1. Правовое положение участников образовательных отношений определяется содержанием конституционного права, всеобщностью и обязательностью основного общего образования, правом граждан на получение иных уровней, видов и форм получения образования.
–– Особенности правового положения организаций, осуществляющих образовательную деятельность: они реализуют образовательные стандарты и образовательные программы, что закрепляется юридически; существенно расширена автономия таких организаций, изменилась модель управления, их экономическая и финансовая деятельность. Новое законодательство, помимо традиционных образовательных институтов включило в их состав организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальных предпринимателей. Тем самым расширяются возможности реализации права человека на образование в течение всей жизни, в соответствии с потребностями личности. Закон возлагает на образовательные организации обязанности по созданию безопасных условий обучения, соблюдению прав и свобод обучающихся, родителей, работников организации и др. (ст. 28 ФЗ).
–– Своеобразно правовое положение обучающегося: его правовой статус зависит от возраста (несовершеннолетний наделён особым правовым статусом); состояния здоровья; от поведения, вида и уровня образования. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются адаптированные образовательные программы. Инклюзивное образование обеспечивает возможность равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Законом регламентируется порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
|
––Педагогический работник, в силу выполнения им воспитательной роли, связан в своих действиях нормами профессиональной этики, обязан соблюдать правовые, нравственные, этические нормы и может быть уволен с работы в связи с их нарушением (ст. 48 ФЗ-273). На него возлагается ответственность за достижение обучающимися результатов в учёбе, за организацию воспитательной деятельности. Ценностно-ориентированный, целенаправленный и творческий характер профессиональной педагогической деятельности учителя, преподавателя, воспитателя – субъекта образовательного правоотношения - обусловил установление специальных правил по регламентации их труда.
«Особенности регулирования тр уда - нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила» – ст. 251 ТК РФ.
Например, педагогические работники имеют право на удлинённый отпуск, на сокращённую продолжительность рабочего време ни. В зависимости от занимаемой должности, в рабочее время включается учебная, воспитательная, индивидуальная работа с обучающимися, а также другая, предусмотренная нормативными актами (ст. 47 ФЗ). В образовательное законодательство включена и гарантия уровня зарплаты педагогических работников (ст. 99 ФЗ).
! Вместе с тем, необходимая модернизация образования в 21 веке связана
1) с трансформацией предназначения современной школы, которая уже не может рассматриваться как основной источник знаний (цель её деятельности – не передача ЗУНов, а познавательное, социальное и личностное развитие школьника);
|
2) с изменением представлений об образовательных результатах обучающихся: переориентация государственной политики в сфере образования с предметных результатов на личностные (освоенные учащимися способы действий, сформированность ценностных отношений и ориентаций, мотивации учебной деятельности, мировоззрения, личностной позиции).
! Поэтому за последние годы вся система педагогической работы претерпевает очень серьёзные изменения, которые получили нормативно-правовое закрепление
–– в новом поколении образовательных стандартов (ФГОС),
–– в новой системе оплаты труда педагогов,
–– в содержании профессиональных стандар тов работников образования.
Так, перед каждым учителем стоит задача овладения новыми профессиональными компетенциями:
· формирование УУД обучающихся,
· работа в информационных средах,
· работа в условиях инклюзивного образования, наличия в классах учащихся, для которых русский язык не является родным, или детей с особенностями развития и социализации.
Педагог-психолог, например, – согласно профессиональному стандарту в этом виде профессиональной деятельности, – должен уметь
· разрабатывать программы развития УУД, программы воспитания и социализации в школах,
· осуществлять мониторинг личностной и метапредметной составляющей результатов освоения образовательных программ, установленных ФГОС общего образования,
|
· оказывать помощь лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ.
2. В РФ признаётся особый статус педагогических работников.
! « Под правовым статусом педагогического работни ка понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ». – Ст. 47 ФЗ-273.
Конституционно-правовой статус педагогических работников (а также обучающихся) составляют права и обязанности, предусмотренные ст. 23, 29, 41, 44, 45 Конституции РФ. Например, запрет на привлечение без согласия (и педагогов, и обучающихся) к труду, на принуждение к вступлению в партии и организации.
Правовой ста тус большинства работников в РФ определяется Трудовым кодексом (Гл. 52 ТК), в том числе, индивидуальных предпринимателей – Гражданским. Однако в сфере образования трудовые отношения имеют особенности, закрепленные специальными нормами законодательства:
– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (Глава 5);
– требованиями ЕКС – Единого квалификационного справочника должностей (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
– профессиональным стандартом, под которым понимается «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» (ст. 195.1 ТК);
– Номенклатурой должностей педагогических работников, (утв. постановлением Правительства РФ).
Нормами законодательства регулируется:
· приём на работу,
· право на занятие педагогической деятельностью,
· дополнительные основания отстранения от работы,
· рабочее время и время отдыха,
· особенности системы оплаты труда, охраны труда и здоровья.
Система оплаты труда, ставка, размеры доплат, порядок их установления закрепляются, например, в коллективном договоре.
Коллективный договор – «правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя, и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей » - ст.40 ТК РФ.
К занятию должностей в организации, осуществляющей образовательную деятельность, допускаются только лица, отвечающие требованиям квалификации.
Квалификация – «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности» (ст. 2 ФЗ-273).
Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст.191.1 ТК РФ).
Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций с перечнем должностных обязанностей. Согласно ЕКС, классификационные характеристики содержат основные составляющие компетентности работника, понимаемой как «качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессиональных задач проблемного характера, а также готовность нести ответственность за свои действия».
Основные требования к квалификации и качествам современного педагога в системе общего образования определяются в Профессиональном стандарте педагога с учетом структуры профессиональной педагогической деятельности.
В этом нормативном документе содержится описание и характеристика:
1 ) обобщенных трудовых функций педагога:
а) проектирование и реализация образовательного процесса,
б) проектирование и реализация образовательных программ;
2 ) общепедагогических трудовых функций педагога:
А) обучение,