Сегодня,, ни одна из российских систем автоматизации не отвечает полностью требованиям, предъявляемым к ERP-системам. Дело в том, что стандарт ERP в первую очередь предназначен для планирования и оптимизации деятельности компании: исходя из этих предпосылок и разрабатывается информационный комплекс; отечественные же системы нацелены на фактический учет деятельности. Таким образом, одни описывают организацию «как должно быть», вторые — «как есть». Прежде всего это связано с российской спецификой развития рынка программных продуктов: сам рынок систем автоматизации начал развиваться лишь в 90-х годах ХХ в., и изначально затребованными оказались не системы планирования и управления, а системы материального и финансового учета. Если за рубежом проблема учета уже давно решена и перед предприятиями остро стоят задачи оптимального планирования деятельности как одного из важнейших преимуществ в конкурентной борьбе, в России наблюдается не только вакуум на рынке отечественных систем управления: российские предприятия в большинстве своем «не доросли» до таких решений.
Вплоть до настоящего момента наиболее актуальным для отечественных предприятий является решение задачи учета их ресурсов, о планировании же речь пока не идет. Более того, современное состояние экономики не позволяет использовать системы управления предприятием в полной мере. Действительно, зачем руководителю разрабатывать план поставок с привлечением характеристик своего производства, если он не уверен в том, что клиент оплатит заказ вовремя и у предприятия будут средства на закупку материалов?
Недавно в России началась опытная эксплуатация отраслевого решения booklogic, нацеленного на интеграцию отечественных издателей и книжных магазинов. Книжный рынок характеризуется рядом специфических особенностей, в числе которых — широкий ассортимент товарной номенклатуры и большое число контрагентов, а также резкая смена темпов движения отдельных товарных позиций и состава предложений. Эти особенности требуют от участников рынка высокой слаженности действий, которой было сложно добиться из-за крайней разнородности имевшихся средств ИТ-обеспечения и отсутствия инфраструктуры для их непрерывною взаимодействия.
|
Решение booklogic основано на продуктах UnilSpace, предназначенных для эксплуатации в удаленном режиме. «Гостевая» модель позволяет пользователям размещать сервисы в выделенном центре данных, оснащенном каналами связи, аппаратными средствами и имеющем достаточный обслуживающий персонал, которые было бы нецелесообразно воссоздавать каждому из клиентов. Размещенные на площадке booklogic типовые сервисы обеспечивают предоставление библиографической и цеповой информации, прием коммерческих документов и т. д. На стороне интегрируемых организации остается только клиентская функциональность, которая синхронизирует состояние их внутренних информационных системе состоянием сервисов booklogic.
Центральным элементом booklogic является реестр UDD1, который позволяет приобщить любой сервис к общему виртуальному пространству и обеспечивает прозрачность сервисов для всех участников. Место физического расположения системы, предоставляющей сервис, теряет значение; интерес представляют лишь факторы доступности и качества обслуживания, которые зачастую завися го: надежности каналов связи.
|
Сервисы ассоциируются в реестре с соответствующими им провайдерами — несмотря па их физическое предоставление из одного центра данных.
Бизнес-сервисы booklogic оформлены в виде BPEL-процессов, исполняемых на площадке. Поскольку собственного механизма обеспечения возможности постоянного храпения объектов данных в ВPEL не предусмотрено, инфраструктура booklogic дополнена платформой создания «гостевых» сервисов данных для их преобразования и долгосрочного хранения. Когда речь идет о критичных для бизнеса процессах, провайдер сервисов интеграции не может слепо надеяться на успешное выполнение удаленною вызова — тем более в России, где качество каналов связи сильно варьируется,
Прикладные задачи, решаемые book logic при помощи SOA и Web-сервисов, выходят далеко за пределы передачи коммерческих документов по модели EDI. Уже сейчас сервисы booklogic обеспечивают прозрачность складских остатков в магазинах, консолидацию каталогов и анализ прайс-листов поставщиков.
ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛУГА
В примере с бронированием сервисы, предоставляемые турагенту, принадлежать отдельным автономным бизнесам. Внутри компаний такие сервисы, в свою очереди, агрегируют массу других сервисов для реализации обеспечиваемых вовне функций. Акцентирование внимания на прямом взаимодействии с партнерами и клиентами становится естественным по мере интеграции внутренних бизнес-процессов предприятий. Ведущие компании качественно и оперативно реагируют на внешние сигналы в своих щепочках поставок и каналах сбыта, адаптируются к изменениям бизнес-среды.
|
В этой сфере, помимо уже обсуждавшихся программных решений, все большую популярность обретают провайдеры интеграционных сервисов (integration service provider). Они размещают логику диспетчеризации событий в собственной инфраструктуре, доступной по Internet. Таким образом, пользователи избавляются от необходимости управлять одной из сложнейших частей своей ИТ-инфраструктуры.
Действительно, практика показывает, что оптимальным решением проблемы многосторонней интеграции является построение общей инфраструктуры. Причем вне зависимости от отрасли — общая инфраструктура обеспечивает и водоснабжение, и работу телефонных и почтовых сетей. Суть процесса интеграции безграничного числа терминалов приобретает формат услуги, предоставляемой по подписке, и сопровождается отказом от индивидуального построения собственной избыточной инфраструктуры каждым из участников. Дополнительным преимуществом такого подхода к интеграции является автоматическое обновление функциональности у всех пользователей при добавлении повой функции в центре. Примером этого архитектурного преимущества может служить введение, скажем, тонального набора в АТС городской телефонной сети.
Появление первого поколения провайдеров интеграционных сервисов было связано с технологией EDI (Electronic Document Interchange). Тогда эти провайдеры были операторами сетей VAN (Value Added Network), которые обеспечивали доставку коммерческих документов ЕDI еще без инфраструктуры Internet. Те из них, которые успешно пережили появление internet, конвертируются в полноценных провайдеров интеграционных сервисов, добавляя в свои решения ряд интеллектуальных функций. Среди наиболее известных операторов VAN, работающих сегодня на рынке интеграции, можно назвать компании GXS, Inovis, ClickCommerce и Sterling Commerce. Они активно пополняют линейки своих предложений, обеспечиваемых в удаленном режиме, другими решениями — как прикладными,