Нарушения в гармоничном взаимодействии психических механизмов




С возникновением суперэго и всего, что с ним связано (вины, наказания и стыда), функция эго стала довольно запутанной. Моральные требования, возникшие под влиянием эго сдерживают и даже отрицают инстинктивную жизнь. «Мораль» регулирует чувства, желания и действия и позже начинает регулировать и мышление. Если суперэго удалось навязать свои требования, инстинктивная жизнь ограничивается. Это особенно верно в случае неврозов. Таким образом, с точки зрения эго невроз представляет собой отрицание жизни. С другой стороны, ограничивая инстинктивные требования, суперэго защищает эго от опасности, исходящей от них. Не только невротик, но и здоровый человек старается контролировать свою инстинктивную жизнь и адаптироваться к реальности, из-за страха перед объективной опасностью, таящейся в инстинктивной жизни, из страха перед кастрацией и из страха перед суперэго. Существует также страх потерять благосклонность суперэго, которое содержит в себе не только агрессивность, но и либидозные компоненты и поддерживает нарциссическое эго. Невротическая адаптация, конечно же, неадекватна, ведь невротик приспосабливает себя к миру, который кажется ему полным невероятных опасностей. Потребность в такой преувеличенной «адаптации» вызвана чрезмерной требовательностью суперэго.

В любом случае, адаптация к реальности происходит за счет инстинктивной жизни, ведь чем лучше человек контролирует себя, тем лучше он выполняет реальные жизненные задачи.

Адаптация к реальности главным образом основана на том, что человек осознает и признает существование объектов вне эго. Человек постепенно адаптируется к реальности, и уже не каждый раздражитель из внешнего мира воспринимается, как враждебный и отвергается, эго поглощает уже не каждый объект, подходящий для удовлетворения инстинктов. Однако этого еще недостаточно для того, чтобы человек сформировал «объективную» картину внешнего мира, нашел бы в ней свое место и действовал намеренно и целенаправленно. Это комплексный процесс, который сопровождается десексуализацией функций восприятия и выполнения. Человек постепенно продвигается к принципу реальности и учится не только временно отказываться от удовольствия и откладывать его на потом, он учится также терпеть боль. Но даже этого недостаточно для "объективного" взгляда на мир. Это промежуточная ступень: человек уже отказался от своей собственной магии, но все еще приписывает магию объектам внешнего мира. В этой фазе адаптация к реальности основана на мазохистском страдании, которое причиняет мир. Позже и эта фаза преодолевается; мир больше не наделяется инстинктивными и нарциссическими импульсами субъекта; между эго и внешним миром возникает граница. Формируются границы эго; эго отделяется от внешнего мира Одновременно с этим разграничением возникает суперэго; с одной стороны, оно является продуктом приспособления к реальности, а с другой стороны; - продуктом обуздания инстинктов. Это типичный компромисс между внутренним миром и внешним миром. Суперэго возникло из приспособления к реальности, и теперь оно само становится важнейшим элементом адаптации, ведь именно суперэго должно санкционировать впечатления, и только после этого эго может


воспринять их как нечто реальное.

От пассивного восприятия человек переходит к активному, к подчинению раздражителей, приходящих снаружи и изнутри (активная адаптация). В это же время развивается речь, инстинктивные ономатопоэтические звуки превращаются в образный и символический язык, а затем возникают функции суждения и мышления. Между восприятием и действием вклинивается мышление.

Несомненно, импульсы, формирующие «мораль», речь и мышление возникают из инстинктов, в особенности из сексуальных влечений, и следы этих влечений можно обнаружить в любом психическом действии; однако все эти функции это обязаны своим существованием десексуализированному, сублимированному либидо. Для адаптации к реальности необходимо, чтобы это постоянно в разных либидозных формах поглощало внешний мир и уничтожало его (десексуализировало), а также, чтобы «эго и внешний мир лишились своей магии». Эго очищается, его больше не тяготят инстинктивные потребности, ему легче выполнять свои функции, то есть служить личности в целом. Поскольку процесс приспособления к реальности очень сложный и длится очень долго, любое нарушение, даже самое незначительное, может направить эго не в ту сторону.

Помехи могут возникать с разных сторон: прежде всего, их создает ид. Например, сильная страсть может заглушить критику суперэго и его запреты, и эго превратиться в слепое орудие инстинктов. Мы говорим: «Любовь слепа» и часто используем выражение «слепая ярость». Любовь и ненависть не замечают ни препятствий, ни опасностей. Кроме того, нарушения адаптации может создавать само эго, если оно теряет чувство реальности объектов внешнего мира и ощущений и чувств внутреннего мира (деперсонализация). Если нарушается способность отличать внутренний мир от внешнего, теряется проверка реальности. Внутренний мир превращается во внешний и наоборот, и тогда человек буквально «выходит за рамки» (галлюцинации и трансформация реальности при психозах). Помехи может вызывать и суперэго. Оно может быть изначально неразвитым или чрезмерно сильным. Если суперэго неразвито, человеку трудно приспособиться к социальному сообществу. Если же суперэго чрезмерно сильное, оно может вступить в конфликт и со стремлениями ид, и со стремлениями эго. Если подавляются стремления ид, возникает невроз, если парализуется функция эго, возникает психоз. В любом случае, в той или иной степени, меняется отношение к реальности.

Очевидно, что основная задача эго - восприятие реальности и приспособление к ней. Адаптация - это компромисс между инстинктивными потребностями ид и реальными возможностями. Суперэго, с одной стороны, находится на службе у нарциссического эго (защищает его от «опасности кастрации»), но, с другой стороны, оно находится в оппозиции к эго, а также к либидозным стремлениям ид. Таким образом, суперэго может вступить в конфликт и с эго, и с ид. В этой борьбе кто-то должен уступить: либо эго, либо суперэго, либо ид. В зависимости от исхода событий, возникает определенный вид невроза.

Деперсонализация означает, что решение не было найдено. Между эго и суперэго возникло отчуждение. Если телесное эго (воспринимающее эго) не уступает намерениям суперэго, суперэго игнорирует восприятия и чувства этого эго.

При трансферных неврозах обычно уступает ид Суперэго не пропускает стремления ид напрямую к восприятию и не разрешает эго приводить в действие адекватные вазомоторные секреторные процессы. Однако, энергия, бурлящая в ид, требует разрядки, и из-за этого эго меняет свою организацию, позволяя стремлениям ид получить искаженное и неполное удовлетворение с помощью невротических симптомов.


Суперэго вызывает в это сознательное или бессознательное чувство вины, что влечет за собой потребность в наказании.

При обсессивном неврозе это защищается от стремлений ид - вследствие протеста суперэго - регрессируя на стадию магических мыслей и действий. Инстинкты, в свою очередь, регрессируют на анально-садистскую стадию. Они направляются на субъекта и проявляются в это в виде самоистязаний. Таким образом, в итоге стремления ид побеждают; они уклонились от суперэго и в форме садизма осели в это. Самоистязания искупляют вину. При истерии эго, по приказу суперэго, защищается, подавляя генитальные стремления. Однако инстинкты берут под свой контроль телесные процессы и, в обход суперэго, частично разряжаются в магических и автопластических действиях.

При мании суперэго уступает желаниям эго и идентификации эго аннулируются.

При меланхолии эго полностью уступает требованиям суперэго, вплоть до самоубийства.

При простых формах шизофрении вначале разрушается эго-идеал из-за того, что либидозная связь с объектом слишком слаба. Поэтому нет никаких конфликтов ни между суперэго и эго, ни между суперэго и ид. Конфликт возникает между эго и реальностью.

При паранойе конфликт с совестью улаживается с помощью проекции, а вследствие этого — точно также, как и при простой форме шизофрении — возникает конфликт между эго и реальностью, объективный конфликт, аналогичный тому конфликту, который существовал в начале формирования суперэго.

Если сравнить роль, которую играет эго в формировании невроза, с ролью инстинктов, становится ясно, что инстинкты определяют содержание невроза, фантазии, желания, стремления и тому подобное, а эго определяет форму невроза, то есть от природы эго зависит, во что превратится невротический конфликт: в обсессивный невроз, в истерию или в какое-то другое заболевание. Например, регрессия либидо на анально-садистскую стадию не всегда приводит к обсессивному неврозу.

Позже мы вернемся к этим проблемам, а пока что мы еще не готовы к более детальному и глубокому обсуждению.

Глава 6 АКТУАЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ

Рассмотрев, какова роль бессознательного в неврозе, какова топография невротических симптомов, и увидев, что содержание невроза зависит от инстинктов, а форма невроза зависит от эго, трудно удержать от искушения немедленно перейти к структуре болезни в целом. Однако пока что нам придется отложить обсуждение этого вопроса и перейти к другим проблемам.

Формы неврозов

И по сей день существует путаница и неопределенность в вопросе о различных формах неврозов. Например слово неврастения используется для того, чтобы «диагностировать» все формы неврозов, происхождение, причина и содержание которых не ясны. Нужно признать, что не легко провести четкую границу между различными заболеваниями, и не следует удивляться тому, что болезнь, при которой нет физических изменений, обычно называют «неврастенией» или «истерией». Это указывает на то, что необходимо выработать точку зрения, которая позволит нам сделать психологические умозаключения относительно болезни. Психоанализ обеспечивает именно такую точку зрения, главным образом потому, что позволяет нам увидеть истоки бессознательной и инстинктивной жизни. Поскольку инстинкты принадлежат и к биологической и к


психической сфере, невротические нарушения тоже могут выражаться двумя способами: либо через психических представителей инстинктов, то есть через чувства, аффекты, идеи и тому подобное, или через физическую разрядку.

Можно возразить, что это искусственное разделение (на болезни, основанные на физических условиях и на болезни, основанные на биологических условиях), поскольку все болезни, возникают на соматической основе.

Психоанализ принципиально не возражает против того, что все неврозы возникают на органической основе. Просто психоанализ учитывает то, что роль органических травм не всегда одинакова; некоторые неврозы являются прямым следствием органической травмы, однако в других случаях, несмотря на все усилия, не удается доказать присутствие этого фактора. Неизбежно приходишь к выводу, что психический фактор играет решающую роль не только в формировании неврозов, но и в определенных органических заболеваниях. Следует учитывать это и принимать во внимание, что психика влияет на все органические заболевания, а некоторые из них вызваны исключительно психологическими причинами. Опираясь на теорию инстинктов, психоанализ сначала выделил различные формы неврозов, а затем создал шкалу, в которой разместились все заболевания, начиная от чисто соматических и кончая психическими. Используя психологический метод исследований, психоанализ несколько опередил биологов, и теперь, возможно, и они начнут исследования в этом направлении.

Хотя практически невозможно провести границу между соматическими заболеваниями и психологическими, Фрейду все же удалось отделить неврозы, вызванные органическими причинами, так называемые актуальные неврозы (actual neuruses), от психоневрозов; он провел это разделение на основе психологического критерия Он также указал, где психическое встречается с органическим.

На практике психоаналитик редко встречается с актуальными неврозами - ведь пациенты, страдающие от них, редко к нему приходят - однако они интересны с теоретической точки зрения. Ведь актуальный невроз присутствует в каждом заболевании и, как мы узнаем позже, психоневротические симптомы возникают на его основе.

Как уже упоминалось, неврастенией называют самые разные болезни, которые трудно подогнать под какое-нибудь определение. Фрейд первым отделил неврастению от невроза тревоги. Он отнес оба заболевания к актуальным неврозам. В актуальных неврозах он не находил ни психических причин, ни психических механизмов; а психоневрозы, как он заметил, были вызваны психическими факторами. Таким образом, он порвал с медицинским направлением того времени и выбрал более продуктивный путь. Даже сегодня можно услышать, что «поскольку не найдены соматические нарушения, болезнь носит психологический характер». Фрейд использовал в точности противоположный метод, он считал «непсихогенными» те болезни, которые невозможно объяснить с психологической точки зрения.

На актуальные неврозы можно влиять с помощью психологических методов но только окольными путями, то есть изменяя образ жизни пациента. Помимо неврастении и невроза тревоги, к актуальным неврозам часто относят ипохондрию. Федерн считает, что деперсонализация тоже принадлежит к этой группе.

