Классификация нотно-музыкальных документов.




Классификация данного вида документов должна отражать все особенности и различные аспекты нотно-музыкального документа, отражать их специфику. Классификация нотно-музыкального документа играет определённую роль при комплектовании фонда библиотеки. Особенность комплектования связаны с классификацией нотно-музыкального документа. Именно классификация того или иного документа определяет его необходимость приобретения в фонд библиотеки. Мы комплектуем фонд музыкальной библиотеки по классификационным признакам документа. Нотно-музыкальные документы – это документальное фиксирование музыки. Содержание документов – различные музыкальные произведения предназначены для разных целей, имеющие функциональное назначение – концертное исполнение, изучение музыкальных произведений в научных целях, обучение музыкальному искусству:

¾ Научные нотно-музыкальные документы отличаются наличием подробного поискового аппарата. Часто это так называемый уртекст, музыкальный текст без обработки, полностью соответствующий авторской рукописи с авторскими акцентами, комментариями, ошибками. Научными являются академические издания с различными вариантами исполнения произведения. Эти издания предназначены как для исследовательской работы, так и исполнения музыкантами-профессионалами.

¾ Концертные нотно-музыкальные документы. Это документы содержащие произведения для публичного исполнения. У них нет научного аппарата и все комментарии предназначены для исполнителя. Они предназначены широкому кругу пользователей: учащимся, музыкантам-профессионалам, любителям музыки.

¾ Учебные нотно-музыкальные документы предназначены для обучения музыкальному искусству. Это могут быть: хрестоматии, школы игры, учебные пособия, самоучители, школы беглости, гамм, арпеджио и т.д.

Классифицируются нотно-музыкальные документы и по читательскому назначению:

¾ Документы содержащие произведения для учащихся музыкальных учебных заведений: школ, лицеев, училищ;

¾ Документы содержащие произведения для специалистов: музыкантов-профессионалов, дирижёров, исполнителей, преподавателей;

¾ Документы содержащие произведения для любителей музыки (самодеятельных коллективов, домашнего музицирования и т.д.)

Классификация нотно-музыкальных документов по характеру исполнения:

¾ Сценические документы. Документы содержащие музыкальные произведения для сценического исполнения. Это - оперы, балеты, оперетты.

¾ Инструментальные документы. Документы содержащие произведения для инструментального исполнения. Это – камерная музыка, оркестровая музыка, музыка для отдельных инструментов.

¾ Вокально-хоровые документы. Документы содержащие произведения для хора или для голоса в сопровождении.

¾ Смешанные документы. Документы содержащие произведения, сборники разных жанров и тематик.

Классификация нотно-музыкальных документов по характеру изложения нотного текста [10, С. 96]:

¾ Партии – оркестровые партии отдельных инструментов или голосов – партии для хора;

¾ Клавиры, партия для фортепиано;

¾ Партитуры – многоголосная запись произведения для оркестра или для хора:

¾ Дирекционы – сокращённая партитура.

Все эти виды документов отражают нотную запись, которая содержится в документе. Также классифицируются нотно-музыкальные издания по структуре на:

¾ Моноиздания – законченное, самостоятельное произведение;

¾ Сборники – произведения одного или нескольких композиторов. Произведения одного композитора может быть полным собранием сочинением или сборником избранных произведений композитора, отобранных по какому-либо отличительному признаку (жанр, тематика).

Материальная конструкция и оформление нотно-музыкальных изданий очень разнообразна и тоже подлежит классификации. Большинство документов выпускаются на в виде книжных изданий в мягком переплёте, комплектных изданий (это может быть комплектом тетрадей формата А4). Многотомные собрания сочинений — это книжные издания в твёрдых переплётах. Часто издаются комплекты тетрадей в суперобложках.[26, С.15-22]

Нотно-музыкальный документ, напечатанный любым способом, становится фондообразующим для музыкальных библиотек и музыкальных подфондов библиотек. Такой документ имеет свои существенные отличия от любого другого фонда документов (художественные издания, научные труды). Рассмотрим эти особенности:

¾ основные знаковые средства, фиксирующие информацию – ноты.

¾ как правило, нестандартный формат документа.

¾ документ практически не имеет морального старения.

Все эти особенности влияют на деятельность музыкальной библиотеки, делает её уникальной и востребованной. Музыкальный язык не требует особого смыслового перевода. Нам не нужно переводить с немецкого языка музыкальные произведения Баха. Каждый понимают ту или иную мелодию так как он может и хочет, благодаря своему личному вкусу и эстетическому воспитанию. Немецкий писатель 19 века Бертольд Авербах писал: «Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою». [83, С.244]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: