Научный руководитель О.А. Бабордина




к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление организацией»

Самарского государственного технического университета, г. Самара

 

В статье рассматриваются основные составляющие маркетинговой стратегии, ее роль и основные значения для предприятия. Изучается организация маркетинговой стратегии на примере ПАО «Газпром».

Ключевые слова: маркетинг, маркетинг на предприятии, концепция управления, маркетинговая среда, маркетинговая стратегия, маркетинговые исследования.

 

Актуальность маркетинговых исследований определяется возрастающей ролью маркетинга не только в самой системе отношений субъектов рынка, но и в жизни человека. Так, ежедневно совершая большие и малые покупки, мы ищем те товары, которые наилучшим образом подходят нам и удовлетворяют наши потребности. Для сохранения баланса между интересами покупателя и производителями товара необходимо использование маркетинговых инструментов.

Маркетинг является рыночной концепцией управления научно-технической и производственно-сбытовой деятельностью предприятия. Осуществление данной концепции в организации предполагает создание такой организационной структуры, которая обеспечивает ее реализацию. На сегодняшний день без системы маркетинговых служб, обеспечивающих эффективную работу каждого предприятия, производителям сложно выжить в конкурентной борьбе. Итогом функционирования маркетинговых служб выступает подчинение всей коммерческой и хозяйственной деятельности организации законам функционирования рынка [3].

В данный момент в России маркетинговую деятельность в той или иной степени осуществляют производственные организации и предприятия сферы услуг, некоммерческие организации, образовательные и лечебные заведения, проектно-ориентированные структуры, политические деятели, отдельные личности, которые выступают самыми различными субъектами рыночной деятельности. Следовательно, степень охвата маркетинговой деятельностью в стране на сегодня достаточно широка.

Появлению предприятий в рыночных условиях предшествует существующий или формируемый на рынке спрос на определенный товар, который способен удовлетворить потребности покупателей. В связи с этим возникает потребность в правильном выборе организационно-правовой формы и маркетинговой стратегии.

Существуют следующие основные организационно-правовые формы: государственные, муниципальные, общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные, полные и коммандитные товарищества, акционерные общества публичного и непубличного типа.

Предприятие само выбирает ту или иную организационно-правовую форму, руководствуясь при этом множеством факторов. К числу таковых относятся: отрасль и производимая продукция, состояние применяемых ресурсов, количество и положение конкурентов на рынке, возможность получения налоговых льгот, перспективы акционирования и приватизации, возможность создания ассоциаций и иных структур [1].

Достигнет ли предприятие поставленных целей зависит от множества причин. Например, ресурсные возможности предприятия, состояние конкуренции между организациями, тенденции и события, которые имеют место в маркетинговой среде в целом.

Маркетинговая среда предприятия представляет собой совокупность активных субъектов и сил, которые действуют за пределами предприятия и влияют на разработку комплекса маркетинга и реализацию маркетинговых мероприятий [4].

Рассмотрим маркетинговую среду на примере российской транснациональной корпорации ПАО «Газпром». Газпром является крупнейшей газовой компанией мира.

Основная задача маркетинговой стратегии «Газпрома» на внутреннем рынке – обеспечение бесперебойного газоснабжения страны при увеличении рентабельности продаж.

Самым большим и потенциально привлекательным рынком газа для «Газпрома» по-прежнему остаётся российский рынок. На внутреннем рынке ПАО «Газпром» реализует больше половины продаваемого газа. Чистая выручка от продажи газа выросла на 136 509 млн руб., или на 8%, за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2016 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составила 1 755 271 млн руб. Объемы продаж в 2016 году составили 235,5 млрд куб м газа, что на 14, 3 млрд куб м больше, чем в 2015 году (рис. 1) [5].

Рис. 1 Показатели объема продаж за 2012-2016г.

«Газпром» действует и достигает успеха с помощью правильно выстроенной маркетинговой стратегии. Запросы потребителей, конкуренция и изменение экономической ситуации в целом формируют маркетинговую среду организации.

Сегодня в России функционирует модель рынка газа, которая включает в себя два сектора: регулируемый и нерегулируемый. Под сектором рынка понимают выбранную по четким критериям группу покупателей, одинаково реагирующих на появление на рынке конкретного товара, обладающего определенными качественными характеристиками. Из этого следует, что круг потребителей газа весьма широк. Он охватывает не только население страны, но и активно используется в промышленности, металлургии и электроэнергетике (рис.2) [2].

Рис.2 Структура продаж газа по группам потребителей

Таким образом, не смотря на столь широкий круг потребителей, включая зарубежных, не стоит забывать о значимости маркетинговых программ и исследований. В условиях жесткой конкурентной борьбы невозможно добиться высоких результатов без правильно выстроенной маркетинговой стратегии, которой руководствуется ПАО «Газпром».

 

Список использованной литературы

1. Пичурин, И.И., Обухов, О.В., Эриашвили, Н.Д. Основы маркетинга. Теория и практика. Учебное пособие. // И.И. Пичурин и др. // Издательство: ЮНИТИ-ДАНА – Москва – 2011 г. – С. 383.

2. Романов, А.А., Басенко, В.П., Жуков, Б.М. Маркетинг. Учебное пособие // А.А. Романов и др. // Издательство: Дашков и К – Москва – 2012. – С. 440.

3. Савчук, Г.А., Мокерова, Ю.В. Управление маркетингом на предприятии. Учебное пособие. // Г.А. Савчук, Ю.В. Мокеров // Издательство: Урал. университет – Екатеринбург – 2014. – С. 112.

4. Эриашвили, Н.Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг. Учебное пособие// Н.Д. Эриашвили // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — С. 350.

5. https://www.gazprom.ru/ - официальный сайт ПАО «Газпром».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: