Экономический анализ
Методические указания
по выполнению контрольной работы
для студентов по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное
управление», «Экономика»
Череповец
Составитель: Дресвянникова Г.С., доцент кафедры экономики и управления
Общие положения
Контрольная работа по дисциплине "Экономический анализ" для студентов заочной
формы обучения выполнена в соответствии с учебным планом направлений Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика»
Целью контрольной работы является закрепление и углубление знаний, полученных при изучении дисциплины посредством решения конкретных задач, изучения рекомендуемой учебной, методической и научной литературы.
Контрольная работа предусматривают проработку студентом самостоятельных контрольных заданий по следующим темам:
Тема № 1 «Анализ производства и реализации продукции».
Тема № 2. «Анализ использования основных средств».
Тема № 3. «Анализ использования материальных ресурсов
Тема № 4.»Анализ использования трудовых ресурсов»
Контрольные задания предусматривают 30 вариантов их выполнения; выбор своего варианта студент осуществляет по списку группы.
Перед выполнением контрольных заданий студент должен по литературным источникам ознакомиться с рядом программных вопросов, подлежащих изучению по дисциплине "Экономический анализ":
Требования к оформлению контрольной работы
Контрольная работа должна быть выполнена на сброшюрованных листах белой бумаги формата 210х290. Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ и содержать следующие реквизиты:
|
· наименование учебного заведения;
· наименование дисциплины и выполненной по ней работы;
· ФИО студента, курс, группа, специальность, шифр зачетной книжки.
Желательна подготовка работы на персональном компьютере в текстовом редакторе WORD для WINDOWS с последующей распечаткой. Для набора основного текста необходимо создать соответствующий стиль и включить автоматический перенос слов. Стиль оформления основного текста должен содержать следующие установки.
Шрифт – кегль 14, гарнитура «Tаймс».
Межстрочный интервал – 1,5.
Интервал между словами – 1 знак.
Абзацный отступ – 1,25.
Выравнивание по ширине.
Перенос автоматический «Сервис – Язык - Расстановка переноса».
Поля: верхнее – 25 мм; нижнее – 25 мм; левое – 25 мм; правое – 25 мм.
Страницы контрольной работы должны иметь сквозную нумерацию, причем титульный лист является первой страницей (не нумеруется). Нумерация производится внизу по центру страницы.
Все таблицы, рисунки, формулы должны быть пронумерованы в соответствии с требованиями ГОСТ.
В конце контрольной работы указывается список использованной учебной, нормативной и справочной литературы, а также дата и личная подпись студента.
Задания контрольной работы
Тема № 1 «Анализ производства и реализации продукции».
Контрольное задание 1.1. Анализ рынка и рыночной коньюнктуры
Задача 1. Необходимо построить матрицу БКГ, определить ее центральные положения, разместить продукты на матрице, определить их стратегию и общую стратегию предприятия. Выбор исходных данных для каждого варианта расчета (включая объем реализации в 2007 и 2008 гг. и доли рынка предприятия и конкурента в 2008 г. по каждому продукту) производится на основе табл. 1-2.
|
Таблица 1
Объем реализации предприятия, д.е.
Вариант | Год | Стратегическая единица бизнеса (СЕБ) | ||||||||
Таблица 2
|
Доля рынка в 2008 г. (%)
Вариант | Стратегическая единица бизнеса (СЕБ) | |||||||||||||||||
Пр | К | Пр | К | Пр | К | Пр | К | Пр | К | Пр | К | Пр | К | Пр | К | ПР | К | |
Примечание. Пр - предприятие; К - конкурент.
Методические указания
Матрица БКГ строится на основе расчёта показателей коэффициента темпов роста (Ктр) как отношение объема реализации каждой СЕБ за 2008г. к объёму реализации за 200г и относительной доли рынка для каждой СЕБ (Дотн), определяемой как отношение доли рынка предприятия (Пр) к доли рынка конкурента (К) Матрица делится на 4 сектора горизонтальной линией проведенной на уровне Ктр =0,8 и вертикальной линией на уровне (½ MAX Дотн) для СЕБ. Диаметр круга, обозначающего СЕБ равен в масштабе доле каждой СЕБ в общем объеме реализации предприятия в %
Пример формирования продуктовой стратегии предприятия
Показатели продуктового портфеля турфирмы «LA-America Latina» приведены в табл. Рассчитанные величины ТРР, ОДР и ДЛ, необходимые для построения матрицы БКГ, занесены в табл. 3. Строится матрица БКГ, определяется положение центральных линий матрицы и устанавливается положение каждой услуги (СЕБ) в виде круга с цифрой на матрице (рис. 1).
Таблица 3
Исходные данные для построения матрицы БКГ
СЕБ | Показатель | |||
Темпы роста рынка | Относительная доля рынка | Доля СЭБ в общем объеме реализации, % | Место СЭБ по объему реализации, ед. | |
1,05 | 3,31 | 9,4 | ||
1,55 | 2,25 | 10,1 | ||
0,77 | 4,8 | |||
1,08 | 2,6 | 6,7 | ||
1,5 | 2,33 | 4,3 | ||
1,58 | 1,71 | 4,6 | ||
0,64 | 0,28 | 8,7 | ||
1,18 | 0,5 | 7,7 | ||
1,06 | 0,57 | 8,4 | ||
1,23 | 3,42 | 5,1 | ||
1,62 | 2,33 | 8,2 | ||
1,09 | 2,04 | 11,6 | ||
0,76 | 2,2 | 4,6 | ||
1,26 | 2,66 | 5,8 |
Матрица БКГ
Рис. Матрица БКГ фактического состояния