможность обращаться к этим службам, пользуясь услугами первых. Компьютер, управляющий тем или иным ресурсом, принято называть сервером этого ресурса, а компьютер, желающий им воспользоваться - клиентом или рабочей станцией.

Этот же принцип распространяется и на взаимодействие программ (приложений). Если одна из них выполняет некоторые функции, предоставляя другим соответствующий набор услуг, то такая программа выступает в качестве программы-сервера. Программы, которые пользуются этими услугами, принято называть программами-клиентами. Использование в информационной системе технологии "клиент-сервер" означает, что прикладные программы будут иметь распределенный характер. Иными словами, часть функций системы будет реализована в программе-клиенте, другая - в программе-сервере, причем для их взаимодействия будет определен некоторый протокол. Обычно, функции информационной системы составляют три группы:

 
 

 

 


В соответствии с этим в любом приложении выделяются следующие логические компоненты:

1. компонент представления,

2. прикладной компонент,

3. компонент доступа к информационным ресурсам,

а также вводятся и уточняются соглашения о способах их взаимодействия (протоколы взаимодействия). Различия в реализациях технологии "клиент-сервер" определяются следующими факторами:

В какие виды программного обеспечения интегрированы каждый из этих компонентов.

Какие механизмы программного обеспечения используются для реализации функций всех трех групп.

Как логические компоненты распределяются между компьютерами в сети.

Какие механизмы используются для связи компонентов между собой.

Обсудим три подхода, реализованные в следующих моделях:

Трехзвенная.

Двухзвенная (вариант 1) - модель доступа к удаленным данным.

Двухзвенная (вариант 2) - модель сервера базы данных.

Трехзвенная модель

В этой модели процесс, выполняющийся на рабочей станции, отвечает, как обычно, за интерфейс с пользователем. Обращаясь за выполнением услуг к прикладному компоненту, этот процесс играет роль приложения-клиента. Прикладной компонент реализован как группа процессов, выполняющих прикладные функции на сервере приложения. Все операции над нформационными ресурсами выполняются соответствующим компонентом, по отношению к которому прикладной компонент играет роль клиента. Из прикладных компонентов доступны ресурсы различных типов - например, базы данных.

Таким образом, в трехзвенной схеме разделения функций прикладной компонент выделен как важнейший изолированный элемент приложения. Для него стандартизованы интерфейсы с двумя другими компонентами: Application Programming Interface (API) - наборы команд и процедурных вызовов, позволяющие разработчикам (в данном случае, компонента представления) осуществлять доступ к прикладному компоненту;

tructured Query Language (SQL) - специальный язык, при помощи которого задается выбор (запрос) определенных данных из базы. Для большинства современных СУБД характерна поддержка этого языка. Сразу же отметим, что в системах крупнейших российских разработчиков программных продуктов трехзвенная модель еще не получила распространения. Мы рассмотрели эту модель для общности изложения, чтобы получить более ясное представление о двух вариантах двухзвенных моделей.

Двухзвенная модель доступа к удаленным данным

В первом варианте двухзвенной модели компонент представления и прикладной компонент совмещены и выполняются на рабочей станции, где, таким образом, поддерживаются как функции ввода и отображения данных, так и чисто прикладные функции. Доступ к информационным ресурсам обеспечивается операторами языка SQL. Рабочая станция направляет запросы к информационным ресурсам (например, к базам данных) по сети удаленному серверу. На нем функционирует ядро СУБД, которое обрабатывает запросы, выполняя предписанные в них действия, и возвращает клиенту результат, оформленный как блок данных. В свое время подобная модель была существенным шагом по сравнению с централизованной архитектурой и архитектурой "файл-сервер". Прежде всего, перенос компонента представления и прикладного компонента на рабочие станции существенно разгружает сервер базы данных, сводя к минимуму общее число процессов операционной системы. С другой стороны, резко уменьшается (по сравнению с файл-серверной архитектурой) загрузка сети, так как по ней передаются от клиента к серверу не запросы на ввод-вывод, а запросы на языке SQL, а их объем существенно меньше. Основное достоинство модели доступа к удаленным данным - унификация интерфейса "клиент-сервер" в виде языка SQL, что позволяет относительно легко "сменить" СУБД. Другими словами, это позволяет создать информационную систему, которая может работать с использованием одной из некоторого множества СУБД. Однако модель доступа к удаленным данным имеет ряд существенных недостатков:

Взаимодействие рабочей станции и сервера посредством SQL-запросов существенно (по современным меркам) загружает сеть. Поэтому построение перспективной единой пользовательской базы данных может стать недостижимой целью. Удовлетворительное администрирование приложений в этой модели практически невозможно из-за совмещения в одной программе различных по своей природе функций - представления и прикладных. Модель предъявляет высокие технические требования к рабочим станциям.

Двухзвенная модель сервера базы данных

Наряду с рассмотренной выше все большую популярность приобретает перспективная двухзвенная модель сервера базы данных. Последняя реализована в некоторых реляционных СУБД (Oracle, Informix, Ingres, Sybase). Ее основу составляет механизм хранимых процедур - средство программирования SQL-сервера (так называют ядро реляционной SQL-ориентированной СУБД). Эти процедуры хранятся в словаре базы данных, разделяются между несколькими клиентами и выполняются на том же компьютере, где функционирует SQL-сервер. Язык, на котором

разрабатываются хранимые процедуры, представляет собой процедурное расширение языка запросов SQL и уникален для каждой конкретной СУБД.

В этой модели компонент представления выполняется на рабочей станции, в то время как прикладной компонент оформлен как набор хранимых процедур и функционирует на сервере базы данных. Там же выполняется компонент доступа к данным, то есть ядро СУБД.

 

Достоинства двухзвенной модели сервера базы данных очевидны:

Снижение трафика (от прикладного компонента к компоненту представления поступает только нужная информация), что является ключевым моментом для построения перспективной единой многопользовательской базы данных и масштабируемой системы. Возможность централизованного администрирования прикладных функций и, как следствие, повышение надежности работы информационной системы. Возможность разделения процедуры между несколькими приложениями и экономия ресурсов компьютера за счет использования единожды созданного плана выполнения процедуры. Сравнительно невысокие технические требования на рабочие станции.

" Корпорация ПАРУС" выбирает перспективную модель В настоящее время из 4-х крупнейших российских производителей систем автоматизации управления предприятиями только "Корпорация ПАРУС" реализовала в своей Системе перспективную двухзвенную модель сервера базы данных с использованием СУБД Oracle. Поэтому пользователи именно Системы ПАРУС могут в полной мере воспользоваться достоинствами этой модели. Как уже отмечалось выше, у первого варианта двухзвенной модели есть одно достоинство, по сравнению со вторым вариантом: возможность "смены" СУБД. Но это скорее преимущество для производителя, а не для потребителя системы: ведь оно дает возможность поставить одну и ту же систему различным пользователям, ориентированным на разные СУБД, то есть большему количеству фирм, и получить, в итоге, более крупные доходы. Для предприятий, которые изначально ориентируются на СУБД Oracle (или только выбирают, какую СУБД использовать) указанное выше преимущество" безразлично - приобретя Систему ПАРУС (а вместе с ней и Oracle) они в полной мере воспользуются достоинствами двухзвенной модели сервера базы данных.

Конечно, для компании, которая по каким-либо причинам уже ориентирована на другую СУБД, сделать выбор в пользу Системы ПАРУС (и вместе с ней - в пользу Oracle) несколько сложнее. Но при развитии корпоративной сети может возникнуть необходимость перехода на другую операционную систему (ОС), под управлением которой работает СУБД. И здесь именно Oracle, применяемая Системой ПАРУС, выгодно отличается от многих СУБД. Например, СУБД Microsoft SQL функционирует только в ОС Microsoft NT. Это означает, что если на предприятии эксплуатируется СУБД Microsoft SQL, альтернативы для Microsoft NT нет. Если же используется СУБД Oracle (пусть даже на той же ОС Microsoft NT), при необходимости, возможен переход на другую ОС, в частности на Unix.

Технология проведения проекта автоматизации, поддержки и сопровождения:

Для обеспечения наиболее плодотворного сотрудничества с партнерами мы предлагаем следующую поэтапную методику:

Уст ановление контакта;

Этап 0: Экспресс-обследование;

Этап 1: Предпроектное обследование;

Этап 2: Проектирование, настройка и адаптация Системы;

Этап 3: Запуск в промышленную эксплуатацию;

Этап 4: Сопровождение (работы этого этапа проводятся либо по заявке заказчика, либо в виде абонементного обслуживания).

Установление контакта

Представители "Корпорации ПАРУС" посетят Ваше предприятие для редварительных переговоров о возможности и условиях проведения дальнейших мероприятий. При этом может быть проведена демонстрация наших программных продуктов и представлена вся необходимая информация об особенностях организации работ и спектре услуг.

Этап 0: Экспресс-обследование

В ходе этого краткосрочного этапа наши специалисты проведут сбор необходимой предварительной информации о Вашем предприятии, текущем состоянии автоматизации его управления и выяснят общий перечень Ваших проблем. В итоге будет подготовлено предложение о возможных вариантах проведения работ, их примерной продолжительности, стоимости и экономическом эффекте для Вашей компании. Если эти предложения Вас удовлетворят, то дальнейшим продолжением сотруднич ества станет выполнение следующих этапов:

Предпроектное обследование.

Проектирование, настройка и адаптация Системы.

Запуск в промышленную эксплуатацию.

Сопровождение.

Этап 1: Предпроектное обследование

Целью данного этапа является

выявление задач, которые должны быть решены в процессе создания системы автоматизации управления;

определение критериев оценки конечного результата;

риентировочная оценка финансовых, временных и человеческих ресурсов, необходимых для реализации проекта.

При этом специалисты ПАРУСа: совместно с руководством Вашего предприятия определят цели и ожидаемые результаты создания информационной системы управления предприятием; исследуют организационную структуру предприятия, систему взаимодействия подразделений; соберут и проанализируют образцы типовых первичных и отчетных документов;

оценят оснащенность вычислительной техникой и качество коммуникационного оборудования; проведут анализ уровня квалификации и компьютерной грамотности персонала.

В результате подготавливаются "Предложения по построению информационной системы управления предприятием", где будут представлены: цели и результаты разработки и внедрения информационной системы управления предприятием, "границы" автоматизации; структурная схема предприятия, схемы бизнес-процессов и обмена информацией между подразделениями, функциональные обязанности сотрудников;

- журнал типовых форм первичных и отчетных документов;

-предложения по подбору и комплектации поставляемого программного обеспечения;

-ориентировочный план и смета проекта.

Этап 2: Проектирование, настройка и адаптация Системы

На этом этапе проводится построение модели информационной системы управления предприятием и разработка плана ее запуска в промышленную эксплуатацию. На основании согласованных результатов предпроектного обследования готовится проект построения информационной системы управления, проведения ее настройки и требуемой адаптации. В результате Вам будут представлены:

уточненные схемы информационного обмена между подразделениями (схемы бизнес-процессов), подлежащие автоматизации;

инструкции для каждого рабочего места и для администратора

Системы; пла-ны обучения персонала и технического перевооружения предприятия;

электронные формы первичных и отчетных документов; действующий макет системы управления.

После настройки производится защита макета системы управления перед руководством Вашего предприятия и сотрудниками на рабочих местах.

Этап 3: Запуск в промышленную эксплуатацию

По завершении этапа проектирования, в ходе которого Вы убедились в реальности создания нужной Вам Системы, наступает следующий этап — поставка программного обеспечения и запуск Системы в промышленную эксплуатацию. Целью данного этапа является полноценное овладение сотрудниками Вашего предприятия приемами работы с Системой. На этом этапе наши специалисты: доставят, установят и проверят технические средства и коммуникационное оборудование, необходимые для реализации проекта;

подготовят технические средства и установят Систему на все рабочие места;

проведут обучение сотрудников Вашего предприятия на рабочих местах; окажут необходимые консультации по использованию Системы.

В этот период проводится обучение системного администратора, что даст возможность Вашей компании в дальнейшем самостоятельно управлять технологией использования Системы, оперативно корректировать ее работу при изменениях схем бизнес-процессов, учетной политики предприятия и законодательства. Итогом работ будет действующая информационная система управления предприятием. Как уже говорилось выше, мы тесно сотрудничаем со специалистами отделов АСУ и ВЦ на различных этапах разработки проекта автоматизации, обучения персонала, сопровождения Системы и т.п. Пройдя полный курс обучения администрированию и работе с Системой, Ваши собственные специалисты становятся равноправными участниками выполнения проекта, а впоследствии смогут взять на себя и техническую поддержку Системы, всего программно-аппаратного комплекса предприятия — в этом случае объем договорных работ, выполняемых ПАРУСом по послегарантийному обслуживанию, может быть сокращен, что принесет Вам прямую экономию средств.

Этап 4: Сопровождение

Для поддержания работоспособности комплекса в течение всего времени его эксплуатации мы обеспечиваем лицензионное сопровождение, которое включает: обновление версий программного обеспечения и поддержание соответствия Системы действующему аконодательству; консультации по перенастройке Системы при изменениях схем бизнес-процессов и законодательства;

бесплатные консультации по "горячей линии";

обучение новых сотрудников.

В результате проведения всех указанных выше этапов работ Ваша компания получит устойчиво функционирующую Систему управления предприятием, решающую весь комплекс поставленных задач.

 

Комплексные решения

 

«Корпорация ПАРУС» представляет Вам комплексные решения для предприятий нефтегазовой отрасли. Данные решения основаны на опыте построения информационных систем в нефтегазовых компаниях и учитывают специфику направления их деятельности. На сегодняшний день мы предлагаем решения для:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: