В музыкальных библиотеках или нотных отделах библиотек разного уровня формируются особые фонды документов. Их особенность состоит в том, что фондообразующим документов в них являются нотные издания или документы, фиксирующие музыку. [60, С.4] Магнитные записи, грампластинки, электронные носители музыки – всё это является механическими или электронными способами фиксации музыкальной информации. Документы, содержащие подобную информацию на традиционном носители, бумаге составляют основную массу документов БФ музыкальных библиотек. Так БИКЦИМ библиотеки имени Маяковского фонд нотно-музыкальной литературы составляет 150 000 единиц хранения. Коллекция виниловых пластинок – 18 663 единиц хранения, произведения на мультимедиа носителях – 5 500 единиц хранения. [47, С.1-2]
Способы фиксирования музыки для сохранения и передачи во времени и пространстве придуманы ещё в древние времена. Ещё в древности музыканты пытались разными способами зафиксировать музыкальную информацию. До нас дошли памятники музыкальной нотации, созданные в древней Греции, они датируются 3 веком до нашей эры. Эти документы из камня или папируса, музыкальная информация зафиксирована при помощи букв, так называемая буквенная нотация. В древней Руси для записи нот использовались крюки, знамёна, отсюда название – знаменные распевы. Это безлинейная нотация. Только в 17 веке, нотопечатание изменилась вместе с появлением в Росси пятилинейной музыкальной нотации. В 17 веке светские нотно-музыкальные документы печатались в типографиях Академии и Академии художеств. [37, С. 384] Печатались эти документы при помощи печатных форм, способом гравировки на меди. В 18 веке нотопечатание в Росси развивается очень бурно. Появляются музыкальные издательства. Это обусловлено тем, что обществом чрезвычайно востребованы нотно-музыкальные издания, в Росси происходит становление классической светской музыки. Творят такие композиторы как: Максим Березовский[2], Титовы[3], Дилецкий.[4] Одоевский писал: «эти книги - неоценённое народное сокровище, каким не может похвалиться ни одна страна в Европе, ибо по всем историческим данным, в сих книгах сохранились те же самые напевы, какие употреблялись в наших церквах за 700 лет». [85, С.8] К 9 веку нашей эры, в западной Европе сформировалась пятилинейная музыкальная нотация. В основном записывалась музыка для церкви. Это были церковные хораллы, литургические песнопения. Ноты записывались пневмами[5]. Это нотная запись не передавала продолжительность звука. Высоту звука. Подобно крюкам, пневмы указывали направление мелодии. Современная система музыкальной нотации сложилась к 17 веку нашей эры. Сохранение музыкальной информации полиграфическим способом называется нотопечатанием. [37, С. 384] Первые приёмы нотопечатания были изобретены сразу после изобретения книгопечатания. Сначала в напечатанных книгах оставляли место для записи музыки, и музыка записывалась вручную. Сохранились книжные памятники, инкунабулы, где на пустых страницах были напечатан нотный стан, для того, чтобы в дальнейшем можно было заполнить его нотами, именно в это время линейки нотного стана принято было печатать красной краской, а нотные знаки вписывались чёрными. Именно этот факт мешал упростить нотопечатание, освоить более дешёвые и простые способы, но позже эти трудности были преодолены. Первые печатные нотно-музыкальные документы носили церковный характер, как и первые книги, нотные документы были необходимы для профессиональной деятельности служителей церкви. Музыка фиксировалась исключительно религиозного содержания. В дальнейшем печатание нот велось в двух направлениях: при помощи гравировки или ксилографии (гравировка на дереве) и при помощи литер с нанесёнными на них нотами. При первых двух способах музыкальный документ становится гравюрой. Многие памятники нотно-музыкальных документов имеют двойное историческое значение: как музыкальный памятник и как памятник художественный – гравюра. Внизу приведена таблица, в которой хорошо прослеживается эволюция печатания нот. В таблице показаны памятники нотопечатания, дошедшие до современного времени, так же приведены имена создателей или изобретателей технологий нотопечатания. [37] [85]
|
|
Таблица 1. Эволюция нотопечатания.
Временной отрезок: века, года. | Характеристика периода. Памятники нотопечатанья характерные для периода. | Автор изобретения, нововведения. | Страна |
15 век. 1480 г. 1480 г. 1488 г. 1481 г. 1498 г. | Ноты печатались в два приёма; сначала печатали нотный стан, затем нотные знаки. Распространена мензуральная нотация. Изобретение и использование нотных литер. Памятник нотопечатания - «Краткая грамматика». Памятник нотопечатания – «Хорал готической нотации». В это же время была распространена гравировка по дереву. Нотопечатание производили с досок на которых вырезали нотные знаки. Памятник нотопечатания – «Григорианский хорал римской квадратной нотации». | Фома Нигер Георг Рейзер Оттовиано Скотто | Италия Германия Италия Италия |
15-16 вв. 1501 г. 1515 г 1586 г. | Распространение нотных литер с частью нотоносца. Стало возможным печатать полифонические (многоголосные) произведения. Памятник нотопечатания – «Стопесенец гармонической музыки» - этот документ напечатан с помощью наборного шрифта. Одновременно была распространена гравировка по металлу в сочетании с принципом высокой печати, поверхности касаются, определённые элементы, как на клише. Применение принципа глубокой печати, который сочетался с гравировкой по меди. Глубокая печать, это когда печатающие элементы как бы утоплены, а пробельные на поверхности. | П. Аттеньян П. Оттен О.Петруччи | Франция. Италия |
17 в. 1652 г. 1679 г. | Для церковных нужд разработано печатание крюков (крюки – нотация, которая применялась в России). Отпечатаны сравнительные таблицы крюковых и линейных нотных знаков, для обучения музыке. Эти таблицы, награвированные на медных досках. Изобретение печатного станка оригинальной конструкции. | Ф. Иванов Гутовский С. – московский органист. | Россия Московский печатный двор Россия |
18 в. 1720 г. 1730 г. 1730 г. 1754 г. 1766 г. | Новый вид гравирования: на досках из сплава олова и свинца. Напечатаны первые ноты с гравиров (медных досок) Использование в гравировки досок из мягкого сплава олова со свинцом, на которые часто повторяющиеся знаки (нотные ключи, например) наносили с помощью пуансонов (брусок из стали с рельефным изображением). Изобретение подвижного нотного стана. Нотные знаки составлялись из мельчайших частиц, составлялись. Разработан способ наборного нотопечатания. | Джон Клюэр Джон Уолш Джон Эйр И. Брайткопф С.И.Бышковский | Англия Англия Германия Россия |
Конец 18 века начало 19 века. | Нотопечатание производили по новой технологии – при помощи литографии. Этому способу способствовало изобретение литографии. Распространение литографского способа печатания тиражирование нотных изданий. | ||
Начало 20 века. | Нотопечатание при помощи фотомеханического способа. | ||
21 век. | Нотопечатание при помощи компьютерных технологий. |
|
В новейшее время, в 20 веке нотно-музыкальные документы печатались при помощи офсетной печати, переводом нотно-музыкального материала на печатные формы фотомеханическим способом. В настоящее время в нотопечатании применяются компьютерные технологии. Существуют издательства, специализирующиеся на производстве нотных изданий, такие как: «Композитор», «Музыка», «Феникс», «Дека+». Эти издательства являются основными производителями нотных изданий в России их деятельность постоянно востребовано не только музыкантами-профессионалами. Но и студентами, учащимися музыкальных школ, просто любителями музыки.