Рассмотрение довода об убийстве Ка’б ибн аль-Ашрафа на дозволенность игътияля.




 

Для того, чтобы все стало более ясно, хотелось бы привести полностью данный хадис:

Джабир бин ‘АбдуЛлах рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Кому можно поручить убить Ка‘ба ибн аль-Ашрафа, который нанес обиду Аллаху и Его посланнику?» Встал Мухаммад ибн Масляма и спросил: “О посланник Аллаха, хочешь ли ты, чтобы я убил его?”

Он сказал: «Да».

Тогда Мухаммад ибн Масляма сказал: “Позволь мне сказать что-то (лгать)”, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Говори».

После этого Мухаммад ибн Масляма и еще несколько человек явились к Ка‘бу и Мухаммад бин Маслама сказал: “Поистине, этот человек (пророк) требует у нас садакъу и причиняет нам страдания, и я пришел к тебе, чтобы занять что-нибудь у тебя”.

На это Ка‘б сказал: “Клянусь Аллахом, (уже скоро) вы будете не в силах терпеть его!”

Затем Мухаммад ибн Масляма сказал: “Но раз уж мы последовали за ним, то нам не хотелось бы бросать его, пока мы не увидим, чем все это закончится, а сейчас мы хотим одолжить у тебя один или два уаскъа (продуктов)”.

Ка‘б сказал: “Да, но вы должны оставить мне что-нибудь в залог”, и они спросили: “Чего же ты хочешь?” Ка‘б сказал: “Оставьте мне в залог ваших женщин”.

Они возразили: “Как же мы можем оставить тебе в залог наших женщин, когда ты являешься самым красивым из арабов?!”

Ка‘б сказал: “Тогда оставьте мне в залог ваших сыновей”.

Они возразили: “Как же мы можем оставить тебе в залог наших сыновей, ведь потом люди станут поносить их и скажут: “Такого-то заложили за один или два уаскъа еды!”, а это будет для нас позором! Лучше мы оставим тебе в залог наше оружие”.

И они договорились с Ка‘бом, что Мухаммад ибн Масляма придет к нему. Ночью Ибн Маслама пришел к нему вместе с Абу На’илей, молочным братом Ка‘ба. Ка‘б пригласил их в свое укрепление и спустился к ним, а перед этим его жена спросила его: “Куда ты идешь в такое время?”

Ка‘б сказал: “Никуда, просто пришли Мухаммад ибн Масляма и мой брат Абу На’иля”.

Жена Ка‘ба сказала: “Я слышу такой звук, будто капает кровь!”

Он сказал: “Это только мой брат Мухаммад ибн Масляма и мой молочный брат Абу На’иля! Поистине, благородный обязательно должен отозваться на призыв ночью, даже если его зовут, чтобы нанести удар!”

 

Джабир сказал: “И после этого к нему зашел Мухаммад ибн Масляма, который провел с собой еще двоих. А до этого Мухаммад ибн Масляма сказал своим спутникам: “Когда Ка‘б придет, я возьмусь за его волосы и понюхаю их, и если вы увидите, что мне удалось схватить его за волосы, бросайтесь и рубите его!”

И когда Ка‘б, опоясанный мечом и распространявший вокруг себя запах благовоний, спустился к ним, Мухаммад ибн Масляма сказал: “Таких благовоний я еще не видел!”

На это Ка‘б сказал: “Моя жена умеет выбирать благовония лучше всех среди арабов, и она вообще лучшая изо всех женщин!”

Мухаммад ибн Масляма попросил: “Не позволишь ли ты мне понюхать твои волосы?”

Тот сказал: “Да”, и тогда он понюхал их сам, потом предложил сделать то же самое своим спутникам, а потом снова попросил: «Не позволишь ли ты мне понюхать твои волосы еще раз?” Тот сказал: “Да”, и когда Мухаммад ибн Масляма снова получил возможность схватить его, он воскликнул: “Он ваш!”, и они убили его, а потом явились к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и обо всем рассказали ему”.

Передали хадис аль-Бухари 4037, Муслим 1801.

 

Обратите внимание на эту историю.

 

В этом хадисе указание на дозволенность игътияля с повеления правителя мусульман! Ведь решение убить Ка’ба приняли не простые рядовые мусульмане, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который был их правителем! И если таким образом будут поступать мусульмане и в иные времена, выполняя подобное по указанию настоящего правителя мусульман, а не просто лидеров различных джама’атов, то нет в этом никаких проблем, и это дозволено.

 

Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Один из призывающих к Исламу в Алжире написал книгу, в которой он утверждает, что совершение игътияля соответствует Сунне, но относится к таким ее обычаям, которые были забыты. В качестве довода он приводит сообщения об убийстве Ка’ба ибн аль-Ашрафа и того иудея, который смотрел на женщину-мусульманку. Что вы можете сказать об этом?»

 

Шейх ответил:

“Сообщение об убийстве Ка’ба ибн аль-Ашрафа не может служить доводом в пользу дозволенности игътиялята, поскольку Ка’б ибн аль-Ашраф был убит по приказу посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который в то время являлся правителем, тогда как Ка’б ибн аль-Ашраф относился к числу его подданных в силу существования соответствующего договора. Этот человек нарушил условия договора и пошел на предательство, что и сделало дозволенным его убийство, цель которого состояла в том, чтобы удержать этого человека от вреда, причиняемого им мусульманам. Следует помнить, что он был убит не по распоряжению отдельных лиц или группы людей, действующих независимо от правителя, как обстоит дело с убийствами туристов ныне. Подобные действия квалифицируются как анархия, а Ислам не одобряет их, ибо они причиняют огромный вред Исламу и мусульманам”.

См. “Фатауа аль-аимма фи-ннауазиль мудляхимма” 101.

 

Также из истории об убийстве Ка’ба ибн аль-Ашрафа становится ясно, что необходимо убить того, кто наносит вред Исламу и мусульманам или ругает посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Но! Ведь пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников притесняли, оскорбляли и издевались мушрики и иудеи и до этого, как об этом говорил Аллах: «И вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много плохого» (Али ‘Имран 3: 186).

 

Так было и в Мекканский период и в начале Мединского периода.

 

Но что же изменилось? Почему тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) не посылал убивать какого-либо из них, а теперь сделал это?! Все дело в том, что у мусульман уже была власть и сила. И довод этому то, что всем было известно, кто именно убил Ка’ба и по чьему приказу это было сделано. И жена Ка’ба знала даже имена убийц, поскольку, выходя к ним Ка’б сказал ей: “Просто пришли Мухаммад ибн Масляма и мой брат Абу На’иля”.

 

И совершив это убийство, никто из этих сахабов никуда не скрылся, не ушел в подполье, не боялся, как говорится попасть в розыск и т.д., а каждый из них занимался дальше своими делами. И все знали, кто стоит за этим убийством и где виновные, однако никто из мушриков и иудеев Медины ничего не мог поделать, так как у мусульман была уже власть и сила!

 

В этом всем очень важное указание на необходимость обращать внимание на пользу и вред!

 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Необходимо знать, что Всевышний Аллах приказал праведные дела, которые, являются либо обязательными, либо желательными. А дела, несущие только вред, шариат запретил. И если какое-то деяние содержит в себе вред и пользу, и пользы больше чем вреда, тогда Всевышний вменяет это дело, а если превосходит вред, то Всевышний не вменяет это дело, более того запрещает!” См. “Маджму’уль-фатауа” 11/623.

 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Не каждая причина, посредством которой человек достигает желаемого, является узаконенной, более того, даже может быть недозволенной. И причина становится узаконенной только тогда, когда пользы от нее больше, чем вреда. Если же вред в ней преобладает над пользой, то она не становится узаконенной, а напротив, становится запретной, даже если в ней и есть некая польза!” См. “Маджму’уль-фатауа” 27/177.

 

Ибн ‘Аббас рассказывал: “Когда иудей по имени Фанхас сказал, что Аллах нищий, а они богатые, Абу Бакр ударил его по лицу и сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, если бы не тот договор, который между нами, я обязательно отрубил бы тебе голову, о враг Аллаха!» ат-Табарани 8300. Шейх Ахмад Шакир назвал иснад достоверным.

 

И тут также необходимо затронуть важный момент, а именно то, что нельзя проявлять самовольство в принятии решения убить того или иного неверного, который причиняет вред Исламу или ругает пророка (мир ему и благословение Аллаха)!

Когда спросили шейха Ибн База: «Каково постановление того, кто ругает религию или Господа?»

 

Он ответил: “Ругань религии из числа величайших грехов и величайших порицаемых дел! Также и ругань Господа Всемогущего. Эти две вещи являются из числа серьезных причин, нарушающих Ислам и видов вероотступничества! Если человек, который ругает Господа или религию, причисляет себя к Исламу, то он становится вероотступником и неверным.

Его следует призвать к покаянию, и если он не покается, то следует его казнить правителю мусульман города по постановлению шариатского суда!

См. “Фатауа Ибн Баз” 6/387.

 

Заметьте по постановлению шариатского суда казнить правителю! А не кучки самозванцев, которые не являются ни правителями, ни судьями, ни кем, просто взяли в руки оружие и решили что имею права от имени Аллаха делать что захотят! Вот и сравните теперь кто следует за Кораном и Сунной, а кто за страстями? Эти лесники, на Кавказе которые прячутся по лесам и квартирам и от которых кроме вреда Исламу и мусульманам более ни чего нет или те, кто им противоречат, называя и заблудшими на основе Корана и Сунны!

 

Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Некоторые люди, стремящиеся к приобретению религиозного знания, могут с легкостью назвать мусульманина вероотступником, но это значит, что они по собственному усмотрению могут и уполномочить кого-либо исполнить наказание за вероотступничество, если этого не сделает правитель. Что вы можете сказать об этом?»

 

Шейх ответил:

«Исполнение установленных шариатом наказаний должно всегда оставаться прерогативой мусульманского правителя и никого иного, иначе это неизбежно приведет к анархии, распаду общества и возникновению смуты.

Сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Прощайте друг другу то, за что виновных следует подвергать установленным шариатом наказаниям, ибо если дело будет доведено до сведения правителя, тогда Аллах проклянет и ходатая и того, за кого обратятся с ходатайством». ан-Насаи 4886, Малик 1580.

 

Одной из обязанностей мусульманского правителя является исполнение установленных шариатом наказаний после того как шариатским судом будет установлено, что виновный заслуживает наказания за вероотступничество, кражу или какое-нибудь иное преступление.

Итак, исполнение установленных шариатом наказаний является прерогативой правителя.

Если же правителя у мусульман нет, то следует ограничиться побуждением к одобряемому шариатом, попытками удержать от порицаемого, призывом к Аллаху с помощью мудрости, добрым увещеванием и ведением споров с помощью наилучших средств.

Что же касается частных лиц, то им запрещается исполнять наказания, поскольку, как уже отмечалось, это приведет к анархии и смутам и принесет больше вреда, чем пользы, а согласно одному из основных положений шариата устранению вреда отдается предпочтение перед тем, что принесет пользу”. См. “Фатауа аль-аимма фи-ннауазиль мудляхимма” 112.

 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Никто не имеет права исправлять порицаемое с помощью того, в чем будет больше порицаемого! Как, например, кто-то из людей желает отрезать руку вору, побить пьющего вино, или применять наказания (худуд), поскольку если он совершит это, то подобное приведет к смуте и нечестию, поскольку каждый потом начнет покушаться на другого и заявлять о том, что тот заслуживал этого! Необходимо, чтобы подобным занимался именно правитель мусульман!” См. “Мухтасар аль-фатауа аль-мисрия” 579.

 

Имам Ибн Муфлих, относительно наказания вероотступника (муртад) говорил: “Никто не имеет право его казнить, кроме правителя мусульман (имам) или его заместителя (наиб), и это мнение всех ученых!” См. «аль-Мубди’» 9/175.

 

Ан-Науауи сказал: “Ученые говорят: «Наказание за преступления не приводит в исполнение никто, кроме правителя мусульман»”. См. “Шарх Сахих Муслим” 3/438.

 

Шейхуль-Ислам говорил: “Тот, кого правитель мусульман поставил управлять где-либо (мухтасиб), не имеет права самостоятельно казнить или отрубать руки ”. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/109.

 

Однажды аз-Зубайр ибн аль-‘Аууам встретил человека, который поймал вора и желал отвести его к правителю. И аз-Зубайр стал заступаться за вора, чтобы тот его отпустил. Однако поймавший его сказал: “Нет! Пока я не отведу его к правителю!” Тогда аз-Зубайр сказал: “Если дело доведено до сведения правителя, тогда Аллах проклянет и того, кто заступается и того, за кого заступаются”. Малик 1/380.

 

Слова халифа Умара ибн аль-Хаттаба, что приводится в книге "аль-Худуд уаль-сультан", которое передал ан-Наззаль ибн Сабра, сказавший: "Однажды Умар написал амирам войск: "Не убивайте никого, без моего ведома!" Ибн Аби Шайба 5/453.

 

Аш-Ширази говорил: “Не применяет наказание (хадд) для свободных людей (не рабов) никто, кроме правителя мусульман, или же того, кому правитель это поручил! Никто не совершал наказания во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), кроме как с его дозволения. И никто не делал этого во времена халифов, кроме как с их позволения!” См. “аль-Мухаззаб” 2269.

 

Куртуби говорил: «Нет разногласия среди Ученых, что месть за смерть осуществляется под контролем Правителя, который обязан осуществлять контроль над исполнением наказания. Ведь Аллах призвал всех верующих к мести, но затем не всем повелел исполнить это. Они должны поручить исполнение наказания правителю». 2\245.

 

«Прелюбодейку и прелюбодея каждого из них высеките сто раз». Куртуби говорит: «Нет сомнения, что обращение это идет к правителю или к тому, кто его замещает». 12\161.

 

Ибн Рушд Куртуби говорил: «…а что по поводу исполнения наказания, то все ученые единогласны, что это лежит на Имаме». «Бидаят аль-муджтахид» 2\233.

 

Ибн Рушд сказал: "Что касается применения этого наказания (употребления вина), то ученые сошлись на том, что именно имам применяет его, и также обстоит дело с прочими видами наказания. Однако они разногласили относительно применения наказаниями хозяевами в отношении своих рабов". См. "Бидаятуль-муджтахид" 2/480.

 

Также сказал и Ибн Хазм, что в основе все наказания применять имеет право только правитель, исключением из чего является ТОЛЬКО наказание хозяина в отношении раба. См. "аль-Мухалля" 11/165-166.

 

Сказал Шейх Шаувкани: «От Абу Зияда, от его отца, от ученых Факъихов унаследовавших знания от жителей Медины передается, что не следует никому исполнять наказания, кроме Правителя. Исключением является, если хозяин накажет своего раба или невольницу». «Нейл аль-автар» 7\295.

 

 

_____________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: