Каждый аналитик по своему опыту знает, что в ходе анализа наступает момент, когда поток материала истощается, ассоциации прекращаются, пациент немеет и ведет себя странно. Тогда не только лечение заходит в тупик, но и труднее становится понять психическую жизнь пациента, а иногда это и вовсе невозможно. Это может показаться странным, ведь бессознательные влечения - теперь мы будем называть их влечениями ид - стремятся прогрессировать, достичь сознательной системы эго, стать осознанными и воплотиться в действия. Стремясь «раскрыться» ид использует все средства, чтобы соприкоснуться с внешним миром и получить удовлетворение с помощью объекта. Но эго противостоит ид с помощью так называемых «сопротивлений», которые скрывают и запрещают стремления ид. Но чтобы дать определение сопротивлению, необходимо понять функцию эго и его связь с ид.
Нам хорошо известна функция эго, как фактора сопротивления, она встречается и при неврозах и в сновидениях. Мы отличаем моторное (действующее), воспринимающее эго от запрещающего эго, от цензора. Изучение некоторых психозов, существование инстинктов смерти и отделение эго or ид приближает нас к пониманию структуры и функции эго.
Если на минутку отбросить все тонкие нюансы эго и постараться понять его общую функцию, трудно будет отделить стремления эго от стремлений ид, поскольку все человеческие действия являются и результатом стремлений ид, и результатом стремлений эго. Действия возникают из взаимодействия обоих стремлений. Согласно гипотезе Фрейда, эго - это часть ид; оно возникло из ид и отделилось от него.
Можно представить себе следующую схему: эго расположено на границе между внутренним миром, ид, и внешним миром, реальностью. Таким образом, задача эго определяется его топографическим положением. С одной стороны, оно должно воспринять и вобрать в себя раздражители из внешнего мира; с другой стороны, оно должно перехватить стремления ид в форме чувств и ощущений и направить их на объекты внешнего мира. Быть воспринятым означает, как мы уже знаем, стать сознательным. Органы восприятия - это органы чувств, глаза, уши, органы осязания и так далее. Воспринимаются не только внешние раздражители, но и внутренние,
|
ментальные процессы (идеи, желания, мысли, стремления, ощущения и фантазии). Органы чувств перехватывают внешние раздражители и направляют их в центральную нервную систему. Там они оставляют следы в форме воспоминаний и идей, чья природа зависит от конкретного органа чувств, воспринимающего раздражитель (зрение, слух, осязание). Они участвуют во внешних психических переживаниях и вместе с внутренними процессами, такими как мышление, воображение, чувства, эмоции и ощущения внутренних органов, они формируют то, что мы называем психической схемой или образом тела. Ядро, вокруг которого группируются все понятия о собственном эго - это телесное эго и его основной функцией является восприятие.
Ид не воспринимает раздражители из внешнего мира напрямую. Однако оно регистрирует такие внутренние раздражители, как ощущения внутренних органов, кинестетические чувства и колебания напряжений в инстинктивных потребностях. Эти колебания становятся сознательными, благодаря эго, которое работает как шкала удовольствия-неудовольствия. Кроме того, удовольствие и неудовольствие можно ощутить и без сознательного восприятия.
|
Конечно же, восприятие - это не единственная задача эго. Хотя побуждение к волевому действию исходит от ид, действие совершает и направляет эго. Очевидно, что эго контролирует доступ к активности. У ид нет доступа к волевой активно • сти; потребности и стремления ид могут быть удовлетворены только с помощью моторного аппарата эго. С помощью движений человек может определить, существует ли объект на самом деле или это только плод его воображения. Если, например, он сомневается в том, правда ли существует объект или это только галлюцинация, он может просто протянуть руку и убедиться в его реальности или нереальности с помощью своего сенсорного восприятия. Исследование того, относится ли воспринимаемый объект (образ, голос и тому подобное) к внутренним или к внешним раздражителям, называется проверкой реальности. На более высоких стадиях развития проверка реальности производится не только с помощью моторной активности, но и с помощью размышлений и решений. Таким образом, задачей эго является не только восприятие, но и определение того, относится ли воспринимаемый объект к внутреннему или внешнему миру. Проверка реальности развивается очень медленно; наша ориентация во внешнем мире и наше душевное здоровье зависит от ее правильного функционирования. При галлюцинациях, например, она полностью нарушается. Проверка реальности также создает основу для развития приспособления к реальности.
Ид не может выполнять проверку реальности, поскольку не контактирует с внешним миром. Ид знает только внутреннюю, психическую реальность. Здесь функционируют два основных инстинкта, инстинкт жизни и инстинкт смерти. Хотя они находятся в смешанном состоянии, каждый из них связан с органом или с системой органов: эротические инстинкты связаны с сексуальными органами; агрессивные инстинкты - с двигательной системой. Их единственной целью является удовлетворение и разрядка с помощью адекватных изменений соответствующих органов. Иногда эти инстинкты могут блокировать или даже разрушить организацию эго. а иногда они могут изменить ее функционирование (например, при галлюцинациях).
|
Вернемся к эго. Мы уже узнали, что эго облагает воспринимающими, защитными и запрещающими структурами, которые подчиняют себе психические (внутренние) и реальные (внешние) энергии и распределяют их. Эти структуры тесно связаны с барьером, защищающим от раздражителей, о котором мы уже говорили. Более того, у эго есть различные средства связи с внешним миром, например, язык. Благодаря этому, эго способно в любой ситуации приспосабливаться и к раздражителям из внешнего мира и к
раздражителям из внутреннего мира.
Таким образом, вот важнейшие задачи эго: восприятие, действие, приспособление к реальности, самосохранение и замена первичного процесса ид вторичным процессом эго.
В ид правит принцип удовольствия-неудовольствия, стремление освободиться от напряжения с помощью удовлетворения, а в эго правит принцип реальности, потребность в безопасности и самосохранении. Когда безопасности что-то угрожает, эго подключает два фактора: принцип реальности и тревогу. Для принципа реальности необходимо определенное развитие умственной деятельности: эго должно сравнить нынешнее положение дел с воспоминаниями о прошлом опыте, оценить, какие последствия могут быть у намеченных действий и выбрать такие действия, которые приведут к успеху и, в то же время, не вызовут неприятных чувств. Тревога указывает на некую опасность, исходящую либо снаружи, либо изнутри. И внутренняя опасность, в сущности представляющая собой мощное скопление инстинктивной энергии, и мощный внешний раздражитель могут повредить эго. Они могут уничтожить организацию эго и превратить часть эго в ид.
У ид нет ни методов самосохранения, ни тревоги. Конечно, ид может создавать физические признаки тревоги, например учащенное сердцебиение, изменения кровяного давления, учащенное дыхание, чрезмерную двигательную активность или скованность, но ид не может создать сознательное чувство тревоги. Возможно, это происходит из-за того, что у ид нет организации, и оно не может произвести скоординированное действие. В ид господствует первичный процесс. У эго есть организация; оно не хаотично, им управляет вторичный процесс.
Действие, адаптированное к реальности, направленно на то, чтобы изменить внешний мир. привести его в соответствие со стремлениями ид, эго и суперэго Поэтому эго должно не только воспринимать, но и влиять на внешний мир и информировать его о своих желаниях и стремлениях. Эти задачи выполняют импульсы и контримпульсы, которые зарождаются в ид, но должны пройти через эго. В эго они формируют различные напряжения в мускулатуре (ведь эго, прежде всего, " телесное эго) и формируют побуждение. А оно, в свою очередь, вызывает действие или предотвращает его. Похоже, что развитие языка также основано на таком импульсе, который потом трансформируется в волевое действие. Разговор и молчание, определенная поза тела. жест, даже напряжение или расслабленное состояние имеют смысл или цель. Понять смысл действий здорового человека легко. Если же человек болен, понять, какова цель казалось бы «бессмысленных* действий труднее, но цель есть и у них. Любому психиатру, хотя бы чуть-чуть знакомому с психоанализом, давно известно, что у кататонического ступора есть своя цель.
