Изучение рынка аутсорсинга




 

На Западе некоторые компании начали передавать ведение бухгалтерского учета бухгалтерам частной практики, и внешним специализированным компаниям еще в начале XX века. Но аутсорсинг, как принципиально новая стратегия управления заявила о себе лишь в 60‑х годах, а в 90‑х уже был разработан научный подход. Стали появляться первые научные исследования, по оптимизации стратегии внедрения аутсорсинга, подробно изучались аспекты его использования. В данное время аутсорсинг информационных технологий занимает первое место по динамичности развития.

Такое активное развитие аутсорсинга объясняется развитием экономики и обострением конкуренции. В ближайшие годы, по прогнозам экономистов, европейские компании, работающие в сфере финансовых услуг, потратят на аутсорсинг бизнес‑процессов (Business Process Outsorcing, BPO) более 12 млрд. долл. в год. А в течении ближайших трех, четырех лет аналитики Forrester прогнозируют рост общего объема мирового рынка BPO до 146 млрд. долл. Неизбежно этот процесс будет порождать деление рынка на множество сегментов жесткой специализации.

Уже можно выделить основные сегменты этого рынка:

1) массовые транзакции, связанные с кредитными картами, онлайновыми платежными и фондовыми операциями системы;

2) «коллективные сервисы» (финансовые, административные и кадровые службы);

3) специализированные вертикальные приложения (например, мониторинг окружающей среды).

В силу стремления сократить затраты и повысить эффективность деятельности многие компании осваивают этот новый способ ведения бизнеса, таким образом рынок аутсорсинга становится одним из самых динамичных. Анализируя последние тенденции, мы можем отметить, что в Европе происходит увеличение числа мелких и уменьшение числа крупных сделок. В США наоборот – число контактов объемом выше 1 млрд. долл. за 2001–2002 годы увеличилось с 8 до 11. При этом меняются факторы, которыми руководствуются компании, принимающие решение воспользоваться услугами по аутсорсингу: это уже не только и не столько снижение издержек, сколько возможность диверсификации бизнес‑процессов. Аналитики консалтинговых компаний считают, что изменения в технологиях и бизнес‑процессах сегодня являются гораздо важнее проблемы минимизации расходов. Впрочем, зачастую это просто разные задачи. Компании средней величины, не всегда могут себе позволить уровень обслуживания в отношении с клиентом, который обеспечивают компании крупные, аутсорсинг является прекрасным выходом из положения. Самый простой пример – курьерская служба. Небольшим компаниям иметь собственную курьерскую службу просто невыгодно – неприбыльно.

Крупные компании, сокращая сферы своей деятельности, могут сосредоточиться на основном, едином направлении, не распыляясь по мелочам. Многие не основные виды деятельности компании могут осуществлять аутсорсеры.

Динамично развивающиеся информационные технологий, область аутсорсинга, которая обуславливается как самим развитием ИТ, так и простотой переноса одного и того же решения на разные предприятия и возможностью масштабирования. Внедрение ИТ – решений требует не только высокой квалификации внедренцев, но и дальнейшего поддержания проектов и решения возникающих проблем. Следовательно, собственный штат ИТ – отдела компании может значительно увеличиться.

В случае, когда ИТ – услуги оказываются сторонними компаниями, этих проблем можно совсем избежать. Пример получивший уже распространение ИТ – аутсорсинга – разработка, размещение и поддержка web – сайта. Эта задача настолько часто решается сторонними компаниями, что фактически никто не считает ее аутсорсингом и даже не задумывался об этом, хотя формально это так. Решения повышенной сложности, соответственно, более дорогие. Могут включать в себя поддержку корпоративной сети, работу с клиентами автоматизацию информационного обмена между сотрудниками. ИТ‑аутсорсинг представляет собой передачу функций по управлению и поддержке информационных ресурсов другой фирме.

На ИТ – аутсорсинг приходится большая часть средств, которые компании тратят на аутсорсинг. Экономить на информационных технологиях, пользуясь устаревшими решениями, невыгодно, небезопасно и нелогично. Но ИТ – аутсорсинг пока не всегда является удачным, и не всегда его реализация дает запланированные результаты. Не смотря на это, ИТ – аутсорсинг снижает расходы на информатизацию в среднем на 30 %. Им пользуются 70 % всех компаний. В России основным мотивом для сотрудничества с компаниями – аутсорсерами остается минимизация расходов и решение проблем, связанных с ростом бизнеса. Задачи оптимизации бизнес‑процессов решаются лишь как следствие конкретно этих двух причин. Страховые компании так же начали активней прибегать к аутсорсингу в связи с введением ОСАГО. Например «Росгосстрах» использует аутсорсинг в работе корпоративной информационной системы. Другие страховые компании используют аутсорсинг при оценке ущерба, когда аутсорсер берет на себя решение вопросов по урегулированию возникающих претензий.

Но в России при использовании аутсорсинга, может возникнуть множество проблем. Контроль за работой компании – аутсорсера, зачастую, требуется даже более жесткий, чем за подобным отделом внутри самой компании. Российские компании отличаются по размерам и масштабам бизнеса, каждый регион имеет свои специфические особенности – стандартные решения для каждого клиента не всегдаподходят. Поэтому возможность использования чужого опыта, вообще в российском бизнесе проблематично. Еще одна проблема – ответственность и квалификация подрядчиков, которую зачастую не возможно оценить с первого взгляда.

Несмотря на то, что в России, аутсорсинг пока не нашел широкого распространения, именно благодаря ему многие компании действительно существенно экономят средства. Эта экономия еще не соответствует полностью прогнозам аутсорсеров, аналитики строят положительные прогнозы в отношении всего рынка аутсорсинга и аутсорсинга информационных технологий в частности.

Экономическая ситуация, сложившаяся в России (а именно несовершенство законодательной базы и менталитет деловых отношений, который не заслуживает доверия), тормозит процесс становления и развития. никоим образом не помогает приобретению возможностей оптимального развития любого бизнеса. Вышеперечисленные факторы увеличивают возможность утечки информации, потери контроля над процессом, невыполнение обязательств сторонами. Немаловажно, что в России многие виды деятельности, например, такие как бухгалтерия, носят полулегальный характер, что значительно осложняет существующую ситуацию.

Тенденции разделения ресурсов отражают процессы информационно‑технологического развития и углубления специализаций поставщиков услуг. Растет сложность информационных технологий, подтверждением чему может служить в первую очередь масштабное распространение и быстрые темпы развития Интернета, благодаря которому стало возможным осуществление многочисленных транзакций.

С ростом требований к надежности технологий, классу специалистов и качеству услуг оживляется и рынок аутсорсинга. Самостоятельное содержание и постоянные инвестиции в инфраструктуру и необходимую экспертизу заставляют современные компании прибегать к услугам посторонних профессионалов. Наиболее динамично развивающимся направлением аутсорсинга является сегмент ИТ‑аутсорсинга, его доля составляет 28 %.

Аналитики дают разнообразные прогнозы в отношении перспективы рынка аутсорсинга ИТ‑услуг. В исследовании 2001 г. одно аналитическое агентство прогнозировало банкротство. Другие аналитики завышают ожидания, а они сменяются реальностью, которую трудно прогнозировать. В России этот рынок только начинает формироваться из‑за того, что не существует общепринятого определения. Разные эксперты включают в понятие аутсорсинга разные виды деятельности, и потому оценки объема рынка изменяются. По оценкам Market Visio, в 2002 г. российские предприятия потратили на внешние IТ – услуги порядка 450–500 млн. долларов (для сравнения, на Западе этот рынок измеряется миллиардами долларов).

Российские предприятия относятся к такого рода модели ведения дел настороженно, не смотря на то, что на мировом рынке передача целого ряда процессов на исполнение сторонним компаниям довольно распространена, что, собственно, и является главным сдерживающим фактором развития рынка. Рынок в России пока далек от «прозрачности», яркий представитель «серых схем» – бухгалтерский учет. Поэтому, многие компании не желают допускать к внутренней информации посторонних лиц (организации). Кроме того, в России главный стимул использования модели аутсорсинга – сокращение расходов на IТ – персонал – практически отсутствует. Если в мире расходы на IТ – персонал являются одной из наиболее затратных статей бюджета и составляют, в среднем порядка 40 % IТ – бюджета, то в России они, не превышают 20 %. Следовательно, для многих предприятий использование внутренних IТ – ресурсов экономически более выгодно.

Еще одним тормозящим фактором развития данного рынка можно считать то обстоятельство, что крупные российские предприятия обладают разветвленной территориальной структурой. На сегодняшний день поставщиков IT‑услуг, обладающих мощной инфраструктурой в регионах, практически можно сосчитать по пальцам. Кроме того, получение более – менее приемлемого результата напрямую связано с возможностью поставщиков оперативно получать необходимые для производства ресурсы, что будет безусловного выигрышно с точки зрения временных рамок выполнения заказа, а также такой поворот событий поможет существенно снизить стоимость выполнения услуги. Собственно, без понятий «оперативности» и «низкой стоимости» подобная модель аутсорсинга не имеет смысла.

Вот так, в отличие от западного рынка, основными факторами влияния на развитие сегмента IТ – аутсорсинга в России является не столько состояние экономики в целом, хотя и данный фактор немаловажен, сколько образ мышления руководителей (менталитет русского народа) и недостаточная прозрачность предприятий.

По информации, предоставленной компанией IBS, около половины компаний, использующих аутсорсинг, делают свой выбор не только из‑за экономии средств и отсутствия необходимости инвестировать в активы, но и из‑за возможности концентрации усилий на развитии, развертывании профильного бизнеса, получении прямого доступа к передовым технологиям и знаниям.

Компании активно передают в руки партнеров по аутсорсингу поддержку и ремонт оборудования, проведение обучения и тренинги, разработку предложений, привлекают консультантов и проводят с их помощью реинжиниринг. Начался процесс передачи в аутсорсинг поддержки и внедрения транзакционных технологий, управления сетями, поддержки бизнес‑приложений, а также полный корпоративный аутсорсинг всех IТ – функций или выделенных IТ – процессов. Сервисы крупных центров обработки данных, позволяющие обеспечивать доступность и непрерывное функционирование корпоративных приложений и сайтов, арендовать программы и инфраструктуру, размещать собственное оборудование, и подключаться через защищенные каналы Интернета к хранилищам данных остаются глубоко востребованными». Хотя рынок IТ – аутсорсинга в России пока находится в начале своего развития, но все больше и больше компаний используют эту бизнес‑модель в своей деятельности. Во многом это обусловлено жесткой конкуренцией и желанием представить более качественные услуги и получения прибыли. Дополнительными конкурентными преимуществами во внедрении информационных технологий выступают оптимизация внутренних процессов, обеспечение дополнительных сервисов и бонусов для внешних пользователей (например, круглосуточный режим функционирования и доступность систем Интернет‑трейдинга для участников торговых сессий).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: