ТЕМА 3.1 Правовой статус и правовое регулирование труда педагогических работников




МАТЕРИАЛЫК ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА 3

Основы правового статуса участников образовательных отношений

ТЕМА 3.1 Правовой статус и правовое регулирование труда педагогических работников

см. Вспомогательный материал к теме 3.1

Шкатулла В. И. Образовательное право России [Электронный ресурс] – Главы 9, 14

Скоробогатов А. В. Нормативно-правовое обеспечение образования [Электронный ресурс] – С. 115 – 129.

План:

1. Права, обязанности, ответственность педагогических работников.

2. Участие педагога в управлении образовательной организацией.

3. Аттестация педагогических работников. Профессиональный стандарт.

4. Защита прав учителя. Конфликт интересов педагогического работника.

Источники:

1. Конституция РФ (с изм. на 21 июля 2014г.). – Ст.23,29,41,44,45.

2. Ф З « Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ.– Глава 5; ст. 2 (п.21,п. 33), ст. 99.3.

3. Трудовой кодекс РФ № 197 –ФЗ (в ред. с изм. и доп. на 2018 г.). – Ст. 15, 21, 40,41,52-53, 56,61, 68,76, 81, 91, 106, 113, 136,144, 189, 195.1, 251; глава 52.

4. Квалификационные характеристики должностей работников образования // Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). Утв. п риказом Министерства здравоохранения и соцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н.

5. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н.

––––

6. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций. Утв. Постановлением Правительства РФ № 678 от 8.08.2013 г.

7. О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре. Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 (с изм и доп.)

8. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276.

 

Основные понятия: педагогический работник, правовой статус педагогического работника, компетентность работника; академические права и свободы; трудовой договор, коллективный договор, квалификация работника, профессиональный стандарт; рабочее время, дисциплина труда; эффективный контракт; принципы аттестации педагогических работников, квалификационная категория; конфликт интересов педагогического работника.

Вопросы:

1. В каких нормативных правовых актах закрепляется правовой статус педагогических работников? В каких нормативных документах содержатся квалификационные требования к профессиональной педагогической деятельности?

2. Какие академические права и свободы предоставлены педагогу, исполняющему профессиональные обязанности?

3. Какие действия и поступки педагогического работника Закон считает нарушением профессиональных обязанностей?

4. Какие ограничения на занятие педагогической деятельностью определены законодательством?

5. В чём заключаются трудовые функции педагога общеобразовательной организации?

6. Является ли эффективный контракт новой правовой формой трудового договора?

7. В чём заключаются особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических работников?

8. Какие формы участия работника в управлении организацией фиксируются в законодательстве?

9. В чём заключаются смысл, цель и каковы принципы аттестации педагогического работника? Какие устанавливаются квалификационные категории? Какой из видов аттестации является обязательным?

10. Какие гарантии защиты прав учителя содержатся в образовательном законодательстве РФ?

Задания:

1. Составьте резюме для участия в конкурсе на замещение вакантной должности учителя в престижной организации, опираясь на анализ документа профессиональный стандарт педагога ( см. Приложение и указ. источники ).

Резюме - краткая, но информативная письменная характеристика (самопрезентация) Ваших профессиональных умений, личных достижений и способностей, которые вы планируете реализовать на том или ином месте работы. Смысл составления резюме: показать, что именно Вы идеально подходите требованиям вакансии. Текст резюме – лаконичен, конкретен, убедителен. Размещается на одной странице.

Задача: убедите работодателя в том, что ваши профессиональные умения, достижения и способности отвечают квалификационным требованиям профессионального стандарта:

- дайте анализ умений и трудовых действий, необходимых учителю (см. ПС педагога);

- выберите ориентиры, наиболее значимые для реализации требований ФГОС ООО;

- спрогнозируйте свои возможные достижения и компетенции, соответствующие требованиям ПС;

- оформите резюме, чётко прописав проф. навыки, т.е. умения и способности (6-8 навыков);

- подготовьте комментарий со ссылкой на нормативные акты.

Задание выполнено успешно, если студент

1) понимает смысл и задачу резюме в ситуации «как если бы…», 2) адекватно интерпретирует требования П рофессионального стандарта.

Оформляется на одном листе формата А4, кегль, поля и т.п. подбираются самим автором; распечатанный вариант вкладывается в тетрадь для самостоятельной работы, предъявляется по требованию. Образец структуры резюме:

РЕЗЮМЕ

Ивановой Надежды Александровны

Цель резюме: соискатель должности учителя биологии /или др..по профилю/

Возраст, контактные данные………………………………

Сведения об образовании: (включая дипломы, курсы и т.п.)………………

Профессиональные навыки:...………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Достижения: (лауреат, победитель, автор...)……………………………………………………………

Дополн. информация: (значимая для развития, воспитания и организации учебной деятельности школьников) ……

Рекомендации: (должность и контактные данные рекомендателя)…………...........................

 

2. Проиллюстрируйте 3-4 примерами общие и дополнительные основания расторжения трудового договора с педагогическим работником по инициативе работодателя. Дайте комментарий со ссылкой нормативно-правовой акт.

 

3. Обоснуйте нормами действующего законодательства взаимосвязь ФГОС, профессионального стандарта и трудового договора – Ст. 52-53 ТК, ст. 26 ФЗ-273 (см. рабочий материал к теме 3.1).

4. Иллюстрируйте примером ситуацию «конфликт интересов педагогического работника» и дайте комментарий со ссылкой на нормативно-правовой акт.

Задания по выбору:

1. Докажите, что современная нормативно-правовая база даёт возможность педагогическому работнику участвовать в управлении образовательной организацией.

2. Используя материалы квалификационной характеристики должностей работников образования, иллюстрируйте 3 примерами преемственность в деятельности помощника воспитателя и младшего воспитателя. – см. Приложения.

3. Разработайте схему, иллюстрирующую порядок проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Или:

Напишите эссе на тему:

1) Новый образ педагога в профессиональных стандартах

2) Портрет инновационно-ориентированной личности учителя /на основе анализа нормативных актов/.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: