В) развивающая деятельность.




В данном профессиональном стандарте конкретизируются 1) трудовые действия, 2) необходимые умения и 3) знания учителя по выполнению каждой из его трудовых функций. – См. Приложение к теме 3.1.

Региональный правовой статус педагогического работника (льготы, дополнительные выплаты) определяется совокупностью прав и обязанностей, закреплённых нормативными актами субъекта РФ (например, в Воронежской области).

Индивидуальный правовой статус педагогического работника определяется социально-правовым положением (по возрасту, роду занятий, участию в образовательном процессе и т.д.) с учётом нормативных характеристик профессионального стандарта.

 

3. Особый статус педагогических работников, определяемый творческим характером профессиональной педагогической деятельности, закрепляется в положениях ФЗ-273, подробно прописывающих академические права и свободы. Слово «академический» указывает на связь с педагогической деятельностью, под которой понимается деятельность работника, направленная на обучение и воспитание.

К академическим правам и свободам законодатель относит

во-первых, права, непосредственно связанные с осуществлением педагогической деятельности:

1) свобода преподавания, свободное выражение мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; 2) свобода выбора педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); 4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; 5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, программ учебных предметов, методических материалов и иных компонентов образовательных программ; 6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, во внедрении инноваций.

Другая группа академических прав и свобод направлена на обеспечение условий для профессиональной деятельности педагога:

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ к локальными нормативными актами организации, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством РФ или локальными нормативными актами; 9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации; 11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ; 12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

! Педагогические работники должны осуществлять академические права и свободы с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства РФ, норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах образовательной организации.

Правовой статус педагогических работников определяется также нормами ФЗ-273, закрепляющими обязанности и зону ответственности работника.

Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, в соответствии с утвержденной рабочей программой; 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 3 ) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень; 8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством 9) проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя; 10) проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; 11) соблюдать устав организации, правила внутреннего трудового распорядка.

Нормами ФЗ-273 вводится запрет на действия педагога, которые могут быть квалифицированы как конфликт интересов.

конфликт интересов педагогического работника «ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» (п.33 ст. 2 ФЗ-273).

Отсюда в законе устанавливается норма, согласно которой

! педагогический работник организации «не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника» (ч.2 ст. 48 ФЗ).

Непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, – служит основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя – ст. 81 ТК РФ.

К тем же последствиям приведёт «совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы».

Согласно нормам ФЗ-273, педагогам запрещается:

––«использовать образовательную деятельность для политической агитации,

––принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них,

––для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни,

––для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РФ» (ст. 48.3 ФЗ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: