Кандидат на универсальный интерфейс уже объявлен и выглядит: вполне привлекательно. Речь идет о так называемой архитектуру, ориентированной на сервисы (service oriented architecture, SOA), и, соответственно, об ориентированных на сервисы биэнез-прилажениях (Service oriented business application, SOВA). С одной, стороны, это естественное развитие Iatemet-решений для бизнеса, с другой рост интереса к, SOA во многом определяется поддержкой ноной идеологии информационных систем крупнейшими игроками ИТ-рынка, такими как IBM, Microsoft и SAР. Вероятно, они видят возможность монополизировать стандарты на огромном потенциальном рынке.
И результат уже налицо. По мнению аналитиков, в ближайшие два-три гола большинство поставщиков программного обеспечения дли бизнеса будут использовать технологии, ocнованные на Web-сервисах, в качестве основы новых решений или по крайней мере расширения существующих.
Рассмотрим идею SOBA с точки зрения современной бизнес-практики
Первая проблема, «подкосившая» победный на первый взгляд марш ERP, — отраслевая специфика. Дело в том, что МRР II, ставшая основой для первых ЕRР, — это методология планирования дискретных, большей частью машиностроительных производсв. Но некорректная реклама и отсутствие на Запале общедоступного опыта, связанного с разработкой стандартизованных систем планирования производств различных типов, привели к многочисленным неудачным попыткам внедрения систем на других производствах, фактически не поддерживаемых плановым механизмом MRP П или его близких аналогов.
Постепенно, обучаясь на собственных ошибках и опираясь на опыт клиентов, разработчики создали многочисленные специализированные модели планирования для различных типов производств. Однако действительно качественные индустриально-ориентированные системы появились только в начале 2000-х годов. Удивительно, но факт, — все эти проблемы были хорошо известны отечественной экономике. Существенная отраслевая специфика в планировании была идентифицирована в нашей стране еще в 60-е годы, а соответственно, методологии «промфинтехпланирования» разрабатывались сугубо для отдельных отраслей. Кроме того, в планировании была хорошо известны проблемы межотраслевой кооперации, разрыва между интересами торговли и производства.
|
Проблема адаптации программного продукта под конкретную производственную ситуацию сегодня еще более обострилась. Повсеместное распространение таких методологий планирования, как заказное, гибкое производство (agile manufacturing), и довольно старой, но реанимированной идеи «экономичного производства» (lean manufacturing) привело к технологической уникальности практически каждой произвдственной системы. И уж тем более почти всегда существенным фактором конкурентоспособности является уникальность системы управления производством.
Еще одна проблема связана со следующим этапом усложнения систем планирования. Это планирование удаленных или субконтрактных производств, потребность в которых возникает, когда части сборочного конвейера, склады и торговые точки разнесены территориально (в том числе расположены па площадках третьих фирм). В стандартных системах планирования увеличивается время реакции на потребность и время доставки (включая время на анализ рисков и непредвиденных ситуаций), а вместе с тем усложняется сами логистические методы перемещения товаров и комплектующих.
|
За последние годы процесс переноса лидерами рынка своего производства в сграны Индокитая, Латинской Америки, Восточной Европы стал массовым. Пи этом в большинстве случаев осуществляется перенос именно на территорию субподрядчиков, то есть третьих фирм, не входящих непосредственно в холдинги «производителя». Более того, товар доставляется, распределяется и продается также третьими фирмами. Другими словами, в отличие от ситуации, которая имели место в пору создания ERP, сейчас продукция и финансовые потоки не проходят непосредственно через предприятие, что, однако, не снимает с бизнеса задачу координации и управления потоками. Естественно, подобная конфигурация никак не укладывается в стандартную ERP-систему, работающую только с внутренними данными предприятия.
Для поддержания деятельности и сложных финансовых и производственных холдингов, многоуровневых дистрибьюторских систем, транснациональных корпораций и объединений были разработаны специальные методологии управления товарными потоками. Подходы к таким системам управления были зафиксированы в концепции логистических цепочек (supply chain). Сегодня она является доминирующей концепцией управления бизнесом реального сектора. Типичной стала весьма сложная конфигурация логистической цепочки (рис, 1), Некую совокупность возможных участников логистических цепочек конкретного предприятия можно назвать «логистическим доменом».
|
Основное положительное свойство системы управления логистическими пеночками — возможность peaлизовать прозрачность, данных внутри системы и управление бизнес-процессами внутри цепочки. Дополнительные возможности предоставления участникам бизнеса е помощью анализа и мониторинга деятельности участников цепочки. А в результате могут быть достигнуты оптимизация бизнес-процессов и их усовершенствование.
Практически все участники логистического домена— это третьи фирмы. Соответственно, на головное предприятие возлагается задача координации всей цепочки поставок с точки зрения как логистического, так и финансового менеджмента. Но в таком случае стандартная транзакция «разваливается». Более того, появляется новые, ранее неизвестные функциональные центры, Такие как показанный на рис. 2 центр приема заказов. Или вместо бухгалтерии начинает действовать финансовый центр.
Особенностью транзакции более общего типа, логистической, является более сложная структура и, главное, расположение источников транзакционных операций преимущественно вне компании.
В зависимости от конкретной ситуации одинаковая по структуре логическая транзакция (скажем, заказ товара на заводе в Китае, доставка на таможенный склад в Финляндии и дистрибуция оттуда по России) может происходить при участии (посредничестве) различных участии ков домена. А значит, возможны различные финансовые схемы, логические процедуры, протокола взаимодействия. В таком контексте теряется принципиальная для обычных транзакционных систем взаимосвязь финансового и материального потоков.Критическую роль обретают информационные потоки, не связанные напрямую для головной компании ни с финансами, ни с товаром. Так, с точки зрения управления логистической пеночкой крайне важны "Потенциальные» заказы клиентов или информация о новинках рынков сырья, материалов и комплектующих, а также пока труднодоступная аналитическая информация (в частности, постоянно актуализируемые данные о динамике спроса в торговых точках но отдельным товарам и товарным труппам).
Очень важными в этой области становятся приложения, управляемые событиями. Скажем, для контроля над перемещением товара, происходящего в соответствии с планом, достаточно отслеживать факт прохождения «контрольных точек». Соответственно, «событие прохождения» порождает во внутренней системе целый ряд транзакций (например, окончательная оплата этапа, предоплата процедур следующего этапа или изменение в состоянии учетных складов), по которым в дальнейшем буду т отслеживаться продажи или перемещение товара. Но поскольку данный склад (склады) не принадлежит компании, учет такого движения не укладывается в понятие нефинансовой транзакционно и системы.
Решение данных проблем ERP, как показывает практика, возможно только путем интеграции нескольких, иногда многочисленных приложений третьих фирм с некоторой базовой, обычно финансовой или логистической системой, В свою очередь, это требует наличия специального интеграционного «промежуточного» слоя. Подобные решения были разработаны и для традиционных ERP-систем, по оказались чрезвычайно затратными и трудоемкими при весьма умеренных предоставляемых возможностях. Подключение каждого нового приложения оказывается нетривиальной и весьма интеллектуальной задачей. SOA (по крайней мере, теоретически) как раз и при звана решить эту интеграционную проблему.
Еше одна проблема ERP — скорость реакции системы. Традиционные системы, взаимодействующие через бумажные документы или их электронные аналоги, имеют время реакции от полугода до года, что совершенно не устраивает современный бизнес, для которого и два-три месяца — слишком долго. При переходе к непосредственному взаимодействию программных продуктов можно сократить время реакции плановой системы до нескольких минут, а вот логистической—до нескольких дней или недель, что в существенной степени зависит от рисков, связанных, например, с пересечением таможенных границ.
Проблема времени реакции становится все более острой при сокращении времени жизни на рынке товаров массового спрос. Действительно, такие продукты, как сотовые телефоны, иногда «живут» менее двух месяцев, что требует исключительно оперативной реакции на рыночную ситуацию и поведение потребителей.
Итак, перечисленные проблемы ни поодиночке, ни в совокупности не могут быть решены за счет модернизации «внутренних» систем, которыми являются ERP-системы. Они требуют перехода к «гибким» динамически взаимодействующим системам, компоненты которых опираются на стандартные протоколы взаимодействия и передачи данных. Видимо, поэтому в компании Gartner и посчитали, что ERP-системам осталось жить совсем немного.
Россия, не выбросив на ERP сотни миллионов, а то и миллиарды долларов, сделала очень разумный шаг. Теперь можно будет вложить средства в действительно современные системы, которые могут стать существенным стимулом развития бизнеса и ИТ в будущем. Однако необходимо дождаться появления работоспособных решений «в стиле SOBA» и утверждения, хотя бы де-факто, стандартов SOA. К сожалению, опыт интеграции ERP-приложений оказался не то чтобы неудачным, но уж очень непростым. А это, конечно, затруднит внедрение новых идей приложений, ориентированных на сервис.
Возвращаясь к аналогии с мэйнфреймами, можно предположить, что мы не сразу получим открытую, свободно интегрируемую архитектуру SOA. Скорее всего, на первых порах это будет архитектура, ориентированная на интеграцию с некоторым базовым приложением и аналогичная существующим решениям, скажем, от Microsoft или SAP. Некоторое «материнское» приложение будет играть роль мэйнфрейма, а для взаимодействия с ним будут предоставляться частично стандартизованные, или «полуоткрытые», интерфейсы и сервисы. Взаимодействие же между различными материнскими приложениями будет по-прежнему представлять проблему или ограничиваться узкими рамками общепринятых стандартов.
Поскольку не все ключевые игроки рынка являются приверженцами открытых стандартов и архитектур, можно предположить, что этот период продлится довольно долго и вряд ли окажется простым. Но, опять же обращаясь к прежнему опыту, победа будет за открытой, в высокой степени унифицируемой архитектурой.