Не психотичный пациент во время психоаналитической сессии принимал странную позу. Во время сессии он неподвижно лежал на кушетке, крепко сжав бедра. Смысл этой позы выяснился в ходе анализа. Его мать умерла, когда ему было девять лет. В соответствии с еврейским обрядом, он читал молитву над ее могилой и внезапно почувствовал потребность испражниться. Чтобы не осквернить могилу матери, он сжал бедра и. стоя неподвижно, дочитал молитву до конца. Как показал анализ, он сдерживал импульс осквернить мою кушетку, и поэтому вытягивался и сжимал бедра. Стоя возле могилы матери, пациент знал, почему он сжимает бедра; но он не знал, почему он сжимает их во время анализа. Нужно было довести это до его сознания, потому что мышечное напряжение потеряло свой сознательный смысл.
Таким образом, это может совершать действия, которые будут восприниматься
сознанием, но их мотив и их смысл будут бессознательными.
У молодой женщины прекратились менструации и ее живот стал увеличиваться; она была счастлива, что у нее будет ребенок. У нее было столько признаков беременности, что она бессознательно ввела в заблуждение опытных специалистов, и даже назвали дату родов. Она уже некоторое время была замужем. Ее муж хотел ребенка и грозился развестись с ней, если она не забеременеет. Вместо того, чтобы обратиться к врачу и, по мере возможности, лечиться от бесплодия, или как-то по-другому принять свою судьбу, она полностью отвергла реальность и притворялась перед собой и перед другими, что беременна; вернее сказать, сама пациентка вовсе не притворялась, но ее эго произвело в теле такие изменения, что ее желание родить ребенка, казалось, было выполнено.
Следовательно, эго способно произвести в теле такие изменение, которые вызывают видимость исполнения желаний. Обычно, если человек хочет удовлетворить стремления ид, он пытается изменить внешний мир. Такие изменения называются аллопластическими. Но если изменения происходят в эго, они называются автопластическими (Ференци). Наша пациентка не попыталась лечиться от бесплодия: вместо этого, она изменилась изнутри.
Все невротики, в той или иной степени, теряют способность получать удовлетворение, изменяя реальность - настолько, насколько реальность может быть подчинена их воле. Они меняют себя и таким способом добиваются некоторого удовлетворения. От регрессируют от аллопластических реакций к автопластическим.
Это можно проиллюстрировать следующим сравнением: когда здоровый человек хочет построить самолет, он сначала делает расчеты, чертежи, и проводит эксперименты до тех пор, пока не построит удачный самолет. У меня был пациент-психотик, который хотел построить самолет. Он ложился на спину, закрывал глаза, махал руками и, в полной уверенности, что построил самолет, переживал чудесное чувство полета. Здоровый человек пытается изучить законы природы, чтобы влиять на них и подчинять своим целям, а больной просто меняет себя в соответствии со своим желанием. Здоровый старается приспособиться к реальности; больной пытается изменить реальность с помощью магии7. При заболевании нарушается приспособление к реальности, и желание изменить внешний мир оборачивается изменениями в эго. Тогда способность к проверке реальности нарушается, ведь если эго — это воспринимающее эго, его задачей является проверка реальности, то есть оно должно определить, относится ли раздражитель к внешнему миру и соответствует ли восприятию, или же он относится к внутреннему миру и может приравниваться к ощущениям и чувствам. Если пациент машет руками и верит, что построил самолет, он точно потерял способность проверять реальность.
Магия и всемогущество
Не только душевнобольные используют магию. Вообще-то, все мы до сих пор употребляем магию. Граница между магическим действием и действием, приспособленным к реальности, не всегда заметна. Язык, например, все еще очень часто несет в себе магию. Очень часто мы не можем сопротивляться красноречию хорошего оратора, хотя наша логика опровергает его аргументы. Мы просто «околдованы» его словами. Любая религиозная молитва и любой популярный оратор оказывают «магическое» воздействие. «Словом, -Логосол, был мир сотво- _______________________
! Фантазия о полете - одна из древнейших фантазий человечества (Икар). Сначала появилась фантазия о полете, а затем появилась летающая машина Похоже, что фантазия создает реальность, и часто это оказывается правдой Фантазия не подавляется,
но ее лишают компонентов ид и прилагают к реальной жизни в соответствии с научными и техническими возможностями. Конечно же, многие фантазии тоже содержат в себе крупицы реальности, и их можно обнаружить в ходе анализа. Другие же фантазии подавляются, как мы уже знаем Они появляются, когда в них возникает потребность, когда реальность не может удовлетворить потребности ид.
рен.» В сновидениях детей и первобытных людей, слово - это нечто материальное, с ним обращаются, как с предметом, и оно наделено магическими свойствами. Шизофреники используют магию языка в негативном и в позитивном смысле. Молчание шизофреника часто означает, что он не хочет уничтожить мир своими словами. Иногда он хочет ранить мир словом, а иногда - спасти. Это напоминает проклятия и благословения нормального человека. Для душевнобольных и для детей «магическая» сила слов значит гораздо больше, чем для нормального взрослого человека.
Речь - это способ выражения. Ее цель - общение; ее объект - другой человек. Язык - это функция эго, служащая ид. Его задача - влиять на других. Шизофреник сказал, что он может говорить со мной, только когда любит меня; когда он не разговаривает, значит он меня не любит и лучше мне оставить его в покое. В другой раз он полагал, что своими словами он оплодотворяет мир. Похоже, что энергия, происходящая из либидо это, используется также для формирования языка.
Шпербер сделал вывод, что язык происходит из сексуальных инстинктов. Если так оно и есть, тогда мы можем без труда понять, почему некоторые люди, независимо от содержания своей речи, начинают говорить при малейшей возможности. Похоже, что они цепляются за других людей с помощью слов, словно хотят удержать их разговорами. Это обычно люди с плохо развитым объективным либидо, которые с помощью магии слов пытаются прельстить другого человека ч привязать его к себе. Это явление довольно часто встречается у шизофреников в начале болезни. Для них разговоры часто являются замещением любви. Другие же люди говорят очень осторожно, с долгими внезапными паузами, опуская многие связующие звенья, нарушая структуру предложений и формируя неологизмы. С помощью перестановки и изменения слов они явно хотят скрыть свои тайные импульсы. Таким образом, посредством речи можно практиковать, как позитивную так и негативную магию.
Речь - это замещение действия. Для того, чтобы говорить, как и для любых других действий, необходимы исполнительные органы. Хотя слово формируется главным образом в церебральном кортексе, однако исполнительным инструментом является периферийная мускулатура, особенно мускулатура горла и рта. Как правило, речь приводится в действие, как и функции всех остальных органов, с помощью сексуальных стремлений, цель которых запретна, с помощью десексуализированного либидо. Это выражение сублимаций, которые возникают очень рано. Но если либидо захлестывает эго, формирующее либидо, другими словами, если церебральный кортекс или речевой аппарат (горло, рот) или и то, и другое одновременно, эротизируется, в результате возникает нарушение функции речи.
Нарушение выражается в том, что речевая функция эго регрессирует до магической фазы. Это особенно ярко заметно на примере шизофреников и компульсивных невротиков, язык которых крайне сексуализирован.
Однако не только язык, но и идеи, и мыслительный процесс, и действия, короче говоря, любая психическая активность, может приобрести магический оттенок (магический эффект кинофильмов).
Максим Горький в своей автобиографии рассказывает, как он учил крестьянина читать. Когда крестьянин научился читать и стал понимать то, что читает, он задумался,
как же может существовать то, чего нет; ведь при чтении нечего видеть или слышать, однако читающий видит людей, леса, поля, слышит разговоры и пение птиц, как будто все это происходит на самом деле. В конце концов, он с восторгом воскликнул, что это просто магия. Подобным образом истерик верит в свои фантазии, как в реальность, компульсивный невротик думает, что с помощью своих ритуалов он предотвратит несчастье, параноик полагает, что позитивно или негативно влияет на мир некими запутанными действиями и так далее.
Как правило, магия сопровождается ощущением всемогущества. Даже здоровые люди суеверны; компульсивные невротики верят в свое всемогущество в магию, а у шизофреников эта вера принимает невероятные размеры.
В качестве примера я хотел бы рассказать о пациентке, которая постоянно расчесывала кожу на груди, а содранный верхний слой кожи скатывалась маленькие шарики, которые были похожи на грязь. Когда я спросил ее, зачем она это делает, она ответила, что она создает из земли людей, как Бог, нет, что она сама и есть Бог. Пациентка сместила свое положение в мире; механизм проверки реальности был утерян. Она идентифицировала себя с землей и с Богом. Граница между ее эго и внешним миром почти исчезла: она чувствовала себя всемогущей и верила, что может автопластично и магически создать мир из собственного тела. Эта пациентка страдала манией величия; ее ощущение собственного всемогущества приняло форму мегаломании.
Мания величия связана с завышенной самооценкой, о чем мы уже упоминали Собственная личность переоценивается так, как обычно переоценивается только любимый объект. Мания величия объясняется тем, что либидо отходит от объектов и обращается на эго. Таким образом, ощущение всемогущества предшествует мании величия. Ощущение всемогущества увеличивает самоуверенность, подобно страстной любви, и человек начинает верить, что способен покорить мир. Разница между влюбленностью и ощущением всемогущества (и манией величия) состоит в том, что ощущение всемогущества возникает при отсутствии реальных объектов, когда само эго становится объектом либидо. Таким образом, необходимым условием для возникновения ощущения всемогущества является эротизация либидо.
Ощущение всемогущества охватывает все эго, а магия связана лишь с определенными функциями и органами. Например, гениталии считаются магическим инструментом (фаллические культы, заклинания, волшебная палочка). Любая другая эрогенная зона тоже может быть наделена магическими свойствами. Например, магия экскрементов и по сей день играет важную роль не только в обрядах дикарей и в народной медицине, но и в снах и фантазиях взрослых, а также в играх детей.
«Магическая сила дыхания» играла главную роль в симптоматологии одного из моих пациентов. Он считал, что его дыхание плохо пахнет, и он отравляет воздух. В ходе анализа выяснилось, что в детстве у них с сестрой была такая игра: они дышали друг на друга под одеялом. В то время он думал, что так делаются дети.
Сидя по всему, нарциссическое либидо дает эго ощущение всемогущества и наделяет магией эрогенные зоны.
Магия присутствует и в поверье о том, что можно причинить вред проклятьем или сглазом. Более того, некоторые компульсивные невротики и шизофреники верят и в то же время боятся, что мастурбируя и выделяя семя, выдыхая воздух испражняясь и так далее, они создают злых духов, и что даже одна-единственным их мысль может нанести вред миру. Тот факт, что магия служит не только позитивным и продуктивным силам, но и негативным и разрушичельным, может заставить нас усомниться, так ли уж всемогущество и магия зависят от либидо. Однако мы должны помнить, что негативная,
разрушительная магия появляется когда либидо уже регрессировало и произошло разделение инстинктов, что хорошо видно на примере компульсивного невроза. Если деструктивные инстинкты, неизвестным пока для нас способом, соединяются с либидо, тогда эти инстинкты также демонстрируют магическую силу - однако, не в позитивном смысле, а в негативном. Таким образом, позитивная магия находится на службе у сексуальных инстинктов, у Эроса; негативная магия находится на службе у сексуализированных деструктивных инстинктов или инстинктов смерти, то есть на службе у садизма; но оба вида магии служат ид.
Оба вида магии, а также ощущение всемогущества и мысли о всемогуществ(появились в истории человечества, как плоды анимистического восприятия мира которое было у первобытных людей. Такое восприятие мира можно встретить v детей и многих душевнобольных. На анимистической стадии развития «внутреннее» все еще принимается за «внешнее» (внешний мир является отражением внутреннего мира). «Граница эго» не отчетлива, она размыта. Эго все еще не способно безошибочно отличить внутренние процессы от внешних и, в сущности, не способно сопротивляться натиску стремлений ид и не может их модифицировать. Отделение эго от ид еще не завершено; эго — это все еще лишь частично организованная и обособленная часть ид. Следовательно, всемогущество и магия принадлежат к той стадии развития личности, на которой эго лишь слегка отделилось от ид, и в которой ид, так сказать, все еще «близко к эго»; это еще одна причина того, что часто почти невозможно отделить стремления ид от стремлений эго.
Хотя магический импульс зарождается в ид, магия проявляется в эго. Каждый невротик обращается к той или иной форме магии; магия играет важную роль при любом неврозе. Похоже, что магия также отвечает на вопрос о том, какова «цель» или каков бессознательный смысл невротического симптома, который, как мы знаем, нельзя полностью объяснить с помощью одних только причинных связей.
Ференци выделяет четыре стадии всемогущества и магии. Он считает, что первая фаза - это всемогущества без условий, которое предположительно соответствует состояние зародыша в матке. Это чисто гипотетическая фаза, у нас нет никаких доказательств ее существования, и поэтому мы ее рассматривать не будем. Предположение Тауска о том, что шизофреник в кататоническом ступоре возвращается в материнскую утробу, можно рассматривать, как подтверждение этой гипотезы.
Вторая фаза, магические галлюцинации, более достоверна; ее признает и Фрейд. Предполагается, что на этой фазе любой импульс, любое желание воспринимаются как магия Например, если младенец голоден, и в реальности его желание не удовлетворяется, он может достичь удовлетворения, представив, что сосет молоко. Хотя мы не можем сказать с определенностью, таковы ли на самом деле ощущения младенца, но у взрослых мы встречаемся с аналогичными процессами; стоит только вспомнить о сновидениях, в которых волшебным образом исполняются желания. Фантазии, сны наяву также являются магическим исполнением желаний, представляющих собой коррекцию реальности. С помощью точно такой же «магии» желания психически осуществляются в галлюцинациях истериков и шизофреников через визуальное возбуждение.
Третья фаза, согласно Ференци, это всемогущество, достигаемое с помощью магических жестов. Ее возникновение связано с зарождением речи. Вначале речь состояла из нечленораздельных звуков, которые затем были наделены магическим значением, и даже сегодня следы этого можно встретить у детей и у шизофреников. Звуки вначале были связаны с идеями, которые также имели магическое значение. В ходе развития слова стали ассоциироваться с этими инстинктивными звуками и идеями,
которые, благодаря этому союзу, также приняли магический характер. Похоже, что вначале слова были смешанны со зрительными и слуховыми идеями, в ходе сложного процесса отделились от них, а затем выстроились в определенную структуру, не зависящую от конкретных зрительных или слуховых идеи. Связь между вербальными идеями и всеми остальными идеями, которые обрели независимость, связь, подчиняющуюся определенным законам, мы называем мышлением. Магия и всемогущество, которые в предыдущей фазе относились к словам и идеям, переходят на следующую фазу и вливаются в мышление. Как правило, компульсивный невроз спускается именно до этой стадии развития эго. Всемогущество и магия мыслей играют важную роль в этой форме невроза.
При психических расстройствах задержка развития эго может произойти на любой стадии; стадия, на которой произошла задержка, накладывает свой отпечаток на отношение пациента к реальности. Таким образом, эго может вернуться на стадию всемогущества и магии. В симптоматологии некоторых шизофреников (например при кататоническом ступоре) явно доминируют безусловное всемогущество и магия; при паранойе преобладают магическая переоценка эго в целом и «демонический» внешний мир; при истерии - всемогущество идей и жестов; при компульсивном неврозе -всемогущество и магия мыслей.
Идеальное эго
Еще неорганизованное эго, которое ощущает себя единым целым с ид, соответствует идеальному состоянию, и потому называется идеальным эго. Для маленького ребенка, пока его потребности не оказываются неудовлетворенными в первый раз, эго, вероятно, является идеальным. При некоторых кататонических и маниакальных приступах, при психозах, которые ведут к ментальной дезориентации, а также (конечно, в меньшей степени) при неврозах, человек добивается такого идеального состояния, при котором он доставляет себе все удовольствия и отвергает все неприятное. В процессе развития каждый человек оставляет этот нарциссический идеал, но, на самом деле, постоянно стремится вернуться к нему, особенно это заметно при некоторых заболеваниях. Если при болезни этот идеал вновь обретается, пациент, несмотря на свои страдания и чувство неполноценности, чувствует себя более или менее всемогущим и наделенным магическими силами, которые он ставит на службу своим болезненным стремлениям. Мы не должны забывать, что каждый симптом содержит в себе негативное или позитивное исполнение желания, которое помогает пациенту реализовать свое всемогущество.
Фантазируя о «возвращении в утробу», человек стремиться достичь «идеального»