Рассмотрение довода из истории Абу Басыра и Абу Джандаля.




 

Несомненно, многие братья по великой милости Аллаха осознают опасность нововведений в религии в любом поклонении, и принимают доводы. Однако они считают, что на дозволенность различных вылазок и того, что они именуют как «партизанская война», а это как было упомянуто вначале, ученые называют «игътияль», есть доказательство, как например история Абу Басыра и Абу Джандаля.

 

Всем нам известно, и про это часто спрашивают ученых, что из этой истории неправомочно извлекается: Дозволенность совершения джихада, без разрешения правителя мусульман; дозволенность нападения на неверных в любом месте, поскольку они говорят, что Абу Басыр и его сторонники нападали на караваны кафиров; а также совершения игътияля. Сторонники этих мнений говорят, что история с Абу Басыром является доводом по той причине, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) знал об их поступках и не выразил им никакого порицания, и это является весьма верным заявлением в основе.

 

Однако для того, чтобы правильно понять историю Абу Басыра, я хочу привести ее вкратце с известного хадиса про Худайбийское перемирие.

 

Аль-Мисуар ибн Махрама и Маруан рассказывали, что во время записи договоров между пророком (мир ему и благословение Аллаха) и курайшитами, сторону которых представлял Сухайль ибн Амир, он сказал: “И мы ставим условием, что ты обязательно станешь возвращать нам любого из нас, кто придет к тебе, даже если он и будет исповедовать твою религию». Услышав это, мусульмане стали возмущаться: «Свят Аллах! Разве можно возвращать такого человека многобожникам после того, как он явится к нам как мусульманин?!» И пока они это обсуждали, из долины, ведущей к Мекке, появился закованный в кандалы Абу Джандаль сын Сухайля, который в изнеможении упал, добравшись до мусульман. Увидев его, Сухайль сказал: «И первым условием перемирия, которое я ставлю тебе, о Мухаммад, будет возвращение тобой этого человека!» Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы же еще не заключили соглашение». На это Сухайль сказал: «Тогда я вообще ни о чем не буду договариваться с тобой!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отдай мне хотя бы его!», но Сухайль ответил: «Я тебе его не отдам!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сделай же то, о чем я прошу!», но Сухайль сказал: «Не сделаю!» Тогда в их разговор вмешался Микраз, сказавший: «Хорошо, мы отдаем его тебе». Тут к мусульманам обратился сам Абу Джандаль, сказавший: «О мусульмане, неужели же после того, как я стал мусульманином, меня вернут многобожникам?! Неужели вы не видите, что мне пришлось претерпеть?», — а его подвергали жестоким пыткам из-за веры в Аллаха.

Когда после этого пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернулся в Медину, к нему явился принявший Ислам человек из племени курайш по имени Абу Басыр, на поиски которого неверные послали двух человек. Они сказали пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Выполняй обещание, которое ты дал нам», и тогда он отдал этим двоим Абу Басыра. Они увезли его из Медины, а когда добрались до Зу-ль-Хуляйфы, сошли, чтобы поесть фиников, которые у них были, и тогда Абу Басыр сказал одному из них: «Клянусь Аллахом, о такой-то, я считаю, что у тебя прекрасный меч!» Другой вытащил его из ножен и сказал: «Клянусь Аллахом, он действительно прекрасен, и я не раз пробовал его на деле». Тогда Абу Басыр попросил: «Позволь мне взглянуть на него», а когда тот дал ему этот меч, Абу Басыр стал наносить ему удары и наносил их, пока тот не умер, другой же убежал.

Он прибежал в Медину и вбежал в мечеть. Увидев его, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Похоже, он чем-то напуган», а когда он подошел к пророку (мир ему и благословение Аллаха), то сказал: «Клянусь Аллахом, мой товарищ убит, и я тоже (буду убит)!» А потом туда явился Абу Басыр и сказал: «О пророк Аллаха, клянусь Аллахом, Аллах освободил тебя от всяких обязательств, поскольку ты вернул им меня, а потом Аллах избавил меня от них!» На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Горе его матери! Если бы с ним был еще кто-нибудь, он привел бы нас к войне».

Когда Абу Басыр услышал эти слова, он понял, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова вернет его курайшитам. Он бросился бежать и не останавливался до тех пор, пока не достиг берега моря. Что же касается Абу Джандаля, то ему удалось сбежать от курайшитов, и он присоединился к Абу Басыру, после чего каждый из принимавших Ислам курайшитов присоединялся к ним, и их стала группа (джама’а). И, клянусь Аллахом, стоило им услышать о каком-нибудь караване курайшитов, направлявшемся в Шам, они обязательно нападали на него, убивали сопровождавших его и забирали их имущество. После этого курайшиты направили пророку (мир ему и благословение Аллаха) послание, заклиная его Аллахом и родственными связями передать Абу Басыру и его сторонникам их обещание, что тому, кто примет Ислам (из числа жителей Мекки) и придет к пророку (мир ему и благословение Аллаха) ничего угрожать не будет! И пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал это послание Абу Басыру и его сторонникам”. аль-Бухари 2731, 2732.

 

Это очень поучительная и великая история, из которой извлекается множество польз и законоположений. Однако приведена была лишь часть хадиса, которая касается рассматриваемого вопроса.

 

Ознакомившись подробно с этой историей, нам становится ясно, что положение мусульман Мекки в то время было весьма тяжелым. Их притесняли и подвергали мучениям за их веру и ничего больше. Несмотря на их трудное состояние, пророк (мир ему и благословение Аллаха) все же подписывается под пунктом о том, что он будет возвращать назад кафирам сбежавших мусульман, ради общего блага для Ислама и остальных мусульман.

 

Ведь причиной заключения этого перемирия послужило то, что многочисленные войны ослабили и утомили мусульман, и они уже не в состоянии были ее вести. Однако в первые годы этого перемирия плоды его были явно заметны, ибо за это время Ислам приняло больше мусульман, чем за все время пророческой миссии.

 

Имам аз-Зухри, говоря о величии Худайбийского перемирия, сказал:

“Не было более великого открытия в Исламе до этого! Поистине, было лишь сражение между людьми, когда они сталкивались друг с другом. Когда же был заключен договор, а война сложила свою ношу и люди были в безопасности друг от друга, они стали выслушивать и спорить друг с другом. И каждый, кому говорили об Исламе, кто хоть что-то соображал, обязательно принимал Ислам. И поистине, вошли в Ислам за эти два года (во время перемирия) столько же, сколько вошло в Ислам людей до этого перемирия (за 18 лет) или даже больше!”

Источник: Ибн Хишам в “ас-Сира” 2/322, Ибн Касир в “аль-Бидая уа-ннихая” 6/221.

 

Что касается слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Горе его матери! Если бы с ним был еще кто-нибудь, он привел бы нас к войне», то было высказано различное мнение относительно их понимания. Было сказано, что речь идет об удивлении за поступок Абу Басыра. Также было сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) пожелал, чтобы с Абу Басыром был кто-то, кто стал бы ему помогать. Было сказано также, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал так, чтобы дать понять Абу Басыру сбежать, поскольку он все равно был бы вынужден вернуть его неверным. И также было сказано, что смысл этого в упреке.

См. “Фатхуль-Бари” 5/413, “Тухфатуль-Бари” 5/536, “Умдатуль-Къари” 14/20.

 

А имам Закария аль-Ансари относительно слов: «Горе его матери! Если бы с ним был еще кто-нибудь, он привел бы нас к войне», сказал: “Если бы с ним был еще кто-то, то это привело бы к войне по причине последствия смуты, и это разрушило бы договор”. См. “Тухфатуль-Бари” 5/536.

 

И такое понимание подкрепляет сам хадис, ибо в нем сказано: «Когда Абу Басыр услышал эти слова (пророка), он понял, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова вернет его курайшитам».

 

Что же касается Абу Джандаля и Абу Басыра, то из этого хадиса становится ясно, что их бегство к берегу моря было вынужденным деянием и спасением себя от пыток и мучений. И в этом хадисе нет указания на то, что Абу Басыр и Абу Джандаль нападали на кафиров в их городах или же на кафиров в Медине! Нет, в хадисе сказано, что они были на берегу моря, на караванном пути, о чем также говорили шейх Ибн аль-Къайим в «Задуль-ма’ад» и шейх аль-Мубаракфури в своей Сире «Рахикъ аль-махтум».

 

Более всего, Абу Басыр с Абу Джандалем не нападали на всех кафиров без разбора, как это ошибочно полагают многие мусульмане, а нападали именно на караваны курайшитов. И о том, что они нападали именно на караван курайшитов, говорится в приведенном хадисе: “Стоило им услышать о каком-нибудь караване курайшитов, направлявшемся в Шам, они обязательно нападали на него, убивали сопровождавших его и забирали их имущество”.

 

И такие имамы, как Ибн Са’д, Ибн ‘Абдуль-Барр, ас-Сухайли, Ибн аль-Къайим и Ибн Сайд ан-Нас, разъясняя эту историю также говорили, что они нападали только на караваны курайшитов. См. “аль-Исти’аб” 4/161, “ар-Раудатуль-анф” 4/59, “ат-Табакъат аль-кубра” 4/134.

Т

ак какая же связь между историей Абу Басыра и тех, кто был с ним, кто был вынужден на подобное и между без разборными подрывами и убийством отдельных лиц или групп в любых странах, будь то исламские или же страны неверных, что оборачивается лишь вредом для Ислама и мусульман, в отличии от того, что стало с Абу Басыром и теми, кто был с ним?!

 

И что еще оставалось делать Абу Басыру и его сторонникам, сидеть спокойно в Мекке и давать пытать себя и унижать, имея возможность сбежать?! Ведь положение их было весьма тяжелым, кафиры их пытали, а мусульмане их не принимали к себе из-за договора.

 

Имам Бадруддин аль-‘Айни в комментарии к «Сахих аль-Бухари» сказал: “Эти люди (сбежавшие с Мекки) примкнули к Абу Басыру, и они не желали отправляться в Медину пока не выйдет срок перемирия, опасаясь того, что их вернут назад к мушрикам”. См. «‘Умдатуль-Къари» 14/26.

 

Именно по этой причине они и нападали на караваны курайшитов.

 

Также следует привести версию этого хадиса, в которой сообщается, что, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернул Абу Джандаля его отцу, он сказал ему: «О Абу Джандаль! Терпи и надейся на награду, поистине, Аллах Всевышний сделает для тебя и тех слабых мусульман, что с тобой, выход!» Ахмад 4/235.

 

В этом содержится указание того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) знал о том, что для них скоро настанет облегчение. И об этом было известно на основании откровения от Аллаха, в отличии от тех, кто опирается на поступки Абу Басыра ошибочно, ибо они не имеют такого обещания от Аллаха!

 

Также необходимо учитывать тот факт, что между Абу Басыром и курайшитами не было никаких договоров, договор был только между пророком (мир ему и благословение Аллаха) и курайшитами.

 

Когда Абу Басыр убил спутника, который его увозил в Мекку и пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: “О пророк Аллаха, клянусь Аллахом, Аллах освободил тебя от всяких обязательств, поскольку ты вернул им меня, а потом Аллах избавил меня от них!”

Хафиз Ибн Хаджар предал, что в другой версии хадиса Абу Басыр сказал: “О посланник Аллаха! Нет у меня с этим народом никакого договора!” См. “Фатхуль-Бари” 5/412.

 

Поэтому шейх Ибн аль-Къайим писал: “Договор, который был между пророком (мир ему и благословение Аллаха) и между многобожниками, не являлся договором между Абу Басыром и его сторонниками с этими мушриками. И на основании этого, если кто-то из правителей мусульман заключит с кем-либо из христиан или других неверных договор, дозволено другому правителю мусульман, у которого нет с этими же неверными договора, совершать на них военный поход и захватывать их имущество. И такое фатуа давал шейхуль-ислам Такъиюддин Тбн Таймийя”.

См. “Задуль-ма’ад” 3/309.

 

Кстати, в этом ясный довод на то, что без разрешения правителя мусульман никто не имеет права ехать на джихад помогать мусульманам в другую страну, ведь никто из сподвижников не отправлялся ни в Мекку, чтобы помочь слабым мусульманам, ни примыкал к Абу Басыру.

 

Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Что вы скажите уважаемый шейх в отношении того, кто использует историю Абу Басыра в качестве довода о необязательности разрешения правителя мусульман для совершения джихада?»

 

Шейх ответил: “Абу Басыр не находился под властью правителя, он находился под властью кафиров. Он желал спасти себя от них, и он не был под влиянием посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вернул его кафирам по условию договора, который был между ним и курайшитами. И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уповал на Аллаха, и знал, что Аллах даст им выход и облегчение. Абу Басыр был под влиянием кафиров и желал избавиться от них, и он не был на земле мусульман или же под правлением правителя!” См. “Джихад уа дауабитуху-шшар’ия” 49.

 

И вот итог всего того, что произошло с Абу Басыром и теми, кто был с ним:

“После этого курайшиты направили пророку (мир ему и благословение Аллаха) послание, заклиная его Аллахом и родственными связями передать Абу Басиру и его сторонникам их обещание, что тому, кто примет Ислам (из числа жителей Мекки) и придет к пророку (мир ему и благословение Аллаха) ничего угрожать не будет! И пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал это послание Абу Басиру и его сторонникам”.

 

И обратите внимание на то, что после того, как эти мусульмане достигли своей цели, а это то, что курайшиты дали им волю спокойно поклоняться Аллаху и переселяться в Медину, пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал им письмо с тем, чтобы они возвращались. И никто из них не оставался и не совершал подобного и после этого.

 

Так на каком основании поступки некоторых джама’атов наших дней, подобны тому, что было с Абу Басыром и его сторонниками?!

 

Шейху аль-Альбани был задан вопрос относительно организаций, которые, ссылаясь на действия сподвижника по имени Абу Басыр, совершают джихад «в одиночку» и осуществляют самоподрывы, что называют «актами мученичества». Его спросили об отношении Ислама к этим актам.

 

В ответ шейх спросил: “Сколько лет действует группа, о ком вы спрашиваете?” Ему ответили: “Четыре года”. Шейх спросил: “Они добились успеха или понесли потери?” Ему ответили: “Понесли потери”. Тогда шейх сказал: “По их плодам узнайте о них”.

Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 527.

________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: