Профессиональная прикладная физическая подготовка
Содержание
Введение. 3
1. Понятие профессиональной прикладной физической подготовки. 5
2. Средства и формы организации профессиональной прикладной физической подготовки. 6
3. Комплексы производственной гимнастики для бухгалтера и охранника 10
Заключение. 13
Список литературы.. 14
Введение
Актуальность темы связана с тем, что состояние здоровья россиян в настоящее время характеризуется рядом негативных тенденций.
2013 году Всемирная организация здравоохранения сообщила в ежегодном докладе, что продолжительность жизни российских мужчин самая короткая среди населения Европы и Средней Азии: российские мужчины в среднем доживают лишь до 62,8 лет. В первом квартале 2015 года по данным Росстата смертность в России выросла на 5,2% относительно первого квартала 2014 года.[1] На первом месте среди причин смертности находятся болезни сердечно-сосудистой системы и кровообращения, а они, в свою очередь, являются прямым следствием гиподинамии.
Технологизация производства, автоматизация и информатизация сферы управления привели к тому, что в большинстве профессий стала преобладать сидячая работа, работа за компьютером.
Дефицит движения приводит сначала к стойкому ухудшению самочувствия, затем - к развитию профессиональных заболеваний, что, разумеется пагубно влияет как на исполнение профессиональных обязанностей, так и на качество жизни в целом.
Этим обусловлена необходимость регулярного поддержания достаточного уровня двигательной активности как на рабочем месте, так и за его пределами; следовательно, целесообразно уже в период профессионального обучения научить студента всем двигательным навыкам, которые могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности.
Цель работы – охарактеризовать профессиональную прикладную физической подготовки.
Задачи:
1. Раскрыть понятие профессиональной прикладной физической подготовки.
2. Проанализировать средства и формы организациипрофессиональной прикладной физической подготовки.
3. Составить комплексы производственной гимнастики для бухгалтера и для охранника.
Понятие профессиональной прикладной физической подготовки
Физическая подготовка – это вид физического воспитания, имеющий прикладную направленность, а также ступень физического воспитания, обеспечивающая предпосылки для овладения какой-либо деятельностью.[2]
В существующей специальной литературе имеются различные формулировки, определяющие понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка».
В наиболее широком значении этого термина профессионально-прикладная физическая подготовка — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.[3]
Профессионально-прикладная физическая подготовка понимается также как это специальный вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.[4]
С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские навыки, приобретаются знания и умения в области физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основный органов, систем, психических процессов человеческого организма.
Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются:
характер, объём поступающей информации и условия её восприятия работниками в процессе трудовой деятельности;
характер основных двигательных действий;
особые внешние условия профессиональной деятельности.
Введение ППФП в практику физического воспитания обучающихся создаёт предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда. ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.
Средства и формы организации профессиональной прикладной физической подготовки
Значение теоретических занятий велико, так как в ряде случаев это единственный путь для изложения студентам необходимых профессионально-прикладных знаний, связанных с использованием средств физической культуры и спорта. На этом занятии (лекции) должны быть освещены такие вопросы:
— краткая характеристика различных видов труда с более подробным изложением психофизиологических особенностей труда специалистов, готовящихся на данном факультете;
— динамика работоспособности человека в процессе труда, с освещением особенностей изменения работоспособности специалистов данного профиля в течение рабочего дня, недели и года;
— влияние возрастных и индивидуальных особенностей человека, географо-климатических и гигиенических условий труда на динамику работоспособности специалиста;
— использование средств физической культуры и спорта для повышения и восстановления работоспособности специалистов, с учетом условий, характера и режима их труда и отдыха;
— основные положения методики подбора физических упражнений и видов спорта в целях борьбы с производственным утомлением, для профилактики профессиональных заболеваний;
— влияние занятий физической культурой и спортом на ускорение профессионального обучения.
Как правило, эти вопросы следует изложить в первой половине занятий. Содержание материала должно основываться на общих теоретических положениях с привлечением примеров из профессиональной деятельности выпускников данного факультета. Вторая половина занятий посвящается вопросам, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью выпускников данного факультета:
— характеристика условий труда и психофизиологических нагрузок специалиста в процессе труда, на различных рабочих местах;
— основные требования к физической и специальной прикладной подготовленности специалиста, обеспечивающие высокую и устойчивую продуктивность его труда;
— перечень основных профессионально-прикладных навыков, необходимых специалисту для обеспечения высокой производительности и безопасности труда;
— использование средств физической культуры и спорта с целью подготовки (самоподготовки) к профессиональной деятельности, предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения активного отдыха в свободное время.
Эти вопросы должны освещаться по материалам специальных исследований работников кафедр физического воспитания или других кафедр и учреждений и содержать достоверные сведения, прикладные для будущих специалистов конкретной профессии, специальности специализации.
При изложении данной темы должна быть учтена и другая особенность подготовки специалистов высшей квалификации. Учебный материал должен быть рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного коллектива. От знания и понимания им комплекса этих вопросов нередко в будущем зависит степень и масштабы использования средств физической культуры и спорта в производственном или другом коллективе.
Следует указать, что в различных вузах наряду с обязательными теоретическими занятиями, предусмотренными единой учебной программой по физическому воспитанию, проводятся занятия и на другие темы, освещающие отдельные разделы ППФП. В содержании таких занятий, как правило, раскрываются наиболее актуальные стороны ППФП студентов данного учебного заведения. Так, в университетах и педагогических вузах чаще всего дополнительно читаются лекции о формах и методах физического воспитания в школе, об основных организационно-методических положениях проведения познавательных туристских походов, о подготовке мест для проведения учебных занятий по физической культуре, об организации и проведении массовых спортивных соревнований, о страховке при выполнении упражнений в отдельных видах спорта.
Подобные темы в различных вузах раскрываются с разной степенью детализации отдельных вопросов, зависящих от профиля подготовки специалистов. Следует отметить, что при достаточном качестве этих лекций, вполне компенсируется соответствующее сокращение часов практических занятий в связи с повышением уровня подготовки и сознательности студентов в ходе освоения ими практического материала.
Практические учебные занятия по ППФП могут проводиться в учебных группах всех отделений (специального, подготовительного и спортивного совершенствования).
В процессе этих занятий могут в той или иной степени решаться все основные задачи ППФП. Однако главная целевая направленность этих занятий – преимущественное и специальное воспитание прикладных физических и специальных качеств, умений и навыков, особенно необходимых в профессиональной деятельности.
Программа и содержание этих учебных занятий для учебных групп подготовительного отделения разрабатывается кафедрой физического воспитания также на основе изучения условий и характера труда выпускников данного факультета.
При проведении практических учебных занятий в специальном учебном отделении содержание специально направленных занятий по ППФП должно быть согласовано с возможностями каждого студента в зависимости от характера отклонений в состоянии его здоровья. При проведении подобных занятий в учебных группах отделения спортивного совершенствования должны быть максимально использованы возможности каждого вида спорта для воспитания прикладных физических и специальных качеств для успешного формирования прикладных умений и навыков.
ПФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность. Формы ППФП в свободное время:
секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера;
самодеятельные занятия по прикладным видам спорта в различных спортивных группах вне вуза (туристских клубах и т.п.);
самостоятельные занятия студентов (самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания).
Одна из форм ППФП - массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия (внутривузовские соревнования между учебными группами, курсами, факультетами).