Фрейд приписывает сексуальным стремлениям ид. Эросу, тенденцию объединяться с объектами с целью создания новой единицы Аналогичную тенденцию можно увидеть в эго, тенденцию, которая выражается в способности связывать,
а в эго
объединять, создавать. Однако у этой тенденции Эроса - сексуальные цели, сексуальное значение отсутствует.
Эго когда-то было частью ид, но, в ходе развития, отделилось от него и обособилось. Ид стремится не только к объединению с объектами, но и к воссоединению с эго. Ид всегда стремится воссоединиться с эго, и наоборот; другими словами, всегда существует тенденция уничтожить обособленность эго от ид, чтобы они могли слиться друг с другом. Эта тенденция заметна в сновидениях, при определенных психотических состояниях и при неврозах, когда подавленные части эго присоединяются к ид.
Когда эго и ид объединяются наступает полное нарциссическое удовлетворение. Судя по всему, это состояние доминирует в течение первого года жизни, когда между ид и эго существует полная гармония, эго выполняет то, что хочет ид. Когда ожидаемое удовлетворение не наступает, гармония нарушается.
Пока нет суперэго, отношения между эго и ид очень просты. С появлением суперэго эти отношения становятся более сложными, потому что эго вынуждено работать в разных направлениях. Во-первых, оно координирует автономные и разнообразные инстинкты ид и собирает их для объединенного действия (Эго не выносит противоречий.). Во-вторых, оно приводит стремления ид в соответствие с требованиями реальности. В-третьих, оно примиряет требования суперэго с требованиями ид и с требованиями реальности. Таким образом, эго играет роль посредника между разными частями личности, а также между личностью и внешним миром.
|
На основе материала, полученного при психоаналитическом лечении, можно сделать вывод, что первое ощутимое проявление функций эго - это суперэго. Суперэго - наследник эдипова комплекса. Эдипов комплекс состоит из определенных отношений между родителями и ребенком. В результате преодоления эдипова комплекса, суперэго замещает его объекты (отца и мать); то есть отношение к объектам из внешнего мира вызывает перемену в эго. Эго ассимилирует психических представителей этих объектов и удерживает их чувствами и аффектами, связанными с ними. Затем эго создает - из бесконечного количества восприятии, впечатлений, чувств, из эмоциональных образов объектов - новую и, при определенных условиях, независимую структуру, которую мы называем «суперэго». Этот новый психический механизм формируется благодаря ассимиляции и интеграции огромного количества следов, оставленных в эго внешними и внутренними раздражителями. В ходе ассимиляции и интеграции эго приводит в действие функцию, которую мы называем синтетической. Таким образом, синтетическая функция эго проявляется в ассимиляции внутренних и внешних элементов, в примирении конфликтующих идей, в объединении противоположностей и в ментальном творчестве.
Еще одним проявлением синтетической функции эго является потребность объяснять причины, которая, в самом примитивном виде, существует даже до формирования суперэго. Эта потребность - не инстинкт, но она обладает инстинктивной принуждающей силой. Я не собираюсь углубляться в эту проблему, потому что проблема причинности принадлежит к области философии. Мы поговорим о потребности находить причину, о психологической проблеме, о потребности связывать два факта таким образом, чтобы второй определялся первым. Силу этой потребности пожалуй лучше всего можно проиллюстрировать постгипнотическим внушением. Гипнотизируемому был дан приказ пойти в угол комнаты, взять зонтик, который там стоял и открыть его через пять минут после того, как он выйдет из гипнотического транса. Когда он выполнил этот приказ, его спросили, почему он раскрыл зонтик. Он ответил: «Потому что идет дождь.» (На самом деле никакого дождя не было.)
|
Потребности найти причину настолько сильна, что когда нет никакой причины, ее выдумывают.
Стремление связать цепь событий так, что последнее звено определялось первым, - это корень причинно-следственного мышления. Этот процесс несомненно относится к подсознательной психической деятельности. Если «причинно-следственная» связь оказывается иллюзией и не соответствует реальности, тогда этот процесс называется рационализацией. Похоже, что рационализация в состоянии бодрствования соответствует вторичному усложнению сновидения. Вторичное усложнение сглаживает слишком яркие конфликты, заполняет пустоты и придает нелогичным ментальным процессам сновидения приемлемый вид. Если работа сновидений не сумела замаскировать латентные мысли сновидения, это делает вторичное усложнение и оно же придает проявленному сновидению относительно логичный вид. Когда подавление не дает результатов (например, при шизофрении), когда подавленный материал входит прямо в сознание, сразу же возникает рационализация. Поскольку это, в соответствие со своей тенденцией объединять и связывать, не выносит противоречий, оно немедленно выстраивает «причинно-следственную» связь между вещами или идеями, которые не имеют друг к другу никакого отношения. Рационализация, которая при психозах принимает форму галлюцинаций, заполняет провал в мыслительной деятельностью, вызванный расщеплением эго. (Эго не может допустить, чтобы в сознании существовали пустоты.). Чем моложе человек, чем менее он логичен, чем он примитивнее или чем больше он болен, тем скорее он находит «причины».
|
Как уже отмечалось, потребность найти причину так сильна, словно является производной от инстинктов. Она проявляется в детстве в форме любопытства. Вначале ребенок спрашивает о том, откуда берутся предметы и больше всего о том, откуда берутся люди. Позднее, если ребенок не запуган, он начинает спрашивать о различиях полов. Любопытством ребенка, на самом деле, движет сексуальный инстинкт. Возникает искушение рассматривать инфантильное любопытство как инстинктивный компонент. Сексуальные инстинкты - это проявления Эроса, который представляет собой все инстинкты жизни. Их цель - объединение двух существ для создания нового существа. Необходимость искать причины в физическом мире, потребность найти причину, скорее всего, аналогична творческой функции Эроса. (Когда люди соединяются, создается новое существо; когда исследователь находит причину явления, он часто может открыть заново само явление.)
И созидательность Эроса, и потребность эго найти причину стремятся соединить два звена, чтобы создать нечто новое; однако, один процесс является проявлением ид, а другой - эго. Можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что потребность найти причину - это Эрос, сублимированный в эго. То, что проявляется в ид как тенденция к объединению двух существ, в эго тоже проявляется как тенденция к объединению, но не объектов, а идей, мыслей и воспоминаний. Пока тенденция к синтезу остается в ид, она носит сексуальную окраску; входя в эго, она сублимируется, и одним из ее проявлений становится потребность найти причину. В общем и целом, синтетическая функция эго представляет собой принцип высшей ментальной жизни.
Тенденция эго к объединению, связыванию и творчеству, включает в себя также тенденцию к упрощению, обобщению, интерпретации и, в конце концов, к пониманию. При шизофрении бессвязные, даже противоречивые идеи связаны между собой, и именно поэтому мышление пациентов-шизофреников кажется таким пестрым. Пациенты пытаются избегнуть хаоса, в которым они находятся, формируя единую картину жизни, в которой нет противоречий. Обобщая, они пытаются сгладить противоречия; они
смешивают следы-воспоминания с реальным восприятием и создают новую Weltanshauung (философию жизни), приспособленную к их специфическим психологическим потребностям. На самом деле, это философия отстраненного ума: отстраненного от реальности. Они истолковывают мир по-своему и удовлетворяют свою потребность «понять» мир, которое дает им определенное удовлетворение и иногда заметно снижает уровень тревоги, как правило, их философия жизни, в сущности, космологична, основана на проблеме происхождения человека; мир, который они потеряли, возрождается, воссоздается в уме с помощью синтеза. Проблема происхождения человека, таким образом, обобщается и сводится к простой формуле, к идее создания целого мира.
Тенденция к упрощению и обобщению, к интеграции и тому подобному. показывает, что синтетическая функция эго подчиняется экономическому принципу, который заставляет эго экономить усилия. В ид психическая энергия течет свободно, там царит хаос; попадая в эго, эта энергия превращается в направленную энергию, так что содержания эго становятся стабильными и последовательными. В ид царит хаос, а в эго - порядок: первичный процесс ид заменятся вторичным процессом эго, бессознательные идеи ид в эго отчасти становятся подсознательным, и теперь синтетическая функция может их обуздать. Таким образом синтез не только объединяет все части личности, но и привносит в функционирование эго упрощение и экономию.
Чем младше ребенок, чем примитивнее взрослый, чем меньше интегрировано его эго, тем легче он переносит противоречия. Чем выше уровень ментального развития, чем более интегрировано эго, тем больше оно стремится к объединению. Синтетическая функция пропадает, когда личность полностью распадается, как это бывает при психозах. Однако, когда целостность эго находится под угрозой, но некоторое количество конструктивной энергии все еще доступно (как при параноидальных формах шизофрении), синтетическая функция эго чрезмерно стимулируется; все без разбора соединяется и перемешивается, систематизируется, и в конечном результате возникают галлюцинации. Синтетическая функция эго вырастает до необычных размеров. (Обобщение, упрощение и систематизация шизофренических идей напоминают некий философский Weltanschauung.).
При рассмотрении параноидальных галлюцинаций создается впечатление, что они представляют собой не только попытку воссоздания реальности, но и попытку сублимации. Фактически, художественное, научное и социальное творчество, то есть сублимация, зависит от правильного функционирования эго-синтеза. Признаки сублимации можно заметить в очень раннем возрасте. Например, приучаясь к чистоплотности, ребенок отказывается от прямого удовлетворения инстинктов ради более высокой цели (любви матери). Однако полная сублимация не наступает до тех пор, пока не будет преодолен эдипов комплекс и не сформируется суперэго. Из либидозных отношений с объектами внешнего мира развиваются нелибидозные отношения, например, моральные и социальные чувства; эти новые чувства синтезируются из чувств эдипова комплекса.
То, как одна женщина выбирала профессию, может служить примером сублимации: чтобы изучать медицину ей пришлось преодолеть сопротивление своего отца, который сам был врачом. Отучившись один год, она вышла замуж. Хотя она с энтузиазмом изучала медицину и прекрасно сдала экзамены, она решила бросить изучение медицины после замужества. Однако, вначале она пыталась убедить своего мужа, изучавшего другой предмет, переключиться на изучение медицины. Цепь ее мыслей показывает, почему она решила отказаться от профессии, которую выбрала по
собственной воле: если ее муж станет врачом, ей самой не придется становиться врачом, поскольку окольным путем, через профессию своего мужа, она сможет поддерживать единственную оставшуюся связь со своим отцом. Сублимация произошла здесь почти также, как она происходит при формировании суперэго: это поглощает либидозный объект и сопровождающие его инстинкты, с помощью идентификации отказывается от объекта и переводит инстинкт на другую цель. Эго объединяет объект и инстинкт, объект становится бессознательной идеей, цели инстинкта меняются и он превращается в десексуалиэированную психическую энергию. У нашей пациентки эта энергия разряжалась сначала в учебе, а потом в профессии. Когда она поняла, что объект не может обеспечить прямую разрядку ее инстинкта, она решила покончить с сублимацией.
Очевидно, что этим далеко не исчерпывается проблема синтеза в целом и сублимации в частности.
Главная задача синтетической функции " служить посредником во внутренних конфликтах. Попытка покончить с конфликтом может выразиться в сублимации, в перемене характера, в неврозе или в психозе. Некоторые из этих вариантов мы еще будет обсуждать в дальнейшем.
В заключение следует подчеркнуть, что эго, развившееся из ид, во всех своих формах насыщенно не только производными от либидо, но и производными от агрессии. Производные от либидо проявляются в конструктивной синтетической функции, которая толкает личность к гармоничному единению и творчеству в самом широком смысле