Неврастения

Диагноз «неврастения» до сих часто неправильно используется. Вообще-то неврастенией следует называть совершенно определенную болезнь; она проявляется главным образом в повышенном черепном давлении, утомлении, усталости,


болезненных физических ощущениях и нарушениях пищеварения. Причиной считается слишком тяжелая работа, печаль и тому подобное. Однако, это не очень убедительно, ведь больные неврастенией с трудом переносят любую физическую или психическую нагрузку. Ференци описал временное возникновение типичных неврастенических симптомов (головной боли, гиперчувствительности, болезненных ощущений в руках и ногах и тому подобного) и назвал это «однодневной неврастенией». Она часто возникает после ночной поллюции и, следовательно, напрямую связана с сексуальной жизнью. Еще раньше Фрейд обнаружил, что чрезмерная мастурбация, продолжающаяся долгое время и частые ночные поллюции приводят к неврастении. Не вполне ясно, почему мастурбация вызывает неврастенические симптомы.

Мастурбация - это нормальная часть сексуального развития. Это относится, как к инфантильной мастурбации, так и к подростковой. У мальчиков она более интенсивна, чем у девочек; у обоих полов она может принимать различные формы. Мастурбация сопровождается конфликтом, который часто преодолевается с помощью формирования реакций, как будет показано позже. Если удается преодолеть конфликт, эти реакции принимают участие в формировании черт характера, что может быть очень полезно для личности. Если же не удается преодолеть конфликт, формируются заменители мастурбации, или сама мастурбация становится частью невротического симптома.

Кроме того, элементы мастурбации являются составной частью нормального

Обычно мастурбация сопровождается внутренней борьбой. Эта борьба вносит свою лепту в симптоматологию психоневрозов. Похоже, что ритуалы компульсивного невротика являются продолжением мастурбации: с одной стороны, они замещают мастурбацию; с другой стороны, защищают от нее. Мастурбация распространена шире, чем обычно считается. Лишь те пациенты-мужчины, которых крайне сильно запугали в детстве, не мастурбировали в подростковом возрасте. Мастурбация, не выходящая за определенные рамки, не приносит вреда. Но если мастурбация продолжается и после подросткового возраста и практикуется чрезмерно часто, она, с одной стороны, может быть признаком ненормального сексуального развития, а с другой стороны, может причинить некоторый вред, который, однако, обычно преувеличивают. Преувеличение опасности, исходящей от мастурбации скорее всего основывается на отрицании инфантильной сексуальности, то есть на подавлении собственных сексуальных стремлений Лучшим доказательством этого могут служить пациенты, которые почувствовали себя лучше, как только избавились от чувства вины, связанного с мастурбацией.

Однако нельзя отрицать, что чрезмерная мастурбация оставляет вредные следы. Но из чего состоят эти следы? Физические симптомы, скорее всего, отчасти токсичны и отчасти рефлексивны по своей природе, и вызваны чрезмерной стимуляцией сексуального аппарата.

Однако мы знаем, что половой акт (а мастурбация - это половой акт) - это не чисто физический процесс. Гениталии могут быть возбуждены психически, а сексуальные желания и идеи могут достичь разрядки с помощью возбуждения гениталий; короче говоря, психическая энергия играет важную роль в любом половом акте. При мастурбации фантазии, которые, как правило, сопровождают механическую стимуляцию гениталий, насыщены психической энергией. Даже если мастурбация приносит физической удовлетворение, психическое удовлетворение не наступает, поскольку объект фантазий не реален. Неиспользованная психическая энергия вероятнее всего скапливается в наиболее сексуальных органах. Таким образом, мастурбация


наносит психическую и физическую травму; их нельзя рассматривать по отдельности. Человек чрезмерно стимулирующий гениталии и создающий неограниченную возможность для удовлетворения, оказывается не в состоянии выдержать даже малейшее сексуальное напряжение; возникает потребность в стимуляции, ищущая все новые способы, но все же не достигающая полного удовлетворения. Что же касается психического аспекта, то легкий доступ к удовлетворению приводит к чрезмерному развитию фантазии, к независимости от реального сексуального объекта, к отвержению реальности, а иногда даже к отказу от реальности. Но самым важным психическим последствием мастурбации является увеличивающееся чувство вины, которое ее обычно сопровождает, а также внутренняя борьба, которая может продолжаться годами и требовать от человека всей психической энергии. Не совсем ясно, почему при мастурбации возникает чувство вины. Это нельзя объяснить одними только запретами, потому что иногда сильное чувство вины возникает и без всяких запретов. Следующий факт поможет нам это понять: мастурбация в подростковом возрасте - это повторение инфантильной мастурбации. Инфантильная мастурбация сопровождается фантазиями из эдипова комплекса. Поскольку чувство вины уходит корнями в этот комплекс, оно снова возникает вместе с бессознательными фантазиями, сопровождающими мастурбацию в подростковом возрасте. Эти инфантильные фантазии при мастурбации формируют бессознательное ядро будущего невроза.

В главе, посвященной чувству вины, мы узнали, что блокированные и неразряженные агрессивные инстинкты, поворачиваются внутрь и превращаются в чувство вины. При мастурбации никогда не бывает полного сексуального удовлетворения, Во крайней мере в психической сфере, поскольку нет реального объекта. Агрессия, смешанная с либидозным импульсом, теперь превращается в потребность в наказании. Похоже, что это и есть чувство вины, связанное с мастурбацией."

Отказ от мастурбации происходит после тяжелой борьбы, под давлением чувства вины. Часто случается, что тревога и ипохондрические или истерические симптомы замещают мастурбацию. Мы уже подчеркивали, что неврастенические симптомы формируют актуально-невротическую основу для истерических и ипохондрических неврозов. Соматические нарушения, которые некогда реально присутствовали, впитываются, в психику и превращаются в психоневроз. Некоторые отрицают существование неврастении в чистом виде и пытаются продемонстрировать, какие психические механизмы скрываются в ее структуре; мы не возражаем против такой концепции, поскольку эго обладает синтетической функцией и стремится ассимилировать неврастенические симптомы (соматические, актуально-невротические симптомы), вплести их в психическую структуру и затем использовать их при создании психической болезни.

Тут возникает очень важный вопрос. Фрейд однажды сказал, что гораздо интереснее выяснять, почему человек любит, чем почему он не любит; другими словами, интересно узнать, как он освобождается от нарциссизма. Нарциссизм - это первичное распределение либидо; объективная любовь развивается позже, путь ее долог и полон опасностей. В связи с этим уместно спросить, почему человек перестает мастурбировать. Нам известны два факта: во-первых, мальчик прекращает мастурбировать не только из-за чувства вина, но и из-за страха кастрации (и, возможно, это главная причина); во-вторых, девочка прекращает мастурбировать из-за разочарования в клиторе и из-за отвращения к своим гениталиям.

Но мы снова и снова видим, что ни мужчины, ни женщины не отказываются от


мастурбации навсегда. Часто мастурбация возобновляется, когда внутренние или

Уже древние евреи понимали, в чем смысл мастурбации. В книге Бытия, глава 38, говорится «И сказал Иуда Онану "Войди к жене брата твоего и исполни долг брата мужа перед ней, и создай семя брату твоему." И Онан знал, что не ему будет семя, и когда пришло время войти ему к жене брата своего, пролил он семя на землю, чтобы не досталось семя брату его. И то, что он сделал было злом в глазах Господа, и Он умертвил его..» Онан мастурбировав вместо того, чтобы совершить половой акт с женой умершего брата, в соотвествии с законом левирата Земля символически соответствут матери, значит вся эта история обозначает половой акт с матерью и человека, совершившего его, убивает Бог (отец).

внешние условия нарушают любовную жизнь личности, как это бывает в армии, в тюрьме, в концентрационном лагере или при разрыве любовной связи.

Иногда мастурбация является признаком выздоровления, при анализе это особенно заметно. Если пациент был настолько запуган, что не смел мастурбировать, мы считаем, что временное возобновление мастурбации - это признак выздоровления.

Почему одному человеку легче отказаться от мастурбации, чем другому? Почему один человек, попав в отчаянное положение, возвращается к своей инфантильной привычке, а другой не возвращается? Фрейд отвечает на этот вопрос следующим образом: возможно, существует врожденный фактор, определяющий развитие и интегрирующий сексуальные компоненты-влечения в центральный генитальный инстинкт, и мы пока что не в силах понять этот фактор. Мастурбация противоречит любви к объекту Возможно, спонтанное усиление стремления к объекту любви внезапно прекращает мастурбацию.

Ипохондрия

Ипохондрия тесно связана с неврастенией. Она часто сопровождает мастурбацию в подростковом возрасте. Страх наказания, связанный с чувством вины, сливается с неприятными физическими ощущениями, связанными с мастурбацией, с невротическими симптомами, и утилизирует их психически. Но ипохондрия может проявиться и в более позднем периоде жизни, через много лет после отрочества, если сексуальная жизнь не приносит удовлетворения.

Пятидесятилетний мужчина страдал от страха, что его сердце перестанет биться, конечности отпадут и так далее. Он не мог спать, потому что через каждые несколько минут просыпался, чтобы проверить, все ли у него па месте. Он действительно ощущал боль в районе сердца, в конечностях и в носу. Кульминаций всех этих жалоб был страх, что он умрет от «артериосклероза». Он слышал о том, что в его возрасте может развиться артериосклероз и теперь полагал, что его внутренние органы, которые он представлял себе в виде неких трубок, заблокируются и какая-нибудь часть его тела отпадет. Он сам в самом начале лечения, безо всякого влияния со стороны врача, связал свои страдания со своей нерегулярной половой жизнью. Долгие годы он совершал coitus interruptus. Он чувствовал, что это для него вредно, у него болели гениталии и голова и были разные другие неприятные ощущения. Несколько раз он пытался «исцелиться» с помощью крайне агрессивного полового акта, но каждый раз его останавливал страх нарушить морально-религиозные законы. В конце концов его переполнил страх, что семя, которое он удерживал во время полового акта, заблокирует его пенис и причинит ему непоправимый вред.

То, что обычный человек чувствует в гениталиях при сексуальном возбуждении, этот пациент чувствовал во всем своем теле (эту форму идентификации и либидозной


насыщенности эго, мы называем нарциссизмом). Страх потерять часть тела соответствует бессознательному страху потерять гениталии, то есть страху кастрации. Сперма не находила выхода при половом акте, и это вызвало скапливание либидо, которое затем распространилось по всему телу и вызвало состояние напряжения, с котором эго не могло справиться психически. От возникшей боли эго защищалось с помощью старого бессознательного страха кастрации, что и выразилось в ипохондрических ощущениях и страхах.

Поскольку для шизофрении характерна трансформация объективного либидо в нарциссическое, нетрудно понять, почему ипохондрия наиболее сильно проявляется на ранних стадиях шизофрении, когда пациенты еще не могут обуздать нарциссические либидозные требования другими способами. Разница между истерической и шизофренической ипохондрией состоит в том, что при истерической ипохондрии объекты внешнего мира остаются объектами либидо, а при шизофренической ипохондрии объектами либидо, в той или иной степени, становятся органы субъекта и

Деперсонализация

Для ипохондрика характерно исключительное (хотя и тревожное) самонаблюдение. То же самое относится и к деперсонализации. Деперсонализация — это отчуждение внешнего мира от внутреннего. Пациент теряет ощущение реальности внутренних и внешних восприятии и ощущений. Внешний мир кажется ему странным, нереальным, «призрачным», и мысли, чувства и ощущение собственного тела тоже, до некоторой степени, теряет для него свою реальность. Многие факты подтверждают, что отрицание реальности восприятии, ощущений и чувств является первым следствием попытки переопределить либидо, то есть отвести его от объекта и направить в другое место. Это промежуточное состояние, различающееся по интенсивности и длительности, присутствует во всех неврозах и потому само является актуальным неврозом. Если у ипохондрии часто бывает психическая суперструктура, то при деперсонализации актуально-невротический элемент перераспределения либидо всегда сопровождается психическим фактором, а именно нарушениями в эго, нарушением восприятия. Поразительно, насколько сильно чувство беспомощности и тревоги у пациентов, страдающих от деперсонализации и потери реальности переживаний. Точно также, как существует истерическая и шизофреническая ипохондрия, существует истерическая и шизофреническая деперсонализация. При истерической деперсонализации, объекты сохраняются; при шизофренической деперсонализации они пропадают или вот-вот пропадут.

Невроз тревоги

Фактически, с любым актуальным неврозом связанно некоторое количестве тревоги. Однако, наиболее сильна она при неврозе тревоги; здесь в картине болезни доминирует тревога. Тревога проявляется в разных формах: свободно текущей, неопределенной, например, в виде приступа, в виде тревоги ожидания, в виде беспокойства о ком-то, затрудненного дыхания, учащенного сердцебиения, внезапной нехватки кислорода, дрожи, поноса и тому подобного. Все эти симптомы не обязательно проявляются вместе. Каждый из них может указывать на тревогу. В таком случае мы говорим о зачаточной тревоге. Некоторые физические симптомы тревоги похожи на конверсионную истерию, например, внезапны: затруднения с дыханием, дрожь и так далее. Точно также, как при неврастении, истерические симптомы могут группироваться


вокруг актуально-невротического ядра и в неврозе тревоги.

Простая неврастения не зависит от психических причин, и простой невроз тревоги тоже не определяется психикой. Его вызывают нарушения процесса сексуального возбуждения, например coitus interruptus, coitus reservatus, фрустрированнос возбуждение, длительное воздержание и так далее.

Если сексуальное возбуждение протекает ненормально, то не происходит разрядки в оргазме и не наступает удовлетворение. Неврастения возникает из-за чрезмерной сексуальной активности, а невроз тревоги - из-за повторяющихся нарушений сексуального удовлетворения или из-за его отсутствия. Нельзя исключить, что иногда тревога возникает из-за интоксикации, потому что известны болезни, например, Базедова болезнь, основанные на дисфункции тироидной железы, из-за которой возникает тревога. Согласно отчету Ференци, тревога развивается после фиксирования vas deferens (операция Стайнаха). Особая форма нарушений, вызванная ненормальной сексуальной жизнью (то есть неврастения или невроз тревоги) зависит от вида сексуальной травмы. Кроме того, при неврастении неиспользованная психическая сексуальная энергия играет главную роль, а при неврозе тревоги главную роль играет чисто соматическая энергия.

Нарушения инстинктивной жизни, включающие в себя либо психический, либо соматический компонент, присутствуют во всех актуальных неврозах. Актуальные неврозы могут длиться долго; они могут стать хроническими. В таком случае они превращаются в психоневроз, но это происходит не случайным образом, поскольку каждому актуальному неврозу соответствует определенная форма психоневроза: неврастении соответствует конверсионной истерии, невроз тревоги - фобии, ипохондрия - шизофреническому психозу.

Синтетическая функция эго подчиняет себе болезненные ощущения актуальных неврозов и перерабатывает их в психоневроз. Примером этого может служить шизофреническая ипохондрия. Она является следствием особенно болезненных напряжений в органах. Эго воспринимает измененное состояние органов не только как нечто болезненное, но и как нечто чуждое. Эта чужеродность постоянно раздражает эго и ее необходимо во чтобы это ни стало подчинить себе. Реакция шизофреника на такие телесные ощущения типична. Развиваются ипохондрические идеи-галлюцинации; их цель - преодолеть и психически подчинить себе эти нарушения, которые эго воспринимает, как иарциссические травмы. В первой фазе болезни это осуществляется следующим образом: пациент стремится восстановить с помощью ипохондрических идей свое идеальное эго, которое, как ему кажется, он потерял. Эго впитывает болезненные органические нарушения, вызванные заблокированным либидо, и психически обрабатывает их; с одной стороны, это удовлетворяет потребность в наказании; с другой стороны, этим уравновешивается нарушенный нарциссизм эго. Все, что первоначально воспринималось, как нечто неприятное и чуждое, заставляет эго использовать синтетическую функцию, и в результате этого эго ассимилирует (в определенных условиях) то. что прежде отвергалось.

Ассимилирующая и связующая сила эго перерабатывает актуально-невротическое ядро не только при шизофренической ипохондрии, но и при любом другом неврозе. Сходным образом эго преобразует неврастенические симптомы в конверсионную истерию. Психические побуждения заставляют эго цепляться за физические ощущения неврастении, хотя те давно уже перестали существовать. Они формируют так называемое актуально-невротическое ядро конверсионной истерии, точно также, как ипохондрические ощущения формируют актуально-невротическое ядро шизофрении.


Нетрудно понять, каким образом это преобразует невроз тревоги в психоневроз (в фобию, в обссесивный невроз). Позже мы обсудим это более подробно. Таким образом, очевидно, что любой невроз связан с нарушениями в сексуальной жизни. Однако это не значит, что любое нарушение сексуальной жизни в самом широком смысле этого слова неизбежно приводит к неврозу.

На вопрос, почему не каждый человек заболевает актуальным неврозом, если в его сексуальной жизни происходят какие-то нарушения, можно ответить очень просто: реакция человека зависит от его предрасположенности. Некоторые могут выдерживать сексуальное напряжение очень долго, в то время как другие - совсем недолго. Это зависит от способности удерживать либидо, не вызывая при этом серьезных нарушений, или сублимировать его.

Глава 7 ТРЕВОГА

Тревога проявляется не только в неврозе тревоги. Она присутствует также в ипохондрии, в деперсонализации и, иногда, и в неврастении. Более того, она является составной частью любого психоневроза. При психоневрозе невротические симптомы часто занимают место тревоги или сопровождают ее. Симптомы соотносятся с тревогой следующим образом: когда появляются симптомы, тревога либо исчезает вовсе, либо становится менее интенсивной. Если пациент не может сдаться симптому, появляется тревога. Например, если пациент страдает компульсивным умыванием и ему не позволяют мыться, у него возникает тревога. Тревога справедливо считается одной из основных невротических проблем. Долгое время существовали сомнения, каково происхождение тревоги, психическое оно или физическое, и до сих пор еще нет единого мнения. Фрейд уже давно заметил, что соматический фактор играет важную роль при возникновении тревоги. Изучая невроз тревоги, он увидел связь между нарушениями разрядки сексуального возбуждения и возникающей после этого тревогой. Нет сомнений, что эта тревога представляет собой реакцию на сексуальную травму, поскольку сексуальное возбуждение, не сумевшее пойти по нормальному пути, было заменено тревогой. И после этого Фрейд сделал вывод, что либидо превращается в тревогу. Позднее он модифицировал эту точку зрения и решил, что либидо не может сразу превратиться в тревогу; тревога возникает в эго, в качестве реакции на нарушения в инстинктивной жизни. Не очень важно, какой из этих концепций вы придерживаетесь ведь и в той, и в другой говорится о нарушениях в инстинктивной жизни, а это и психическое, и физическое явление. Следовательно, тревога может быть вызвана психическими причинами или физическими; ее могут породить обе эти сферы одновременно.

Тревога и опасность

Тревогу пациента, страдающего от фобии можно рассматривать как противоположность органично выходящей тревоги при неврозе тревоги в чистой форме, тревога при фобии психически обусловлена. У пациентки, боявшейся играть на фортепьяно на публике, были веские причины для страха, но они оставались в бессознательном. Это похоже на тревожный сон. Сновидец чувствует тревогу, но психическую опасность, вызвавшую эту тревогу, он может воспринять только в замаскированной форме. Однако различия между фобией и тревожными сновидениями с одной стороны и объективной тревогой с другой, не так велики, как это может показаться на первый взгляд. Объективная тревога - это тревога, вызванная известной опасностью. Невротическая тревога вызвана неизвестной опасностью. При фобии


опасность с помощью проекции становится похожей на объективную опасность: внутренний источник тревоги трансформируется во внешний.

Тревота - это реакция на опасность. Но бегство тоже является реакцией на опасность. После того, как пациент, страдающий фобией, переместил внутреннюю опасность во внешний мир, он может попытаться убежать от нее. Но убежать можно только ненадолго, не навсегда, ведь, на самом деле, невозможно убежать от себя самого. Следовательно, пациент с фобией должен постоянно возводить все новые защитные сооружения, чтобы не подпустить к себе тревогу. Поскольку опасность скрывается внутри, он не может встретиться с ней, изменив реальность, он должен изменить себя и результатом этого является ограничение свободы его эго.

Таким образом, фобия при тревожной истерии - это реакция на тревогу, которая, в свою очередь, является реакцией на опасность Тут возникает вопрос: что же это за какая задача у тревоги?

опасность и

Тревога и аффект

На этот вопрос ответить не просто, но мы попробуем сделать все, что в наших силах



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: