МАТЕРИАЛЫК ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА 3
Основы правового статуса участников образовательных отношений
ТЕМА 3.1 Правовой статус и правовое регулирование труда педагогических работников
см. Вспомогательный материал к теме 3.1
Шкатулла В. И. Образовательное право России [Электронный ресурс] – Главы 9, 14
Скоробогатов А. В. Нормативно-правовое обеспечение образования [Электронный ресурс] – С. 115 – 129.
План:
1. Права, обязанности, ответственность педагогических работников.
2. Участие педагога в управлении образовательной организацией.
3. Аттестация педагогических работников. Профессиональный стандарт.
4. Защита прав учителя. Конфликт интересов педагогического работника.
Источники:
1. Конституция РФ (с изм. на 21 июля 2014г.). – Ст.23,29,41,44,45.
2. Ф З « Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ.– Глава 5; ст. 2 (п.21,п. 33), ст. 99.3.
3. Трудовой кодекс РФ № 197 –ФЗ (в ред. с изм. и доп. на 2018 г.). – Ст. 15, 21, 40,41,52-53, 56,61, 68,76, 81, 91, 106, 113, 136,144, 189, 195.1, 251; глава 52.
4. Квалификационные характеристики должностей работников образования // Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). Утв. п риказом Министерства здравоохранения и соцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н.
5. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н.
––––
6. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций. Утв. Постановлением Правительства РФ № 678 от 8.08.2013 г.
|
7. О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре. Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 (с изм и доп.)
8. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276.
Основные понятия: педагогический работник, правовой статус педагогического работника, компетентность работника; академические права и свободы; трудовой договор, коллективный договор, квалификация работника, профессиональный стандарт; рабочее время, дисциплина труда; эффективный контракт; принципы аттестации педагогических работников, квалификационная категория; конфликт интересов педагогического работника.
Вопросы:
1. В каких нормативных правовых актах закрепляется правовой статус педагогических работников? В каких нормативных документах содержатся квалификационные требования к профессиональной педагогической деятельности?
2. Какие академические права и свободы предоставлены педагогу, исполняющему профессиональные обязанности?
3. Какие действия и поступки педагогического работника Закон считает нарушением профессиональных обязанностей?
4. Какие ограничения на занятие педагогической деятельностью определены законодательством?
5. В чём заключаются трудовые функции педагога общеобразовательной организации?
|
6. Является ли эффективный контракт новой правовой формой трудового договора?
7. В чём заключаются особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических работников?
8. Какие формы участия работника в управлении организацией фиксируются в законодательстве?
9. В чём заключаются смысл, цель и каковы принципы аттестации педагогического работника? Какие устанавливаются квалификационные категории? Какой из видов аттестации является обязательным?
10. Какие гарантии защиты прав учителя содержатся в образовательном законодательстве РФ?
Задания:
1. Составьте резюме для участия в конкурсе на замещение вакантной должности учителя в престижной организации, опираясь на анализ документа профессиональный стандарт педагога ( см. Приложение и указ. источники ).
Резюме - краткая, но информативная письменная характеристика (самопрезентация) Ваших профессиональных умений, личных достижений и способностей, которые вы планируете реализовать на том или ином месте работы. Смысл составления резюме: показать, что именно Вы идеально подходите требованиям вакансии. Текст резюме – лаконичен, конкретен, убедителен. Размещается на одной странице.
Задача: убедите работодателя в том, что ваши профессиональные умения, достижения и способности отвечают квалификационным требованиям профессионального стандарта:
- дайте анализ умений и трудовых действий, необходимых учителю (см. ПС педагога);
- выберите ориентиры, наиболее значимые для реализации требований ФГОС ООО;
|
- спрогнозируйте свои возможные достижения и компетенции, соответствующие требованиям ПС;
- оформите резюме, чётко прописав проф. навыки, т.е. умения и способности (6-8 навыков);
- подготовьте комментарий со ссылкой на нормативные акты.
Задание выполнено успешно, если студент
1) понимает смысл и задачу резюме в ситуации «как если бы…», 2) адекватно интерпретирует требования П рофессионального стандарта.
Оформляется на одном листе формата А4, кегль, поля и т.п. подбираются самим автором; распечатанный вариант вкладывается в тетрадь для самостоятельной работы, предъявляется по требованию. Образец структуры резюме:
РЕЗЮМЕ
Ивановой Надежды Александровны
Цель резюме: соискатель должности учителя биологии /или др..по профилю/
Возраст, контактные данные………………………………
Сведения об образовании: (включая дипломы, курсы и т.п.)………………
Профессиональные навыки:...………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Достижения: (лауреат, победитель, автор...)……………………………………………………………
Дополн. информация: (значимая для развития, воспитания и организации учебной деятельности школьников) ……
Рекомендации: (должность и контактные данные рекомендателя)…………...........................
2. Проиллюстрируйте 3-4 примерами общие и дополнительные основания расторжения трудового договора с педагогическим работником по инициативе работодателя. Дайте комментарий со ссылкой нормативно-правовой акт.
3. Обоснуйте нормами действующего законодательства взаимосвязь ФГОС, профессионального стандарта и трудового договора – Ст. 52-53 ТК, ст. 26 ФЗ-273 (см. рабочий материал к теме 3.1).
4. Иллюстрируйте примером ситуацию «конфликт интересов педагогического работника» и дайте комментарий со ссылкой на нормативно-правовой акт.
Задания по выбору:
1. Докажите, что современная нормативно-правовая база даёт возможность педагогическому работнику участвовать в управлении образовательной организацией.
2. Используя материалы квалификационной характеристики должностей работников образования, иллюстрируйте 3 примерами преемственность в деятельности помощника воспитателя и младшего воспитателя. – см. Приложения.
3. Разработайте схему, иллюстрирующую порядок проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
Или:
Напишите эссе на тему:
1) Новый образ педагога в профессиональных стандартах
2) Портрет инновационно-ориентированной личности учителя /на основе анализа нормативных актов/.